Четыре ковчега

Протоиерей Сергий Лепин

54930_originalГлавной святыней еврейского народа (ныне утерянной) являлся Ковчег Завета – этакий переносной ящик, в котором хранились Скрижали Завета с Десятью заповедями (см.: Втор. 10:2), а также посох Аарона и сосуд с манной(см.: Евр. 9:4). Ковчег Завета являлся не просто символом, а реальным указанием на присутствие Бога в стане Израиля, а также свидетельством союза между Богом и еврейским народом (см.: Исх. 25:22, 2Пар. 6:41).

На днях я перечитывал те места Писания, в которых описываются физические размеры и конструкция этой таинственной реликвии. Сейчас я поделюсь c вами некоторыми своими мысли, которые возникли у меня в связи с этим…

Сам ковчег был изготовлен из акации (ситтим) – очень твердой и устойчивой породы дерева – и был щедро обит чистым золотом изнутри и снаружи и имел своими размерами 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту.

Локоть – забавная своей относительностью мера длины: чуть ли не у каждого народа она своя (видать, оттого, что или руки у всех разные, или способ измерения отличался, или формула исчисления средних показателей варьировалась). У евреев в эпоху Второго Храма локти были двух видов: 40 и 48 см. Некоторые источники говорят, что локоть мог быть равным и 51 см. Итак, получается, что размер Ковчега Заветы был равен: ок. 67±7 см в высоту и ширину, и ок. 112±12 см в длину. Не так уж много! Но идем дальше.

К Ковчегу для переноски были приделаны кольца (из золота – никакого силумина!), в которые продевались обитые золотом шесты из акации длиной в 7 или 10 локтей…

Сверху Ковчег накрывался особой крышкой – и она была, как вы уже догадались, из чистого золота толщиной в тефах – т.е., в четыре пальца. В этом факте, если хотите, можно усомниться – у святых отцов этого нет, данные взяты из Талмуда (Сукка, 5а), притом оспаривались некоторомыи иудеями, которые, например, думали, что речь идет «всего лишь» о толщине в пальца полтора…

На крышке Ковчега были установлены два литых золотых херувима. Мидраш каким-то образом отождествляет двух херувимов на крышке с двумя херувимами, сооруженными Соломоном. Если мы откроем 6 главу 3 книги Царств, то мы не сможем не поразиться размерам последних: высота каждого херувима была 10 локтей, каждое крыло было по 5 локтей, от кончика одного крыла до кончика другого крыла одного херувима было 10 локтей. «Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного [одной] стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом» — т.е. общий размах получался 20 локтей (~10 метров)! Это совсем не то, что мы привыкли видеть на картинках в Детской Библии.

Смотрите. Две фигуры херувимов такого размера как-то сложно расставить на площади крышки 2,5 на 1,5 локтя и даже просто вписать в размеры Святая Святых Соломонова Храма. Как это можно объяснить? Наши отцы не особо интересовались такими мелочами. Но Талмуд, опять же, в одном месте объясняет это предположением о том, что, якобы, Ковчег чудесным образом не занимал никакого места. (Мегила 10б) — т.е, получается, что по отдельности все элементы системы имели привычные физические параметры, но их сочетание, вероятно, происходило в некоем качественном пространственно-временном изменении или само производило таковое.

Обычно Ковчег Завета святые Отцы понимали как прообраз Богородицы, Которая, вместив Невместимого, вошла во Второй Храм (Святая Святых которого, напомню, было пустым) и стала истинным Ковчегом (Кивотом) Нового Завета — договора со всеми народами. Она – свидетель того, что Бог живет не в «золотом ящике» (что бы мы под ним ни понимали), а в человеке, согласно этому завету-договору. В литургических текстах эта мысль не редка, более того, в богослужении праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы — это едва ли не стержневая мысль. Даст Бог, мы как-нибудь поговорим об этом отдельно.

Но не показалось ли Вам, что Ковчег, будучи знамением «крови Завета» (см. Исх.24:8, Зах.9:11, является и прообразом Креста Господня – знамения Нового Завета в Крови Иисуса Христа? Чтобы вам проще было уловить сущность моей аналогии, я укажу еще пару-тройку деталей.

Иудейское предание утверждает, что Ковчег был трехчастным (состоял из трех ларцов), но согласно уже святоотеческому преданию, Крест также был трехчастным: столб Креста был сделан из кипариса; перекладина, к которой были прибиты руки Христа, была сделана из певга (сосны); нижняя поперечная перекладина, на которой стояли ноги Иисуса Христа, была сделана из кедра – все это во исполнение слов пророка Исайи: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13).

Обращаю ваше внимание на оригинальное название покрывающей Ковчег крышки — капорет, ивр. ‏כפורת‏‎, букв. «искупление» или «очищение». Несомненно, поскольку все жертвы Ветхого Завета являлись прообразом Жертвы Нового Завета, то и все разговоры об искуплении в Законе Моисея суть лишь прообраз будущих благ, ставших доступными нам через Крест Господень. Именно об этом и говорит нам апостол следующим образом:

«При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:6-15).

А теперь давайте обратим внимание на предполагаемый вес всей конструкции Ковчега Завета. Учтите, что золото – один из тяжелейших металлов, превосходящий по массе даже свинец! Как же евреи носили Ковчег Завета? Опять же, талмудисты осознают проблему и в поисках ее решения делают следующее предположение: Ковчег «сам нес тех, кто нес его». Они также говорят о том, что перед процессией изменялся ландшафт: опускались горы, выравнивались рвы, расступались воды и пр. – т.е., с Ковчегом «проходимость» евреев только увеличивалась. Образ «ковчегоношения» — прекрасная метафора нашего крестоношения, не так ли?

Крест Христов – Жертвенник нашего искупления, на котором излилась Кровь Спасителя, он есть Очищение, дарованное всем народам в Новом Завете, Он – Ковчег, знаменующий Присутствие Бога с нами в Его вечных обетах. А две фигуры херувимов — протоикона Голгофы и, возможно, аллюзия на Ин.20.12, где говорится о двух ангелах, седящих на месте, где лежало тело Иисуса…

И крест на наших плечах есть не просто «вздох угнетенной твари» — это наша личная возможность, сораспявшись Христу, принести в жертву Богу свое сокрушенное и смиренное сердце, которое Он не отвергнет (Пс.50:19). Возможность наследовать жизнь вечную и стать сопричастником будущих благ. Возможность быть святым Божьим и новым творением. Скажем проще: Крест и крест – это просто ВОЗМОЖНОСТЬ. А это значит, в определенном смысле, что это не мы несем крест, а он несет нас — как еще один ковчег, Ноев: сквозь бушующие воды потопа и смерти.

P.S. [спасибо читателям за подсказку] «Неограниченная сила Божия живет в кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге, которому народ поклонялся с великим благоговением и страхом, — жила, совершая в нем чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом (см.: Чис 10, 35-36), то есть кто смотрел на него в страхе, как бы на Самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нем… Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в этом поклоняемом образе креста, который почитается нами в великом сознании присутствия Божия… Ибо Шехина Божия жила в нем — та самая, что живет теперь в кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в крест» (преп. Исаак Сирин, «О созерцании тайны креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой форме, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; и как совокупность этого несет в себе всесильный крест», цит по: http://pravoslavie.by/page_book/krest-hristov

Просмотрено: 65 раз.

Рекомендуем

Международная научно-практическая конференция «Государство, общество и Церковь в истории Беларуси»

3.

12-13 октября 2017 г. Белорусская Православная Церковь совместно с НАН Беларуси проводят научную конференцию, приуроченную к 500-летию издания Франциском Скориной печатной Библии и 300-летию со дня рождения святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского.

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

4

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).