ИНТЕРВЬЮ: «700 лет Новогрудской епархии и 25 лет ее возрождения»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

В нынешнем году Новогрудская епархия празднует 700-летний юбилей со времени создания и 25-летие своего возрождения. Двадцать один год управляет епархией архиепископ Новогрудский и Слонимский ГУРИЙ. О духовной жизни на протяжении веков в этом западном крае Белой Руси наша беседа сегодня с ректором Минской духовной семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.

— Новогрудок — очень древняя кафедра, когда-то он был столицей Великого Княжества Литовского. И, возглавляя ее, Ваше Высокопреосвященство, ощущаете ли Вы эту глубину времен?

— Новогрудская земля действительно очень древняя, многострадальная, отмеченная, я бы сказал, особым Промыслом Божиим. Будучи столицей Великого Княжества Литовского, Новогрудок являлся центром духовной жизни Западной Руси. Уже в XII веке здесь возвышался православный храм, который через два столетия стал кафедральным собором Литовско-Новоградской митрополии Константинопольского Патриархата.

Представьте себе, что в 1568 году в этом небольшом городке действовало десять православных церквей! А еще через двадцать семь лет Новогрудок получил официальный герб с изображением святого Архангела Михаила. Миновали столетия, много разных событий произошло, но и сквозь века, безусловно, чувствуется намоленность и святость этой земли.

— Свято-Елисеевский монастырь, Владыко, находится недалеко от Новогрудка. Еще в XIII веке он стал оплотом православия. Немало в нем было желающих послужить Богу в ангельском чине…

— По историческим сведениям, около 1225 года монастырь основал преподобный Елисей. Со временем обитель стала лаврой, а преподобный Елисей — первым настоятелем. При этом монастырь превратился не только в оплот православия, но и в центр летописания.

Около 1329 года для Лавришевского монастыря был создан памятник белорусского книгописания — рукописное Евангелие, которое хранится сейчас в библиотеке имени Чарторижских в Кракове.

Примерно около 1530 года монастырь был разорен, как предполагают историки, татарами, затем в конце XVI века возродился и вскоре был захвачен униатами.

Во время Первой мировой войны все постройки и храм едва возродившегося вновь в начале столетия монастыря были разрушены до основания. И только в наше время, в апреле 1997 года, начались работы по сооружению кирпичного церковного здания, а через год был уже, милостью Божией, освящен храм в честь преподобного Елисея Лавришевского. При нем появился приход, преобразованный через девять лет в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь.

Что касается всей епархии, то о ней много интересных и душеполезных сведений из тех далеких времен дошло до наших дней.

Так, например, в XI веке уже существовал храм в центре местечка Мир, а приблизительно в середине XVI столетия на его месте была воздвигнута новая церковь из кирпича и булыжного камня, которая сохранилась и поныне.

Деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского в Щорсах упоминается под 1386 годом. В ней находилась местночтимая чудотворная икона святого великомученика Димитрия. Предание гласит, что возведен храм был по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтовичей святому великомученику Димитрию в благодарность за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами.

В 1508 году в г. Дятлово великим князем Константином Острожским был заложен храм святого великомученика Георгия Победоносца, а в 1586 году — храм в с. Переволока Слонимского района. Исторические сведения о многих церквях далеких тех времен остались, но, к сожалению, беспощадное время некоторые не сохранило вообще, иные — в их первозданном виде.

— Во многом, Ваше Высокопреосвященство, этому способствовали и униаты…

— Да, в конце XVI века на землях Белой Руси стали насильственно насаждать унию с римо-католической церковью, и тогда Литовско-Новоградская православная кафедра фактически прекратила свое существование.

По жестокости униатский период можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. Целые приходы переводили в унию под угрозой физического уничтожения, отбирались монастыри, храмы, одни из них переделывались под униатские, а многие и вовсе разрушались — так веру православную старались стереть из народного сознания.

И все же православие выстояло! Сегодня, слава Богу, открыты церкви, возродилась духовная жизнь, у каждого есть возможность открыто молиться, бывать на Богослужениях.

Кроме того, принято Соглашение о сотрудничестве государства с Белорусской Православной Церковью. А это значит, что духовно-нравственное здоровье народа стало нашей общей задачей. Ведь чтобы у страны было будущее, нужно вырастить достойное поколение. Приказами и насильственными мерами человека не воспитаешь. Только заложив в нем духовно-нравственные основы с раннего детства, можно воспитать достойного гражданина и хорошего семьянина.

— При советской власти и священники, и миряне мечтали о том времени, когда людям можно будет открыто бывать в храме, молиться. Хотя, как это ни удивительно, даже немцы этого не запрещали в годы Великой Отечественной войны.

— Ничего удивительного в этом нет. Таким образом немецкая власть рассчитывала завоевать симпатии народа. Потому и разрешала совершать Богослужения, исполнять пастырские обязанности, отстраивать и благоукрашать храмы. Но в то же время оккупанты жестоко расправлялись с неугодными священнослужителями.

Например, в 1943 году в застенках гестапо принял мученическую кончину клирик Спасо-Преображенского собора г. Слонима священник Василий Малишевский. И в том же году в концлагере Колдычево под Барановичами был зверски замучен вместе с супругой за оказание помощи партизанам настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Ятра Новогрудского района священник Борис Кирик. Много таких имен еще можно назвать: кто принял мученическую смерть от немцев, а кто и от большевиков-партизан за веру православную.

После войны советская власть постепенно стала было менять отношение к Церкви, но в хрущевский период опять начались гонения. Православные храмы снимались с регистрации, закрывались, осквернялись. Так, в Слониме был взорван величественный Спасо-Преображенский собор, а в Новогрудке Свято-Борисо-Глебский собор переоборудован в архивное учреждение.

Духовенство облагали непосильными налогами, запугивали, лишали крова, отправляли в тюрьмы. Для верующих тяжкие это были времена.

— Но всех, Владыко, запугать не получилось. Многие прихожане насмерть стояли за веру.

— Это правда. В той же Суринке Слонимского района селяне двадцать восемь лет вели борьбу за сохранение своего храма. Власти уже и настоятеля сняли, и всячески пытались отвадить прихожан от церкви, пытаясь превратить ее в склад. Но люди действительно встали насмерть, день и ночь молились, защищали свою святыню. И так до самого официального открытия церкви в 1988 году суринцы оберегали свой храм, не позволяя богоборцам даже приблизиться к нему.

А уже с 1988 года государство позволило возрождать церковную жизнь, потому и празднуем мы ныне возрождение епархии.

— Будучи управляющим епархией, что Вы ставите в основу своего служения?

— Конечно же, духовную жизнь, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Как ни прискорбно, но наше общество находится в постоянном информационном потоке, который засоряет правильное восприятие жизни. И вот для того, чтобы этот мусор нас, в том числе и детей, не поглотил полностью, нужно противостоять ему, проповедовать Слово Божие.

Каждому православному христианину следует обязательно читать Евангелие, ибо это и есть Слово Божие, обращенное к человеку. Более того, это есть тот самый Божественный Закон, которому мы должны следовать, если хотим в жизни вечной быть с Богом. Слово Божие, как меч, проникает сквозь сердце, достигает самой глубины и дает ту вечную, живую воду, которую Господь обещал самарянке.

Конечно, нелегко бывает человеку перестроиться, переменить ход мыслей и образ жизни, так как он привык к определенному укладу, удобствам. Но здесь очень важно понимать: только воцерковленность помогает познать Слово Божие, чтобы остаться самим собой, только она способна уберечь от многих стрессов современной жизни.

Храните веру в сердце, дорогие мои, старайтесь возвыситься над суетой и чаще поднимайте глаза к Небу. Не забывайте Бога, и Он вас никогда не оставит.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

 26.10.2017

Просмотрено: 20 раз.

Рекомендуем

Международная научно-практическая конференция «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

Минская духовная семинария 6-7 декабря 2017 года проводит международную научно-практическую конференцию «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).