ИНТЕРВЬЮ: «Как обрести радость жизни: о сути страданий, почему возникают смертная тоска и потеря жизненного интереса»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

180На XXIII международной конференции Фонда единства православных народов, которая состоялась в конце марта в Германии, отмечалось, что у населения западноевропейских стран в последнее время возрос уровень тревоги, тоски, утраты смысла жизни и, как следствие, увеличилось число самоубийств. Может быть, не в такой степени, но эта проблема затрагивает и нас. О сути страданий душевных и телесных, о том, как избавиться от смертной тоски и чувства неудовлетворенности, мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

— Пока христианский мир празднует торжество жизни над смертью, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, в Нидерландах, например, врачи уже не справляются удовлетворять запросы на эвтаназию. Да и во всем мире катастрофически растет число самоубийств. В чем коренная причина этого, Высокопреосвященнейший Владыко?

— К сожалению, среди желающих уйти из жизни теперь уже много не только неизлечимо больных, но и просто «чувствующих тоску и утративших смысл жизни», как заявляют эксперты.

Почему так происходит? Потому что во многих европейских странах подверглись забвению жизненно важные традиционные структуры, такие как семья и церковь, извратилось понимание чистоты отношений, а значит, и смысла жизни. Человек все больше забывает о Боге, и, удаляясь от Источника Жизни, он, как творение Божие, естественно начинает чувствовать страшную тоску и неудовлетворенность. В этом новом состоянии ему думается, что смерть прекратит боль, избавит от всех проблем. Но это, конечно же, не так.

Воспитанные на материалистической идеологии, многие забыли очевидные вещи: как бы ни страдало тело, душа продолжает жить и развиваться по своим законам. Отвергнуть Божий дар — страшный и непрощаемый грех, грех против Любви, которая есть Бог.

Мне уже приходилось говорить об этом читателям: страшный и главный обман сатаны состоит в том, что под видом покоя и блаженства он толкает человека к вечным мучениям. Ангелы в ужасе содрогаются, видя такое великое крушение Божия создания и падение его в страшную черную пустоту, в бездну вечных мучений.

Самоубийство — это логический итог грехопадения, предел человеческого своеволия. Суть адских мучений состоит в том, что самоубийца попрал Крест, Богом ему данный как целительное средство от боли и муки его своевольной души.

Иногда люди накладывают на себя руки при неизлечимой болезни, жутких физических страданиях, но тяжесть греха от этого не становится меньше. Если послал Бог болезнь, значит, даст и силы претерпеть до конца, только просить Его нужно об этом в молитвах. Страданиями очищается душа, и часто на пороге Вечности они даются ей во искупление грехов.

Нередко люди невоцерковленные во время тяжкой болезни как бы находят себя — начинают видеть мир более духовно. И потом славословят Бога за этот целительный дар боли, даже если недуг неизлечим.

Людям же духовно зрелым страдания помогают достичь своих высших состояний, и, пребывая на этой высоте, они способны утешать и поддерживать множество страждущих душ.

— Многие не согласятся с Вами, Владыко, будучи уверены, что уж страданий и тяжких болезней они точно не заслужили и не для того создал их Господь.

— Конечно, Бог создал нас совсем не для страданий. Намерение Отца нашего было не в том, чтобы всех наказать и отправить в ад, а совсем в противоположном — чтобы каждый из нас достиг духовного совершенства и земная жизнь стала лишь подготовительным периодом к вечному блаженству с Ним.

Зло и горести вокруг нас созданы не Богом, а человеком, который Богу противится. Поэтому по воле нашей страдания неизбежны в сей жизни. Еще никому на земле не удалось от них уйти.

Но к скорбям можно относиться по-разному. Надо учиться страдать достойно. В этом искусство земного бытия. Страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, оно пробуждает дух человека. Молитвой лечатся тяжелые и мучительные скорби, это прямое общение между человеком и Господом, духовным и невидимым миром. Молитва — это мольба о помощи Тому, Кто зовет к Себе через страдания.

В нашей с вами жизни есть только два пути: один — греха и смерти, другой — путь жизни. Главное — в выборе не ошибиться.

— Исповедуя прихожан, Ваше Высокопреосвященство, я замечаю, что многие утратили радость жизни, все больше людей испытывает недовольство…

— Неудовлетворенность жизнью, утрата веры, апатия, уныние, гордость, потакание властным амбициям, забвение принципов морали — характерные черты нашего времени. Отсюда наше нездоровье — духовное и, соответственно, физическое.

Это общая беда наша. И причина ее — в сугубо материалистическом понимании жизни, желании отыскать свою долю счастья исключительно в области земных благ. Будучи уверенными, что этого заслуживают, многие, не получив желаемого, начинают жаловаться на судьбу, злобиться и винить всех подряд, создавая общую атмосферу недовольства, отравляя свою и чужую жизнь.

Азартная борьба за материальное благополучие, которая особенно обострилась в наши дни, неизбежно порождает алчность, зависть к тем, кто сумел обеспечить себе теплое место под солнцем. Только вот и те, и другие несчастны.

Добравшиеся до материального изобилия, более «успешные» с досадным разочарованием обнаруживают, что все достигнутое вовсе не так заманчиво, как казалось, ибо не дает спокойно спать борьба за удержание достигнутого, а также злоба и зависть окружающих.

Царь Соломон молился Богу: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне (Притч. 30:8). Богатство, как и нищета, — это пресс, который давит на человеческую душу, исполняя ее постоянной тревоги. Чаще всего в богатых семьях царит эгоизм, атрофируется чувство сострадания, сердца каменеют и о милосердии, добрых делах там, как правило, забывают.

— Так ведь, Владыко, что получается: опасно быть богатым? Богатство часто виновато в наших бедах, вредит душе и отравляет жизнь?

— Не богатство следует винить, а пристрастие к нему. Вот потому преподобный Макарий Оптинский и советовал чадам: «Избегай пристрастия к богатству и надежды на него, также излишества в пространстве и роскоши; но живи, сообразуясь со своими немощами, благодари Бога, даровавшего тебе обеспечение жизни, и смиряй свои помыслы».

Припомним одну из дивных притчей Спасителя о тщете богатства и о том, как неразумно и недостойно человека делать стремление к нему главной целью своей жизни.

 «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16—21).

Какое же богатство накопили мы с вами, дорогие читатели, в Небесном банке, где ни тля его не подточит, ни моль не истребит? Помните: это единственный банк, который никогда не обанкротится, и ваш духовный капитал останется в нем неприкосновенным.

Бывая в церкви на Богослужениях, можно почувствовать дыхание Вечности, тонкую грань миров. Ни один человек не знает, что ждет его через минуту, час, день, поэтому всегда нужно быть готовым к уходу из земной жизни, спешить делать добро, проявлять милосердие к людям.

— Великий урок и наглядная проповедь для верующих о сущности нравственной христианской жизни — Святая Евхаристия, когда человек не символически, а реально соединяется со Христом Богом.

— Святые дары — это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. При некоторых духовных болезнях таинство Причащения является наиболее действенным врачевством.

Само название Евхаристии означает в переводе с греческого «благодарение». И если мы плачемся, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна, это происходит от того, что мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, будто Бог нам чего-то недодал.

На самом же деле мы получили от Господа несметные сокровища: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Него все красоты сотворенного мира — нашу удивительно прекрасную природу, моря, горы, небо.

Давайте же учиться благодарности! Давайте все житейские тяготы, болезни и страдания воспринимать как Богом данный крест, повторяя вслед за святителем Иоанном Златоустом: слава Богу за все! Тогда обязательно вернется радость жизни, она обретет смысл, и Господь щедро изольет Свою благодать на нашу землю и на всех нас.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

27.04.2017

Eparhia.by

Просмотрено: 25 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии издано учебное пособие по Новому Завету

9

Автором учебного пособия "Экзегетический комментарий на Послание апостола Иакова" является преподаватель кафедры библеистики МинДС иеромонах Евстафий (Халиманков).

В Минской духовной семинарии подвели итоги учебного года

9

Во время заседания Ученого совета были представлены отчеты проректоров по учебной, научной и воспитательной работе, заведующего Отделением заочного обучения, заведующих кафедрами и Воскресной школы при семинарии.