ИНТЕРВЬЮ: «ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ – ВЕЛИЧАЙШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДАР БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ»

Есть только миг между прошлым и будущим… Почему-то, цепляясь за этот миг, мы забываем о самом главном — о Вечности, которая впереди, и совсем не думаем о смерти — своем уходе из временной земной жизни. А между тем память смертная — величайшая добродетель, дар благодати Божией человеку. Об этом наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной Семинарии.

— Мы все, как известно, лишь гости на этой земле. Так почему же, Ваше Высокопреосвященство, зная это, мы почти не заботимся о своей жизни вечной?

— Стремление к удовольствиям и наслаждениям поглощает человека, и ему не хочется думать о Вечности. И это даже несмотря на то, что Господь посылает каждому грозные вразумления: один вдруг теряет богатство, другой подвергается болезням, третьего постигают неудачи, приносящие горькое разочарование в своих силах и возможностях, а безжалостная смерть похищает самых дорогих людей.

        Наконец, о своем приближении напоминает и нам самим неминуемая страшная гостья, которая вот-вот заберет нас, порхающих по жизни, и поведет в страну Вечности, не позволив взять решительно ничего из того, что так возлюбило наше привязчивое сердце.

        Господь предупреждает: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И если человек слишком привязан к вещам материальным, мирским, если грех стал для него нормой, а сердце закрыто для Бога, то ой как непросто будет выйти из привычной колеи, настроиться на жизнь по заповедям Божиим. Немалые духовные усилия понадобятся, чтобы от них отказаться.

— Святые, Высокопреосвященнейший Владыко, считали память смертную одной из ценнейших добродетелей. В чем ее ценность?

—     Память о смерти — это путеводитель к Богу. Благодаря ей человек начинает смотреть на свое пребывание на земле не как на самоцель, а как на путь в вечную жизнь.

        Если помнить о смерти, то и жизнь обретет истинный смысл. Подумайте сами: если я осознаю, что в любое мгновение Господь может забрать меня к Себе, то уж мне будет не до того, чтобы кого-то осуждать или кому-то завидовать. Я не стану копить деньги и предаваться греху. Зачем мне это, если не сегодня-завтра предстану на Суд Божий?

        Если бы мы думали о скорой смерти всякий раз, как только приходят греховные помыслы, то мир стал бы чище и добрее.

      «Ешь, пей, веселись!» — многие руководствуются этим воистину бесовским призывом. Помните евангельскую притчу о человеке, у которого уродил необычайный урожай, и стал он рассуждать, что ему делать с таким богатством? И что же он решил? Ни больше ни меньше, как сломать свои старые житницы, построить новые и после этого зажить припеваючи. Ешь, мол, пей, веселись, душа моя, всего у тебя в избытке! И чем же завершаются эти мечты богача? С ним происходит то, о чем он и думать не хотел. Бог произносит суд о нем: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:19). Таков итог бесплодной, безбожной жизни в свое удовольствие.

        Этот евангельский пример очень показателен для всех нас и сегодня.

— Но в наше время, Ваше Высокопреосвященство, никто не мыслит себя без удобств, предложенных прогрессом, разного рода увеселений — где уж тут думать о смерти…

— Это-то и удивительно: каждый человек знает, что умрет, а все равно живет так, будто чаша сия минует его или заберет он накопленное с собой на тот свет.

        Не зря в Римской империи существовала такая традиция: во время триумфального входа после одержанной победы позади прославившегося полководца специально ставили раба, чтобы тот напоминал ему: несмотря на славу, ты такой же смертный, как и все. Надпись «memento mori», что означает «помни, что умрешь», там вывешивали даже во время пиршеств. Особенно власть имущим, людям богатым и состоятельным, это было полезно — во всяком случае, думаю, давало какой-то толчок духовный сердцу и уму.

        Какими бы вечными на земле мы себя ни представляли, наступит момент, когда, как говорил академик Вейник, мы «сбросим свой биоскафандр», и вечно живая душа последует туда, куда увлекут ее или земные добродетели, или нераскаянные грехи.

        В 1996 году, во времена вседозволенности, по Питерскому телевидению показали прямой репортаж из крематория. Главным в той передаче, которую увидели немногие (прошла она днем и больше не повторялась никогда), стало следующее. К голове покойного прикрепили датчики электроэнцефалографа, дабы исследовать активность мозга в момент отправки трупа в печь.

        Естественно, прибор показывал полный покой, поскольку человек умер несколько дней назад и мозг его давно остановил работу. Но с приближением гроба к жерлу печи перо электроэнцефалографа вдруг стало дрожать, а потом и вовсе выписывать такие высокие зубцы, будто мозг умершего ожил перед опасностью и начал в страхе кричать.

        И пусть это покажется кому-то фантастическим, но когда ученые расшифровали показания прибора, то оказалось, что мозг покойного перед жерлом огненной печи давал тот же сигнал, что и мозг живого, но сильно напуганного человека…

        Христианство всегда знало и учило своих приверженцев, что человек — нечто большее, чем простое сочетание химических элементов, что кроме тела он имеет душу, которая и после смерти продолжает жить и развиваться в новых условиях. Она страшится своего нового состояния, ужасается и просит о молитве. На том свете атеистов нет.

—     Если смерть — это естественное завершение жизни, то почему тогда мысли о ней многих приводят в ужас?

— К сожалению, нас все постоянно учат, как жить, а не как умирать. А между тем не только святые, но и многие из великих людей науку умирать называют одной из главных наук. Память смертная — основная ее составляющая. Она позволяет глазами духовными посмотреть на себя и на окружающий мир.

        Сегодня человечеству не до этого, пороки бесстыдно занимают места добродетелей. Печально, но однажды наступит прозрение, понимание того, что был обманут диаволом, что мысль о материальном счастье — великая ложь. И захочется повернуть время назад, но увы.

       «Наиболее совершенный образ мыслей — считать каждый день, который ты провожаешь, последним, без страха и притворства», — писал прекрасно образованный римский император Марк Аврелий. А нам с вами, наверное, более знакомы слова из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39). Если человек будет жить в постоянном памятовании о смерти, о возможности в любой момент предстать перед Судом Божиим, он будет внимателен к своей душе, делам и поступкам.

        В сущности вся земная жизнь — это приготовление нашей души к жизни вечной. Потому на каждом Богослужении верующие молятся о даровании христианской кончины, мирной и непостыдной, и доброго ответа на Страшном Суде.

— Ваше Высокопреосвященство, воистину страшно становится при воспоминании о Суде Божием — радостном для праведников и горьком для грешников, когда уже ни плач, ни стенания не встретят сочувствия.

—   «Велик страх в день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей», — с сокрушением говорит преподобный Ефрем Сирин. Поэтому важно к Страшному Суду подготовиться.

        Человека всегда сопровождают два невидимых спутника — Ангел Хранитель и демон. Через разные похоти влечет нас демон ко греху, имея одну-единственную цель — погубить душу. Ангел Хранитель не только наставляет нас, ведет ко спасению, внушая благие помыслы, но и охраняет в житейских обстоятельствах. Через него Господь открывает Свою святую волю. Ангел Хранитель всегда молится вместе с нами, это наш самый близкий и верный друг.

        Рефреном каждого церковного Богослужения звучат слова «Господи помилуй!». Они — словно вопль осужденного на казнь, который просит Судию о помиловании. Мы все заслуживаем вечного огня за свои бесчисленные грехи, и только неизмеримая благодать Господа нашего Иисуса Христа, ходатайствующего о нас пред Отцом Небесным, спасает нас от вечного наказания.

        Преподобный Серафим Саровский учит: «Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая эта келия наша была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно было бы на это согласиться, чтобы не лишиться той небесной радости, какую уготовал Бог любящим Его».

        Земная жизнь дана нам, чтобы очистить свое сердце и сочетать со Христом, сделать его нерукотворным храмом Святого Духа. Давайте же стремиться к Горнему, помня предостережение Святого Апостола Павла: «Дорожите временем, ибо дни лукавы» (Еф. 5:15).

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

31.07.2017

Просмотрено: 33 раз.

Рекомендуем

Международная научно-практическая конференция «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

Минская духовная семинария 6-7 декабря 2017 года проводит международную научно-практическую конференцию «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).