Юбилейные и памятные даты Белорусской Православной Церкви в 2017 году

12 февраля 2017 Версия для печати

77Доклад проректора по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцента А.В. Слесарева на торжественном годичном акте Минской духовной семинарии. Жировичи, 12 февраля 2017 года.

2017 год для Белорусского Экзархата и Русской Православной Церкви в целом сопряжен с воспоминанием и празднованием целого ряда памятных и юбилейных дат. Поскольку проведение актового дня Минской духовной семинарии совершается практически в начале календарного года, представляется уместным вкратце остановиться на наиболее значимых из них.

Обзор памятных дат вполне естественно и логично начать с освещения деятельности первого белорусского книгопечатника Франциска Скорины. В нынешнем году исполняется 500 лет со времени выхода первой печатной белорусской книги, что позволяет судить о богатой, полутысячелетней традиции белорусского книгопечатания.

Родился Франциск Скорина в г. Полоцке в 1490 г., где и прошло его детство. В 1506 г. Скорина окончил Краковский университет со степенью бакалавра, а в 1512 г. стал доктором медицины Падуанского университета. В 1517 г. он основал в г. Праге типографию и издал книгу «Псалтирь» на церковно-славянском языке, адаптированном для восприятия населением Великого княжества Литовского посредством включения в текст значительного числа старобелорусских слов. С 1517 по 1519 гг. в Праге он издал 22 книги Ветхого Завета. На полях своих изданий Скорина делал комментарии на литературном старобелорусском языке, что облегчало читателям восприятие текстов Священного Писания. Комментарии нередко содержали сведения из области естественнонаучных знаний, что способствовало не только религиозному, но и интеллектуальному развитию читателей. В 1520 г. Франциск Скорина переехал в Вильно и основал первую на территории Великого княжества Литовского типографию. Через два года в Виленской типографии вышла «Малая подорожная книжица», включавшая тексты православных молитвенных последований, а также естественно-научные сведения. Скорина сообщал читателям о равноденствии и солнцестоянии, производил корректировки в юлианском календаре и прогнозы солнечных затмений. В 1525 г. Франциск Скорина издал книгу «Апостол», снабдив ее 22 предисловиями и 17 послесловиями. В комментариях к новозаветным книгам белорусский первопечатник сообщал сведения о географических местах, упоминаемых в священном тексте. В силу стечения целого ряда неблагоприятных обстоятельств в 1535 г. Скорина был вынужден переехать в Прагу, где и скончался спустя шестнадцать лет.

В настоящее время в академической науке не существует устоявшегося мнения относительно личной конфессиональной принадлежности Скорины. В различных исследованиях он может характеризоваться как православный, католик или даже протестант.  Но это обстоятельство нисколько не приуменьшает его значения для Православной Церкви. Благодаря Франциску Скорине в первой четверти XV века на территории Великого княжества Литовского появляется православное книгопечатание. Это стало толчком для расширения производства книжной продукции и, следовательно, расширения образованности среди православного населения великого княжества. В нынешнем году Минская духовная семинария выступает в качестве соорганизатора научной конференции, посвященной 500-летию белорусского книгопечатания.

Еще одной знаменательной датой текущего года является 300-летие со дня рождения святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского. Родился будущий белорусский архиерей 9 ноября 1717 г. в городе Нежин, ныне райцентр Черниговской области Украины. Образование получил в Киево-Могилянской академии. В совершенстве владел латинским, польским, древнегреческим, древнееврейским и немецким языками. После завершения обучения был пострижен в монашество, рукоположен в священный сан и вскоре определен на преподавание в академии. Будучи щедро одаренным разносторонними талантами, Георгий Конисский за два года прошел путь от преподавателя поэтики до профессора философии и префекта, то есть проректора по воспитательной работе. Через семь лет после начала педагогической работы, в 33-летнем возрасте, архимандрит Георгий получил назначение на должность ректора академии.

В 1755 г. состоялось рукоположение Георгия Конисского во епископа Могилевского. Важно подчеркнуть, что к этому времени в Речи Посполитой подавляющее большинство епархий было обращено в унию и уже предпринимались усилия оторвать от Православия последнюю из них – Могилевскую. Однако в лице новорукоположенного епископа Православная Церковь в польско-литовском государстве обрела смелого и принципиального защитника.

Свою архипастырскую деятельность епископ Георгий начал с организации при архиерейском доме типографии, в которой начали издаваться православные богословские сочинения. Кроме того, осознавая зависимость успеха церковной миссии от уровня образованности духовенства, святитель открыл в 1759 г.  духовную семинарию при Могилевском Преображенском монастыре. Стремясь к расширению образованности всех слоев православного населения, он организовал школьные классы в Могилеве, Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше и других городах. Последовательно отстаивая права православных, Георгий Конисский собирал древние королевские грамоты и составил реестр православных храмов, насильственно отчужденных в пользу униатов, на основании которых впоследствии издал справочную книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве». На протяжении длительного времени названное издание являлось важнейшим документальным источником в судебных тяжбах православных с римо-католиками и униатами.

В 1762 г. епископ Георгий Конисский посетил Москву и выступил перед императрицей Екатериной II с речью, выражавшей не только опасения за судьбу православия в Речи Посполитой, но и декларировавшей политическую лояльность белорусско-украинского православного духовенства российскому правительству. Добившись изменения курса российской дипломатии в Речи Посполитой, могилевский епископ активно отстаивал интересы православия на высшем государственном уровне, выражая протест против дискредитации Православия перед королем и сеймом. Благодаря усилиям епископа Георгия в 1768 г. был подписан «Вечный трактат», гарантировавший православным польско-литовского государства права, равные с католиками. В этот период влияние и авторитет святителя были настолько велики, что его покровительство стремились обрести даже протестанты, а противники епископа Георгия дважды покушались на его жизнь.

Сохранявшаяся в Речи Посполитой ситуация хронической острой напряженности межконфессиональных отношений привела к первому разделу государства, состоявшемуся в 1772 г. На присоединенных к Российской Империи территориях современной восточной Беларуси епископ Георгий Конисский развернул активную деятельность по организации церковной жизни и возвращению униатов в лоно Православной Церкви. Благодаря его усилиям только в 1781-1783 гг. униатство покинуло более 112 000 человек. Поддерживая православие на новоприсоединенных территориях, не оставлял святитель своим вниманием и единоверцев, остававшихся в пределах Речи Посполитой. Его стараниями в 1785 г. на территории польско-литовского государства была восстановлена православная епархия, которую возглавил епископ Переяславский (впоследствии архиепископ Минский) Виктор Садковский, который в свою очередь является основателем Минской духовной семинарии.

Скончался архиепископ Могилевский Георгий Конисский в 1795 году, оставив после себя богатое литературное, документальное, эпистолярное и историческое наследие. Однако важнейшим наследием могилевского святителя является спасенная от расхищения православная вера белорусского народа. В 1993 году решением Синода Белорусской Православной Церкви архиепископ Георгий был канонизирован и в настоящее время является одним из наиболее почитаемых белорусских святых. В нынешнем году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, будет реализована широкая программа памятных мероприятий, посвященных 300-летию со дня рождения могилевского святителя. В организации некоторых из запланированных мероприятий примет активное участие Минская духовная семинария.

Важнейшими юбилейными датами текущего года являются также 100-летие со времени созыва Всероссийского Поместного Собора и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Скованная на протяжении двух столетий тисками имперского административного аппарата, Православная Церковь лишь только после февраля 1917 года смогла приступить к восстановлению канонических органов церковного управления и принципа соборности. В ходе работы Всероссийского Поместного Собора, открывшегося в августе 1917 г., было принято решение о восстановлении института патриаршества, упраздненного еще в эпоху Петра I. По итогам соборного голосования и жеребьевки первым патриархом новейшего периода церковной истории стал митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), в 1989 г. причисленный к лику святых.

Помимо восстановления патриаршества и возвращения Русской Православной Церкви к традиционным формам организации церковного управления, Всероссийский Поместный Собор рассматривал вопросы церковно-государственных отношений, возрождения соборного принципа на епархиальном и приходском уровнях, совершенствования системы церковного суда, реорганизации системы богословского образования, выработки единого богослужебного устава, упорядочения практики поста, богослужебного языка и многое другое. К сожалению, разрастание общественного противостояния и  начало гражданской войны не позволили собору завершить свою работу. Однако многие его решения и поднятые участниками собора вопросы сохраняют свою острую актуальность и сегодня, требуя внимания и осмысления.

Одной из важнейших памятных дат 2017 года является 100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. По решению Священного Синода памятные мероприятия, посвященные этой дате, будут проходить в общецерковном масштабе. Полагаю, что в рамках нашего ограниченного по времени выступления было бы нецелесообразным подробно останавливаться на исторических событиях, связных с обстоятельствами существования Православия в условиях революционных потрясений 1917 года и в последующие десятилетия. В наше время всякий образованный человек имеет сложившееся представление и о тех страданиях, которые могут постигнуть общество в результате революционной смены власти, и о массовых репрессиях эпохи сталинизма. Дабы обозначить актуальность проведения Белорусской Православной Церковью памятных мероприятий, посвященных столетию начала антирелигиозных гонений, мы обратимся к статистическим данным. По состоянию на начало 1917 год на территории современной Республики Беларусь существовало четыре епархии: Минская, Могилевская, Полоцкая и Гродненская, а также отдельные благочиния Литовской епархии. Только в одной Минской епархии насчитывалось 1547 храмов, 6 монастырей, 1 духовная семинария, 3 мужских духовных училища, 2 женских училища духовного ведомства, 1119 церковно-приходских школ, 33 протоиерея, 570 священников, 97 диаконов и 530 псаломщиков. По прошествии всего лишь двух десятилетий, в 1938 г., в Советской Белоруссии был закрыт последний из действовавших храмов, что завершило процесс ликвидации организованных форм церковной жизни в республике. Значительная часть белорусского духовенства и активных верующих подверглась репрессиям.

Вне всякого сомнения, масштаб трагедии, обрушившейся на Белорусскую Православную Церковь в ХХ столетии, делает невозможным игнорирование 100-летия начала эпохи гонений. В текущем году рамках Белорусского Экзархата пройдет множество памятных мероприятий, ориентированных на восстановление памяти о необоснованно репрессированных православных христианах. Не останется в стороне и Минская духовная семинария, в которой еще более полугода назад была принята программа мероприятий по сохранению памяти о новомучениках и исповедниках на 2017 год. Вместе с тем, считаю необходимым подчеркнуть, что подлинно христианское отношение к памяти мучеников непременно должно быть лишено негативного эмоционального накала, политизированности и культивирования ненависти к тем, кто в силу тех или иных причин оказался в числе противников Церкви. Евангельский закон любви предписывает христианам молиться и прощать своих гонителей. Священные евангельские тексты не случайно не содержат указания имен распинавших Христа римских воинов. В эпоху Древней Церкви человеческий суд над умершими считался непозволительным, поскольку завершившие свой земной путь уже предстали перед Небесным Судьей. Именно поэтому воспоминания о начавшихся в сто лет назад году гонениях на Православие имеют своей целью отнюдь не выявление степени виновности причастных к этому процессу.

Церковные мемориальные мероприятия ориентированы главным образом на воскрешение памяти о тех, чья жизнь может служить примером для верующих,  кто за свое христианское исповедание лишился самого ценного, что есть у человека – жизни. Кто благодаря своей вере сохранил человеческий облик в сложных нечеловеческих условиях тюрьмы или исправительно-трудового лагеря. Кто в силу непоколебимой преданности христианскому нравственному идеалу не стал на путь предательства или отречения. Кто в условиях всеобщего отступления от религии находил в себе силы открыто заявлять о своей вере во Христа Спасителя. Но, вместе с тем, воспоминания о начале эпохи гонений на Церковь побуждают и к непростым размышлениям. Накапливаемый человечеством исторический опыт нуждается в усвоении, в противном случае неизбежно повторение ошибок прошлого. Именно поэтому церковная трагедия ХХ века должна быть не только вспоминаемой, но и осмысляемой. Говоря о том, как осуществлялись преследования верующих и духовенства, необходимо также задумываться и над тем, почему это происходило. Почему в православной стране стал возможен разгул антирелигиозных страстей? Как так случилось, что крупнейшая Поместная Церковь мирового Православия за двадцать лет оказалась на грани физического уничтожения? Почему антирелигиозная пропаганда, подчас неумелая и примитивная, нередко оказывалась для современников привлекательнее церковной проповеди? Что необходимо предпринять сегодня, чтобы трагедия массового отступления от православия и богоборческого террора не повторилась завтра?

Искренне надеемся, что фотовыставка «Белорусская Православная Церковь в годы атеистического лихолетья (1917-1939)», открытие которой запланировано после окончания торжественной актовой части, будет способствовать размышлению над этими непростыми вопросами.

Просмотрено: 196 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).

В Минской духовной семинарии состоялся торжественный выпускной акт

Праздничные мероприятия возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В нынешнем году Минскую духовную семинарию окончило 74 человека.