Церковные расколы в белорусской эмиграции: религиозная деятельность митрополита Петра Журавецкого и патриарха Владислава Рыжего-Рыского

Слесарев, А.В. Церковные расколы в белорусской эмиграции: религиозная деятельность митрополита Петра (Журавецкого) и патриарха Владислава (Рыжего-Рыского) / А.В. Слесарев // Труды Минской духовной академии. — 2017. — № 14. — С. 293-314.

Статья посвящена обзору религиозной деятельности неканоничных иерархов митрополита Петра Журавецкого и патриарха Владислава Рыжего-Рыского, в 1960-е гг. предпринимавших попытки создания альтернативной Церкви для белорусов, ориентированной на объединение православных и католиков. Актуальность статьи обусловлена малой изученностью данного эпизода религиозной жизни белорусской диаспоры. Дополнительный религиоведческий интерес к деятельности П. Журавецкого и В. Рыжего-Рыского объясняется тем, что значительное число ассоциирующих себя с православием американских неканоничных иерархов возводят линию преемства своих рукоположений к названным представителям белорусской эмиграции.

Ключевые слова: Американский Всемирный Патриархат, Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь, белорусская эмиграция, белорусская диаспора, Владислав Рыжий-Рыский, коллаборационизм, Петр Журавецкий, церковный раскол, эмиграция.

 

История церковной жизни белорусской эмиграции во второй пол. ХХ в. продолжает оставаться малоизученной темой, требующей специального исследовательского внимания. Вместе с тем необходимо отметить существование отдельных исследований, отражающих наиболее значимые эпизоды жизни Белорусской Автокефальной Православной Церкви в контексте истории белорусской диаспоры. Однако совершенно неизученной остается деятельность митрополита Петра (Журавецкого) и патриарха Владислава Рыжего-Рыского[1], предпринявших попытку преодоления раскола между православием и католицизмом посредством создания новой религиозной организации, претендующей на статус единой Церкви белорусского народа. Освещение их деятельности может представлять интерес не только в контексте изучения истории белорусской эмиграции. В настоящее время существует целый ряд религиозных организаций православного исповедания, пребывающих вне общения со Вселенским Православием и возводящих преемство рукоположения своих иерархов к Петру Журавецкому и Владиславу Рыжему-Рыскому. Последнее обстоятельство определяет религиоведческий интерес к истории деятельности и наследию названных представителей белорусской диаспоры.

Петр Андреевич Журавецкий родился в 1901 г. в г. Рава-Русская (Галиция, Австро-Венгрия, ныне Жолковский р-н Львовской обл., Украина). Происходил из белорусской семьи, переехавшей из г. Бреста. Обучался в Венской духовной семинарии (Австрия). В 1925 г. продолжил богословское образование в США. Перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, в 1932 г. архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру) был рукоположен во священника. В 1940 г. Петр Журавецкий уклонился в раскол, присоединившись к самопровозглашенному Экзархату Александрийского Патриархата в Америке[2].

Так называемый Экзархат Александрийского Патриархата в Америке был образован в 1934 г. уклонившимся в раскол священником Христофором Контогеоргиосом, клириком Константинопольского Патриархата в г. Филадельфия (штат Пенсильвания, США). В феврале того же года он неканоничным порядком принял рукоположение в сан архиепископа Пентапольского от Примаса Американской Православной Католической Церкви (АПКЦ) архиепископа Лос-Анджелесского и Запада Соединенных Штатов Софрония (Бишара) и епископа Корчинского Феофана (Ноли), иерарха Албанской Православной Церкви. В свою очередь, Американская Православная Католическая Церковь (The American Orthodox Catholic Church, официальное наименование Святая Восточная Православная Католическая и Апостольская Церковь в Северной Америке – The Holy Eastern Orthodox Catholic and Apostolic Church in North America) была основана в 1927 г. отделившимся от Русской Православной Церкви архиепископом Бруклинским Евфимием (Офейш). Линия архиерейских рукоположений в АПКЦ восходила к Русской Православной Церкви и Антиохийскому Патриархату. Несмотря на формальное наличие иерархического преемства от канонических Церквей, Американская Православная Католическая Церковь не получила признание в православном мире[3]. В 1942 г. неканоничным архиепископом и Экзархом Александрийского Патриархата в Америке Христофором (Контогеоргиосом) Петр Журавецкий был награжден правом ношения митры, а к 1943 г. пребывал в сане архимандрита и являлся избранным во епископа (bishop-elect)[4].

В сер. 1940-х гг. архиепископ Христофор (Коногеоргиос) вступил в переговоры о возвращении в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Указом архиепископа Северной и Южной Америки Афинагора (Спиру) от 1 марта 1945 г. экскоммуникация архиепископа Христофора объявлялась аннулированной, а все таинства и священнодействия, совершенные им в сане пресвитера и епископа после отлучения, признавались действительными[5]. В 1947 г. архиепископ Христофор получил законное назначение на некогда узурпированную должность Экзарха Александрийского Патриархата в Америке. Скончался 30 августа 1950 г.

В кон. 1940-х гг. архимандрит Петр (Журавецкий) сблизился с неканоничной Святой Православной Церковью Христа (Тhe Holy Orthodox Church of Christ), основанной иерархами, отошедшими от Экзархата Александрийского Патриархата в Америке. 14 октября 1950 г. Святой Православной Церкви Христа было усвоено наименование Святой Православный Католический Патриархат (The Holy Orthodox Catholic Patriarchate), а возглавлявший ее митрополит Иосиф Климович принял титул патриарха всея Америки. На следующий день, 15 октября 1950 г., состоялось епископское рукоположение архимандрита Петра (Журавецкого). В его архиерейской хиротонии приняли участие патриарх всея Америки Иосиф Климович (Святая Православная Церковь Христа), архиепископ Константин Ярошевич (Святая Православная Церковь Христа), архиепископ Иосиф Зелонка (Польская Старокатолическая Церковь в Америке и Европе), митрополит Николай Богатырец (Православная Католическая Церковь в Америке), епископ Петр Виллиамович, (Польская Старокатолическая Церковь в Америке и Европе)[6].

В 1957 г. патриарх Иосиф Климович удалился на покой, после чего митрополит Петр (Журавецкий) был избран вторым патриархом Святого Православного Католического Патриархата. Кафедральным храмом Патриархата в этот период являлся Петропавловский собор в г. Спрингфилд (Массачусетс)[7].

К 1959 г. патриарх Петр (Журавецкий) перешел в юрисдикцию Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе, где стал викарием (суфраганом) Примаса архиепископа Иосифа Зелонки. После смерти Зелонки (ум. в 1961 г.) во главе данной религиозной организации стал Петр (Журавецкий), усвоивший титул митрополита[8]. Дальнейшая религиозная деятельность митрополита Петра была тесно связана с проектом создания независимой Церкви белорусского народа, инициатором создания которой выступал В.Ф. Рыжий-Рыский.

Владислав Францевич Рыжий родился 26 апреля 1925 г. на хуторе вблизи деревни Латыгало Поставского повета Виленского воеводства Польской Республики (ныне Глубокский р-н Витебской обл. Республики Беларусь) в белорусской католической семье. С детства проявил большие способности к учебе. До присоединения в 1939 г. Западной Белоруссии к СССР Владислав окончил несколько классов польской гимназии в г. Глубоком, где впервые познакомился с идеологией белорусского национализма. Уже в гимназические годы за Владиславом закрепилось прозвище «патриот», что отражало его симпатии к белорусской национальной идее. В 1940 г. Владислав Рыжий поступил в Глубокский сельскохозяйственный техникум, однако начавшаяся через год Великая Отечественная война не позволила ему окончить обучение. С началом немецкой оккупации он поступил на открывшиеся в г. Глубоком учительские курсы, затем работал учителем в одной из сельских школ на Витебщине. Помимо преподавательской деятельности, принимал активное участие в работе коллаборационистских организаций Союз Белорусской Молодежи (Саюз Беларускай Моладзі) и Белорусская народная самопомощь (Беларуская народная самапомач). В 1944 г. В.Ф. Рыжий стал секретарем отдела молодежи при Белорусской Центральной Раде (БЦР), а несколько позднее переведен в отдел пропаганды Белорусской краевой самообороны, являвшейся вооруженным формированием БЦР. В сер. 1944 г. переехал на территорию Германии[9].

Отдельного внимания заслуживает политическая деятельность В.Ф. Рыжего в годы немецкой оккупации. В 1943 г. он вступил в Белорусскую независимую партию (Беларускую незалежніцкую партыю – БНП), ориентированной на построение суверенного белорусского государства и прибегавшей к тактике временного сотрудничества с немецкой оккупационной властью. Указывая на значимость антибольшевистской борьбы, идеологи БНП не исключали возможности борьбы с немецким режимом. Ярким примером тому является эпизод подготовки В. Рыжим антинемецкого восстания в 30-й гренадерской дивизии войск СС, осуществлявшегося по заданию партийного руководства. Целью восстания виделся переход бойцов дивизии, состоявшей по преимуществу из белорусов, на сторону англо-американских войск. Однако заговор был раскрыт гестапо, что могло привести к скорому аресту В. Рыжего. Усилиями первого председателя Центрального комитета БНП В. Радько для Владислава Францевича были подготовлены фальшивые документы, а сам он получил задание изыскивать возможности для установления контактов с союзниками и позиционировать перед ними БНП как антинемецкую организацию[10]

После переезда на территорию Западной Европы В.Ф. Рыжий сменил фамилию на Рыжий-Рыский – Ryzy-Ryski. Можно предположить, что сделано это было или при получении от В. Радько фальшивых документов, или несколько позднее с целью уклонения от репатриации в Советский Союз. После окончания Второй Мировой войны Владислав Францевич непродолжительное время проживал в Германии, затем переехал в Бельгию. С самого начала пребывания в эмиграции он проводил активную общественную деятельность в среде белорусской диаспоры. Так, в июне 1946 г. им был организован и проведен I Съезд Союза белорусов в Льеже, а уже в январе 1947 г. бельгийские власти официально зарегистрировали Союз Белорусов Бельгии (Саюз Беларусаў Бэльгіі – СББ). Во главе СББ стал В.Ф. Рыжий-Рыский, занявший должность председателя Генерального Совета (Генэральнае Рады). В феврале 1947 г. увидел свет первый номер журнала «Беларуская Праўда» («Белорусская Правда»), редактировавшегося В. Рыжим-Рыским и являвшегося официальным органом СББ. В июне 1947 г. В. Рыжий-Рыский провел II Съезд Союза Белорусов Бельгии, собравшийся в г. Шалеруа. В сентябре того же года под редакцией В. Рыжего-Рыского вышел первый номер синдикального (профсоюзного) органа СББ в Льеже «Змаганьне за Волю і за Існаваньне» («Борьба за Волю и за Существование»). Через шесть дней после издания «Змаганьня» В. Рыжий-Рыский основал и возглавил Белорусский Синдикат (Профсоюз) работников в Льеже. В марте 1948 г. им был проведен IV Съезд СББ в Льеже. О значимости общественной работы, проводившейся В. Рыжим-Рыским, свидетельствует то обстоятельство, что на проходившем в июле 1948 г. V Съезде СББ в Льеже присутствовал Президент Белорусской Народной Республики Н. Абрамчик. Другие Съезды СББ также удостаивались внимания Президента БНР, который направлял в адрес участников приветственные телеграммы. В 1948 г. в Льеже вышел первый и единственный номер белорусскоязычной газеты «Незалежнасць» («Независимость»), редактировавшийся В. Рыжим-Рыским. Впоследствии по его инициативе радиостанция в Лимбурге начала получасовые трансляции белорусских радиопередач[11].

Не ограничиваясь общественной деятельностью, Владислав Рыжий-Рыский проявлял инициативу и в сфере организации религиозной жизни белорусских эмигрантов. По его предложению было составлено обращение к папскому нунцию в Бельгии с просьбой об учреждении духовной миссии, ориентированной на работу среди белорусов. Следствием реализации данной инициативы стало возникновение бельгийской греко-католической миссии, не имевшей ощутимых результатов своей работы[12].

В 1948 г. Владислав Рыжий-Рыский переехал в г. Рим и поступил в Папскую коллегию Руссикум (Pontificium Collegium Russicum). На новом месте он продолжил активную общественную работу, чем привлек к себе внимание премьер-министра действовавшего в эмиграции правительства Белорусской Народной Республики (БНР) Е. Кохановского. Последний рекомендовал В.Ф. Рыжего-Рыского президенту БНР Н. Абрамчику в качестве представителя Белорусской Народной Республики в Италии. В своем ответном письме Е. Кохановскому, датированном 12 января 1949 г., Н. Абрамчик характеризовал Рыжего как единственного достойного кандидата на предполагаемую должность. Однако назначение студента первого курса на ответственный пост виделось президенту БНР преждевременным. По этой причине предлагалось предоставить Владиславу Францвичу полномочия представителя Всемирного объединения белорусской эмиграции (Сусветнага аб’яднання беларускай эміграцыі) с последующим суждением о его способностях и перспективах дальнейших назначений[13].

Продолжительное отсутствие В.Ф. Рыжего-Рыского в Бельгии повлекло за собой его отстранение от управления Союзом Белорусов Бельгии, произошедшее в феврале 1955 г. на очередном Съезде СББ. Однако обучение Рыжего-Рыского в Руссикуме оказалось непродолжительным, поскольку в марте 1949 г. он был отчислен из коллегии. Как вспоминал впоследствии его брат Юрий Рыжий, причиной исключения явились бунтарство и несогласие Владислава с методами и содержанием образовательного процесса[14].

Переехав в Испанию, Владислав Рыжий-Рыский поступил в Мадридский университет, где начал активную деятельность по популяризации белорусской истории и культуры. Так, в декабре 1951 г. он выступал в Клубе диалога европейских культур (г. Мадрид) с докладом «Беларусь вчера и сегодня». В нач. 1952 г. был избран секретарем новообразованного Института белорусоведения им. Льва Сапеги, открытого при Центре диалога европейских культур (г. Мадрид). Основными направлениями деятельности Института, существовавшего в 1952–1960 гг., являлись проведение научных исследований по истории белорусского государства и распространение знаний о Беларуси в западноевропейском мире. Результаты научных исследований специалистов института публиковались в испанском журнале «Oriente» («Восток»)[15].

В ноябре 1953 г. В.Ф. Рыжий-Рыский основал и возглавил белорусскую секцию Центра Восточных Исследований, открывшуюся в Мадриде. К этому времени он отошел от сотрудничества со структурами Белорусской Народной Республики и начал взаимодействие с их политическими оппонентами в лице Белорусской Центральной Рады. Так, в апреле 1953 г. и сентябре 1954 г. он принимал участие в работе проходивших в г. Саут-Ривер (США) XIII и XIV пленумов БЦР, представляя на них белорусскую диаспору в Испании[16].

В 1954 г. В.Ф. Рыжий-Рыский отошел от Римо-Католической Церкви, принял протестантское (кальвинистское) исповедание и вскоре поступил в пресвитерианскую Принстонскую богословскую семинарию (The Princeton Theological Seminary), при окончании которой успешно защитил магистерскую диссертацию по теологии (M. Th.), посвященную истории движения реформации на белорусских землях[17]. После завершения обучения он стал пресвитерианским пастором, а в июле 1958 г. издал в Мадриде первый номер журнала «Евангелический проповедник»[18].

В январе 1959 г. Владислав Рыжий-Рыский переехал на постоянное место жительства в США. Вскоре он занял ключевую руководящую должность в Союзе независимых белорусских журналистов, дистанцировавшемся от противостоявших друг другу политических центров белорусской эмиграции – Белорусской Народной Республики и Белорусской Центральной Рады[19].

В 1960 г. Владислав Рыжий-Рыский оставил служение в Пресвитерианской Церкви США, основал новую религиозную организацию Белорусская Католическая Церковь (Беларуская Каталіцкая Субожня) и возглавил ее в звании Апостольского Визитатора. При этом «Субожня» позиционировалась как независимая от Ватикана Католическая Церковь для белорусского народа. Первый анонс, извещавший о появлении Субожни, появился на страницах газеты «Беларускі голас» («Белорусский голос») № 66 за 1960 г., редактировавшейся Сергеем Хмарой[20].

Весьма примечательно, что на момент принятия звания Апостольского Визитатора для белорусов-католиков Владислав Рыжий-Рыский состоял в браке Фердинандой Луизой Рыжей-Рыской и воспитывал четырехлетнюю дочь Евфросинию Фердинанду Луизу. В 1951 г. супруга Апостольского Визитатора родила сына Александра Рогволода[21].

Особого комментария требует термин «Субожня», употребленный Владиславом Рыжим-Рыским в значении «Церковь» или «Костел» вместо общепризнанного белорусского слова «Царква». Термин «Субожня» впервые предложил в 1950-е гг. римо-католический прелат Петр Татаринович (1896–1978). Материалы, обосновывавшие корректность употребления данного термина, публиковались на страницах редактировавшегося им журнала «Źnič». В частности, ссылаясь на книгу профессора И.И Малышевского «Творения Отца Нашего св. Кирилла Туровскаго» (Киев, 1880. С. XLV), П. Татаринович указывал на употребление Туровскими князьями в X–XI вв. слов «боженка», «божня» вместо слова «церковь». Желая придать архаичному слову значение церковного единства, П. Татаринович использовал приставку «су-» по аналогии с греческим словом «ἐκ-κλησία» («со-брание»)[22].

Употребление термина «Субожня» в наименовании религиозной организации, основанной Владиславом Рыжим-Рыским, подразумевало ее надконфессиональный характер и отказ от православно-католических противоречий с целью религиозного объединения белорусского народа. Для популяризации своих взглядов и информирования о деятельности Субожни он в мае 1960 г. издал в Принстоне (штат Нью-Джерси) первый номер журнала «Беларускі каталік» («Белорусский католик»), а с 1960 по 1961 гг. выпустил на латинице 14 номеров белорусскоязычного журнала «Biełaruskaja Chryścijanskaja Artadaksalna-Katalickaja Subožnia. (Naślednica Litouskae Jadnoty)» («Белорусская Христианская Православно-Католическая Церковь. Наследница литовского единства»)[23]. Наименование последнего из названных журналов свидетельствует о произошедшем в 1960 г. переименовании Белорусской Католической Субожни в Белорусскую Православно-Католическую Субожню.

В первый год существования Белорусской Православно-Католической Субожни к ее деятельности присоединился митрополит Петр (Журавецкий), суфраган Примаса Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. Продолжая свое пребывание в названной маргинальной старокатолической юрисдикции, он параллельно принял титул Патриарха Православной Белорусской Католической Субожни[24].

Искусственное образование неканоничной Белорусской Католической Церкви не вызвало множества откликов в белорусской эмигрантской прессе. Данное обстоятельство может свидетельствовать о малозаметности нового религиозного проекта. Гораздо большее внимание к деятельности Владислава Рыжего-Рыского проявила пресса в Советской Белоруссии. 24 августа 1960 г. областная газета «Віцебскі рабочы» («Витебский рабочий») опубликовала статью А. Макарова и Г. Деревенского «Кар’ера дзетазабойцы» («Карьера детоубийцы»), обвинявшую В.Ф. Рыжего-Рыского в кровавых преступлениях, совершенных во время немецкой оккупации[25]. В последующих номерах газеты публиковались письма читателей из различных деревень Глубокского района Витебской области, заявлявших о причастности Апостольского Визитатора к военным преступлениям и требовавших его осуждения[26]. По прошествии непродолжительного времени материалы Витебской областной газеты были опубликованы в № 66 (451) и 71 (456) газеты «Голас Радзімы» («Голос Родины»), ориентированной на распространение в среде белорусской эмиграции с целью пропаганды советского строя. Реагируя на происходящее, 30 октября 1960 г. ректор Белорусской католической миссии в Великобритании священник Лев Горошко разместил на страницах газеты «Бацькаўшчына» («Отечество») статью, через которую в резкой форме опроверг принадлежность Владислава Рыжего-Рыского к Римо-Католической Церкви[27].

Несмотря на существенные репутационные потери Рыжий-Рыский продолжил свою активную деятельность не только в религиозной, но и в научной, образовательной и издательской сферах. Занимался также литературной работой и преподаванием испанского языка. К 1960 г. он основал в США Интернациональный институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой (The International Institute of Byelorussian Studies, St. Euphrasinia of Polacak – Internacyjanalny Instytut Bielerusaviedy imia Eufrasinni Polackaje)[28]. В 1961 г. издательством института была опубликована книга Владислава Рыжего-Рыского «Беларусь между Татарией и Римом» («Byelorussia Between Tartaria and Rome»)[29], в 1970 г. его диссертация «Реформация в Белоруссии» («The Reformation in Byelorussia»)[30], а в 1970 г. монография «Monumento doctrinal de la reforma»[31]. Его перу принадлежат религиозно-философские произведения «Чалавек у гісторыі» («Человек в истории»), «Матэрыялістычнае талкаваньне гісторыі» («Материалистическое толкование истории»), «Выклад інстытуцыі хрысьціянскай рэлігіі Яна Кальвіна» («Изложение институции христианской религии Жана Кальвина»). Сотрудничал с белорусскими эмигрантскими изданиями «Беларускі голас» (Торонто) и «Баявая ўскалось», публикуясь под псевдонимами «У. Сноп» и «Язэп Глыбачанін». В 1962 г. издал поэтический сборник «Маці маёй родной» («Маме моей родной»)[32]. В апреле 1963 г. стал участником проходившей в Питсбургском университете Конференции славистов, выступив с докладом о развитии белорусской литературы в эмиграции[33].

Не меньшую активность проявлял Владислав Рыжий-Рыский и в общественно-политической деятельности. В июле 1965 г. он выступил в качестве главного оратора во время мероприятий Недели порабощенных народов, проходивших в Нью-Гэмпшире[34]. Впоследствии благодаря Владиславу Рыжему-Рыскому совершалось ежегодное празднование Дня белорусской независимости в Женевском колледже (штат Пенсильвания)[35].

Спустя четыре года после создания Белорусской Православно-Католической Субожни, в 1964 г. митрополит Петр (Журавецкий) присоединился к новообразованной Американской Православной Католической Церкви (The American Orthodox Catholic Church), основанной бывшим клириком Украинской Греко-Православной Церкви в Америке (украинской епархии Константинопольского Патриархата в Америке) Вальтером Мироном Профетой (Walter Myron Propheta; 1912–1972)[36]. В том же году состоялась архиерейская хиротония Профеты, в которой приняли участие митрополит Петр (Журавецкий), архиепископ и Первоиерарх неканоничной Автокефальной Греческой Православной Церкви Америки (Истинно-Православной Церкви Греции и Диаспоры) Иоахим (Сурис) и епископ Феодосий (Святая Американская Православная Церковь). Иерархическое преемство участников епископского рукоположения Вальтера Мирона Профеты восходит к уже упоминавшимся неканоничным религиозным сообществам: Экзархату Александрийского Патриархата в Америке, Святой Православной Церкви Христа, Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. Основанная в 1964 г. Американская Православная Католическая Церковь позиционировалась как преемница существовавшей в 1927–1934 гг. Американской Православной Католической Церкви (The American Orthodox Catholic Church), созданной архиепископом Бруклинским Евфимием (Офейш). Во второй пол. 1960-х гг. данное религиозное сообщество было переименовано в Американскую Православную Церковь (The American Orthodox Church). На протяжении восьми лет возглавления Американской Православной Католической Церкви (Американской Православной Церкви) Вальтер Мирон Профета совершил ряд архиерейских хиротоний не только в рамках собственной юрисдикции, но и для других неканоничных религиозных сообществ[37].

Последовав примеру митрополита Петра (Журавецкого), через некоторое время в юрисдикцию Американской Православной Католической Церкви перешел и Апостольский Визитатор Белорусской Православно-Католической Субожни. 19 сентября 1965 г. патриарх Вальтер Мирон Профета рукоположил Владислава Рыжего-Рыского во священника. На следующий день, 20 сентября 1965 г., патриарх Вальтер Мирон Профета в сослужении митрополита Петра (Журавецкого) и епископа Лоренса Ф. Пьерра (Lawrence F. Pierre) совершил посвящение Владислава Рыжего-Рыского во епископа Лаконийского, Нью-Гэмпшира и Новой Англии. Через год митрополит Петр (Журавецкий) возвел Владислава Рыжего-Рыского в сан архиепископа[38].

Важное событие в жизни архиепископа Владислава Рыжего-Рыского произошло в 1969 г., когда он стал действительным членом Академии общественных и политических наук США[39].

Пребывая в юрисдикции Американской Православной Католической Церкви, митрополит Петр (Журавецкий), архиепископ Владислав Рыжий-Рыский, архиепископ Феодосий Девитов, епископ Иосиф Климович и некоторые другие иерархи совершили целый ряд архиерейских хиротоний для малочисленных американских религиозных организаций без ведома патриарха Вальтера Мирона Профеты. Реагируя на произошедшее, последний в 1972 г. исключил нарушивших дисциплину иерархов из состава АПКЦ. В том же году ими была основана новая религиозная организация Американский Всемирный Патриархат (The American World Patriarchate), руководителем которого стал наделенный титулом патриарха Владислав Рыжий-Рыский. Совместно с митрополитом Петром (Журавецким) он надеялся на объединение вокруг новообразованной структуры всего белорусского народа, что обусловило ее второе наименование – Белорусский Патриархат. Вскоре к Американскому Всемирному Патриархату начали присоединяться латинские приходские общины, по различным причинам отделившиеся от Римо-Католической Церкви. [40].

Практически одновременно с образованием Американского Всемирного Патриархата Владислав Рыжий-Рыский основал Университет народов Америки, предлагавший обучение теологии и нескольким светским специальностям. В структуру университета был интегрирован существовавший с 1960 г. Интернациональный институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой. Впоследствии образовательные и научные филиалы университета возникли в Швеции и Пуэрто-Рико[41].

Активное развитие структур Американского Всемирного Патриархата резко замедлилось после того, как 2 марта 1978 г. патриарх Владислав Рыжий-Рыский скончался от лейкемии. Незадолго де смерти он в сослужении митрополита Петра (Журавецкого) рукоположил своего родного брата Эмгидиуша (Юрия) Рыжего во епископа, передав последнему руководство Университетом народов Америки. Однако последний не справился с возложенной на него задачей. В скором времени Университет народов Америки и Интернациональный институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой прекратили свое существование[42].

Следующим патриархом Американского Всемирного Патриархата стал митрополит Адам Билецкий, также заметно уступавший своему предшественнику в административной активности. Согласно статистическим данным, опубликованным Гордоном Дж. Мелтоном в «Энциклопедии американских религий», по состоянию на 1988 г. в составе Американского Всемирного Патриархата пребывало 53 священника, 15 конгрегаций (автономных общин) и 15 431 мирянина[43]. В 1990-е гг. архиепископ Эмигидиуш (Юрий) Рыжий предпринял попытку учреждения структур Американского Всемирного Патриархата на территории Республики Беларусь, что может являться темой отдельного исследования.

Изучение религиозной деятельности митрополита Петра (Журавецкого) после смерти патриарха Владислава Рыжего-Рыского представляется затруднительным по причине ограниченности имеющихся информационных источников. С уверенностью можно утверждать лишь то, что к 1988 г. он покинул юрисдикцию Американского Всемирного Патриархата и в сане патриарха возглавлял Православный Католический Патриархат Америки (The Orthodox Catholic Patriarchate of America)[44].

Завершая рассмотрение истории попыток создания альтернативной Церкви для белорусов диаспоры, предпринятых митрополитом Петром (Журавецким) и патриархом Владиславом Рыжим-Рыским, необходимо отметить незначительный успех данного начинания. Образование Белорусской Католической Церкви (Беларускай Каталіцкай Субожні), а затем Американского Всемирного Патриархата (Белорусского Патриархата) не привело к заметному переходу белорусов диаспоры из традиционных общин Римо-Католической Церкви, Белорусского совета православных церквей Северной Америки в юрисдикции Константинопольского Патриархата и Белорусской Автокефальной Православной Церкви. Подтверждением тому является фактическое игнорирование деятельности митрополита Петра и патриарха Владислава в религиозной прессе белорусской эмиграции. Упоминавшееся выше заявление ректора Белорусской католической миссии в Великобритании священника Льва Горошко, сделанное в 1960 г. в отношении В. Рыжего-Рыского, не содержит призыва к возвращению белорусских католиков из «Субожни» в Римо-Католическую Церковь. Заявление ориентировано лишь на недопущение ассоциирования скандальной личности Рыжего-Рыского с католическим духовенством. Крайне низкий интерес белорусской прессы к митрополиту Петру (Журавецкому) и патриарху Владиславу Рыжему-Рыскому является красноречивым свидетельством отсутствия в белорусской диаспоре религиозного конфликта, который могла породить смена верующими церковной юрисдикции. Вместе с тем, их деятельность оставила заметный след в американской религиозной жизни. В настоящее время изучение истории многих независимых религиозных сообществ, находящихся вне общения со Вселенским Православием, невозможно без рассмотрения деятельности представителей белорусской диаспоры Петра Журавецкого и Владислава Рыжего-Рыского.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В настоящей статье автор не ставил перед собой цель дать каноническую оценку иерархического статуса Петра Журавецкого и Владислава Рыжего-Рыского. По этой причине усвоенные ими титулы пишутся без кавычек, что не означает авторского признания за ними канонического достоинства.

[2] Арцыбіскуп Пётра, Апостальскі Пасярэднік Сыноду Беларускае, Каталіцкае Артадаксальнае Субожні // Беларускі голас. – 1961. – № 81. – С. 1; Грамота о диаконском и пресвитерском рукоположении Петра Журавецкого от 21 апреля 1932 г. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру). Фотокопия. Архив автора; Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. – 1943. – № 1. – Р. 1.

[3] Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church / Henry R.T. Brandreth. – BORGO PRESS, WILDSIDE PRESS, 1987. – Р. 57; Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church / Thomas E. Fitzgerald. – Westport-London : Greenwood Press, 1995. – P. 49–50, 54; Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox / Arthur Carl Piepkorn. – Harper & Row, 1979. – Vol. 1. – Р. 104.

[4] Арцыбіскуп Пётра, Апостальскі Пасярэднік Сыноду Беларускае, Каталіцкае Артадаксальнае Субожні. С. 1; Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. Р. 1; Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. – 1943. – № 3. – Р. 1.

[5] Грамота об аннулировании канонических прещений, наложенных на архиепископа Христофора (Контогеоргиоса). 1 марта 1945 г. На англ. яз. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру) и викарными епископами Северо-Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

[6] Грамота о епископском рукоположении Петра Журавецкого от 15 октября 1950 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора; Melton J. Gordon. Melton’s Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. – Gale Cengage Learning, 2009. – Р. 1152; Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox. Р. 97.

[7] Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox. Р. 96–97.

[8] Грамота о назначении архиепископа Петра Журавецкого преемником митрополита Петра Зелонки, Примаса Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. 31 октября 1959 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

[9] Гарбінскі, Ю. Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя. Жыццярысы. Мартыралогія. Успаміны / Юрась Гарбінскі. – Мінск–Мюнхен : Беларускі кнігазбор, 1999. – С. 166; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 8–11; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалі няпраўды. С. 333.

[10] Романько, О.В. Легион под знаком погони. Белорусские коллаборационистские формирования в силовых структурах нацистской Германии (1941–1945) / О.В. Романько. – Смферополь : Антиква, 2008. – С. 132–134, 140; Сноп, У. Маці маёй роднай. Вершы / Уладзіслаў Сноп. – Выданьне Навукова-Даследчай Рады «Льва Сапегі» Інтэрнацыянальнага Інстытуту Беларусаведы імя Эўфрасіньні Полацкай, 1962. – С. I.

[11] Агульны гадавы зьезд беларусаў у Бэльгіі // Бацькаўшчына. – 1952. – № 7–8 (86–87). – С. 8; Гардзіенка, Н. Рада БНР (1947–1970) : Падзеі. Дакументы. Асобы / Наталля Гардзіенка, Лявон Юрэвіч. – Мінск : Кнігазбор, 2013. – С. 399; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.) / Мікола Панькоў. – Мінск, 2001. – С. 23, 26–27, 29, 32–33, 38, 41, 46; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 16.

[12] Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / Іван Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – С. 149.

[13] Ліст Міколы Абрамчыка, адрасаваны Аўгену Каханоўскаму ад 12.01.1949 // Гардзіенка, Н. Рада БНР (1947–1970): Падзеі. Дакументы. Асобы. С. 449; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 16.

[14] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 53; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалі няпраўды / Эмігідзіюш (Юры) Рыжы // Адзінец, А. Паваенная эміграцыя: скрыжаваньні лёсаў: зборнік успамінаў / А. Адзінец. – Мінск : Медисонт, 2007. – С. 335; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 16–17.

[15] Даклад аб Беларусі ў Мадыце // Бацькаўшчына. – 1952. – № 3 (82). – С. 4; Інстытут Беларусаведы ў Мадрыдзе // Бацькаўшчына. – 1952. – № 15–16 (94–95). – С. 12; Ляднёва, А.С. Інстытут беларусаведы імя Льва Сапегі / А.С. Ляднёва // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. – Мінск : Беларуская энцыклапедыя, 1998. – Т. 7. – С. 266; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 68, 70.

[16] Мерляк, К. Дзейнасьць Кастуся Мерляка на эміграцыі. Праніклівасьць і практычны падыход / Канастанцін Мерляк. – Нью-Ёрк, 1992. – С. 127; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 82, 86.

[17] Леў, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды / а. Леў // Бацькаўшчына. – 1960. – № 4 (527). – С. 2; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалі няпраўды. С. 335; Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski : M. Th. thesis. – Princeton Theological Seminary.

[18] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 124.

[19] Гардзіенка, А. Беларускі кангрэсавы камітэт Амэрыкі (БККА) / Алег Гардзіенка. – Смаленск, 2009. – С. 125, 127–128; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 127.

[20] Леў, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды. С. 2.

[21] Сноп, У. Маці маёй роднай. С. I.

[22] P.D. Pa linii vytrymanaj kansekvencyi / P.D. // Źnič. – 1952. – № 17. – S. 4

[23] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 147; Юрэвіч, Л. Танальнасьць бияграфіі як энцыклапедычнага жанру (Да стварэньня «Энцыкляэдыі беларускага замежжа») / Лявон Юрэвіч // Запісы. Беларускі інстытут навукі і мастацтва. – 2006. – № 30. – С. 225.

[24] Гарбінскі, Ю. Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя. С. 75; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 148.

[25] Макараў, А. Кар’ера дзетазабойцы. Як гітлераўскі кат Уладзіслаў Рыжы стаў вялікім святым / А. Макараў, Г. Дзеравенскі // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 168 (11022). – С. 2.

[26] Вазнясенскі, А. Ганьба апекунам здрадніка / А. Вазнясенскі, А. Наумец, В. Красоўскі і інш. // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3; Вайцяховіч, А. Мацярынскі праклён / Анэлія Вайцяховіч // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3; Сабалеўскі, А. Ну і «прэзідэнт»! / А. Сабалеўскі // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3; Фёдараў, А. сабака гаўкае, а караван ідзе / А. Федараў // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3; Шынкарова, А. Судзіць гітлераўскага ката! Рэзалюцыя нарады настаўнікаў Глыбоцкага раёна / А. Шынкарова, О. Амосава, Е. Арэтаў і інш. // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3; Яцына, В. Вось хто хаваецца пад чорнай сутанай / Я. Яцына, І. Барэйка // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.

[27] Леў, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды. С. 2.

[28] Kipel, V. Belarusans in the United States / Vitaut Kipel. – New York : University Press of America, 1999. – P. 296.

[29] Ryzy-Ryski, U. Byelorussia Between Tartaria and Rome / Uladyslau Ryzy-Ryski. – Board of Scientific Research of the International Institute of the Byelorussian Studies, 1960. – 18 p.

[30] Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski. – Board of Scientific Research «Leu Sapieha» of the International Institute of Byelorussian Studies, St. Euphrasinia of Polacak, 1961. – 67 р.

[31] Ryzy-Ryski, U. Monumento doctrinal de la reforma / Uladyslau Ryzy-Ryski. – Mexico : Publicaciones El Faro, 1970. – 182 р.

[32] Сноп, У. Маці маёй роднай. Вершы / Уладзіслаў Сноп. – Выданьне Навукова-Даследчай Рады «Льва Сапегі» Інтэрнацыянальнага Інстытуту Беларусаведы імя Эўфрасіньні Полацкай, 1962. – 20 с.

[33] Гарбінскі, Ю. Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя. С. 166-167; Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 59; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалі няпраўды. С. 335; Юрэвіч, Л. Шматгалосы эпісталярыум : гісторыя людзей і ідэй на эміграцыі ў ліставанні / Лявон Юрэвіч. – Мінск, 2012. – С. 625; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 17.

[34] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 174.

[35] Kipel, V. Belarusans in the United States. Р. 371.

[36] Вальтер Мирон Профета рукоположен во священника 15 ноября 1938 г. епископом Богданом (Шпилькой) (Украинская Православная Церковь в Америке, Константинопольский Патриархат). Впоследствии возведен в сан протоиерея. В 1959 г. награжден правом ношения митры. В 1964 г. уклонился в раскол (Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні / архіяпіскап Юры (Рыжы). – Асінінг, 2003. – С. 60).

[37] Holland L. Clifton. A classification system of religious groups in the Americas by major traditions and family types : Latin American socio-religious studies program / Clifton L. Holland. – San Pedro, Costa Rica, 2011. – Р. 21; Walker K. James. The Concise Guide to Today’s Religions and Spirituality / James K. Walker. – Eugene, Oregon, 2007. – Р. 30; Ward L. Gary. Independent Bishops : An International Directory / Gary L. Ward, Bertil Persson, Alan Bain. – Apogee Books, 1990. – Р. 330.

[38] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 174; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 60; Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox. P. 99.

[39] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 194.

[40] Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 60; Walker K. James. The Concise Guide to Today’s Religions and Spirituality / James K. Walker. – Eugene, Oregon, 2007. – Р. 30; Ward L. Gary. Independent Bishops : An International Directory / Gary L. Ward, Bertil Persson, Alan Bain. – Apogee Books, 1990. – Р. 354.

[41] Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 61.

[42] Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). С. 253; Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні. С. 61–62; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалі няпраўды. С. 335; Kipel, V. Belarusans in the United States. Р. 296; Melton J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. – McGrath Publishing Company, 1978. – Р. 258.

[43] Melton J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions. Р. 258.

[44] Peter II A. Zhurawetsky, American Patriarch. The Patriarch’s message. August 27, 1988. Фотокопия. Архив автора.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агульны гадавы зьезд беларусаў у Бэльгіі // Бацькаўшчына. – 1952. – № 7–8 (86–87). – С. 8.
  2. Адзінец, А. Паваенная эміграцыя: скрыжаваньні лёсаў: зборнік успамінаў / А. Адзінец. – Мінск : Медисонт, 2007. – 704 с.
  3. Арцыбіскуп Пётра, Апостальскі Пасярэднік Сыноду Беларускае, Каталіцкае Артадаксальнае Субожні // Беларускі голас. – 1961. – № 81. – С. 1.
  4. Вайцяховіч, А. Мацярынскі праклён / Анэлія Вайцяховіч // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.
  5. Вазнясенскі, А. Ганьба апекунам здрадніка / А. Вазнясенскі, А. Наумец, В. Красоўскі і інш. // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.
  6. Гарбінскі, Ю. Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя. Жыццярысы. Мартыралогія. Успаміны / Юрась Гарбінскі. – Мінск–Мюнхен : Беларускі кнігазбор, 1999. – 752 с. : іл.
  7. Гардзіенка, А. Беларускі кангрэсавы камітэт Амэрыкі (БККА) / Алег Гардзіенка. – Смаленск, 2009. – 428 с., [12] с. іл. – (БІНМ ; Бібліятэка Бацькаўшчыны ; кн. 16).
  8. Гардзіенка, Н. Рада БНР (1947–1970) : Падзеі. Дакументы. Асобы / Наталля Гардзіенка, Лявон Юрэвіч. – Мінск : Кнігазбор, 2013. – 648 с.
  9. Грамота о диаконском и пресвитерском рукоположении Петра Журавецкого от 21 апреля 1932 г. На англ. яз. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру). Фотокопия. Архив автора.
  10. Грамота о епископском рукоположении Петра Журавецкого от 15 октября 1950 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.
  11. Грамота о назначении архиепископа Петра Журавецкого преемником митрополита Петра Зелонки, Примаса Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. 31 октября 1959 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.
  12. Грамота об аннулировании канонических прещений, наложенных на архиепископа Христофора (Контогеоргиоса). 1 марта 1945 г. На англ. яз. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру) и викарными епископами Северо-Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.
  13. Даклад аб Беларусі ў Мадыце // Бацькаўшчына. – 1952. – № 3 (82). – С. 4.
  14. Інстытут Беларусаведы ў Мадрыдзе // Бацькаўшчына. – 1952. – № 15–16 (94–95). – С. 12.
  15. Касяк, І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу / Іван Касяк. – Нью-Йорк, 1956. – 191 с.
  16. Леў, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды / а. Леў // Бацькаўшчына. – 1960. – № 4 (527). – С. 2.
  17. Ляднёва, А.С. Інстытут беларусаведы імя Льва Сапегі / А.С. Ляднёва // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. – Мінск : Беларуская энцыклапедыя, 1998. – Т. 7. – С. 266.
  18. Макараў, А. Кар’ера дзетазабойцы. Як гітлераўскі кат Уладзіслаў Рыжы стаў вялікім святым / А. Макараў, Г. Дзеравенскі // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 168 (11015). – С. 2.
  19. Мерляк, К. Дзейнасьць Кастуся Мерляка на эміграцыі. Праніклівасьць і практычны падыход / Канастанцін Мерляк. – Нью-Ёрк, 1992. – 476 с.
  20. Панькоў, М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.) / Мікола Панькоў. – Мінск, 2001. – 332 с.
  21. Романько, О.В. Легион под знаком погони. Белорусские коллаборационистские формирования в силовых структурах нацистской Германии (1941–1945) / О.В. Романько. – Смферополь : Антиква, 2008. – 304 с.
  22. Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалі няпраўды / Эмігідзіюш (Юры) Рыжы // Адзінец, А. Паваенная эміграцыя: скрыжаваньні лёсаў: зборнік успамінаў / А. Адзінец. – Мінск : Медисонт, 2007. – С. 332–337.
  23. Сабалеўскі, А. Ну і «прэзідэнт»! / А. Сабалеўскі // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.
  24. Сноп, У. Маці маёй роднай. Вершы / Уладзіслаў Сноп. – Выданьне Навукова-Даследчай Рады «Льва Сапегі» Інтэрнацыянальнага Інстытуту Беларусаведы імя Эўфрасіньні Полацкай, 1962. – 20 с.
  25. Фёдараў, А. сабака гаўкае, а караван ідзе / А. Федараў // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.
  26. Шынкарова, А. Судзіць гітлераўскага ката! Рэзалюцыя нарады настаўнікаў Глыбоцкага раёна / А. Шынкарова, О. Амосава, Е. Арэтаў і інш. // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.
  27. Юры (Рыжы), архіяпіскап. Мой крыж : успаміны і разважаньні / архіяпіскап Юры (Рыжы). – Асінінг, 2003. – 112 с.
  28. Юрэвіч, Л. Танальнасьць бияграфіі як энцыклапедычнага жанру (Да стварэньня «Энцыкляэдыі беларускага замежжа») / Лявон Юрэвіч // Запісы. Беларускі інстытут навукі і мастацтва. – 2006. – № 30. – С. 223–230.
  29. Юрэвіч, Л. Шматгалосы эпісталярыум : гісторыя людзей і ідэй на эміграцыі ў ліставанні / Лявон Юрэвіч. – Мінск, 2012. – 660 с.
  30. Яцына, В. Вось хто хаваецца пад чорнай сутанай / Я. Яцына, І. Барэйка // Віцебскі рабочы. – 1960. – № 175 (11022). – С. 3.
  31. Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church / Henry R.T. Brandreth. – BORGO PRESS, WILDSIDE PRESS, 1987. – 79 р.
  32. Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church / Thomas E. Fitzgerald. – Westport-London : Greenwood Press, 1995. – 240 p.
  33. Holland L. Clifton. A classification system of religious groups in the Americas by major traditions and family types : Latin American socio-religious studies program / Clifton L. Holland. – San Pedro, Costa Rica, 2011. – 274 р.
  34. Kipel, V. Belarusans in the United States / Vitaut Kipel. – New York : University Press of America, 1999. – 569 p.
  35. Melton J. Gordon. Melton’s Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. – Gale Cengage Learning, 2009. – 1386 р.
  36. Melton J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. – McGrath Publishing Company, 1978. – 1202 р.
  37. P.D. Pa linii vytrymanaj kansekvencyi / P.D. // Źnič. – 1952. – № 17. – S. 3–4.
  38. Peter II A. Zhurawetsky, American Patriarch. The Patriarch’s message. August 27, 1988. Фотокопия. Архив автора.
  39. Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief: Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox / Arthur Carl Piepkorn. – Harper & Row, 1979. – Vol. 1.
  40. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. – 1943. – № 1. – Р. 1.
  41. Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. – 1943. – № 3. – Р. 1.
  42. Ryzy-Ryski, U. Byelorussia Between Tartaria and Rome / Uladyslau Ryzy-Ryski. – Board of Scientific Research of the International Institute of the Byelorussian Studies, 1960. – 18 p.
  43. Ryzy-Ryski, U. Monumento doctrinal de la reforma / Uladyslau Ryzy-Ryski. – Mexico : Publicaciones El Faro, 1970. – 182 р.
  44. Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski : M. Th. thesis. – Princeton Theological Seminary.
  45. Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski. – Board of Scientific Research «Leu Sapieha» of the International Institute of Byelorussian Studies, St. Euphrasinia of Polacak, 1961. – 67 р.
  46. Walker K. James. The Concise Guide to Today’s Religions and Spirituality / James K. Walker. – Eugene, Oregon, – 363 р.
  47. Ward L. Gary. Independent Bishops : An International Directory / Gary L. Ward, Bertil Persson, Alan Bain. – Apogee Books, 1990. – 524 р.

 

The article is devoted to a review of the religious activities of the noncanonical hierarchs Peter Metropolitan Peter Zhuravetsky and Patriarch Vladislav Ryzy-Rysky, in the 1960s. attempted to create an alternative Church for Belarusians, aimed at uniting Orthodox and Catholics. The relevance of the article is due to the poor knowledge of this episode of the religious life of the Belarusian diaspora. Additional religious studies interest in the activities of P. Zhuravetsky and V. Ryzhego-Rysky is explained by the fact,that a large number of associates with the Orthodoxy of the American uncanonical hierarchs erect a line of succession of their ordinations to called the representatives of the Belarusian emigration.

Keywords: American World Patriarchate, Belorussian Autocephalous Orthodox (People’s) Church, Belarusian emigration, Belarusian Diaspora, Collaboration, Peter Zhuravetsky, a church schism, emigration, Vladislav Ryzhy-Rysky.

Просмотрено: 154 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии продолжается дополнительный набор абитуриентов

В Минской духовной семинарии продолжается дополнительный набор на богословско - пастырское и богословско - педагогическое отделения заочной формы обучения, а также на регентское и иконописное отделения дневной формы обучения.

В музей Минской духовной семинарии передана ценная коллекция экспонатов

Новые экспонаты будут представлены в залах, посвященных истории Жировичского монастыря, истории духовного образования и просвещения на белорусских землях, православной литургической традиции.