Расширение сферы влияния римо-католической конфессии в Беларуси на примере истории Свято-Троицкого собора в г. Слониме

Протодиакон Георгий Пшенко

1Свято-Троицкий собор в Слониме. Современный вид

История православных храмов на землях Белой Руси тесно связана с историей взаимоотношений Римо-католической и Православной Церквей. В 1054 г. в Церкви Христовой произошло великое смятение: Западная Церковь отделилась от Восточной. Западная Церковь в последующие времена стала все более и более удаляться от Церкви Православной. Главным источником этого разрыва служили те изменения, которые допустила Римо-католическая церковь внутри себя как в догматическом отношении, так и в иерархическом строе, противном правилам и традициям Вселенской Церкви. В дальнейшем требования римских первосвященников, противоречащие канонам Вселенской Церкви, сделались столь неумеренными, что единение католичества с Восточной Церковью в духе братской любви становилось невозможным. Если оно по временам и проявлялось, то только внешне, принужденно, так как в основе не имело тех связующих начал, которые могли бы послужить к их внутреннему, духовному единству[1].

Православный Восток не был чужд идеи унии, в смысле братского единения Восточной Церкви с Западной. В этом направлении им делались некоторые попытки, в XV в. усилившиеся под влиянием опасности турецкого завоевания Византии и закончившиеся принятием унии на Флорентийском Соборе в 1439 г. Но эта уния не была делом церковным. Она была заключена более из политических соображений, не была чужда насилия и, как дело рук человеческих, а не дело Божие, вскоре распалась.

Впоследствии унийное движение, в смысле подчинения Риму Православного Востока, окончательно не заглохло, и Рим напрягает всевозможные усилия, чтобы распространить свое влияние на Восток. Унийная акция главным образом переносится в Литовско-Польское государство, которое в силу исторических судеб оказалось податливым к ее восприятию[2].

Предки нынешних белорусов в 992 г. приняли святую веру от православного Востока, пребывавшего верным учению и преданию Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Подавляющее большинство жителей Литвы и Беларуси в ХI–ХIV веках исповедовало Православие. Заметив быстрые успехи Православия в ВКЛ, римские папы постарались обратить в латинство оставшихся в язычестве литовцев и затем стали домогаться покорить своей власти и православных белорусов. Этому способствовало то, что Литовский князь Ягайло принял католичество и, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, объединяет в своем лице Литовско-Польскую корону. Став ярым католиком, Ягайло, а за ним и его преемники, насаждая в литовско-белорусских областях католичество, предпринимают различные, в том числе и насильственные, меры по подчинению Православной Церкви в ВКЛ Риму, и Православие в княжестве подвергается гонению. Уже в XIV в. в Литовско-Польском государстве стали обнаруживаться признаки вероисповедной нетерпимости, притеснение православных, а в XVI веке открылось и явное их преследование. Это преследование в особенности стало усиливаться после вступления в 1587 г. на Польский престол короля Сигизмунда III. При нем епископы Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Поцей), руководясь личными выгодами и побывав в 1595 г. в Риме, заключают от лица всей паствы Православной Церкви в Беларуси унию с Римом. По этому поводу в 1596 году созывается по требованию православных в г. Бресте Собор, но результаты его оказываются для православных весьма плачевными. Собор разделяется на два враждебных лагеря, и в то время как православные отвергли принятую епископами-ренегатами унию, последние вместе с иезуитами и латино-польской партией, принимавшей участие в Соборе, объявляют ее актуальной. Совершается насилие над православным сознанием белорусского народа, и, несмотря на его упорное сопротивление, уния насильственно и исподволь вводится в белорусских областях Польского государства[3].

Целые толпы римо-католических монахов рассеялись по Беларуси, ведя активную агитацию в вопросе унии с Римом. Для совращения православных использовались всевозможные средства, в том числе ложь, обман, тюремные заключения и разного рода истязания. Проповедь этих миссионеров, подкрепляемая насилием, находила себе сильную поддержку со стороны польской и ополячившейся русской шляхты. По свидетельству современников, многие белорусы «как безответные овцы, подгоняемые дубьем и палкою, шли или в костел для принятия католичества, или в униатскую церковь для объявления себя униатами»[4].

С принятием Брестской унии православная вера, утвержденная в крае, стала гонимой: православные священники изгонялись, храмы и монастыри отбирались у православных. Вот как говорится об этом в «Палинодии» Захарии Копыстенского, составленном в конце XVI – начале XVII веков: «И кождый в своей диоцезии почали пресвитеров инших от хлеба отдаляти, инших ланцухами и турмами мордовати, а которых през гвалт не подоляли, тых мандатами турбовали, баниции на тых выносили, церкви им печатовали, а затым або имали их вязением трапили, або от всей маетности проч с парафий выгоняли».[5]

Чтобы стереть из народного сознания память о Православии, на месте разрушенных церквей, либо рядом с ними воздвигались величественные костелы. Это хорошо видно на примере истории Свято-Троицкого храма в Слониме.

Свято-Троицкий храм в 1931 г. Свято-Троицкий храм в 1931 г. 

Священник Спасо-Преображенского собора г. Слонима иерей Климент Смольский, в 60-70-х гг. XIX ст. занимавшийся изучением истории православных храмов в Слониме, говорит: «Так по чему бы теперь узнать, что на сем месте (т.е. на месте Бернардинского костела в Слониме – П.Г.) некогда стояла небольшая деревянная Свято-Троицкая православная церковь? Никто и никогда бы не узнал о сем, если б сами поляки, при всем желании затереть следы древнего православия, не оставили против воли своей в инвентарях города, воспоминания об этих… православных святынях»[6].

Сведения о существовании православной Свято-Троицкой церкви относятся к древним временам. Кем была построена эта церковь – точных сведений не сохранилось. В позднейших визитных описях говорилось, что постройка ее принадлежит королям польским.[7] В пользу этого факта говорит то, что во второй половине XIX в. при Слонимском Спасо-Преображенском соборе хранились оригиналы трех документов, писанных по-русски, изданных королем Сигизмундом II Августом (1548-1572), свидетельствующие о том, как в до униатские времена польские короли заботились о православных церквях в Слониме и об улучшении быта православного духовенства. Один документ был издан в Вильно в 1569 г., другой в Люблине в том же 1569 г., третий в Варшаве в 1571 г.[8]. Также имелся еще документ, изданный королем Владиславом IV (1632-1648) о правах слонимского униатского духовенства. В нем король Владислав, внушая местным властям доброе отношение к священникам-униатам, ссылается на приказ короля Сигизмунда II Августа, изданный последним в 1544 г[9]. В нем повелевалось возвратить земли, забранные у православных священников шести слонимских церквей и не возлагать на них податей и налогов. Оригинал документа 1544 г. к тому времени был уже утрачен[10].

Свято-Троицкая церковь в Слониме была деревянной[11], самостоятельной приходской; настоятелем храма был священник по фамилии Морачевский[12]. По визитам 1681 г., Свято-Троицкая церковь в Слониме была самой большой по числу прихожан, построена на городском рынке на улице Спасской, получившей свое название от вблизи стоявшей другой Спасо-Преображенской церкви[13].

Церковь канцлером ВКЛ Львом Сапегой, вероятно, когда он был еще православным, была наделена тремя уволоками земли[14]. Приход храма состоял: из части города, именно рынка, среди которого стояла церковь, улиц, расположенных вблизи ее: Кривой, Шевецкой, Соколовской, части Замостьской, а также деревень: Костенев (ныне Костени – П.Г.), Пасинич, Мижевич, Селевич (ныне Селявичи – П.Г.), Хмельниц, Рахович, Суринки, Деревянчиц, Якимович, Цивинщины и половины деревни Лопухово. Прихожан мужского пола насчитывалось 1740 душ[15].

С начала XVII ст. до середины XVIII в. священниками при этой церкви, преемственно следовавшими один за другим, были Марковские. Один из них, отец Григорий Марковский, был весьма деятельный и много заботившийся о церкви и ее фундуше[16].

В акте, составленном в г. Вильно, изображающем отречение от Православия и присоединение к унии в 1609 г. из страха гонений и преследований многих архимандритов, протоиереев и священников, встречается подпись одного из слонимских священников – Василия Андреевича Марковского, священника Свято-Троицкой церкви[17]. На основании этого можно предположить, что до указанного времени священники слонимской Свято-Троицкой церкви были православными, а совращение их в унию наступило около 1609 г.

Имелся документ, относящийся к 1617 г., согласно которому настоятельство Свято-Троицкой церкви принадлежало «протопопам Слонимской протопопии», начиная от протоиереев Григория Ониксевича, Иоанна Скловского и оканчивая Герасимом Загоровским[18]. В 1676 г. настоятелем Свято-Троицкой церкви был священник Лука Карпович, которого в этом же году сменил протоиерей Мартин Петрович.[19]

Присоединение ВКЛ к Польше в 1569 г. и церковная уния 1596 г. открыла для проповедников латинства широкое поле деятельности. Священник Климент Смольский, занимавшийся изучением истории слонимских церквей, говорит, что римо-католические священнослужители «с присоединением края к Польше, стали здесь поселяться и распоряжаться, как полные властители».[20] Следствием этого стало то, что латиняне решили построить рядом со Свято-Троицким храмом, на плацу, где располагалась церковь, свой монастырь.[21] Фундатором монастыря выступил Ян Жерновский, который выделил 3000 злотых и начал выкупать землю с домами под место строительства монастыря. Мозырская стольничая Гелена Лукашевич-Мецкевичова вместе со своими сыновьями Константином и Иеронимом выкупили дом с плацем, где разместились 13 января 1630 г. бернардинцы. В мае 1630 г. согласие на строительство монастыря дал римо-католический епископ Ежы (Тышкевич) – суффраган и администратор виленского диоцеза, а затем епископ Абрахам (Война)[22].

После смерти Яна Жерновского дело строительства монастыря перешло к королевскому секретарю Андрею Радавану. При нем 30 мая 1639 г. был заложен фундамент под каменный костел Святой Троицы. В 1642 г. Андрей Радаван умер, и строительство продолжали сами бернардинцы. В скором времени был построен величественный однобашенный костел и деревянное здание монастырского корпуса. Сохранилось имя строителя. Им был мастер из Несвижа Шымон Тарашкевич. Костел был построен в стиле барокко и имел пять алтарей (главный – Святой Троицы, боковые – Божией Матери, св. Анны, св. Франциска, св. Антония)[23].

В 1655 г. костел и монастырский корпус сгорели во время войны с Московским княжеством. В 1671 г. восстановленный костел был освящен епископом-суффраганом Николаем (Слупским). Он был более скромным в сравнении с первоначальным и имел только три алтаря: (Святой Троицы, св. Анны и св. Франциска)[24]. В 1668 и 1750 гг. к костелу до предалтарной трофеи нефа были пристроены две квадратные в плане купольные каплицы Слизнев и Полубинских[25].

Во время войны 1655 г. пострадала и Свято-Троицкая церковь. Она была восстановлена на частные пожертвования прихожан[26].

Возникает вопрос, для чего было необходимо строительство рядом со Свято-Троицкой церковью одноименного костела? Разве не было в то время в Слониме другого, свободного от застроек места? Или была какая-то необходимость в существовании двух рядом стоящих Свято-Троицких храмов? Ответ на данный вопрос дает священник Климент Смольский. «Они ставили свои костелы, – говорит отец Климент, – близ самих церквей для того, чтобы красотой самого здания и костельной музыкой удобнее поразить неразвитого крестьянина и побудить его оставить свою, невзрачную на вид, церковь и ходить в костел»[27]. Получается, что это был основательно продуманный шаг, спланированный латинянами для совращения местных жителей в римо-католичество. Бернардинцы знали, что слонимчане будут ходить на богослужение в старинную Свято-Троицкую церковь, куда ходили их отцы и деды, поэтому именно в этом месте расставили сети соблазна.

Свято-Троицкий храм. 1970-е гг. Свято-Троицкий храм. 1970-е гг.

Подтвеждением сказанному служит также факт уничтожения Свято-Троицкой церкви в середине XVIII ст., о чем будет сказано ниже, а также следующее обстоятельство. В Свято-Троицком храме существовала чтимая икона преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (+1073), в день памяти которого, 10/23 июля, ежегодно совершались торжественные богослужения[28]. В середине XIX столетия православные простолюдины еще помнили, что в давние времена в Троицкой церкви совершалась память преподобного Антония. «Наши отцы туда к «Антонему» ходили, – говорили они, – и мы также ходим»[29].

Желая, чтобы почитание святого Антония совершалось не в храме, а в костеле, бернардинцы первоначально, как уже упоминалось, один из алтарей костела посвятили святому Антонию. После уничтожения Свято-Троицкой церкви, почитание преподобного Антония Печерского они сменили на почитание своего католического святого Антония Падуанского, образ которого был поставлен в костеле для поклонения верующих в правом киоте, недалеко от алтарной части[30]. Рассчет бернардинцев оправдался. До закрытия костела в 1864 г. на торжества в честь Антония Падуанского, память которого совершалась 13/26 июня, с разных сторон стекался народ не только католический, но и православный. Монахи, пользуясь многочисленным собранием православных, активно вели в костеле пропаганду латинства[31].

Священник Климент Смольский, так объясняет причину посещения православными костельных торжеств в честь Антония Падуанского: «Конечно, православные первоначально обращались к сему костелу не из сочувствия к римо-католичеству, которого они вовсе не понимали; не привлекали их сюда исключительно и одни органы, которые довольно приятно действовали на их ухо, не заманивала их пышная обстановка, доходящая до театральности в богослужении: нет, здесь была причина гораздо проще. Народ приходил сюда молиться чтимому им святому Антонию, образ коего находился здесь некогда, во время существования еще на сем месте первой Свято-Троицкой православной церкви: вот что сюда тянуло его! Наши православные поселяне, по неразвитости не входили в тонкости для них разума недоступные, и не разбирали, к какой Церкви принадлежит тот или другой святой»[32].

Теперь скажем об уничтожении Свято-Троицкой церкви в середине XVIII ст. Из распоряжения униатского митрополита Флориана (Гребницкого) видно, что Свято-Троицкая церковь просуществовала до 1752 г., а из визитной описи – до 1755 г.[33]. Уничтожение храма совпало с тем периодом в истории униатства, когда после Замойского Собора 1720 г. в униатской церкви стали вводиться латинские богослужение и обряды. После разрушения храма на остальной части церковной земли, с южной стороны костела, был построен большой кирпичный корпус для бернардинских монахов[34]. Характерно, что застройки на южной стороне костела (кирпичный корпус и каплица Полубинских) датируются серединой XVIII столетия[35], что совпадает со временем разрушения Свято-Троицкой церкви.

Священник Климент Смольский, исследуя причины уничтожения Свято-Троицкой церкви, говорит, что Троицкий храм «перестал существовать не ради ветхости своей, не по равнодушию православных[36] к поддержке оного, – нет: здесь были совершенно другие причины! Он был уничтожен правительством польским, под гнетом которого западно-русская окраина долго находилась. К уничтожению же, как сего храма, так и прочих в г. Слониме [церквей], коих некогда здесь было девять, это правительство всегда было побуждаемо непримиримыми врагами Православия – своим католическим духовенством»[37]. Иерей Климент указывает, что в его время имелся документ, «исходящий от униатского митрополита Флориана Гребницкого, изданный в 1792[38] г., в котором митрополит предписывает, по внушению влиятельного тогда лица Михаила Сапеги, усердного слуги римского престола, уничтожение трех старинных Слонимских церквей: Свято-Троицкой, Николаевской и Воскресенской и присоединение приходов их к церкви Преображенской»[39]. Также священник Климент Смольский указывает, что «из документов последующих времен за соединением церквей (т.е. за соединением нескольких приходов в один – П.Г.) можно усматривать, будто причиной уничтожения оных была ветхость церковных зданий, но это не совсем основательно. Три упраздненные самостоятельные церкви, как-то: Троицкая, Воскресенская и Николаевская могли бы существовать по той причине, что приходы этих церквей <…> были далеко не малочисленные, что при них были весьма усердные священники <…> Священник Григорий Марковский, будучи настоятелем Свято-Троицкой церкви, воздвигал в то же время уничтоженную пожаром Преображенскую церковь. Он, как ревностный пастырь, тем более никогда не мог бы забыть о поддержании своей Свято-Троицкой церкви»[40].

Возникает также вопрос, чем же мешал латинянам униатский Свято-Троицкий храм, ведь он находился в ведении Римо-католической церкви. Священник Климент Смольский, отвечая на этот вопрос, говорит, что «время, когда упразднялись <…> эти церкви и приходы, было временем сильнейшей римской пропаганды, заботившейся все­мерно о том, чтобы униатов совратить в латинство. Униаты же того времени, далеко не были еще расположены раз­делять мнения пропагандистов римских: они живо помнили еще то время, когда витал здесь Дух Православия. В их униатской Церкви существовали обычаи и обряды несравненно более подход­ящие к обычаям и обрядам восточной Церкви, чем западной. Все их мысли и чувства еще направлялись к востоку. Неприятно было таковое воззрение униатов для римских про­пагандистов, которые поставили себе задачей искоренять восточные обычаи и обряды в униатской Церкви. Чтобы изгладить в униатах память об обрядах восточной Церкви, тогдашний князь Литовский Михаил Cапега, посоветовавшись с yниатским митрополитом Флорианом (Гребницким), постановил действовать совокупными силами: первый об окончательной скорейшей достройке Преображенской церкви, которую труда­ми своими и усердием воздвигнул уже до окон настоятель Тро­ицкой церкви отец Григорий (Марковский – П.Г.), и о снабжении ее угодьями, а второй – об уничтожении трех существующих церквей и соединении в одну Преображенскую»[41].

Свято-Троицкий храм, обращенный в римо-католический костел Свято-Троицкий храм, обращенный в римо-католический костел

Однако на этом история существования Свято-Троицкой церкви не закончилась. «Бог не дал исчезнуть yнии, – говорит священник Климент Смольский, – как бы нарочито для того, чтобы через нее опять воззвать западно-русский (т.е. белорусский – П.Г.) народ к вере отцов своих – вере православной. И для того в определенное Богом время, явился в крае человек, который извел народ из плена римского и воззвал всех нас к вере праотцев. Этот человек, спасший землю западно-русскую от порабощения папско-польского, был наш незабвенный архипастырь – Литовский митрополит Иосиф (Семашко – П.Г.)»[42]. В 1839 г. произошло важное событие в истории Беларуси – воссоединение униатов с Православной Церковью. Инициатором и совершителем воссоединения был митрополит Иосиф (Семашко) (1798–1868).

В 1863–1864 гг. в Беларуси и Литве проходило польское восстание под предводительством Кастуся Калиновского. После подавления восстания многие костелы, за участие римско-католического духовенства в польском бунте, стали закрываться.

В слонимском Троицком костеле, начиная с 1861 г., проходила подготовка народных масс к восстанию: богослужения проводились в польском патриотическом духе, распевались запрещенные песни[43]. На основании этого 21 декабря 1864 г. были закрыты бернардинские монастырь и костел. Бернардинцы в священном сане (пять человек) были оставлены служить в тех парафиях, которые они обслуживали до этого времени. Остальные были переведены в доминиканский монастырь в Несвиже (восемь человек) и в монастырь францисканцев в Гродно (семь человек). Была расформирована библиотека монастыря: книги богословского содержания были переданы костельным властям, а рукописи – в Виленскую центральную публичную библиотеку[44].

Так как богослужения в костеле полностью прекратились, то вся ризница, утварь и образа были перенесены в приходской костел, находящийся на Замостье (ныне Андреевский костел в Слониме – П.Г.). Со всем прочим вынесен был туда и образ Антония Падуанского[45].

Событие закрытия Троицкого костела так прокомментировал в то время священник Климент Смольский. «Теперь католики латинские, – говорил отец Климент, – пред всем миром жалуются на притеснения, которые будто бы им делает наше правительство в исповедании ими этой римской веры. Но есть ли здесь какое-либо сравнение с теми притеснениями, которые предки их, да и они сами некогда делали православным? Там были жестокость и изуверство, а здесь одно лишь правосудие, и притом смягчаемое даже только видимым исправлением. Наше правительство без важных причин никогда не касается свободы совести иноверцев. Но оно должно восставать и восстает против них тогда, когда учения их становятся вредными для государства. А так как латиняне в последнее время, особенно во время польского мятежа, веру христианскую исказили – костелы обратили не в домы молитвы, а в места сходок для революционеров, то нельзя же было правительству не обуздать таких безумцев и не вырвать из их рук того противобожного оружия, коим они хотели поразить нас. Потому-то многие костелы, в коих воспевались возмутительные польские гимны, и должны были быть сейчас закрыты, при том, как не нужные и излишние»[46].

Почти два года костел стоял закрытым. В 1866 г. священник Климент Смольский обратился к бывшему начальнику Гродненской губернии Ивану Николаевичу Скворцову, который много содействовал утверждению в губернии Православия, с просьбой об отдаче закрытого бернардинского костела для устройства в нем православной церкви. С его разрешения, по благословению митрополита Литовского Иосифа (Семашко), здание костела было передано православной общине. В скором времени в здании упраздненного костела был устроен православный храм. В деле устройства храма принял активное участие Слонимский Предводитель дворянства Николай Егорович Извеков, который пожертвовал 258 рублей серебром[47]. Когда церковь была надлежащим образом устроена, тогда был написан образ преподобного Антония Киево-Печерского и поставлен на том самом месте, где прежде стоял образ Антония Падуанского[48]. 21 мая (3 июня по н.ст. – П.Г.) 1867 г. церковь была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы[49].

Однако, первоначальный ремонт, сделанный в новоустроенной Свято-Троицкой церкви, оказался недостаточным. В декабре 1871 г. настоятель храма священник Климент Смольский обратился с ходатайством в Гродненский губернский церковно-строительный комитет о выделении средств на ремонт церкви, поскольку прихожане были не в состоянии произвести его на свои средства[50]. Из государственной казны были выделены требуемые средства, на которые произведены следующие ремонтные работы: в верхнем ярусе колокольни отделаны балки, досками постлан пол и обшит потолок, исправлена лестница, перевешены колокола для удобного звона. В церкви сделаны 12 оконных рам и 12 оконных переплетов со стеклами, с железным укреплением. Заменили испорченную черепицу, сделаны желобки из листового железа между крышами церкви и притворов, исправлена кирпичная кладка карниза церкви. Сделаны два входа из церкви в подвалы притворов. Исправлены колоны в алтарной части, пол из кирпичной плитки, штукатурка стен. Отбелены стены, как снаружи, так и внутри, оконные рамы окрашены белой масляной краской[51].

Первоначально Свято-Троицкая церковь имела статус приписной к cлонимскому Спасо-Преображенскому собору[52]. С 1874 г. Свято-Троицкая церковь упоминается в документах как приходская[53]. Монастырские строения, прилегающие к храму, были переданы под помещения для духовного училища[54].

На 1893 г. приход Свято-Троицкого храма насчитывал 2191 человек и включал в себя, кроме г. Слонима, 12 деревень: Азаричи, Браково, Воробьевичи, Деревянчицы, Камень, Розановщина, Рыщицы, Скольдичи, Тушевичи, Цивинщина, Шундры и Якимовичи. Церковной земли было 33 десятины[55].

В марте 1921 г., когда Слоним вошел в состав новообразованного Польского государства, Свято-Троицкая церковь в процессе ревиндикации была отобрана у православных и переустроена под костел.

Свято-Троицкий храм в Слониме. 1915-1918 гг.Свято-Троицкий храм в Слониме. 1915-1918 гг.

В годы Второй мировой войны, в период оккупации Слонима немецко-фашистскими войсками, Троицкий костел был передан православным. В нем была вновь устроена Свято-Троицкая церковь[56]. Епископ Витебско-Полоцкий Афанасий (Мартос), временно управляющий Новогрудско-Барановичской епархией в своих воспоминаниях пишет об этом так: «Большой собор в Слониме (Спасо-Преображенский собор – П.Г.) был разрушен во время боев, и православные богослужения совершались в католическом костеле, приспособленном под православную церковь. Странно было видеть в нем огромные статуи католических святых на высоких карнизах, но мы старались не обращать на них внимания. Служил здесь каждый день»[57].

После окончания войны право на здание храма было сохранено за православной общиной. 20 сентября 1946 г. Слонимский районный исполнительный комитет заключил договор с православной общиной о передаче им в пользование здания Свято-Троицкого храма[58].

В период 1946–1988 гг. храм не закрывался и оставался действующим, выдержав волну хрущевских гонений на Церковь. В 2002 г. Свято-Троицкой церкви дан статус собора[59].

Несмотря на то, что в середине XVIII ст. слонимский униатский Свято-Троицкий приход по почину представителей Римо-католической церкви был упразднен, в настоящее время предпринимаются попытки по его возрождению. Так, на сайте Минской греко-католической парафии святого и праведного Язэпа, в разделе «Белорусская греко-католическая церковь сегодня», в списке униатских приходов центрально-западного протопресвитериата, охватывающего г. Минск, Брестскую, Гродненскую и Минскую области, указывается парафия Святой Троицы в г. Слониме[60], хотя официальной регистрации приход пока не имеет.

Таким образом, на примере истории Свято-Троицкой церкви в                 г. Слониме, можно выделить пять основных этапов расширения сферы влияния римо-католической конфессии в Беларуси. Первый этап – XVI–XVII вв. – активное насаждение унии в Беларуси и обращение православных церквей в униатские. Второй – XVII–XVIII вв. – вытеснение униатских храмов величественной костельной архитектурой. Третий этап – после 1720 г. – насаждение латинской обрядности и упразднение униатских храмов. Четвертый – 1918–1939 гг. – отобрание храмов у православных в процессе ревиндикации. Пятый – конец ХХ–начало XXI вв. – возрождение униатских приходов в Беларуси.

Несмотря на все сложности и перипетии православный Свято-Троицкий приход, насчитывающий пятивековую историю и в текущем году отметивший 150-летие своего возрождения, с Божией помощью смог выдержать все сложности и испытания и продолжает нести свою спасительную миссию по сей день.

 

Библиография

  1. Архив Новогрудского епархиального управления. Дело Свято-Троицкого собора г. Слонима.
  2. НИАБ в Гродно. Ф. 97. Оп. 1. Д. 319.
  3. Уния в документах : сб. / сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. – Минск : Лучи Софии, 1997. – 520 с.
  4. Афанасий, (Мартос), архиепископ. На ниве Христовой / архиепископ Афанасий (Мартос) // Новогрудские епархиальные ведомости. – 2004. – №11. – С. 11.
  5. Барбажинский, Л., иерей. Историко-статистическое описание приходов Слонимского благочиния Новогрудской епархии : дипл. раб. / иерей Л. Барбажинский. – Жировичи, 2008. – 134 с.
  6. Беларуская грэка-каталіцкая царква сёньня // Грэка-каталiцкая парафiя сьвятога i праведнага Язэпа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://svjazep.org/index.php?newsid=201. – Дата доступа : 07.06.2017.
  7. Зноско, К., протоиерей. Исторический очерк церковной унии / протоиерей К. Зноско. – Москва : Отдел по благотворительности Московского Патриархата, 1993. – 236 с.
  8. Карнілава, Л.А. Каталіцкія манаскія ордэны на Слонімшчыне / Л.А. Карнілава // Слонімшчына вачыма навукоўцаў і крязнаўцаў : матэрыялы рэгіянальнай гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі, прысвечанай 750-годзю г. Слоніма і 70-годдзю заснавання Слонімскага краязнаўчага музея ім. І.І. Стаброўскага / Слонімскі раённы выканаўчы камітэт, Аддзел археалогіі Інстытута гісторыі НАН РБ [і інш.]; рэдкал: І.П. Крэнь [і інш.]. – Слонім, 2002. – С. 212–218.
  9. Киприанович, Г.Я. Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве / Г.Я. Киприанович. – Минск : Белорусский Экзархат, 2006. – 352 c.
  10. К.С. Празднование памяти пр. Антония Печерского в день 10 июля в Слонимской Св.-Троицкой церкви, устроенной в 1867 г. из бернардинского костела // Литовские епархиальные ведомости. – 1869. – №16. – С. 991–995.
  11. Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі / А.М. Кулагін. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя, 2001. – 328 с.
  12. Несколько слов по поводу освящения приписной к Слонимскому собору церкви. // Литовские епархиальные ведомости. – 1867. – №20. – С. 847–849.
  13. О церквах в г. Слониме. // Литовские епархиальные ведомости. – 1871. – № 8 (неофициальный отдел). – С. 318–326.
  14. Новогрудской епархии – 690. – Жировичи, 2007. – 240 с.
  15. Слонімскі кляштар бернардзінцаў // Вялікае Княства Літоўскае : Энцыклапедыя ў 2 т. Т. 2 : Кадэцкі корпус–Яцкевіч / Рэдкал. : Г.П. Пашкоў і інш. – Мінск : БелЭН, 2006. – 792 с.
  16. Смольский, К., священник. О церквах в г. Слониме / священник К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1871. – № 9 (неофициальный отдел). – С. 366–373.
  17. Смольский, К., священник. Слово на освящении церкви, устроенной из упраздненного в городе Слониме бернардинского костела / священник К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1867. – №20. – С. 850–858.
  18. Смольский, С. К. О церквах в Слониме / [священник] К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1870. – №22 (неофициальный отдел). – С. 943–950.
  19. Смольский, К., священник. Торжество в Слониме / священник К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1868. – №15. – С. 653–659.
  20. Чыгрын, С. Гiсторыя Слонiма на старых фотаздымках i паштоўках (1900–1950) / Сяргей Чыгрын. – Мiнск : Кнiгазбор, 2014. – 92 с.

[1] Зноско, К., протоиерей. Исторический очерк церковной унии / протоиерей К. Зноско. – Москва : Отдел по благотворительности Московского Патриархата, 1993. – С. 5.

[2] Зноско, К., протоиерей. Исторический очерк церковной унии… С. 6.

[3] Зноско, К., протоиерей. Исторический очерк церковной унии… С. 6-7.

[4] Киприанович, Г.Я. Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве / Г.Я. Киприанович. – Минск : Белорусский Экзархат, 2006. – С. 20.

[5] Уния в документах : сб. / сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. – Минск : Лучи Софии, 1997. – С. 151.

[6] Смольский, К., священник. Слово на освящении церкви, устроенной из упраздненного в городе Слониме бернардинского костела / священник К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1867. – №20. – С. 855.

[7] Смольский, С. К. О церквах в Слониме / [священник] К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1870. – №22 (неофициальный отдел). – С. 943-944.

[8] О церквах в г. Слониме. // Литовские епархиальные ведомости. – 1871. – № 8 (неофициальный отдел). – С. 318-326.

[9] Сигизмунд II Август королем Польши и Великим князем Литовским становится в 1548 г., но еще в 1544 г. король Сигизмунд I Старый (1506-1548) передал своему наследнику Сигизмунду Августу управление Великим княжеством Литовским.

[10] О церквах в г. Слониме… С. 326.

[11] Смольский, К., священник. Слово на освящении церкви, устроенной из упраздненного в городе Слониме бернардинского костела… С. 855.

[12] К.С. Празднование памяти пр. Антония Печерского в день 10 июля в Слонимской Св.-Троицкой церкви, устроенной в 1867 г. из бернардинского костела // Литовские епархиальные ведомости. – 1869. – №16. – С. 991.

[13] Смольский, С.К. О церквах в Слониме… С. 943.

[14] Там же. С. 944. Уволока – главная поземельная мера в старой Литве и Польше, равнялась примерно 21,36 га.

[15] Там же.

[16] Смольский, С.К. О церквах в Слониме… С. 943. Фундуш – капитал, завещанный на благотворительные цели, либо имение, пожертвованное на нужды Церкви.

[17] О церквах в г. Слониме… С. 325.

[18] Смольский, К., священник. О церквах в г. Слониме / священник К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1871. – № 9 (неофициальный отдел). – С. 367.

[19] Смольский, К., священник. О церквах в г. Слониме… С. 367-369.

[20] Смольский, К., священник. Слово на освящении церкви, устроенной из упраздненного в городе Слониме бернардинского костела… С. 851.

[21] Несколько слов по поводу освящения приписной к Слонимскому собору церкви. // Литовские епархиальные ведомости. – 1867. – №20. – С. 847. Смольский, С.К. О церквах в Слониме… С. 949.

[22] Карнілава, Л.А. Каталіцкія манаскія ордэны на Слонімшчыне / Л.А. Карнілава // Слонімшчына вачыма навукоўцаў і крязнаўцаў : матэрыялы рэгіянальнай гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі, прысвечанай 750-годзю г. Слоніма і 70-годдзю заснавання Слонімскага краязнаўчага музея ім. І.І. Стаброўскага / Слонімскі раённы выканаўчы камітэт, Аддзел археалогіі Інстытута гісторыі НАН РБ [і інш.]; рэдкал: І.П. Крэнь [і інш.]. – Слонім, 2002. – С. 213.

[23] Карнілава, Л.А. Каталіцкія манаскія ордэны на Слонімшчыне… С. 213.

[24] Там же. С. 214.

[25] Слонімскі кляштар бернардзінцаў // Вялікае Княства Літоўскае : Энцыклапедыя ў 2 т. Т. 2 / Рэдкал. : Г.П. Пашкоў і інш. – Мінск : БелЭН, 2006. – С. 586.

[26] Смольский, К., священник. О церквах в г. Слониме… С. 368.

[27] Смольский, С. К. О церквах в Слониме… С. 949.

[28] К.С. Празднование памяти пр. Антония Печерского в день 10 июля в Слонимской Св.-Троицкой церкви, устроенной в 1867 г. из бернардинского костела… С. 991-995.

[29] К.С. Празднование памяти пр. Антония Печерского в день 10 июля в Слонимской Св.-Троицкой церкви, устроенной в 1867 г. из бернардинского костела… С. 993.

[30] Смольский, К., священник. Торжество в Слониме / священник К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1868. – №15. – С. 653.

[31] Смольский, К., священник. Торжество в Слониме… С. 653.

[32] Там же. – С. 653-654.

[33] Смольский, С. К. О церквах в Слониме… С. 943.

[34] Там же. – С. 949.

[35] Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі / А.М. Кулагін. – Мінск : Беларуская Энцыклапедыя, 2001. – С. 183.

[36] Говоря «православных», о. Климент имеет ввиду униатов, которые были близки к Православию, поскольку сохраняли богослужение восточного обряда и стали униатами не по убеждению, а в силу исторических причин.

[37] Смольский, К., священник. Слово на освящении церкви, устроенной из упраздненного в городе Слониме бернардинского костела… С. 851.

[38] Видимо в тексте опечатка, скорее всего должна быть дата «1752», т.к. митрополит Флориан (Гребницкий) управлял униатской Церковью в 1748-1762 гг. Также в другом месте своих исследований иерей Климент говорит о распоряжении митрополита Флориана от 1752 г. (см.: Смольский, С. К. О церквах в Слониме… С. 943).

[39] Смольский, К., священник. О церквах в г. Слониме… С. 372.

[40] Смольский, С. К. О церквах в Слониме… С. 947.

[41] Смольский, С. К. О церквах в Слониме… С. 948.

[42] Смольский, К., священник. О церквах в г. Слониме… С. 372-373.

[43] Карнілава Л.А. Каталіцкія манаскія ордэны на Слонімшчыне… С. 214.

[44] Карнілава Л.А. Каталіцкія манаскія ордэны на Слонімшчыне… С. 214.

[45] Смольский, К., священник. Торжество в Слониме… С. 655.

[46] Слово на освящении церкви, устроенной из упраздненного в городе Слониме бернардинского костела… С. 854-855.

[47] Смольский, К., священник. Торжество в Слониме… С. 656.

[48] Смольский, К., священник. Торжество в Слониме… С. 656.

[49] Несколько слов по поводу освящения приписной к Слонимскому собору церкви… С. 847.

[50] Барбажинский, Л., иерей. Историко-статистическое описание приходов Слонимского благочиния Новогрудской епархии : дипл. раб. / иерей Л. Барбажинский. – Жировичи, 2008. – С. 29.

[51] Барбажинский, Л., иерей. Историко-статистическое описание приходов Слонимского благочиния Новогрудской епархии… С. 31.

[52] Несколько слов по поводу освящения приписной к Слонимскому собору церкви… С. 847.

[53] НИАБ в Гродно. Ф. 97. Оп. 1. Д. 319. Л. 53.

[54] Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі… С. 183.

[55] Барбажинский, Л., иерей. Историко-статистическое описание приходов Слонимского благочиния Новогрудской епархии… С. 32. Десятина – основная дометрическая русская мера площади, равная 1,09 га.

[56] Барбажинский, Л., иерей. Историко-статистическое описание приходов Слонимского благочиния Новогрудской епархии… С. 32.

[57] Афанасий, (Мартос), архиепископ. На ниве Христовой / архиепископ Афанасий (Мартос) // Новогрудские епархиальные ведомости. – 2004. – №11. – С. 11.

[58] Архив Новогрудского епархиального управления. Дело Свято-Троицкого собора г. Слонима.

[59] Новогрудской епархии – 690. – Жировичи, 2007. – С. 187.

[60] Беларуская грэка-каталіцкая царква сёньня // Грэка-каталiцкая парафiя сьвятога i праведнага Язэпа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://svjazep.org/index.php?newsid=201. – Дата доступа : 07.06.2017.

 

Просмотрено: 79 раз.

Рекомендуем

Международная научно-практическая конференция «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

Минская духовная семинария 6-7 декабря 2017 года проводит международную научно-практическую конференцию «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).