Соборность Церкви и национализм

Иерей Алексий Хотеев

В настоящее время на обывательском уровне можно заметить некоторую путаницу в понимании церковной принадлежности. В самом деле, что имеется в виду, когда мы называем себя «православными»? Так обозначаем мы свою приверженность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Форма местной церковной организации (епархия, приход) служит выражением связи со всей полнотой Православной Церкви. Об этом важно помнить в виду того, что на этнической почве порой вырастают конфликты, приобретающие конфессиональную окраску, в частности, это происходит вокруг идеи создания «своей», «национальной» церкви.

Какие формы могут приобретать такие конфликты, продемонстрировало недавнее общественное возмущение на Украине, когда в мае месяце была предпринята попытка поставить на голосование в Верховной Раде законопроекты, направленные против религиозных организаций, центры которых располагаются на территории «государств-агрессоров», что является, конечно, выпадом против Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Соборная Церковь представлена в виде союза Поместных Православных Церквей (теперь пятнадцати). Такая система сложилась исторически под влиянием различных политических и социокультурных обстоятельств. Например, Белорусский экзархат (Белорусская Православная Церковь) является структурной частью Русской Православной Церкви, которая ведет свое начало со времени Крещения Руси, а автокефальное устройство в виде Московского патриархата получила в 1589 г. Таким образом, для православного в Беларуси Русская Православная Церковь является местной формой организации Единой Церкви, основанной Христом. Русские патриархи, митрополиты и епископы через рукоположение от иерархов Константинопольской Церкви имеют преемство от святых апостолов.

Действительно, вокруг т.н. «духовных ценностей» (язык, вера, народная культура) могут разгораться нешуточные страсти. А, ведь, едва ли не высшей ценностью в государстве должен являться мир и согласие граждан. Но на какой основе могут достигаться мир и согласие? Есть два пути для решения этой задачи. Первый заключается в том, чтобы определенная точка зрения стала единственно верной, несогласные при этом должны либо подчиниться, либо убраться восвояси. Другой путь есть поиск компромисса, взаимных уступок, признания правомерности разных точек зрения. Национализм как идеология отличается исключительностью, обязательностью своих положений и потому предлагает первый вариант. Напротив, идеология мультикультурализма выступает за второй сценарий, признавая культурное своеобразие существенным и необходимым признаком гражданского общества и полагая, что каждый человек имеет полное право отождествлять себя с любой этнической или религиозной группой.

Известный британский политолог и социолог Б. Андерсон (1936—2015) в своей книге «Воображаемые сообщества» аргументировал, что национализм необходимо трактовать как идеологию, подобную религиозной, со своими священными символами, героями и ритуалами.

Важным является то, что национализм есть идеология определенной социальной группы, которая четко представляет свою ограниченность, и в то же время считает себя единственной «сознательной» частью народа, претендующей на то, чтобы выражать общие интересы. Эта группа с уверенностью формулирует задачи государственного развития (обычно с целью поддержания суверенитета), зачастую не имея согласия в отношении способов и конкретных мер для их достижения. Повышенное внимание при этом уделяется сфере образования, особенно преподаванию истории, поскольку именно система образования формирует национальное самосознание. Национализм проводит границу «свой-чужой» по принципу «со мной или против меня», поэтому объединяющим стимулом предлагает образ врага-агрессора, посягающего на священное достояние нации.

Понятно, что в религиозной сфере национализм руководится принципами, далекими от настоящей религиозности. Национальный язык в богослужении или самостоятельность церковного управления рассматриваются в контексте их полезности для «национального дела», а не потребности в этом у членов самой Церкви. По большому счету, церковные интересы (сохранение традиции, развитие миссии, нравственные требования) приносятся в жертву интересам сиюминутным и партийным. В церковной истории такие отклонения случались не раз, и после случая с болгарской автокефалией в 1872 г. соборно были осуждены Константинопольской Церковью под именем ереси «филетизма» («расизма»).

Превращение Поместной Церкви в государственное учреждение русский философ Вл. Соловьев в книге «Россия и Вселенская Церковь» назвал рабством, несовместимым с ее духовным достоинством.

В день Пятидесятницы Православная Церковь ежегодно отмечает день своего рождения. В следующие затем воскресные дни празднуются соборы всех святых и местночтимых святых в отдельности. Эти праздники помогают осознать превосходство христианского учения над увлечениями «мира сего». Будь то Церковь Элладская, Болгарская или Польская – все это формы местной организации Единой Соборной Церкви, которая управляется согласием своих частей. Один и тот же Дух действует в таинствах Церкви в Америке, Албании или Японии. Тот же Дух наполнял христианских подвижников Палестины, Егитпта или Афона. Русская Церковь (как, в общем-то, и некоторые другие Поместные Церкви — Константинопольская, Александрйская, Антиохийская, Иерусалимская или Американская), остается наднациональной, хотя украинский или белорусский национализм трактует ее как «Российскую». В ней сохраняется церковнославянский язык богослужения, чествуются общерусские святые, а патриаршая кафедра традиционно находится в Москве.

Соборность как принцип церковного управления не может препятствовать развитию церковной жизни в той или иной стране. Еще со времен апостольских действует правило, что общее дело должно и решаться сообща на пользу всем. Национализм же, наоборот, навязывает Церкви чуждые ей правила партийности и исключительности, производит разделения, унижающие статус Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому и в наше время актуально звучат слова ап. Павла: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 1–3).

Священник Алексий Хотеев

09.06.17

Просмотрено: 39 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии издано учебное пособие по Новому Завету

9

Автором учебного пособия "Экзегетический комментарий на Послание апостола Иакова" является преподаватель кафедры библеистики МинДС иеромонах Евстафий (Халиманков).

В Минской духовной семинарии подвели итоги учебного года

9

Во время заседания Ученого совета были представлены отчеты проректоров по учебной, научной и воспитательной работе, заведующего Отделением заочного обучения, заведующих кафедрами и Воскресной школы при семинарии.