Программа вступительного экзамена в аспирантуру МинДА по кафедре церковной истории и церковно-практических дисциплин

Вступительный экзамен по церковной истории и церковно-практическим дисциплинам включает в себя два раздела: 1) Источниковедение истории Церкви; 2) Историческая литургика.

I. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ

 

  1. Основные понятия и категории источниковедения истории Церкви . Предмет и задачи церковного источниковедения. Источниковедение в системе специальных исторических дисциплин. Роль письменных источников в изучении церковной истории. Периодизация источников по истории Церкви. Классификации исторических источников. Архивные материалы, их выявление и анализ. Основные виды публикации источников по «Источниковедению истории церкви». Методологические принципы источниковедения. Соотношение методологии источниковедения и методологии истории. Главные стадии работы исследователя с источником.
  2. Документальные источники: Законодательно-актовые материалы. Юридические и канонические (церковно-правовые) документы Вселенских соборов; Правила Поместных соборов; Правила свв. Отцов; греческие канонические сборники; номоканоны; гражданские юридические предписания касательно христиан, канонические источники; издания канонических источников. Церковно-государственная законодательная и кодификационно-издательская деятельность в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Российской империи, СССР, Республике Беларусь. Сборники государственных законов по церковным делам. Их особенности. Актовые материалы. Привилеи Церкве и духовенству. Акты нового и иновейшего времени.
  3. Документальные источники: Делопроизводственая документация. Делопроизводство церковных и государственных учреждений. Их классификация и принципы изучения. Судебно-следственные материалы государственных судебно-следственных учреждений. Публикации документов. Материалы политических процессов и репрессий 1920–1950-х гг.
  4. Документальные источники: Статистические материалы. Зарождение и этапы развития статистических материалов. Методы сбора статистических данных и методы статистического анализа. Ревизский учет населения. Церковный учёт и его вклад в становление статистики по демографии населения. Статистика Центрального статистического комитета (ЦСК): 1-я Всероссийская перепись населения 1897 г. Церковная статистика в материалах военно-топографических описаний и географических словарей. Записки деятелей Церкви путешествий и ученых. Их особенности.
  5. Документальные источники: Делопроизводственные материалы государственных судебно-следственных учреждений. Классификация документов и особенности их изучения. Материалы государственных судебно-следственных учреждений Великого княжества Литовского (“Акты Главного Литовского трибунала”). Их значение для изучения церковной истории. Материалы судебно-следственных учреждений Российской империи, особенности их формирования и изучения. Документация судебных учреждений нового и новейшего времени. Материалы политических процессов и репрессий 1920–1950 гг.
  6. Повествовательные источники: Летописи и хроники, литературные и публицистические произведения, житийная и мемуарная литература, эпистолярные источники, периодическая печать.
  7. Летописи и хроники. Летописи как источник по истории Церкви. Общая характеристика. Протограф (список, свод, редакция). Этапы летописания. Возникновение местных летописных сводов. Особенности летописания XVII–XVIII вв. Методы анализа легендарных частей летописей. Латиноязычные хроники. Саги как исторический источник. Немецкие и польские хроники XI–XV вв.
  8. Литературные и публицистические произведения. Житийная литература. Определение понятия «литературное произведение». Особенности изучения памятников литературы для изучения церковной истории. Переводные памятники. Публицистичный и полемический жанры, их становление. «Поучение» Владимира Мономаха.
  9. Житийная литература. «Житии» Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и др. Литературная деятельность митрополита Киприана. Изучение житийной литературы.
  10. Литературные и публицистические произведения XVIXVIII вв. Предисловия и послесловия Ф. Скорины, В. Тяпинского. Церковно-полемические сочинения XVI – первой пол. XVII вв. Литературные и публицистические произведения второй половины XVII–XVIII вв. Архиепископ Георгий Конисский. Публицистические и житийные произведения нового и новейшего времени.
  11. Мемуарная литература. Общая характеристика мемуаров как исторического источника. Соотношение понятий “мемуары” и “мемуарная литература”. Виды мемуарной литературы. Этапы развития мемуарной литературы. Церковно-мемуарная литература XVI–XVIII вв. Мемуары духовенства XIX–XX вв. Основные публикации. Устные воспоминания, принципы их сбора, учета и изучения.
  12. Эпистолярные источники. Письмо и переписка: соотношение понятий. Официальная переписка. Письма частного характера. Понятие эпистолярного комплекса. Крупнейшие эпистолярные комплексы нового и новейшего времени. Проблемы атрибуции и публикации эпистолярных источников.
  13. Периодическая печать как исторический источник. Возможности использования периодической печати как церковно-исторического источника. Периодическая печать как специфическая система исторических источников. Проблемы систематизации и классификации периодических изданий. Этапы развития периодической печати. Первые церковно-периодические издания на территории Беларуси. Выводы по спецкурсу.

 

ЛИТЕРАТУРА

Источники

  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. – М., 1994.
  2. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. / Издание подготовили H.H. Покровский, С.Г. Петров. – М.-Новосибирск, 1997. Кн.1; 1998. Кн.2. Баркулабовская летопись // Полное собрание русских летописей. – Т. 32. – М., 1975. – С. 174-192.
  3. Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922-1923 гг. / Публикацию подготовил H.H. Покровский // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1995. Вып.1. С. 125 – 174.
  4. Дело патриарха Тихона / Публикацию подготовил М.И.Одинцов // Отечественные архивы. 1993. № 6. С. 46-71.
  5. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. М.- Л., 1950. № 1, 5, 9, 12. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/index.htmlтолько духовные грамоты)
  6. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. – Витебск : издание А. Сапунова, 1888.
  7. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.
  8. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах М., 1976-1980. Тт. 1-4.
  9. История России. 1917-1940 гг.: Хрестоматия / Под ред. проф. М.Е. Главацкого. – Екатеринбург, 1993.1. То же. – Челябинск, 1994. Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви. – М., 1959.
  10. К ранней истории обновленчества: Список членов братства «Ревнители церковного обновления», состоящих в священном сане (октябрь 1906 г.) / Публ. диакона Г. Ореханова // Богословский сборник. М., 1999. Вып. 3. С. 222- 224.
  11. Каноны, или книга Правил, святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2000. – 432 с.
  12. Киевская летопись (1241-1621) // Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси, изданный комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. – Киев, 1888. – С. 71-92.
  13. Кніга жыцій і хаджэнняў / уклад., прадм. і камент. А. Мельнікава. – Мінск : Маст. літ., 1994. – 503 с.
  14. Лужинский, В. Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого: о начале и ходе окончательно совершившегося дела воссоединения греко-униатской церкви в Белоруссии и Волыни с православною российскою церковью, написанные в конце 1866 г. / В. Лужинский. – Казань: изд. Казанской дух. акад., 1885 (Тип. Императ. Ун-та).
  15. Поместный Собор Российской Православной Церкви. 1923 г. (Бюллетени). – М. 1923.
  16. Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью (1917-1991) / Сост. Г. Штриккер. – М., 1995. Кн.1.
  17. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 19171941. Документы и фотоматериалы. / Отв. ред. Я.Н. Щапов, отв. сост. О.Ю. Васильева. – М., 1996.
  18. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – СПб. : Тип. 2-го Отд-я собств. Е. Н. В. канцелярии, 1836. – 303 с.
  19. Служба на преставление преподобной Матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. – Полоцк : Технопроект, 2008. – 39 с.
  20. Статистические сведения о церквях и причтах Полоцкой епархии, с алфавитными списками оных, с обозначением числа прихожан, количества церковной земли, штатного оклада жалованья, процентов от капиталов и вознаграждений за отошедших в казну крестьян, составленные в Полоцкой духовной консистории. – Минск: Типолит. Г.А. Малкина, 1884. – 92 с.
  21. Статут Великого уняжества Литовского. С подведением в належащих местах ссылки на конституции, приличные содержанию оного. Пер. С польского Чч.I.II. – Cпб., 1811.

Список основной литературы

  1. Введение в историю Церкви. Часть 1: Обзор источников по общей истории Церкви: Учебное пособие / Под ред. В.В.Симонова. – М.: Издательство Московского университета, 2012. 752 с., илл.
  2. Данилевский, Игорь Николаевич. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Рос. истории: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Н.Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т «Открытое о-во». – М. : РГГУ, 2000. — 701с.; 22см.
  3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1997.
  4. Залилов И.З. Граффити Спасо-Преображенской церкви в Полоцке XII – XVII вв. – Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2014 г.
  5. Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. – М.: Изд. «Наука», 1969.
  6. Кривова H.A. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. – М., 1997.
  7. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.
  8. Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М., 1978.

 

Список дополнительной литературы

  1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. I. СПб., 1997. (http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4863)
  2. Болоховский Н.И., иер. Канонический статус православной церкви в Великом княжестве Литовском / иер. Н.И. Болоховский // Труды Минской Духовной Академии. – 2010. – № 8. – С. 91–100.
  3. Болоховский Н.И., прот. Канонические коллизии при введении Брестской унии / прот. Н.И. Болоховский // Православие и современность: 400-летие явления Крупецкой иконы Божией Матери: свидетельства о стоянии народа белорусского в вере: материалы VI международных Свято-Михайловских Чтений, Минск, 21-23 ноября 2012 г. / Православное Братство в честь Святого Архистратига Михаила. – Минск, 2013. – С. 35-48.
  4. Козлов В. Ф. Судьбы мощей русских святых // Отечество. Краеведческий альманах. – М., 1991. Вып. 2. С. 136 159.
  5. Крест – красота церкви : история создания и воссоздания Креста преподоб. Ефросинии Полоцкой / Л.В. Алексеев, [и др.]. // Наши духовные ценности : в 12 вып. – Вып. 4. – Минск : Четыре четверти : Мин. Епарх. упр. Бел. православ. церкви, 1998.
  6. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. – Л., 1976.
  7. Справочники по истории дореволюционной России. Библиографический указатель. – М. 1978.
  8. Черепнин JI.B. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории . – М., 1973. Вып. 1. С. 32– 63.
  9. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. – М., 1972
  10. Щапов Я.Н., Васильева О.Ю., Зырянов П.Н., Ковальчук A.B., Кучумов В.А., Яковенко С.Г. Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVIII первой половине XX в. // Отечественная история. 1998. № 3. С. 155 — 163.
  11. Ходзін С.М. Крыніцы гісторыі Беларусі (гісторыка-генетычнае і кампаратыўнае вывучэнне). – Мінск: БДУ, 1999.

 

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИКА

 

  1. Византийское богослужение. Введение. Общая оценка византийского церковного обряда. Компоненты и отличительные особенности византийского обряда. Периодизация. Источники. Исследования.
  2. Предвизантийский период. Истоки богослужения Византии. Особенности формирования византийских литургических обрядов. Древняя антиохийская литургическая традиция как основа развития константинопольской и иерусалимской литургических традиций. Богослужение аскетических групп.
  3. Особенности формирования седмичного, годового и пасхального кругов богослужения. Теория образования Октоиха и других песенных книг. Ранние и поздние элементы Октоиха. Образование великопостно-пасхального круга. Триодь Восточная, Константинопольская и Студийская. Триоди смешанного типа. Формирование Миней.
  4. Имперский период становления византийского богослужения. Влияние Сятой Софии Константинопольской на развитие византийского богослужения. Стациональная литургия. Город как священное литургическое пространство. Формирование и особенности кафедрального типа богослужения Софии Константинопольской. Песенное последование. Общая схема богослужений песенного последования. Константинопольская псалтырь. Песненная Паннихис и “Панихида”. Кондак — Акафист. Песненная полунощница и часы. Иконоборческий период как время кризиса константинопольского кафедрального богослужения.
  5. История формирования студийского устава. Переход к Студийско-иерусалимской традиции. История Студийского монастыря. Прп. Федор Студит. Этапы студийского синтеза. Начальный этап «студийского синтеза». Студийские богослужебные главы и Студийский синаксарь. Константинопольские и палестинские элементы в студийском богослужении. Студийский Ипотипосис. Уставы студийской традиции: Типикон патриарха Алексея Студита, Евергетидский типикон, Афоно-Студийский типикон, афонские богослужебные главы, южно-итальянские типиконы.
  6. История формирования Иерусалимского устава. Появление Иерусалимского типикона в Палестине. Ново-савваитский синтез. Иерусалимский типикон в Малой Азии. Монастырское богослужение в Константинополе в 13 веке. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период. Сопоставление иерусалимского и константинопольского богослужебных уставов.
  7. Византийские уставы на Руси. Традиция кафедрального типа богослужения в Русской Церкви. Студийское богослужение на Руси. Переход Русской Церкви к Иерусалимскому богослужебному уставу.
  8. История Литургии в I-III вв. Ветхозаветно-иудейские и новозаветные основания христианской анафоры. Свидетельства Нового Завета. Сведения о совершении Литургии в первохристианских памятника письменности: свщм. Игнатий Богоносец, Дидахи, свидетельство Плиния Младшего, свидетельство Иустина Философа, свт. Иеринея Лионского, Апостольское предание, Завещание Господа нашего Иисуса Христа.Литургия в домашней церкви в Дура Европос. Литургия в Аквилейской церкви.
  9. Евхаристия в IV веке. Основные типы литургических анафор. Свидетельство еп. Серапиона Тмуитского. Восточно-сирийская анафора. Западно-сирийский антиохийский тип Литургии. Литургия по свидетельству свт. Кирила Иерусалимского. Литургия Апостольских постановлений. Антиохийская литургия по свидетельству свт. Иоанна Златоуста.
  10. Вклад Отцов Церкви в становление византийской Литургии. Возникновение и аутентичность текста византийской анафоры. Святитель Василий Великий и анафора его имени. Святитель Иоанн Златоуст и анафора его имени. Догматико-историческое значение византийской анафоры. Христология и анамнезис. Учение о Духе Святом и эпиклеза. Сакраментальная действительность анафоры и ее символическое истолкование. Таинственно-символический характер Литургии в понимании святителя Иоанна Златоуста. Изобразительно-символический характер Литургии в понимании Федора Мопсуэстийского.
  11. Литургия Константинополя во время борьбы с монофизитством. Гимн Трисвятого и формирование торжественного входа епископа. Духовный смысл литургических форм по писаниям Дионисия Ареопагита. Влияние Сятой Софии Константинопольской на развитие чина Литургии. Значимость входов. Космическая литургия. Развитие Великого Входа и значение сопровождающих его песнопений. Теплота (зеон). Мистагогия Максима Исповедника.
  12. Литургия после победы над иконоборчеством, в период Комнинов и Палеологов. Литургия по кодексу Barberini Литургический комментарий свт. Германа Константинопольского. Развитие проскомидии (протесис). Проскомидия как «заклание Агнца». Проскомидия как жертва. Проскомидия как изображение Христова рождения. Устройство и убранство храмов в IX веке. Византийская литургия в XI веке. Храм и его убранство. Протеория Федора и Николая Андидских. Дальнейшее развитие проскомидии. Развитие энарксиса. Устройство храмового пространства и его убранство. Становление иконостаса. Проповедь в чине Литургии. Введение в чин Литургии ремеморативных тропарей. Место Литургии в церковном году. Толкование на Божественную Литургию Николая Кавасилы. Объяснение чина Литургии Симеоном Солунским.
  13. Литургия Преждеосвященных Даров и Литургия ап. Иакова. Генезис Литургии Преждеосвященных Даров. Вопрос об авторстве чина Литургии Преждеосвященных Даров. Преждеосвященная Литургия в византийских евхологиях и русских служебниках. Причащение и вопрос о Чаше на Преждеосвященной Литургии. Генезис Литургии ап. Иакова, ее содержание и структура.
  14. Таинства и чинопоследования в византийской литургической традиции. Введение. Термин «таинство» в литургическом употреблении древней Церкви. Литургические источники по истории Таинств и чинопоследований.
  15. Общая история формирования чинопоследования Таинства Крещения. Прообразы крещения в Ветхом Завете. Иоанново Крещение. Новозаветные основания христианского крещения. Свидетельства первохристианской письменности. История формирования таинства Крещения I-IV века. История предкрещального оглашения и связанных с ним чинов. Предварительные чины: молитва первого дня, молитва на наречение имени, воцерковление. Экзорцизмы. Исповедание веры. Освящение воды. Предкрещальное помазание. Помазание елеем в литургико-каноническом памятнике: сирийская «Дидаскалия». Молитвы на освящение крещального елея. Крещальный акт. Облачение. Чтение Священного Писания.
  16. История формирования чинопоследования Миропомазания. Формы преподания Таинства даров Духа Святого. Святое Миро, история его употребления и развитие чина мироварения. Заключительные посткрещальные священнодействия: омовение мира, пострижение власов.
  17. История формирования чинопоследований обручения и брака. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде. Брак в раннехристианских общинах I-IV века: свидетельства Игнатия Богоносца, Тертулиана, Деяний Фомы. Церковное заключение брака в IV-VI вв. Участие священника в мирской свадьбе. Возникновение церковного чина. Основные элементы чина церковного благословения брака. Чинопоследования обручения и венчания в византийских евхологиях. Брак и евхаристия. Вопрос об общем потире. Заключительные обряды византийского чина венчания: обхождение вокруг аналоя, снятие венцов, молитвы брачной опочивальни.
  18. История формирования Таинства Покаяния. Покаянная дисциплина ранней церкви и практика канонического покаяния. Библейские основания Таинства Покаяния. Покаяние в практике раннехристианской церкви: а) покаяние-обращение; б) второе покаяние; в) повседневное покаяние. Развитие практики канонического покаяния. Литургические элементы канонического покаяния Ориген, Сирийская Дидаскалия, Апостольские постановления. Литургические свидетельства о степенях кающихся. Диатаксис Мефодия и принятие апостатов и еретиков. Диатаксис Мефодия в понимании византийских богословов. Упадок практики канонического покаяния.
  19. История формирования Таинства Покаяния. Тайная исповедь. Исповедь, как новая форма покаяния. Исповедь в раннем монашестве Молитвы о кающихся в древнеконстантинопольских евхологиях. Литургическое оформление обрядов исповеди. Происхождение современного чина исповеди. Покаянные обряды в Требнике еп. Гедеона Балабана (1606 г.) Последование исповеди и учение об отпущении грехов как о судебно-юридическом акте. Введение индикативной формулы отпущения грехов у итало-греков и в Киевской митрополии. Таинство покаяния в Требнике митр. Петра Могилы.
  20. История формирования чинопоследования Елеосвящения. Употребление елея в Ветхом Завете. Новозаветные основания Таинства Елеосвящения. Врачевальное помазание елеем в раннехристианской традиции. Чинопоследование таинства Елеосвящения в византийской традиции. Современный чин Елеосвящения.
  21. История формирования чинов хиротесий и хиротоний. Ветхозаветные корни Таинства Священства. Рукоположения в Новом Завете. Историческое развитие чинов хиротесий: чин поставления клирика; чин поставления свещеносца; чин поставления чтеца и певца; чин поставления диакониссы и чин поставления иподиакона. Историческое развитие чинов хиротоний. История диаконской хиротонии. Развитие пресвитерской хиротонии. Развитие чина епископского рукоположения.
  22. История формирования погребальных чинов. Погребальные обряды в Ветхом Завете. Попечение о умирающих и мертвых в раннехристианской древности. Свидетельства Апостольского Предания, 8-й книги Апостольских постановлений, Евхология Серапиона, еп. Тмуитского. Псалмопение, чтения, молитвы. Христианизация языческих обычаев. Свидетельство о погребении св. Макрины. Почитание мучеников как основа для развития христианских погребальных обрядов. Погребальные чины в византийских литургических книгах. Формирование отдельных чинов погребения: младенческого, мирянина, священнического, монашеского. История разрешительной молитвы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Источники:

  1. Служебник. – М., 2004.
  2. Служебник. – Венеция, 1519. [Первопечатный славянский Служебник.]
  3. Типикон, – М. 2000.
  4. ??????? ??? ?????????????? ???? ?? ????? ??? ??????? ??????? ?????????. – ????? ????, 2009.
  5. ?????????. – ????? ????, 2010.
  6. Goar J. Euchologion sive Rituale Graekorum. – Graz, 1960.
  7. ?????????? ?? ????. – ??????, 1927.
  8. ?????? ??? ?????? ?????????. Ученіе дв?надцати апостоловъ. Греческій текстъ съ русскимъ переводомъ. // Журналъ «Православное обозр?ніе». — М.: Въ Университетской типографіи. – 1886 г. – Томъ II. – С. 497–516.
  9. Traditio Apostolica/Apostolische ?berlieferung (Апостольское предание (III в.). Lateinisch und deutsch. ?bersetzt von Wilhelm Geerlings (Fontes Christiani Bd. 1). – Herder, Freiburg im Breisgau 1991
  10. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского / Пер. с лат. и предисловие свящ. П. Бубуруза // БТ. 1970. Сб. 5. С. 277–296
  11. Дмитриевский А.А. Евхолигон IV в Серапиона епископа Тмуитского. – Киев, 1894.
  12. Дмитриевский А.А. «Древнейшие патриаршие Типиконы: святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви». – Киев, 1907.
  13. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. – Т. 1. – Киев, 1895.; Т. 2. 1901. Т. 3 [1, ч. 2]. – Петроград, 1917.
  14. Евхологий Барберини гр. 336 / Издание, предисловие и примечания Е. Велковской, С. Паренти; Пер. с итал. С. Голованова; Редакция русского перевода Е. Велковской, М. Живовой. – Омск: Голованов, 20–11.
  15. Symeon Thesalonikae. Migne. PG 155.
  16. Служебник Антония Римлянина / Издание, предисловие и примечания Ю. И. Рубана. – Перенабор петебургского издания 2005 г. – Омск: Голованов, 2012. – 48 с.
  17. Nahtigal R. Euchologium Sinaiticum. Starocerkvenoslovanski glagolski spomenik. Del. – I-II. – Ljubljana, 1941, 1942

 

Список основной литературы:

  1. Brightman. Liturgies Eastern and Western. – Oxford, 1896
  2. Handbuch der Liturgiewissenschaft. – Regensburg, 1994.
  3. Felmy Karl Christian. Vom urchristlichen Herrenmahl zur G?ttliche Liturgie. – Erlangen, 2000.
  4. Kraienhorst H.B. Buss- und Beichtordnungen des griechischen Euchlogions und des slawischen Trebniks in ihrer Entwicklung zwischen Osten und Westen. –W?rzburg, 2003.
  5. Mateos J. The Evolution oft he Byzantine Liturgy. – New York, 1996.
  6. Marsel Metzger. Geschichte der Liturgie. – M?nchen, 1998.
  7. Paverd F. Zur geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des vierten Jahrhunderts. – Rom, 1970.
  8. Taft R. The greet entrance. – Rom, 1975.
  9. Алмазов А.И. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань, 1884.
  10. Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории (Исследование преимущественно по рукописям). Одесса, 1894. Т. 1: Общий устав совершения исповеди. Т. 2: Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди. Т. 3: Приложения.
  11. Дмитриевский А. А. Западные, так называемые ктиторские или студийские Типиконы // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1895. Т. 12. С. 633–679.
  12. Дмитриевский А. А. Малоизвестный константинопольский монастырь XI столетия Богоматери Евергетидской и его ктиторский Типик, хранящийся в рукописи Афинского национального университета // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1895. Т. 7. С. 421–443. http://www.seminaria.ru/divworks/dmitr_articles.htm
  13. Дмитриевский А. А. Пандократорский константинопольский монастырь XII в. и его Типик, данный Императором Иоанном Комненом // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1895. Т. 8. С. 537–585.
  14. Дмитриевский А. А. Типикон Великой церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1887. № 6. С. 181–242.
  15. Жакоб А. История греческого формуляра литургии свт. Иоанна Златоуста. Омск, 2011. 44 с.
  16. Иоанн (Рахманов), иером. Обрядник византийского двора (De cerimoniis aulae byzantinae) как церковно-археологический источник. М., 1895.
  17. Красносельцев Н.Ф. Типик церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.) // Летопись Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. Одесса, 1892. T. 2. Византийское отделение, ч. 1. С. 156–254.
  18. М Скабалланович. «Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением». Киев, 1910.
  19. М.АРРАНЦ, Избранные сочинения по литургике: Т.1: Таинства Византийского Евхология. Т.2: Таинства Византийской традиции. Т.3: Евхологий Константинополя и Требник митрополита Киприана. Т.5: Введение к таинствам византийской традиции (Москва — Рим 2006).
  20. М.АРРАНЦ, Око Церковное: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона». Самиздат, Руссикум, Рим 1998.
  21. Пентковский А. М. «Иерусалимизация» литургического пространства в византийской традиции // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009. С. 58–77.
  22. Пентковский А. М. Антиохийская литургическая традиция в IV–V столетиях // Журнал Московской Патриархии. Москва, 2002. №7. С. 73–87.
  23. Пентковский А. М. Византийский храм и его символическая интерпретация в I тысячелетии // Журнал Московской Патриархии. М., 2008, № 12 C. 58–63..
  24. Пентковский А. М. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 380–388.
  25. Пентковский А. М. Древнерусская версия Типикона патриарха Алексея Студита: ГИМ, Син. 330 (Из истории литургической традиции Русской Церкви в XI–XIV вв.) / Exerpta ex Dissertazione ad Doctoratum. Roma: Pontificio Istituto Orientale, 1996.
  26. Пентковский А. М. Евергетидский монастырь и императорские монастыри в Константинополе в конце XI–начале XII веков // Византийский временник. М., 2004. Вып. 63 (87). C. 76–88..
  27. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы // Журнал Московской Патриархии. М., 2001, № 4. С. 70–78.
  28. Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари Евергетидской группы // Богословские труды. М., 2003. Вып. 38. С. 321–355.
  29. Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности // Журнал Московской Патриархии. М., 2001, № 2. С. 72–80..
  30. Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции // Журнал Московской Патриархии. М., 2001. № 5. С. 69–80..
  31. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001.
  32. Пентковский А. Покаянная практика христианской Церкви во второй половине первого тысячелетия по Р. Х. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 203–215.
  33. Тафт Р. Ф. Статьи / Пер. с английского яз. С. Голованова и других. Том II. Омск, 2011. 416 с.
  34. Тафт Р. Ф. Статьи / Пер. с английского яз. С. Голованова. Том I. Омск, 2010. 480 с.
  35. Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Спб, 2000.
  36. Хуан Матеос, Роберт Тафт. Развитие византийской Литургии. Киев, 2009.
  37. Хью Уайбру. Православная Литургия. М. 2006.

 

Список дополнительной литературы:

  1. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. – Казань, 1884.
  2. Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. – Т. 1. – Одесса, 1894.
  3. Арранц М., Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Епхология. – Лен. Духовн. Акад., 1979.
  4. Арранц М., Историческое развитие Божественной Литургии. – ЛДА 1978.
  5. Болотов В., Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого, «Христ. Чтение», 1914, март, с. 286.
  6. Бубуруз П., Апостольское Предание св.Ипполита Римского.   Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277-296).
  7. Бурлицкий Я., проф. О Таинстве Покаяния. М., 1848.
  8. Воронов Л., Литургия по Testamentum Domini nostri J.С, БТ-6 (207-219).
  9. Глубоковский Н. О пасхальной Вечери Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства, Киев, 1906.
  10. Голубцов А., Чиновники холмогорского Преображенского Собора, Москва, 1903
  11. Деснов Н., Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста, БТ-4, 1968,181-189.
  12. Деяния Московских соборов, 1666-1667 гг., 11, М., 1895.
  13. диакон Михаил Желтов Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви // Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388–403;.
  14. Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии… М., 1803; 1897 (2-е изд.); 1993 (репринт).
  15. Дмитриевский А., Богослужение в Русской Церкви в XVI в., Казань, 1884.
  16. Желтов М. С. Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003.№ 11. С. 207–240..
  17. Желтов М. С. Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. № 1. С. 25–43.
  18. Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359..
  19. Иеремия, Патриарх Константинопольский. Ответы лютеранам о покаянии. Христианское чтение, 1842, ч. 1.
  20. Иосиф (Левицкий), архим. О мироварении. М., 1882.
  21. Карабинов И. А. Рецензия на книгу: Кекелизде К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия. // Христианское чтение. СПб., 1912. № 5. С. 646–651.
  22. Карабинов И., Евхаристическая молитва (Анафора), Спб., 1908.
  23. Кекелизде К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия. Тифлис, 1912.
  24. Киприан (Керн), Евхаристия, Париж, 1947.
  25. Красносельцев Н. Материалы для истории чинопоследования Литургии св. Иоанна Златоуста, Казань 1889.
  26. Красносельцев Н. Ф. Богослужение Иерусалимской Церкви в конце IV века // Православный собеседник. Казань, 1888. Т. 3. С. 350–384.
  27. Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Казань, 1889.
  28. Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Вып. 2: Уставы патриарха Константинопольского Филофея и протонотария Великой церкви Димитрия Гемиста по рукописям XIV в. // Православный собеседник. Казань, 1895 [1896]. Т. 1. С. 1–8 [Приложение].
  29. Красносельцев Н. Ф. Объяснение Литургии, составленное Феодором, епископом Андидским: Памятник византийской духовной литературы XII в. // Православный собеседник. Казань, 1884. Т. 1. С. 370–415
  30. Красносельцев Н. Ф. Патриарх Фотий и византийское богослужение его времени. Одесса, 1892.
  31. Мансветов И. Д. К статье о греческом Кондакаре XII–XIII в. (Ответ архим. Амфилохию) // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1880 год. М., 1880. Ч. 26. Кн. 4. С. 1055–1069.
  32. Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882.
  33. Мансветов И. Д. О песненном последовании (asmatik? akolouthia) // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1880 год. М., 1880. Ч. 26. Кн. 3. С. 752–797. Кн. 4. 972–1028.
  34. Мансветов И. Д. Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1884 год. М., 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 145–221.
  35. Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1884 год. М., 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 700–710.
  36. Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885.
  37. Мансветов И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности.
  38. Мейендорф И., прот. Брак в православном понимании. Маш.
  39. Муретов С, Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава Литургии» Константинопольского Патриарха Филофея, Опыт историко-литургического исследования, М., 1895.
  40. Муретов С, К материалам для исторического последования литургии, Сергиев Посад, 1895.
  41. Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906.
  42. Павлов А., проф. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.
  43. Петровский А. В. Апостольские литургии восточной Церкви: Литургии ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Санкт-Петерубрг, 1897.
  44. Петровский А. В. История чина причащения в Восточной и Западной Церкви // Христианское чтение. Санкт-Петербург, 1900. Ч. 1 (т. CCIX: 1). С. 362–371. http://www.mhzh.ru/lib/petrovsky/ptr1900a.pdf
  45. Петровский А. В. К истории последования таинства Елеосвящения // Христианское чтение. Санкт-Петербург, 1903. Ч. 2 (т. CCXVI: 1). С. 44–59.
  46. Петровский А., свящ. К истории обрядовой стороны чина венчания // Христианское чтение. СПб., 1908. Т. 228. Ч. 2. С. 1599–1618.
  47. Петровский А., свящ. К истории развития обрядовой стороны чина венчания. Христианское чтение, 1908, №12.
  48. Петровский А., свящ. Некоторые особенности древней крещальной практики и их следы в современном чине Крещения // Христианское чтение. СПб., 1908. Т. 225. Ч. 1. С. 124–131.
  49. Петровский А., свящ. Учительное известие при славянском Служебнике // Христианское чтение. СПб., 1911. Т. 235, ч. 2. С. 552–572; т. 236, ч. 1. С. 917–936; ч. 2. С. 1206–1221.
  50. Поспелов С. Рассуждение о Таинстве Миропомазания. М., 1840.
  51. Православное учение о церковных таинствах. Т.1-3. М, 2009.
  52. Рубан Ю. И. Древнерусский Служебник: Проблемы типологии и постатейного описания // VIII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (2002). В 2-х частях. – Минск, 2003. Ч. 1. Кн. 1. – С. 149-158.
  53. Свенцицкий В., свящ. Шесть чтений о Таинстве Покаяния и его истории. М., 1926.
  54. Скабалланович М, Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типика с историческим введением, I, Киев, 1910.
  55. Смирнов С. И. Древнее духовничество и его происхождение (Речь перед защитой магистерской диссертации «Духовный отец в древней Восточной Церкви») // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1905. Т. 2. № 7/8. С. 369–382.
  56. Смирнов С. И. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока: Сакраментальная исповедь // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1905. Т. 1. № 2. С. 371–400; № 3. С. 453–480; Т. 2. № 4. С. 733–774.
  57. Смирнов С. И. Исповедь мирян перед старцами: Служение миру древнего монашества // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1905. Т. 3. № 9. С. 1–38.
  58. Смирнов С. И. Кто совершал таинство покаяния в Древней Церкви? // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1906. Т. 1. № 3. С. 469–502; № 4. С. 607–638; Т. 2. № 5. С. 1–33.
  59. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Чтение в Обществе истории древностей российских. М., 1912. Кн.З.
  60. Смирнов С., проф.-прот. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913.
  61. Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в Восточной Церкви. Изд. 2-е. М., 1906.
  62. Суворов Н. С. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной Церкви // Византийский временник. СПб., 1901. Т. 8. С. 357–434; 1902. Т. 9. С. 378–417.
  63. Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, 1933.
  64. Успенский Н., Анафора. Опыт историке-литургического анализа, Б.Т. 13 (40-147)
  65. Успенский Н., Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (Машин.) 1949.
  66. Успенский Ф. И. Типик монастыря св. Маманта в Константинополе // Летопись Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. Одесса, 1892. T. 2. Византийское отделение, ч. 1. С. 25–84.
  67. Хойнацкий А., свящ. О таинстве брака. (Б.г. и м.и.).
  68. Шмеман А., прот. Водою и Духом. Опыт литургического иссле¬дования Крещения. 1974.
  69. Шмеман А., проф.-прот. Таинство Крещения. П., 1951.
  70. Шмеман А., проф.-прот. Таинство Миропомазания. П., 1951.

Просмотрено: 29 раз.

Рекомендуем

Международная научно-практическая конференция «Государство, общество и Церковь в истории Беларуси»

3.

12-13 октября 2017 г. Белорусская Православная Церковь совместно с НАН Беларуси проводят научную конференцию, приуроченную к 500-летию издания Франциском Скориной печатной Библии и 300-летию со дня рождения святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского.

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

4

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).