Положение о бакалаврской подготовке в Минской духовной семинарии

28 декабря 2013 Версия для печати

Документ принят на заседании Ученого Совета Минской духовной академии, проходившем 11 июня 2013 г.

 

1. Бакалавриат в рамках образовательной системы Русской Православной Церкви является академическим циклом обучения, на котором студенты приобретают знания, умения и компетенции, необходимые прежде всего для пастырской, а также религиозно-просветительской, миссионерской и церковно-социальной деятельности в условиях современного общества.

2. Обучаясь по бакалаврской программе, студент обязан овладеть следующими результатами обучения:

(знание и понимание)

  • артикулировать в систематической форме основные положения православного вероучения;
  • использовать общегуманитарные знания в освоении богословских дисциплин;

(применение знания и понимания)

  • применять богословские и общегуманитарные знания в пастырском служении, церковном администрировании в рамках прихода, преподавании богословских предметов на уровне среднего церковного и светского образования, социальном и миссионерском служении, а также в работе с молодежью и СМИ;
  • применять богословские знания для собственного духовного роста, а также для оказания содействия духовному возрастанию других людей;
  • использовать базовые методы научного исследования в области богословия;

(коммуникации)

  • ясно и систематически излагать богословские знания в устной или письменной форме, адаптируя их как для церковной, так и нецерковной аудиторий;
  • уметь совершать богослужения, говорить проповеди, преподавать основы христианства различным возрастным группам;

(умение учиться)

  • расширять границы приобретенных знаний, самостоятельно находя требуемую информацию;
  • быть в курсе последних научных достижений в области богословских знаний.

3. Бакалаврская программа дает высшее образование первой ступени, что соотносится с:

  • Образовательным стандартом Республики Беларусь первой ступени высшего образования по специальности 1-21 01 01 «Теология»;
  • международными программами Бакалавра богословия (Bachelor of Divinity / Bachelor of Theology);
  • первым циклом согласно «Дублинским дескрипторам» и «Рамке квалификаций Европейского высшего образования»;
  • 6 уровнем «Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни».

Обучение по бакалаврской программе предусматривает очную и заочную форму. Нормативный срок обучения в очной форме составляет четыре года. Срок получения образования в заочной форме увеличивается на один год.

4. На бакалаврскую программу принимаются лица православного вероисповедания мужского пола, холостые или женатые первым браком, имеющие опыт церковно-приходского служения не менее одного года.

Поступление на бакалаврскую программу осуществляется на основе результатов письменного экзамена (сочинение на нравоучительную тему), экзамена по богословию и церковно-практическим дисциплинам и собеседования.

При поступлении абитуриент предоставляет письменную рекомендацию от приходского священника и письменное благословение правящего архиерея.

В случае неуспешных результатов вступительных испытаний абитуриенты по решению экзаменационной комиссии могут быть зачислены на годичное подготовительное отделение. Лица, успешно завершившие подготовительное отделение и после этого получившие рекомендацию к зачислению от Совета семинарии, могут быть зачислены на бакалаврскую программу вне конкурса без вступительных испытаний.

5. Образовательная программа бакалаврской подготовки осуществляется с привлечением соответствующих научно-педагогических кадров. Научно-педагогические кадры Минской духовной семинарии должны:

  • иметь высшее богословское образование, или высшее светское образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, должны иметь ученую степень;
  • заниматься научной и научно-методической деятельностью;
  • не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации;
  • владеть современными образовательными технологиями;
  • вести воспитательную работу;
  • обладать личностными качествами и компетенциями, позволяющими эффективно организовывать учебную и воспитательную работу со студентами.

6. Образовательная программа бакалаврской подготовки включает следующую учебно-программную документацию:

  • Типовой учебный план по специальности (утверждается на пять лет);
  • Рабочий учебный план (утверждается на каждый учебный год);
  • Учебные программы по учебным дисциплинам (утверждаются на пять лет);
  • Программы учебной и производственной практики.

Учебно-программная документация Минской духовной семинарии проходит согласование в Минской духовной академии.

6. В рамках программы студент обязан получить 240 зачетных единиц Европейской системы переноса кредитов (ECTS). Знания студентов оцениваются по 10-балльной шкале.

7. Обучение по бакалаврской программе строится на модульной основе, что предполагает овладение специальными знаниями, умениями и компетенциями в рамках учебных модулей. Структурно отдельный учебный модуль состоит из лекций, семинаров, консультаций с преподавателями и научным руководителем, самостоятельного освоения дидактического материала, письменных работ, подготовке к зачетам и экзаменам, самих зачетов и экзаменов.

8. Минимальная общая аудиторная нагрузка студента устанавливается в пределах 34-36 часов в неделю. Максимальная общая аудиторная нагрузка не должна превышать 40 часов в неделю.

Часы, выделяемые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включают в себя время, предусмотренное на подготовку к семинарским занятиям и подготовку к зачетам и экзаменам. За успешное прохождение зачетов и экзаменов студенты получают 27 зачетных единиц.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 200 часов в год.

9. Учебный план Минской духовной семинарии включает 5 модулей: социально-гуманитарные дисциплины (10%, 19-21 зачетная единица), богословские дисциплины (25%, 45-47 зачетных единиц), библейские дисциплины (20%, 36-38 зачетных единиц), церковно-исторические дисциплины (20%, 36-38 зачетных единиц) и церковно-практические дисциплины (25%, 45-47 зачетных единиц). Расхождение между модулями в процентном соотношении не должно превышать 2%. Учебный план согласовывается с ректором и проректором по учебной работе Минской духовной академии, получает одобрение на Ученом совете Минской духовной академии и на Совете Минской духовной семинарии и утверждается ректором Минской духовной семинарии.

По решению Совета Минской духовной семинарии в учебном плане бакалаврской подготовки могут быть запланированы факультативные занятия. При этом общая аудиторная нагрузка (с учетом часов на факультативы) не должна превышать 40 аудиторных часов в неделю.

10. График образовательного процесса бакалаврской программы включает в себя время, отводимое на теоретическое обучение, практики, экзаменационные сессии, итоговую аттестацию и каникулы. Каждый учебный год включает два семестра, завершаемых экзаменами. Продолжительность семестра устанавливается в пределах 15-16 недель, продолжительность экзаменационной сессии – в пределах 3-4 недель в семестр. Каникулярный период не должен превышать 10 недель в год.

11. Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, его продолжением в церковных (церковно-приходских), общественных, образовательных условиях и проводятся на базе соответствующих организаций. Практики направлены на закрепление в церковных (церковно-приходских) общественных, образовательных условиях знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, овладение навыками решения профессиональных задач.

В ходе обучения студент проходит учебную литургическую практику и производственные практики: приходскую, социальную, миссионерскую и педагогическую. Учебная практика осуществляется на каждом курсе, производственная – на 1, 2 и 3 курсах. Продолжительность учебной практики составляет не менее трех недель в год, производственной – не менее двух недель в год. За каждую неделю практики студент получает 1,5 кредита. В конце 8 семестра в рамках экзаменационной сессии студенты сдают экзамен по литургической практике.

В связи с изучением дисциплины «Гомилетика» студенты произносят проповеди. Произнесение проповедей является частью учебной литургической практики. Оценка за проповедь выставляется отдельно от оценки за литургическую практику.

12. В процессе обучения на 1, 2 и 3 курсах студент пишет семестровые сочинения (1 сочинение в 1 семестре и по 2 сочинения во 2, 3, 4, 5 и 6 семестрах). За каждое сочинение студент получает 1 кредит. Написание сочинений совмещается с теоретическим обучением.

13. В последний год обучения студенты пишут обязательную итоговую квалификационную (бакалаврскую) работу. За написание и защиту бакалаврской работы студент получает 15 зачетных единиц. Бакалаврская работа пишется в течение 4-го года обучения, и ее написание совмещается с теоретическим обучением. Защита бакалаврской работы осуществляется на заседании профильной экзаменационной комиссии после успешного прохождения теоретического обучения и практик.

14. Для успешного окончания бакалаврской программы студент обязан получить 240 зачетных единиц, успешно и к сроку подготовить письменные работы в рамках учебных модулей, успешно сдать экзамены и получить положительную оценку за итоговую квалификационную работу.

15. Студенты, успешно освоившие бакалаврскую программу и овладевшие соответствующими результатами обучения, могут продолжить обучение по магистерской программе в системе духовного образования Русской Православной Церкви или по магистерской программе в зарубежной системе образования.

16. Настоящее «Положение» действует до принятия Образовательного стандарта Белорусской Православной Церкви первой ступени высшего богословского образования.

Просмотрено: 21 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошел XVII Семинар студентов ВУЗов Беларуси

В нынешнем году межвузовский форум был ориентирован на осмысление роли и значения Православной Церкви в истории становления белорусской государственности и культуры. В его работе приняли участие 141 человек, представлявшие 37 высших учебных заведений Республики Беларусь.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVI Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включен 131 доклад участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, девяти тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.