Положение о кафедре Минской духовной семинарии

09 Сентябрь 2015 Версия для печати

Документ принят на заседании Педагогического совета Минской духовной семинарии, проходившем 31 августа 2015 г.

  1. Общие положения

1.1. Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением семинарии, которое обеспечивает проведение учебной, методической, научной и воспитательной работы. Деятельность кафедры направлена на подготовку специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями, умениями и навыками, сочетающих общую культуру и высокие христианские нравственные качества.

1.2. Кафедра подчиняется ректору семинарии.

1.3. Главные задачи кафедры:

  • Организация и проведение учебной и научно-методической работы по одной или ряду близких учебных дисциплин;
  • Проведение воспитательной работы среди студентов;
  • Организация и проведение научных исследований по профилю кафедры;
  • Подготовка научно-педагогических и педагогических кадров, повышение их квалификации.

1.4. Свою деятельность кафедра осуществляет в соответствии с нормативными документами, утвержденными Синодом Русской Православной Церкви, инструктивными материалами Учебного комитета, Уставом семинарии, решениями педагогического совета семинарии, приказами ректора (проректора по учебной работе) и настоящим Положением.

  1. Функции кафедры

2.1. Для решения задач кафедра осуществляет следующие функции:

  • Проводит учебные занятия по всем видам и формам обучения;
  • Разрабатывает рабочие программы по учебным дисциплинам;
  • Организует методическое и материальное обеспечение учебного процесса, подготовку учебников, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов по проведению всех видов учебных занятий;
  • Обеспечивает неразрывное совершенствование качества преподавания учебных дисциплин;
  • Организует проведение научно-исследовательской работы студентов, написание семестровых сочинений, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также проведение практики студентов;
  • Проводит зачеты, курсовые экзамены и аттестацию студентов, анализирует их результаты;
  • Проводит подготовку и повышение квалификации научно-педагогических и педагогических кадров; изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших преподавателей; оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;
  • Обсуждает завершенные научно-исследовательские работы, дает рекомендации к их публикации, принимает участие во внедрении результатов исследований в практику;
  • Проводит научные исследования по важнейшим проблемам в направлениях, соответствующих профилю кафедры;
  • Участвует в организации и проведении приема в семинарию, профессиональной ориентации студентов и проведении занятий на подготовительных отделениях (курсах).
  • Принимает участие в разработке квалификационных характеристик, учебных планов подготовки специалистов соответствующего профиля, программ специальных дисциплин и программ комплексных выпускных экзаменов.
  • Осуществляет методическое обеспечение подготовки специалистов соответствующего профиля и получение ими академической степени бакалавра богословия;
  • Участвует в организации и работе комиссий по приему комплексных выпускных экзаменов;
  • Обсуждает кандидатуры на замещение должностей преподавательского состава кафедры и принимает рекомендации (путем открытого голосования большинством голосов) по каждой из кандидатур Ученому совету и ректору;

2.2. Ректором семинарии могут быть установлены конкретные функции кафедры в зависимости от ее места в подготовке специалистов и роли в научно-исследовательской работе.

  1. Внешние связи кафедры

3.1. Кафедра устанавливает творческие связи по учебной, учебно-методической научно-исследовательской работе с соответствующими кафедрами высших церковных и светских учебных заведений и другими учебными и научными учреждениями, привлекает к педагогической деятельности ведущих ученых и специалистов.

3.2. Кафедра проводит работу по расширению и укреплению связей с приходами и епархиями Русской Православной Церкви, организует выступления известных церковных и общественных деятелей перед студентами и преподавательским составом кафедры.

3.3. Кафедра осуществляет контроль за стажировкой молодых специалистов и оказывает методическую помощь руководителям стажировки, поддерживает связи с выпускниками семинарии.

3.4. Кафедра принимает участие в мероприятиях по повышению квалификации специалистов, организует в установленном порядке семинары повышения квалификации и переподготовки кадров.

3.5. В соответствующем порядке кафедра осуществляет сотрудничество с кафедрами зарубежных вузов по учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе, а также с зарубежными научно-исследовательскими организациями по профилю кафедры.

  1. Организация, состав и структура кафедры

4.1. Кафедра создается приказом ректора на основании решения Совета высшего учебного заведения. Необходимым условием создания кафедры является наличие в ее составе не менее пяти преподавателей, из которых трое должны иметь ученые степени или звания.

4.2. В состав кафедры входят заведующий кафедрой, профессора, доценты, преподаватели, ассистенты, научные сотрудники и учебно-вспомогательный персонал.

4.3. В работе кафедры могут принимать участие студенты и научные работники.

4.4. Кафедра может иметь учебные и научно-исследовательские лаборатории, кабинеты и другие подразделения, необходимые для обеспечения учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы.

4.5. Структура кафедры и ее штаты утверждаются ректором семинарии.

  1. Управление кафедрой

5.1. Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, избираемый на эту должность Советом семинарии с учетом мнения членов кафедры. Заведующий кафедрой имеет право давать распоряжения и указания в пределах своей компетенции и несет ответственность за деятельность кафедры.

5.2. Для осуществления деятельности кафедра должна иметь следующую документацию:

  • Учебные программы по дисциплинам, которые преподаются кафедрой;
  • Планы работы кафедры на учебный год;
  • Индивидуальные планы преподавателей;
  • Журналы контроля выполнения учебной нагрузки;
  • Протоколы заседаний кафедры;
  • Книгу распоряжений и указаний кафедры;
  • Методические и иные материалы, разработанные кафедрой.

5.3. Заведующий кафедрой:

  • Осуществляет общее руководство деятельностью кафедры;
  • Разрабатывает план работы кафедры на учебный год и представляет его на утверждение руководителя, которому подчинена кафедра;
  • Участвует в работе всех подразделений семинарии, где обсуждаются и решаются вопросы деятельности кафедры;
  • Осуществляет распределение учебной нагрузки, утверждает индивидуальные планы преподавателей и научных сотрудников кафедры (индивидуальный план заведующего кафедрой утверждается ректором или проректором), а также другие документы на уровне кафедры;
  • Осуществляет распределение функциональных обязанностей между работниками кафедры, контролирует своевременность и качество их исполнения;
  • Представляет руководству семинарии в установленном порядке предложения по приему на работу, увольнении и перемещении работников кафедры, их моральному и материальному поощрению, а также о мерах дисциплинарного воздействия;
  • Принимает решения, обеспечивающие необходимые условия для проведения учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы кафедры;
  • Подводит итоги работы кафедры за учебный год и дает отчет о работе кафедры в сроки и форме, которые устанавливаются ректором семинарии.

5.4. Помощь заведующему кафедрой в управлении кафедрой оказывает секретарь кафедры, который назначается ректором по представлению заведующего.

5.5. В обязанности секретаря кафедры входит:

  • Выполнение поручений заведующего кафедрой, связанных с организацией учебного и научного процесса на кафедре;
  • Подготовка материалов для проведения заседаний кафедры и ведение протокола заседания;
  • Своевременное оповещение (по поручению заведующего) преподавательского состава кафедры о различных мероприятиях и событиях в жизни кафедры.

5.6. Решение основных вопросов деятельности кафедры выносится на заседания кафедры, которые проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в месяц. Заседания проходят в составе заведующего кафедрой (председатель), преподавательского состава и научных сотрудников кафедры. На заседание могут быть приглашены другие работники кафедры или других кафедр вузов, а также представители предприятий (организаций, учреждений), с которыми кафедра осуществляет сотрудничество.

5.7. Решения заседаний кафедры принимаются простым большинством голосов. Они считаются правомочными, если в заседании принимали участие не менее 2/3 преподавательского состава кафедры. Каждое заседание оформляется протоколом, который должен быть подписан председателем и секретарем.

  1. Преподавательский состав кафедры

6.1. К преподавательскому составу кафедры относятся заведующий кафедрой, профессора, доценты, преподаватели. Замещение вакантных должностей преподавательского состава проводится по конкурсу в установленном порядке. Один раз в пять лет проходит переизбрание на соответствующие должности всего преподавательского состава кафедры.

6.2. Преподавательский состав кафедры имеет право:

  • Избирать и быть избранным в Совет семинарии; участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной и других направлений деятельности семинарии;
  • Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной, научно-педагогической и воспитательной работы в семинарии;
  • Участвовать в работе международных и республиканских конференций;
  • Пользоваться лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальным залом, библиотекой и иной учебной, учебно-вспомогательной и научной базой семинарии;
  • Требовать создания таких условий труда, которые обеспечивают выполнение на высоком уровне должностных обязанностей, проведение учебной, методической и научно-исследовательской работы.

6.3. Преподавательский состав обязан:

  • Проводить на высоком уровне учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по своей специальности;
  • Обеспечивать выполнение учебных планов и программ, объективно оценивать знания и умения студентов;
  • Осуществлять воспитание студентов, формировать у них необходимые профессиональные качества, проявлять заботу об их духовном, культурном и творческом росте;
  • Руководить научно-исследовательской работой студентов, оказывать им помощь в организации самостоятельных занятий;
  • Совершенствовать собственный практический опыт, педагогическое мастерство, методы научных исследований.
  1. Оценка деятельности кафедры и аттестация преподавателей

7.1. При оценке учебной деятельности кафедры в первую очередь принимается во внимание разработка и ежегодная доработка преподавателями учебно-методических материалов, регулярное составление учебных пособий, написание учебников по преподаваемым дисциплинам.

7.2. При оценке научно-исследовательской деятельности кафедры принимается во внимание научная деятельность как преподавательского состава (написание монографий, публикация научных статей, выступления на научных конференциях), так и студентов (научно-исследовательская работа студентов, написание и защита магистерских и кандидатских диссертаций, выступления на конференциях, публикация статей и пр.).

7.3. На кафедре ежегодно по итогам учебного года проходит аттестация преподавателей.

7.4. При аттестации во внимание принимается учебная и научная деятельность преподавательского состава. В частности, выдвигаются следующие минимальные требования выполненной в течение учебного года работы:

  • а) к профессорам кафедры: в учебном плане – наличие и ежегодная доработка учебно-методических материалов по читаемым ими дисциплинам; составление новых учебных пособий по не менее, чем 2 разделам (темам) из читаемых ими на кафедре дисциплин; в научном плане – наличие не менее 3 публикаций научного характера, наличие выступлений на конференциях;
  • б) к доцентам кафедры: в учебном плане – наличие и ежегодная доработка учебно-методических материалов по читаемым ими дисциплинам; составление новых учебных пособий по не менее, чем 1 разделу (теме) из читаемых ими на кафедре дисциплин; в научном плане – наличие не менее 2 публикаций научного характера, наличие выступлений на конференциях;
  • в) к преподавателям кафедры: в учебном плане – наличие и ежегодная доработка учебно-методических материалов по читаемым ими дисциплинам, в научном плане – наличие не менее 1 публикации научного характера, наличие выступлений на конференциях.

Кроме указанных формальных критериев принимается во внимание руководство выпускными квалификационными работами и иные виды учебной и научной деятельности.

7.5. От результатов аттестации зависит выплата премий и надбавок за ученые степени и звания.

7.6. В случае если профессор, доцент или преподаватель кафедры не проходит аттестацию, то, по представлению заведующего кафедрой, данное лицо может быть освобождено ректором семинарии от занимаемой должности, после чего объявляется конкурс на замещение вакантной должности.

Просмотрено: 15 раз.

Рекомендуем

В Жировичской обители прошли торжества по случаю праздника Жировичской иконы Божией Матери

180

Торжества возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении сонма архиереев Белорусской Православной Церкви.

Ректор МинДС совершил паломничество на Святую Гору Афон и Святую Землю

180

С 30 апреля по 14 мая 2017 года по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Павла ректор МинДС архиепископ Гурий совершил паломническую поездку на Святую Гору Афон и на Святую Землю.