«Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции)

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

История Православия в ХХ веке была отмечена целым рядом суровых, подчас трагических, потрясений. Торжество антирелигиозной коммунистической идеологии в отдельных странах порождало санкционированный гражданской властью кровавый геноцид по отношению к Церкви. Политика воинствующего безбожия в свое время грозила полным истреблением Поместным Православным Церквям России, Албании, Автономной Православной Церкви в Китае. Однако не менее трагические потрясения испытала Церковь и от проблем внутренних, связанных с церковными разделениями и расколами. Пожалуй, никакая иная историческая эпоха не порождала столько маргинальных образований, претендующих на обладание статусом Православной Поместной Церкви. Подводя итог ушедшему столетию, можно констатировать, что оно породило несколько десятков раскольнических псевдоцерквей, продолжающих свое существование и сегодня. Данная статья имеет своей задачей освещение истории и современного состояния достаточно малоизвестной схизматической юрисдикции, именуемой «Святой Православной Церковью Северной Америки» («Бостонский Синод», «Истинная Православная Церковь Греции»).

История возникновения «Святой Православной Церкви Северной Америки» тесно связана с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), а еще более тесно с именем влиятельного секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ епископа Вашингтонского и Флоридского Григория (Граббе) (†1995г.). Путь восхождения епископа Григория к вершинам церковной власти начался Германии в годы II Мировой войны, когда Первоиерархом РПЦЗ был стареющий митрополит Анастасий (Грибановский) (1936-1964 гг.). Став управляющим делами «карловацкого» Синода в сане протоиерея, Георгий Граббе проводил непримиримую политику в отношении Русской Православной Церкви Московского Патриархата1. Его влияние на митрополита Анастасия со временем настолько расширилось, что приобрело практически неограниченный характер. В годы возглавления РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским) (1964-1985 гг.) позиции протоиерея Георгия настолько усилились2, что даже в 1987 г. многие зарубежные иерархи были «обязаны Граббе своим саном и положением»3. Не меньшую роль сыграл он и в формировании официальной идеологии РПЦЗ, заключавшейся в громком пафосе борьбы за очищение Русского Православия от «ересей» «сергианства» и экуменизма4. Одиозность фигуры протопресвитера Георгия, являвшегося синодальным секретарем, управляющим делами Синода и управляющим синодальным Отделом Внешних Сношений, проявилась в скандально известном венчании им в 1965 г. неправославной немки и поляка-католика Голеневского, выдававшего себя за сына покойного цесаревича Алексея Николаевича Романова5 . Произошедший подлог был раскрыт и это настроило большинство епископата против протопресвитера, однако по личному настоянию митрополита Филарета в мае 1979 г., постриженный в монашество с именем Григорий, он был рукоположен во епископа Манхеттенского, впоследствии получив титул епископа Вашингтонского и Флоридского. Профессор Д. В. Поспеловский предполагает возможность личного сотрудничества епископа Григория (Граббе) с ЦРУ6. По оценке профессора-протоиерея Владислава Цыпина, идеологическая деятельность епископа Григория имела своей задачей поддержку и апологетику американской внешней политики7. Данные выводы могут быть подтверждены и тем, что, в 1966 г. широкой общественности стал известен скандальный факт получения Синодом РПЦЗ, управляющим делами которого являлся протопресвитер Георгий, крупных финансовых перечислений от американской контрразведки8.

1.jpg
Епископ Григорий (Граббе)

В середине 1960-х гг. из Элладской Православной Церкви в юрисдикцию РПЦЗ был принят вместе возглавляемой им обителью настоятель Свято-Преображенского монастыря в Бостоне архимандрит Пантелеимон (Метропулос)9, вступивший в конфликт со своим правящим архиереем. По своим идеологическим воззрениям беглый архимандрит был весьма близок к Григорию (Граббе), что выразилось в его ревностной защите политики самоизоляции РПЦЗ от Вселенского Православия, резкой критике Московской Патриархии и оголтелом бичевании экуменического движения. Естественным следствием мировоззренческого единомыслия архимандрита Пантелеимона с епископом Григорием было их слияние в единую синодальную партию10.

Кончина митрополита Филарета (Вознесенского), последовавшая 8/21 ноября 1985 г., радикальным образом изменила расстановку сил в руководстве РПЦЗ. Новоизбранный Первоиерарх митрополит Виталий (Устинов), опираясь на поддержку сочувствующих ему членов Синода, приложил все усилия к устранению пагубного закулисного влияния партии Григория (Граббе). Громкой сенсацией было предание огласке шокирующих материалов, собранных протоиереем Виктором Потаповым на основании изученных им документов, а также показания многочисленных свидетелей, вскрывающих нравственные и финансовые преступления не только епископа Григория (Граббе), но и членов его семьи, в частности его сына, архимандрита Антония (Граббе). В ходе разбирательства, проводившегося на уровне Синода РПЦЗ, епископ Григорий был отстранен от всех занимаемых должностей и уволен за штат с определением места проживания в Лесненском женском монастыре во Франции, где и проживал вплоть до своей кончины в 1995 г.11

2.jpg
 Митрополит Виталий (Устинов),
Первоиерарх РПЦЗ (1986-2001 гг.)

Одновременно с началом расследования скандальной деятельности архимандрита Антония, в адрес настоятеля Свято-Преображенского мужского монастыря в Бостоне архимандрита Пантелеимона (Метропулоса), а также большинства братии обители, было выдвинуто громкое обвинение в тяжких плотских грехах. Выяснилось, что еще в первой половине 1980-х гг. на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского) и в Архиерейский Синод РПЦЗ поступали неоднократные письменные жалобы бывших насельников обители иеромонаха Григория и схимонаха Афанасия, сообщавшие о неблаговидном и соблазнительном поведении архимандрита Пантелеимона по отношению к ним. Однако в то время расследование обстоятельств происшествий поручалось епископу Григорию (Граббе), который представлял ситуацию митрополиту Филарету как злобную клевету покинувших обитель иноков12.

Возможность начать полноценное изучение сложной ситуации, сложившейся вокруг Преображенского монастыря, представилась только после смены Первоиерарха РПЦЗ и отставки епископа Григория. К этому времени, помимо новых фактов обвинения, появлялись новые свидетели и даже потерпевшие из числа бывших насельников, в один голос заявлявшие о тяжелой атмосфере противоестественного порока, царившего в монастыре13. На Архиерейском Синоде, проходившем в январе 1986 г., было принято решение о проведении негласного расследования, для чего была образована особая синодальная комиссия в составе архиепископа Лос-Анжелесского Антония (Синкевича) и епископа Кливлендского Алипия (Гамановича). После изучения ситуации комиссия предоставила следственные материалы Синоду. Вторым этапом разбирательства стал вызов обвиняемых и свидетелей обвинения на заседание Архиерейского Синода, проходившего 16/29 мая 1986 г. Сторона обвинителей была представлена иеромонахом Григорием, схимонахами Миной и Евгением, а также ушедшим в мир бывшим схимонахом Мамантом (Даном Миллером). В лице обвиняемых на Синоде присутствовали сам архимандрит Пантелеимон, протоиерей Георгий Кочергин и схимонах Ефрем. Тщательный допрос обеих сторон члены Синода проводили перед Крестом и Евангелием, однако архимандрит Пантелеимон категорически отрицал все выдвинутые против него обвинения и просил Синод об увольнении его на покой14. После обсуждения проблемы было принято решение об отстранении архимандрита Пантелеимона от управления монастырем. Наблюдение за обителью было поручено архиепископу Лос-Анжелесскому Антонию. Кроме того, Архиерейским Синодом было отмечено, что подозревавшиеся в содомском грехе насельники обители иеромонах Исаак и иеромонах Ефрем не могут выступать в качестве кандидатов на должность настоятеля. Вскоре из Бостона пришло новое скандальное сообщение. Вопреки синодальному определению, братия Преображенского монастыря самочинно избрала новым настоятелем иеромонаха Исаака. Кроме того, монастырь не совершил официального уведомления священноначалия о произошедшем самочинном избрании15.

Вопрос незаконного избрания иеромонаха Исаака стал предметом рассмотрения на Архиерейском Синоде РПЦЗ, проходившем 12/25 ноября 1986 г. После обсуждения ситуации, сложившейся в Бостонском монастыре, было принято решение о создании новой следственной комиссии, в которую вошли протоиерей Георгий Ларин и протоиерей Глеб Влесков во главе с архиепископом Лос-Анжелесским Антонием (Синкевичем). Помимо этого, архимандрит Пантелеимон и иеромонах Исаак были запрещены в священнослужении вплоть до окончательного решения вопроса Архиерейским Собором РПЦЗ. Временным администратором Спасо-Преображенского монастыря был назначен иеромонах Иустин16.

Не дожидаясь окончания процедуры церковного разбирательства, монастырь в спешном порядке покинул юрисдикцию РПЦЗ, о чем сообщалось в письме секретаря обители схимонаха Ефрема митрополиту Виталию от 25 ноября/8 декабря 1986 г. Уход Преображенского монастыря из состава Русской Зарубежной Церкви сопровождался попутным выдвижением нового обвинения в адрес иерархов РПЦЗ, которые якобы прегрешали в антиканоничных контактах с Сербским и Иерусалимским Патриархатами17.

Следует отметить, что сразу же после смещения архимандрита Пантелеимона, его многочисленные почитатели из различных епархий РПЦЗ начали высказывать Первоиерарху и священноначалию свое недовольство исходом дела. В итоге скандал вокруг Преображенского монастыря приобрел широкую огласку в среде приходского духовенства и мирян. Данным обстоятельством попыталось воспользоваться окружение архимандрита Пантелеимона, дабы, истолковав ситуацию по-своему, избежать окончательного суда Архиерейского Собора и предоставить суд дезинформированным мирянам. Братия обители заявляла о себе как о невинных жертвах злонамеренной клеветы, а епископат РПЦЗ очернялся обвинениями в отступлении от истиной веры и впадении в «ересь экуменизма»18.

После ухода из Русской Зарубежной Церкви насельники Преображенского монастыря избрали своей новой церковной юрисдикцией одну из многочисленных греческих раскольнических старостильных «Церквей», известную как «авксентьевский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции19, возглавляемый «архиепископом Афинским и всей Греции» Авксентием (Пастрасом). Одновременно с Бостонской обителью из состава РПЦЗ вышло около 10-15 американских грекоязычных приходских общин20. Общее количество ушедшего в раскол духовенства, составило около 25 священников и 8 диаконов. Кроме того, из юрисдикции РПЦЗ вышла «Французская Миссия» («Православная Церковь Франции») во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие), объединявшая вокруг себя около 30 приходов21.

3.jpg
«Архиепископ Афинский и всей Греции» Авксентий (Пастрас), Председатель «авксентьевского» Синода Церкви ИПХ Греции

На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 4/17 февраля 1987 г., были подтверждены ранее наложенные запрещения в священнослужении на инициаторов раскола, а также наложены запрещения в священнослужении на всех клириков, поддержавших схизму22. Осознавая необратимость произошедшего разделения, Архиерейский Синод РПЦЗ на своем заседании 19 августа/1 сентября 1987 г. принял решение о лишении священного сана архимандрита Пантелеимона (Метропулоса) и всех последовавших за ним клириков23. Определением Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 ноября 1987 г. для оповещения всех приходов о низложении группировки архимандрита Пантелеимона был составлен и разослан полный список лиц, подвергшихся отлучению24.

В 1989 г. иерархами «авксентьевского» Синода ЦИПХ Греции для Бостонского монастыря и американских приходов были рукоположены «епископы» Макарий Торонтский и Ефрем Бостонский, являвшиеся насельниками обители25. Спустя два года активность «бостонских иерархов» распространилась и на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Летом 1991 г. епископами Ефремом и Макарием был рукоположен во «епископа Казанского» архимандрит Российской Катакомбной Церкви Гурий (Павлов), проживавший в Чувашии26. Вскоре решением «архиепископа Афинского» Авксентия был учрежден Российский Экзархат «авксентьевского» Синода, а «епископ» Гурий получил назначение на должность Экзарха. Согласно имеющимся данным, на момент учреждения Экзархата, продолжающего свое существование и сегодня, численность последователей «епископа» Гурия на всей территории Российской Федерации составляла 5 тысяч человек27.

4.jpg
«епископ» Казанский Гурий (Павлов), Экзарх «авксентьевского» Синода Церкви ИПХ Греции в России

В 1996 г., после смерти «архиепископа Афинского» Авксентия, у американских иерархов возник конфликт с новым «архиепископом Афинским» Максимом (Валлианатосом), что привело и их разрыву с греческими старокалендаристами28. Первоначально независимый «Бостонский Синод» возглавил митрополит Ларисский Афанасий (Посталас), вышедший из «авксентьевского» Синода. Однако уже осенью 1996 г. он прервал с ними общение и образовал собственную старостильническую юрисдикцию. Уход митрополита Афанасия произошел по причине проведения несогласованных с ним епископских хиротоний Моисея Розлиндальского и Филарета (Мора) Парижского, совершенных епископами Ефремом и Макарием29. Оказавшись оторванными от «авксентьевского» Синода, впрочем, как и от всего православного и околоправославного мира, «бостонская» группировка провозгласила себя Автокефальной Церковью с самоназванием «Истинная Православная Церковь (ИПЦ) Греции». Наиболее употребительными являются другие названия данной схизматической юрисдикции: «Бостонский Синод» и «Святая Православная Церковь Северной Америки» («The Holy Orthodox Church in North Amеrica» – HOCNA).

В последующие годы происходило становление «Бостонского Синода», выразившееся в повышении статуса иерархии и рукоположении новых епископов. Так, в 1997 г. епископы Ефрем Бостонский и Макарий Торонтский были возведены в сан митрополитов. В 2001 г. «Бостонский Синод» учредил новую епископскую кафедру в г. Сиэтле (штат Вашингтон, США), на которую был назначен бывший епископ Розлиндальский Моисей, получивший титул митрополита Сиэтлского. В августе 2004 г. во епископа Лох-Ломондского, викария Сиэтлской митрополии, был рукоположен настоятель монастыря святого Григория Синаита в Калифорнии архимандрит Сергий. 3 сентября 2006 г. был рукоположен викарий Бостонской митрополии епископ Карлайсльский Димитрий (Кириаку). В марте 2007 г. была образована Австралийская епархия, для управления которой в это же время был рукоположен епископ Австралийский Спиридон30.

5.jpg
«Митрополит» Бостонский Ефрем, Председатель Синода и Первоиерарх «Святой Православной Церкви Северной Америки»

Одной из составляющих раскольнического религиозного сознания является стремление к манифестации полноты благодатной жизни в схизматическом сообществе посредством создания собственных соборов святых и собственных «чудотворных» святынь. Не является исключением в этом отношении и «Святая Православная Церковь Северной Америки». Решением Синода означенной группировки от 7/20 мае 2001 г. бывший Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) был причислен к лику святых31. Данная канонизация имеет для «Бостонского Синода» особое апологетическое значение, поскольку демонстрирует позитивное отношение означенной группировки к РПЦЗ, подчеркивая то обстоятельство, что при митрополите Виталии (Устинове) Русская Зарубежная Церковь якобы стала на путь отступления, повлекшего за собой отделение Преображенского монастыря.

6.jpg
Митрополит Филарет (Вознесенский), Первоиерарх РПЦЗ (1964-1985 гг.)

Не ограничившись распространением раскола на канонический территории Русской Православной Церкви, иерархи «Святой Православной Церкви Северной Америки» содействовали распространению церковного разделения в Грузинской Православной Церкви. Ситуация, благоприятная для развития раскола сложилась в Грузинской Церкви к середине 1990-х гг. В это время большинство грузинских монастырей и значительное количество священнослужителей симпатизировало идее борьбы с так называемой «ересью экуменизма». Прораскольническая идеология антиэкуменизма, исходящая из неверного понимания православного свидетельства в инославном мире, имеет одним из своих непременных конструктов резкую критику православной иерархии, участвующей в экуменических собеседованиях. Данное построение позволяет раскольническим сообществам объяснять свое отделение от канонической Церкви противостоянием мифической «ереси» экуменизма, якобы стремящейся к эклектическому соединению всех конфессий в «сверхцерковь антихриста». Примечательно, что одним из наиболее популярных в Грузии религиозных изданий начала 1990-х гг. была книга болгарских старостильнических архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом». Популярность эта объяснима тем, что вышеназванная книга была опубликованная на грузинском языке, что не характерно для богословской литературы Грузии первой половины 1990-х гг. Данное обстоятельство способствовало широкому распространению антиэкуменической прораскольнической идеологии32.

Широкая приверженность раскольническому мировосприятию привела к тому, что в 1997 г. со стороны насельников Шио-Мгвимского, Давид-Гареджийского, Бетанского, Зарзмского, Кватахевского монастырей, а также духовенства Шемокмедской епархии в адрес Предстоятеля Грузинской Церкви было выдвинуто ультимативное требование незамедлительного выхода Грузинского Патриархата из всех экуменических организаций. В противном случае «церковная оппозиция» угрожала отделением от канонической Церкви и присоединением к одной из греческих раскольнических старостильных группировок. После того, как Патриарх Грузинский Илия II заявил о полном выходе Грузинской Церкви из экуменического движения, церковная смута перешла в новую стадию своего развития. Не довольствуясь исполнением выдвинутых ранее требований, «церковная оппозиция» выдвинула новые условия, отличавшиеся еще большим радикализмом. Целый ряд монастырей призывал Патриарха и Священный Синод к разрыву евхаристического общения с принимающими участие в экуменическом движении Константинопольским, Антиохийским, Александрийским и Московским Патриархатами33.

Антиэкуменическая идеология, вопреки своему внешне привлекательному для многих облика борьбы за чистоту Православия, обнажила скрытую от стороннего взора антицерковную сущность. Деструктивность позиций лидеров противостояния стала очевидной практически для всех и попытка провести вторую часть раскольнического сценария провалилась. Подавляющее большинство мирян и духовенства не поддержало идею изоляции Грузинской Церкви от православного мира. Однако лидер антиэкуменистов архимандрит Иоанн (Шеклашвили), насельник Шио-Мгвимского монастыря, с группой своих последователей взял курс на учреждение в Грузии альтернативной церковной юрисдикции. Сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в 1997 г. присоединились к «Святой Православной Церкви Северной Америки». За Шеклашвили последовали монастырь Зарзма во главе с его настоятелем архимандритом Георгием (Хабеишвили), скит в деревне Патардзеули, скит в Амбастумане, а также два прихода (в Тбилиси и Кутаиси). Архимандрит Иоанн на несколько лет удалился от возглавления «грузинской епархии» «Бостонского Синода», препоручив управление протопресвитеру Андрею Бороде. В начале 2002 г. на просьбу грузинской паствы о рукоположении архимандрита Иоанна в сан епископа митрополит Бостонский Ефрем ответил отказом, после чего архимандрит Иоанн и иеромонах Аггей (Чохели) подали прошение от 29 мая 2002 г. на имя Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II о возвращении в каноническую Церковь. Прошение было удовлетворено, а за покаявшимися последовало несколько десятков их приверженцев34.

Тем не менее, на канонической территории Грузинской Православной Церкви к 2007 г. сохранились структуры, подчиненные «Бостонскому Синоду». К их числу относятся Свято-Успенский храм в Тбилиси, скит святого Максима Исповедника в деревне Абастумани, храм святого великомученика Георгия Победоносца в Шемокмеди и храм святителя Николая в Кутаиси. Административное возглавление грузинских приходов продолжает осуществлять протопресвитер Андрею Борода, постоянно проживающий в США35.

7.jpg
«Митрополит» Торонтский Макарий во время посещения Грузии

В настоящее время в Бостонском Спасо-Преображенском монастыре, являющемся административным центром «Святой Православной Церкви Северной Америки», проживает 35 монахов, среди которых 1 архиерей (митрополит Ефрем), 6 иеромонахов и 5 иеродиаконов. В непосредственном подчинении Преображенскому монастырю находятся пять скитов, четыре их которых располагаются на территории Соединенных Штатов (в штатах Массачусетс, Вашингтон, Виржиния, Онтарио) и один в Греции на острове Хиос36.

Священноначалие «Бостонского Синода» представляют следующие иерархи (в скобках указаны даты епископских хиротоний):

1. Ефрем, митрополит Бостонский, Председатель Синода и Первоиерарх (1989);

2. Макарий, митрополит Торонтский, местоблюститель архиепископского Афинского престола, Первоиерарх всей Греции (1989);

3. Фотий (Терещенко), епископ Лионский (на покое)(1989);

4. Моисей, митрополит Сиэтлийский (1996);

5. Сергий, епископ Лох-Ломондский, викарий Сиэтлской митрополии (2004);

6. Димитрий (Кириаку), епископ Карлайсльский, викарий Бостонской митрополии (2006);

7. Спиридон, епископ Австралийский (2007 г.).

8.jpg
«Митрополит» Бостонский Ефрем во время посещения церковной миссии в Уганде (2000 г.)

Согласно статистическим данным, приводимым на официальном веб-сайте «Бостонского Синода», данную юрисдикцию в 2007 г. представляли: В Канаде: 5 приходских храмов, 2 церковные миссии и 1 женский монастырь. В США: 2 мужских монастыря, 1 церковная миссия, 4 скита, 2 женских монастыря, 29 приходов и 2 часовни. В России: Свято-Успенский скит в Шибаево (Чувашия); приход святого Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге; приход преподобного Серафима Саровского в Москве; приход святого Спиридона в Мичуринске. В Украине: приход святого Владимира в Евпатории. В Грузии: Свято-Успенский приход в Тбилиси; скит святого Максима Исповедника в деревне Абастумани; приход святого великомученика Георгия Победоносца в Шемокмеди; приход святителя Николая в Кутаиси. В Греции: 8 приходских храмов. В Австралии: 2 приходских храма. На Африканском континенте «Бостонский Синод» представлен в Кении и Уганде37.

 

Примечания:

1. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в ХХ веке.- М.: Республика, 1995.- С. 307.

2. В кругах духовенства РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского) называли «пленником отца и сына», что было обусловлено подверженностью Первоиерарха влиянию протопресвитера Георгия Граббе и его сына архимандрита Антония (Граббе) (Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997.- М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.- С. 608).

3. Художникова Н. О судьбах «Зарубежной Церкви» // Вестник РХД.- Париж-Нью-Йорк-Москва.- 1987.- № 151.- С. 242.

4. Там же.- С. 243.

5. Сокольский В. В. Моя откровенная переписка с блаженнопочившим архиепископом Феодосием Сан-Паульским и всея Бразилии.- Нью-Йорк, 1970.- С. 12; Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время.- М.: ОВЦС МП.- 1991.- № 2.- С. 68- 69.

6. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья … С. 68.

7. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви … С. 606.

8. Сокольский В. В. Моя откровенная переписка … С. 67-68.

9. Архимандрит Пантелеимон монашество принял на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре. Спустя время он отправился в Соединенные Штаты для организации монастыря. Бостонский Спасо-Преображенский монастырь был им основан в 1961 г. В 1965 г. монах Пантелеимон принял священническое рукоположение от епископа Иерусалимского Патриархата.

10. Художникова Н. Указ. соч.- С. 244.

11. Художникова Н. Указ. соч.- С. 244-245.

12. Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г. // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1987.- № 1-2.- С. 3-4.

13. Там же.- С. 4.

14. Там же.

15. Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 12/25 ноября 1986 г. // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1986.- № 11-12. — С. 195.

16. Определения Архиерейского РПЦЗ от 12/25 ноября 1986 г. … С.195-196.

17. Художникова Н. О судьбах «Зарубежной Церкви» … С. 245.

18. Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г. … С. 5-6.

19. Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.

20. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья … С. 69; Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г. … С. 6.

21. Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г. … С. 6.

22. Там же.- С. 8-9.

23. Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 19 августа/1 сентября 1987 г. // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1988.- № 5-6.- С. 139-140.

24. Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 ноября 1987 г. // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1988.- № 5-6.- С. 145-146.

25. Encyclical of the Holy Synod of the Canonical Orthodox Church of Greece (GOC) — about the false churches today // THE HOLY SYNOD OF THE TRADITIONAL CHURCH OF GREECE [Электронный ресурс]. – 2007. — Режим доступа: http://users.otenet.gr/~i/970906e4.htm — Дата доступа: 23.04.2007.

26. Более подробная информация о Российской Катакомбной Церкви содержится в нашей статье «Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность», размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.

27. Однорал А.А. История церковных разделений. Россия – ХХ век.- Пятигорск, 2003.- С. 75.

28. Мосс Владимир. Православная Церковь на перепутье (1917-1999).- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 300.

29. Encyclical of the Holy Synod of the Canonical Orthodox Church of Greece (GOC) — about the false churches today // THE HOLY SYNOD OF THE TRADITIONAL CHURCH OF GREECE [Электронный ресурс]. – 2007. — Режим доступа: http://users.otenet.gr/~i/970906e4.htm — Дата доступа: 23.04.2007.

30. В «Бостонском Синоде» ИПЦ Северной Америки рукоположен новый епископ // Портал.Credo.Ru. [Электронный ресурс].- 2006.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&idtype=view – Дата доступа: 25.11.2006. Святая Православная Церковь Северной Америки // Иерархия восточных и католических церквей. [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-hocna.html.- Дата доступа: 17.05.2007.

31. Бостонский Синод (Святая Православная Церковь Северной Америки) канонизировал святителя Филарета (Вознесенского) // Вертоград-Информ. [Электронный ресурс].- 2001.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/1100/docum.htm — Дата доступа: 13.09.2004.

32. Кобахидзе Василий, протоиерей. Выход Грузинской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей // Церковь и время.- М.: ОВЦС МП.- 1998.- № 1(4).- С. 55.

33. Кобахидзе Василий, протоиерей. Выход Грузинской Православной Церкви … С. 56-58; Грузинские монастыри призвали патриарха разорвать евхаристическое общение со всеми Православными Церквами // Метафрасис. Информационное обозрение.- М.: ОВЦС МП.- 1997.- № 8 (75).- С. 31,

34. Архимандрит Иоанн (Шеклашвили), лишенный сана в ИПЦ Грузии, перешел в Грузинскую Патриархию // Вертоград-Информ. [Электронный ресурс].- 2006.- Режим доступа: http://www.vertograd.ru/lst/02/06/270d.html — Дата доступа: 15.11.2006.

35. Directory of parishes, missions and monasteries // The Holy Orthodox Church in North Amеrica. [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://sspp-tucson.org/aboutus.html — Дата доступа: 30.03.2007.

36. Background and History of the Holy Transfiguration Monastery // The Holy Orthodox Church in North Amеrica [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа http://www.hocna.net.htm. — Дата доступа: 25.01.2007.

37. Directory of parishes, missions and monasteries // The Holy Orthodox Church in North Amеrica. [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://sspp-tucson.org/aboutus.html.- Дата доступа: 30.03.2007.

Просмотрено: 51 раз.

Рекомендуем

Народный артист и вера: Беларусь простилась с Александром Тихановичем

В день прощания с народным артистом Беларуси Александром Тихановичем священнослужители рассказали о глубокой вере в жизни любимого публикой исполнителя.

ИНТЕРВЬЮ: "Как нам достичь гармонии внутреннего с внешним"

12

Какие духовные изъяны нужно исправить нам в себе, чтобы жить в гармонии? Об этом наша беседа с ректором МинДС, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.