Неканоническое Православие: «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод»)

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

Основателем данной псевдоцерковной структуры является митрополит Миланский Евлогий (Хесслер), бывший иерарх «Православной Церкви Португалии»1 . Митрополит Евлогий первоначально являлся мирянином Римо-Католической Церкви. После перехода в Православие он был рукоположен во пресвитера митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) и в качестве клирика Западно-Европейского Экзархата Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) направлен на приходское служение в Италию. Спустя некоторое время Хесслер перешел в юрисдикцию «Православной Церкви Португалии», где в 1984 г. был рукоположен во епископа Миланского.

1.jpg
 Фото 1. Митрополит Миланский Евлогий (Хесслер), Первоиерарх «Православной Автономной Митрополии Западной Европы и Америки»

Не признав вхождения «Православной Церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, произошедшего 26 сентября 1990 г., архиепископ Евлогий (Хесслер) уже 27 сентября 1990 г. заявил об образовании совершенно новой «церковной юрисдикции», получившей наименование «Православная Автономная Митрополия Западной Европы» («Священный Миланский Синод»). Из состава Португальского Синода, помимо самого митрополита Евлогия, в «Миланский Синод» вошли следующие иерархи:

  • 1. Грегорио (Басолини), архиепископ Туринский;
  • 2. Вигилий (Морал), епископ Парижский.

Весьма примечательным обстоятельством исторического бытия «Миланского Синода» является то, что оно самым непосредственным образом связано с судьбами раздираемой расколами Украинской Православной Церкви. Диалог митрополита Евлогия с украинскими раскольниками начался в 1989 г., когда он, еще пребывая в составе Синода «Православной Церкви Португалии», добился установления «межцерковного общения» с раскольнической «Украинской Православной Церковью США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), возглавлявшейся митрополитом Мстиславом (Скрыпником)2 . После отделения от «Православной Церкви Португалии» и образования «Священного Миланского Синода» митрополит Евлогий продолжил «межцерковное общение» с «УПЦ США и Рассеяния». «Каноническое общение» обеих юрисдикций проявилось, главным образом, в совместных епископских хиротониях.

 

 

2.jpg
 Фото 2. Митрополит Миланский Евлогий (Хесслер) (справа) («Священный Миланский Синод») и архиепископ Лазарь (Пухало) (слева) («Православная Церковь Канады»)

Первым совместно рукоположенным архиереем стал архимандрит Лазарь (Пухало), возглавлявший украинский Новоострожский монастырь в Канаде и пребывавший в юрисдикции «УПЦ США и Рассеяния». Рукоположение проходило 28 сентября 1990 г. при непосредственном участии митрополита Миланского Евлогия в сослужении архиепископа Туринского Грегорио (Басолини) и епископа Парижского Вигилия (Морала). С 1990 по 1994 гг. Лазарь (Пухало) являлся епископом Ванкуверским. В 1994 г. произошло существенное преобразование, во время которого епископ Лазарь был возведен в достоинство «архиепископа Оттавского и всея Канады», а возглавляемой им епархии были дарованы права автономного существования и усвоено наименование «Православная Церковь Канады»3 . Новообразованная «Православная Церковь Канады» была широко известна своей активной миссионерской деятельностью. Ее официальным органом являлся ежемесячный журнал «The Canadian Orthodox Missionary» («Канадское Православное Миссионерство»).

3.jpg
 Фото 3. Епископ Ванкуверский Варлаам (Новокшонов) («Православная Церковь Канады»)

Вторым архиереем, совместно посвященным иерархами «Миланского Синода» и «УПЦ США и Рассеяния», был епископ Ванкуверский Варлаам (Новокшонов)4 . В его рукоположении, состоявшемся 2 октября 1994 г., приняли участие митрополит Миланский Евлогий, архиепископ Детроитский Александр (Быковец)5 и архиепископ Оттавский Лазарь (Пухало)6 .

В 1997 г. архиепископ Лазарь (Пухало), совместно с епископом Варлаамом (Новокшеновым), вошел в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). Однако пребывание обоих иерархов в данной юрисдикции не подлилось более пяти лет, поскольку в 2002 г. они были приняты в состав иерархии Православной Церкви Америки. Весьма примечателен тот факт, что воссоединение раскольнических архиереев с канонической Церковью состоялось с признанием их архиерейского достоинства, но без назначения на епископские кафедры. В настоящее время архиепископ Лазарь и епископ Варлаам являются заштатными архиереями автокефальной Православной Церкви Америки 7.

Помимо общения с украинскими схизматиками, «Священный Миланский Синод» поддерживал общение с «авксентьевским» Синодом Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, являющимся одной из ветвей многоликого греческого старостильного раскола 8. В сослужении с греческими старокалендаристами были рукоположены следующие иерархи «Миланского Синода»:

  • 1. Лоренцо, епископ Торчелльский. Рукоположен 23 сентября 1996 г. иерархами «Миланского Синода» в сослужении греческого митрополита Эгинского Авксентия (Маринеса).
  • 2. Павлос, епископ Кавкаса, викарий Нью-Йоркской архиепископии. Рукоположен 17 мая 1997 г. иерархами «Миланского Синода» в сослужении митрополита Эгинского Авксентия (Маринеса).
4.jpg
 Фото 4. Митрополит Миланский ЕВЛОГИЙ (Хесслер) (слева) и «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» ВЛАДИМИР (Романюк) (справа)

В 1994 г. митрополит Миланский Евлогий посетил Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата и встретился с «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» Владимиром (Романюком) (20 октября 1993 г.-14 июля 1995 г.). После переговоров было достигнуто соглашение о включении «Священного Миланского Синода» в состав УПЦ КП на правах автономной церковной единицы. Специальным Томосом от 20 марта 1994 г. Киевский лжепатриарх провозгласил акт учреждения Автономной Западноевропейской митрополии в составе Киевского Патриархата. Первоиерарх новообразованной автономии получил пышный титул «Блаженнейшего архиепископа Милана, митрополита всея Западной Европы и Канады» 9. Однако единство двух маргинальных квазицерковных образований оказались недолговечными. После избрания в 1995 г. нового «патриарха Киевского» Филарета (Денисенко) во взаимоотношениях лидеров раскольнических группировок возникло средостение. Горделивое чувство собственной исключительности побудило главу Киевского Патриархата направить в 1996 г. телеграмму митрополиту Евлогию с требованием отказаться от юрисдикционного возглавления приходов на американском континенте. Кроме того, Филарет настоятельно требовал прекращения ношения митрополитом Евлогием белого патриаршего куколя, являющегося прерогативой

5.jpg
 Фото 5. «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Филарет (Денисенко)

Предстоятеля Русской Православной Церкви. В ответ на эту телеграмму миланские архиереи опубликовали документ от 14 сентября 1997 г. под названием «Сообщение Автономной Митрополии Западной Европы и Америки о прекращении «Communicatio in sakris» (общности) с Владыкой Филаретом из Киева». Данное заявление констатировало факт разрыва церковного единства с Киевским Патриархатом

6.jpg
 Фото 6. «Блаженнейший  архиепископ Милана, митрополит всея Западной Европы и Канады» Евлогий (Хесслер)

Ввиду нарушения последним условий Томоса от 20 марта 1994 г., которое виделось в попытке патриарха Филарета узурпировать власть над американскими приходами. Относительно обвинения в незаконности ношения митрополитом Евлогием белого куколя португальские иерархи представили весьма своеобразное объяснение. Они заявили о том, что куколь является православным монашеским головным убором, а его белый цвет указанием на митрополичье достоинство, «которого Его Блаженство Евлогиос никогда не лишался, в отличие от некоторых других, которые были смещены, отлучены от Церкви и прокляты […]. По всему этому мы спрашиваем себя, какое имеет право вмешиваться скомпрометированный и проклятый Филарет» 10. Описанная ситуация представляет собой яркую иллюстрацию отсутствия у представителей псевдоцерковных структур не только экклезиологического сознания, но и элементарной внутренней честности. Они готовы признавать благодатность и каноничность друг друга только до тех пор, пока не встает вопрос личных амбиций, после чего прежние «братия и сослужители» в одно мгновение превращаются друг для друга в раскольников и отлученных от Церкви схизматиков.

Следует отметить, что при разрыве взаимоотношений Киевского Патриархата с «Миланским Синодом» из состава последнего вышел архиепископ Парижский и Лионский Мишель (Ля Рош), получивший от «патриарха Киевского» титул митрополита. В настоящее время митрополит Михаил продолжает сохранять свою юрисдикционную принадлежность УПЦ КП.

В начале 1997 г. в состав «Миланского Синода» вошел иерарх «Украинско-Карпатской Митрополии Канады и Америки» 11 архиепископ Техасский Иларион (Виллиамс), который после прохождения чина архиерейского перерукоположения получил титул архиепископа Остинского. Совместно с архиепископом Иларионом к «Миланскому Синоду» присоединились целый ряд приходских церквей и несколько монастырей. В последующем, в составе «Миланского Синода» была выделена особая церковно-административная единица, именуемая «Архиепископия Техаса и Запада Соединенных Штатов», управляемая Американским Провинциальным Синодом во главе с архиепископом Остинским Иларионом. В составе Американского Провинциального Синода действует Южно-Американский Экзархат, возглавляемый самим архиепископом Остинским Иларионом.

Характерной чертой «Миланского Синода» является подчеркнуто негативное отношение к календарной реформе и экуменическому движению, что делает означенную юрисдикцию идеологически родственной со всеми старостильническими группировками. Однако в данной схизматической юрисдикции имеются приходы латинского обряда, в чем усматривается ее историческая связь с «Православной Церковью Португалии» и «Православной Церковью Франции».

7.jpg
 Фото 7.Иерархи и духовенство «Священного Миланского Синода»

Весьма примечательно, что клирики «Священного Миланского Синода», переходившие в юрисдикции канонических Поместных Православных Церквей, неоднократно были принимаемы в сущем сане, что осуществлялось из соображений икономии. В частности, священнослужители данной группировки переходили в Константинопольский, Сербский и Румынский Патриархаты, а так же в Западно-Европейский Экзархат РПЦ МП. Данное обстоятельство, равно как и принятие «Православной Церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, позволяет митрополиту Миланскому Евлогию позиционировать возглавляемую им структуру «истинной Православной Церковью с апостольской преемственностью и действительными таинствами»12 .

В настоящее время в юрисдикции «Священного Миланского Синода» пребывают:

  • 6 приходов (4 храма) в Италии;
  • 3 монастыря, 8 скитов и келий, 13 приходов и 9 церковных миссий в США;
  • 1 приходская община и 1 келлия в Великобритании;
  • Мюнхенская епархия в Германии (количество приходов неизвестно);
  • 3 прихода и 2 церковные миссии в Испании;
  • 6 приходов в Италии;
  • 1 церковная миссия в Португалии;
  • 2 монастыря и 2 прихода в Сербии;
  • 1 церковная миссия в Аргентине;
  • 1 церковная миссия на Кубе;
  • 1 церковная миссия в Коста Рике;
  • 1 церковная миссия в ЮАР 13.

 

8.jpg
 Герб «Православной Автономной Митрополии Западной Европы и Америки»

Кафедральным храмом Миланской митрополии является собор в честь святителей Николая и Амвросия (Милан, Италия).

По состоянию на начало 2008 г. «Священный Миланский Синод» включает в себя следующих иерархов:

1. Евлогий (Хесслер), архиепископ Миланский, митрополит Аквилейский, Первоиерарх «Автономной Православной Митрополии Западной Европы и Америки» («Священного Миланского Синода»);

2. Иларион (Виллиамс), архиепископ Остинский и всех Западных Штатов, Экзарх Южной Америки, Президент Американского Провинциального Синода;

3. Иоанн (Ло Бю), архиепископ Нью-Йорка и Нью-Джерси, всех Восточных Штатов, Экзарх Канады; Рукоположен 16 февраля 1997 г.

4. Борис, архиепископ Мюнхенский, Германский и Австрийский;

5. Павлос (Мутопулос), епископ Маспета, викарий архиепископии Нью-Йорка и Нью-Джерси. Рукоположен 17 мая 1998 г.;

6. Кирилл (Еспосито), епископ Иллинойса, викарий архиепископии Нью-Йорка и Нью-Джерси;

7. Лука, епископ Торчелльский, викарий Миланской митрополии в Африке. Рукоположен 19 ноября 2006 г.;

8. Пабло, епископ Италийский, викарий Миланской митрополии в Испании, Португалии и Латинской Америке. Рукоположен 19 февраля 2007 г.

Для «Православной Автономной Митрополии Западной Европы и Америки» характерна определенная кадровая нестабильность и частые переходы духовенства и епископата в другие церковные или псевдоцерковные юрисдикции. В частности, в настоящее время бывшие архиереи «Священного Миланского Синода» пребывают:

  • В Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата:

1. Мишель (Ля Рош), архиепископ Парижский и Лионский. Рукоположен 12 мая 1996 г. Ныне митрополит Парижский.

  • В «Украинской Автокефальной Православной Церкви»:

1. Лоренцо, епископ Торчелльский. Рукоположен 23 сентября 1996 г.

  • В «Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)»:

1. Базилио (Грилле), епископ Остийский и Латиумский. Рукоположен 26 февраля 1995 г. Впоследствии был возведен в сан архиепископа.

2. Владимиро (Фичи), титулярный епископ Сан Джуилио д’Орта. Рукоположен 19 декабря 1995 г.

3. Афанасий (Афанасиу), епископ Сенский, викарный епископ во Франции.

Об юрисдикционной принадлежности следующих иерархов информация отсутствует:

1. Нектарий, бывший титулярный епископ Цивидале-деи-Фриульский. Рукоположен 7 февраля 1997 г.

2. Жан (Иоанн), епископ Арльский, викарий Парижской архиепископии. Рукоположен 7 февраля 1997 г. В том же году перешел в другую юрисдикцию.

3. Марко, титулярный епископ Стокгольмский, викарий Скандинавский. Рукоположен 18 мая 1997 г. В настоящее время является епископом Генуэзским. Отделился от «Миланского Синода» в 2007 г.

4. Виктрис, епископ Лозаннский. Рукоположен 3 мая 1998 г. Отделился от «Миланского Синода» в 2007 г.

5. Иоанн (Химакос), епископ Монцы, викарный епископ в Италии.

Примечания:

1. Более подробное изложение истории Православной Церкви в Португалии приводится в нашей статье «Неканоническое Православие: ?Православная Церковь Португалии?», размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.

2. «УПЦ США и Рассеяния» была образована в 1919 г. на американском континенте активистами украинского национального возрождения в диаспоре. Первоначально данная церковная структура именовалась «Автономной Украинской Православной Церковью» и в 1924-1971 гг. была возглавляема архиереем самосвятского («липковского») поставления Иоанном (Теодоровичем). Перерукоположение архиепископа Иоанна (Теодоровича) состоялось 27 августа 1949 г. В хиротонии приняли участие митрополит Христофор, Экзарх Александрийского Патриарха в Америке, и епископ Мстислав (Скрыпник), иерарх Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) второй генерации, получившей «автокефалию» от митрополита Варшавского Дионисия (Валединского). В 1971-1993 гг. «УПЦ США и Рассеяния» возглавлялась митрополитом Мстиславом (Скрыпником), в 1990 г. провозглашенным первым патриархом УАПЦ.

3. Canadian Orthodox Church elevated to archdiocese // The Canadian Orthodox Missionary.- 1994.- № 163.- Р. 21.

4. Первоначально пребывал в юрисдикции «УПЦ США и Рассеяния». Является одним из инициаторов учреждения украинского монастыря в честь Всех Святых в Северной Америке, а также известен как переводчик на английский язык многих русских православных книг.

5. Первоначально принадлежал к Украинской Автокефальной Православной Церкви Соборноправной (УАПЦ Соборноправной) («ашаффенбургской» ветви УАПЦ). В 1973 г. перешел в «УПЦ США и Рассеяния». В 1993 г. вошел в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). В настоящее время носит титул «епископ Уманский, Предстоятель украинских православных церквей Киевского Патриархата в США».

6.Archimandrite Varlaam consecrated bishop of Vancouver // The Canadian Orthodox Missionary.- 1994.- № 166.- Р. 2.

7. The Episcopacy // The Orthodox Church in America [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.oca.org/stylesheet.css» type=text/css rel=stylesheet– Дата доступа: 04.12.2007.

8. Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.

9. Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине. (Вехи истории).- К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002.- С. 151.

10 Цит по: Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине … С. 259-260.

11. Малочисленная и малоизвестная «Украинско-Карпатская Митрополия Канады и Америки» была образована в 1949 г. на территории Канады и США архиепископом Иларионом (Огиенко), бывшим правящим архиереем Холмской епархии юрисдикции Польской Автокефальной Православной Церкви. Архиепископ Иларион принял архиерейское посвящение в 1940 г., являясь вплоть до избрания на епископское служение мирянином и профессором одного из высших учебных заведений Польши. Он принадлежал к группе украинских националистов, в годы Гражданской войны тесно связанной с петлюровской политикой, а впоследствии активно проводившей политику украинизации восточных епархий Польской Православной Церкви и добивавшейся провозглашения украинской церковной автокефалии.

12. Письмо митрополита Миланского Евлогия (Хесслера), Первоиерарха «Священного Миланского Синода», митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету (Вахромееву), Патриаршему Экзарху всея Беларуси, от 29 марта 1999 г. Архив канцелярии Минского Епархиального Управления. Дело «Италия».

13. The Old Calendar (+EVLOGHIOS) Synod // The American Journal of Russian and Slavic Studies [Электронный ресурс]. – 2007. — Режим доступа: http://www.rusjournal.com/images/goldcross_border_2.gif- Дата доступа: 12.01.2007.

Просмотрено: 48 раз.

Рекомендуем

Вышел четвертый номер церковно-исторического альманаха "ΧΡΟΝΟΣ"

2

Издание ориентировано на публикацию научных исследований и документальных источников по истории христианства и Православной Церкви.

На 82-м году жизни отошёл ко Господу архимандрит Феодосий (Повный)

2

Служение отца Феодосия проходилось во время притеснений на Церковь, пастыри были вынуждены терпеть скорби, чтобы сохранить свою паству, храмы и традицию духовной жизни.