Неканоническое Православие: Старостильный раскол в непризнанной республике Южная Осетия

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

Новейшая история Грузинской Православной Церкви была омрачена возникновением на ее канонической территории независимой православной епархии Южной Осетии-Алании, входящей в юрисдикцию старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции 1. Предпосылки зарождения раскольнической Аланской епархии глубоко коренятся в тенденциях политического сепаратизма южноосетинского народа, стремящегося к политической независимости от Грузии и воссоединению с Северо-Осетинской Автономной Республикой в составе Российской Федерации. Объективное изучение истории возникновения старостильнической Аланской епархии представляется абсолютно невозможным без осмысления уникального церковно-исторического пути, пройденного осетинским народом.

Следует отметить, что осетины принадлежат к северо-восточной группе иранских языков и в национально-культурном отношении далеки от соседнего с ними грузинского народа. Процесс формирования осетинского этноса начался в IV-V вв., когда на территорию Северного Кавказа переселились аланы, выделившиеся из племени сарматов около I в. н.э. Смешавшись с местным кавказским населением, аланы сохранили свой язык, культуру и национальные традиции. Окончательное завершение становления осетинского (алано-осского) народа произошло в XVIII ст.2 История становления аланской государственности и церковной жизни на протяжении многих столетий шла самостоятельным и независимым от Грузии путем. Так, уже на рубеже VI-VII ст.

1.jpg5.jpg
 Фото 1. Древние осетинские храмы

было образовано Аланское государство 3. Период VI-VII ст. является началом проникновения христианства к осетинам, не имевшего, тем не менее, массового характера. Однако, что весьма немаловажно, проникновение Православной веры к осетинам совершалось не из Грузии, а из Византии 4. Произошедшее между 921 и 925 гг. крещение осетинской правящей династии привело к провозглашению христианства государственной религией Алании, что повлекло за собой массовое принятие христианства осетинским народом при непосредственном содействии в изантийских миссионеров 5. Данное обстоятельство способствовало учреждению Константинопольским Патриархатом в начале Х в. Аланской епархии, просуществовавшей в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца ХVI ст.6 Следует отметить, что Аланская епархия простирала свои пределы вдоль Главного Кавказского хребта от Азовского моря до Дагестана 7. Сразу же после своего учреждения Аланская епархия получила статус митрополии и в списке кафедр Константинопольского Патриархата заняла 61 место, то есть была следующей после Киевской митрополии 8. Об исторической значимости осетинской епископской кафедры свидетельствует и то обстоятельство, что Аланский архиепископ Пахомий поставил свою подпись под определением Константинопольского собора 1590 г., подтвержавшим патриаршество в России 9. Епархиальный центр осетин в Х-ХІ ст. размещался в долине реки Большой Зеленчук, на территории современного Карачаево-Черкесского Автономного Округа Российской Федерации. В означенное время Алания переживала период активного проникновения Православия во все сферы общественной жизни, интенсивное храмостроительство и восприятие народным сознанием христианского мироощущения. В ХІ ст. Аланская архиерейская кафедра была перенесена в Малую Азию, что ослабило епископское присутствие среди осетин и во многом способствовало широко распространившимся процессам эклектического смешения народных языческих верований и культовых традиций с христианством, имеющим место и в настоящее время 10.

Попытки насильственного насаждения ислама среди осетин, предпринимавшиеся монголо-татарами в XIII-XIV вв., приводили к активному народному сопротивлению 11, выражавшемуся в массовых переселениях в горные районы (в это время осетины переселились на территорию современной Южной Осетии) и открытом вооруженном противостоянии 12. Распространение ислама среди осетин проходило гораздо позднее, в XVII-XVIII вв., но не носило повсеместного характера 13. Вплоть до ХХ ст. Православие сохраняло господствующее положение в религиозной жизни осетин 14.

В XVIII ст. осетинский народ испытывал значительное возрастание внешней военной угрозы со стороны Османской Империи и крымских татар. Данное обстоятельство, послужило побуждающим фактором в стремлении осетин к включению в состав Российской Империи. Присоединение территории современной Северной Осетии к России осуществилось в 1774 г. и было одним из условий Кучук-Кайнарджийского мирного договора 15. Последствия присоединения оказались самыми благоприятными, что проявилось в значительном улучшении народного благосостояния, распространении просвещения, создании на основе славянской графики литературного осетинского языка, пробуждении научного интереса к осетинской истории, национальной традиции и культуре 16. Однако совершенно иным оказалось положение южных осетин, которые находились в угнетенном состоянии, обусловленном феодальной зависимостью от грузинских вельмож, что надолго отпечаталось в народной памяти 17. В XVIII ст. Грузинская Православная Церковь включила южно-осетинский регион в пространство своей канонической территории, что изначально воспринималось южными осетинами крайне негативно, поскольку свое будущее они видели не в грузинском подчинении, а в единстве с единокровной Северной Осетией. Вхождение Южной Осетии в состав Российской Империи произошло одновременно с Грузией в 1801 г.18 Стремления к церковно-каноническому единству осетинского народа нашли свое воплощение на Владикавказском епархиальном съезде, проходившем в апреле 1917 г. и обсуждавшем перспективы учреждения новой православной епархии, единой для Северной и Южной Осетии. По состоянию на 1917 г. в столице Южной Осетии Цхинвале действовало шесть храмов, которые в последующие годы были закрыты19 .

После падения коммунистического режима в Южной Осетии наметились тенденции активного религиозного возрождения, при котором, наряду с традиционным язычеством, начало возрождаться Православие. Открытие в 1991 г. первых двух православных южноосетинских приходов в Цхинвале и селе Цунар является плодом личной инициативы и глубокого энтузиазма молодого студента Цхинвальского университета Александра Пухатэ 20. Однако в вопросе юрисдикционного подчинения данная приходская община изначально была ориентирована на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП), поскольку в 1990-1993 гг. Южная Осетия и Грузия находились в состоянии острого межэтнического противостояния, принимавшего характер взаимных этнических чисток 21. Причиной разгоревшегося кровавого конфликта было стремление Южно-Осетинской автономии выйти из состава Грузинской ССР, ставшей после 1991 г. независимым государством, но отрицавшей право осетинского народа на политическое самоопределение. Итогом означенных событий стало несогласованное с Грузией провозглашение государственного суверенитета Республики Южная Осетия (РЮО). Данное деяние было расценено правительством Грузии как неконституционное, что лишило самопровозглашенную республику не только возможности стать субъектом международного права, но и перспектив быть добровольно включенной в состав Российской Федерации.

В описываемых условиях политические трансформации предопределили основной вектор развития осетинского Православия. Автокефальная Грузинская Православная Церковь рассматривает пределы своей канонической территории в границах Грузинского государства, включающего в

2.jpg
 Фото 2. Епископ Тамбовский ЛАЗАРЬ (Журбенко)

себя непризнанные республики Абхазию и Южную Осетию. Однако пророссийская настроенность осетинского народа не позволяет им признать приемлемым грузинское церковное возглавление. После того, как в 1992 г. приходская община А. Пухатэ обратилась к свяще нноначалию РПЦ МП с просьбой о принятии в ее церковное общение, последовал отказ на основании недопустимости несогласованного вмешательства одной Поместной Церкви во внутренние дела другой. Официальная же позиция Грузинской Патриархии в южноосетинском церковном вопросе с самого начала его зарождения была бескомпромиссной. В том же году православные Южной Осетии обратились к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с прошением о включении в ее каноническую юрисдикцию. Положительный ответ последовал незамедлительно и южно-осетинская православная община была принята под омофор епископа Тамбовского и Моршанского Лазаря (Журбенко), управляющего приходами РПЦЗ по Югу России 22. В 1992 г. Александр Пухатэ принял от епископа Лазаря священническое рукоположение. Спустя несколько лет иерей Александр был пострижен в монашество с именем Георгий, а в 2000 г. он стал во главе новообразованного Южно-Осетинского благочиния РПЦЗ. К этому времени число православных среди южных осетин составляло около 6 тысяч человек. Кроме того, для духовного окормления осетинской диаспоры в Москве было открыто Аланское Подворье с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во главе со священником Саурмагом Баззатэ 23

.

3.jpg
 Фото 3. Митрополит Оропосский и Филийский КИПРИАН (Куцумбас), Председатель «Священного Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции

После произошедшего в 2001 г. разделения РПЦЗ на Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (Шкурло) ?РПЦЗ (Л)? и Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (Устинова) [РПЦЗ (В)], Южно-Осетинское благочиние объявило о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви. Данное деяние было вызвано опасениями со стороны южноосетинских православных того, что при перспективе успеха переговоров между РПЦЗ (Л) и РПЦ МП о возобновлении церковного общения, благочиние непризнанной республики будет каноническим образом подчинено Грузинской Патриархии 24. В начале 2003 г. начались переговоры между игуменом Георгием (Пухатэ) и митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом), Председателем «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, в результате чего было достигнуто соглашение о принятии Южно-Осетинского благочиния в юрисдикцию данной старостильнической группировки. Кроме того, благочиние получило статус епархии, носящей наименование Аланской митрополии. Данное деяние расценивается южными осетинами как возрождение исторической кафедры и восстановление ее изначальной канонической зависимости от Византийской Церкви. Как символ восстановления духовной связи между осетинским народом и греческой иерархией Председателем «Синода Противостоящих» были преподнесены в дар новоучрежденной епархии мощи святых Георгия, Антония Великого, Иосифа Каппадокийского, Макария Великого, Косьмы и Дамиана, Киприана и Иустины, а игумен Георгий был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Аланской епархии 25. 7/20 ноября 2005 г. архимандрит Георгий (Пухатэ) был рукоположен во епископа Аланского. Предстоятель Аланской митрополии занял особое место в иерархии «Синода Противостоящих», поскольку был включен в число постоянных членов Священного Синода, в то время как из одиннадцати архиереев данной юрисдикции только шесть являются постоянными членами, а пять остальных рядовыми епископами26 .

В настоящее время в Цхинвале действуют три храма 27, в то время как по всей территории РЮО открыто около шести десятков церквей и часовен. Общее количество православных христиан, ведущих сознательную церковную жизнь, колеблется в пределах шести тысяч человек при общем количестве населения Республики Южная Осетия в семьдесят тысяч человек 28.

Следует отметить, что обязанности архипастырского возглавления региона Южной Осетии формально принадлежат иерарху Грузинской Православной Церкви епископу Никозскому и Цхинвальскому Исайе (Чантурии), а все южноосетинские православные храмы, согласно соглашению между правительством Грузии и ГПЦ, имеют юридическое подчинение Грузинской Патриархии 29. Означенное обстоятельство значительным образом осложняет взаимоотношения Грузинской Республики с Южной Осетией, поскольку вносит религиозную составляющую в межгосударственное и межэтническое противостояние. Реальные позиции грузинского духовенства в непризнанной республике крайне слабы, что обусловлено резким неприятием южноосетинским народом всего, что ассоциируется с Грузией и кровавыми событиями начала 1990-х гг.

4.jpg
 Фото 4. Епископ Аланский ГЕОРГИЙ (Пухатэ)

Между Аланской епархией и правительством Южной Осетии заключено конституционное соглашение (конкордат), которое предусматривает официальную государственную поддержку возрождающейся Православной Церкви, не имеющей подчинения Грузинскому Патриархату 30. Светская власть в лице действующего президента Эдуарда Джабеевича Кокойтэ открыто демонстрирует свое позитивное отношение к процессам восстановления традиционной православной духовности вне зависимости от канонического статуса Аланской епархии 31.

***

Епископ Аланский Георгий (Пухатэ) (в миру Александр Александрович Пухатэ). Родился в 1973 г. В 1990-1996 г. обучался на химико-биологическом факультете Цхинвальского университета, который окончил по специальности «биохимия». В 1992 г. епископом Тамбовским Лазарем (Журбенко), иерархом РПЦЗ, был рукоположен во диакона и пресвитера. При рукоположении принял безбрачие (целибат). В 2000 г. архиепископом Лазарем (Журбенко) пострижен в монашество с наречением имени Георгий. С 2000 г. возглавлял Южно-Осетинское благочиние РПЦЗ. С 2003 г. пребывает в юрисдикции «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Епископом Аланским избран на заседании иерархии «Синода Противостоящих», проходившем 4 ноября 2005 г. Архиерейская хиротония состоялась 7 ноября 2005 г. в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Греция) 32.

Примечания:

1 Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.

2 Калоев Б. А. Осетины // Советская Историческая Энциклопедия.- М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.- Т. 10.- С. 641-642.

3 Перфильева Л. А. Аланская епархия // Православная Энциклопедия.- М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2005. — Т. 1.- С. 442.

4 Калоев Б. А. Осетины … С. 642.

5 Джанаев А. К. Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика // Советская Историческая Энциклопедия.- М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.- Т. 12.- С. 673; Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России.- М.- Пятигорск, 1992.- С. 23; Калоев Б. А. Осетины … С. 641; Перфильева Л. А. Аланская епархия … С. 442.

6 Перфильева Л. А. Аланская епархия … С. 440.

7 Там же.- С. 442.

8 Там же.

9 Там же.- С. 443.

10 В народном религиозном представлении южных осетин имеется понятие «Большого Бога», Чиристи (Господа Иисуса Христа), Мады Майрам (Дева Мария). В числе наиболее почитаемых святых можно назвать Уастырджи (святой Георгий) и Уациллу (святой Илия). Кроме того, пользующиеся особым почитанием осетин, священные рощи посвящены памяти святых или событиям, связанным с христианской историей, и носят название дуары, что происходит от грузинского слова «джвари» (крест).

11 Народный осетинский герой Ос-богатырь прославился в это время тем, что совместно с тремя своими братьями-иноками возглавил борьбу против кровавой мусульманской экспансии (Гедеон (Докукин), митрополит. Указ. соч.- С. 30).

12 Гедеон (Докукин), митрополит. Указ. соч.- С. 29-30.

13 Калоев Б. А. Осетины … С. 642;

14 Гедеон (Докукин), митрополит. Указ. соч.- С. 35-72.

15 Джанаев А. К. Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика … С. 674.

16 Там же.

17 Гвелесиани Г. Г., Тогошвили Г., Бесолов В. Б., Иванов А. С. Юго-Осетинская Автономная Область // Большая Советская Энциклопедия.- М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1978.- Т. 30.- С. 337.

18 Гедеон (Докукин), митрополит. Указ. соч.- С. 79-104; Перфильева Л. А. Аланская епархия … С. 443.

19 Скаков Александр. Трехногий конь святого Георгия. Симбиоз язычества и православия в Южной Осетии может привести к формированию националистической идеологии // НГ-Религии.- 2004.- № 11 (141).- С. 1.

20 Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы.- М.: Новое литературное обозрение, 2004.- С. 520-521; The Right Reverend Bishop George of Alania // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2006. – Режим доступа: http:// www.synodinresistance.org/Dioikisi_en/ierarhiaenb.asp_id=13.html — Дата доступа: 15.11.2006.

21 Митрохин Н. Указ. соч.- С. 519.

22 Митрохин Н. Указ. соч.- С. 521; Скаков Александр. Трехногий конь святого Георгия … С. 1.

23 Митрохин Н. Указ. соч.- С. 521; Дижоева Ульяна. Возрождение Православия // Амага [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://amaga2by.ru/n7-5.htm — Дата доступа: 23.01.2007.

24 Интервью с настоятелем Аланского подворья и храма Рождества Пресвятой Богородицы Саурмагом Баззатэ // Cherksoft [Электронный ресурс].- 2006. — Режим доступа: http://cherksoft.narod.ru/ — Дата доступа: 07.05.2006.

25 Георгий (Пухатэ), архимандрит. Наши корни – это Православие // Амага [Электронный ресурс].- 2006.- Режим доступа: http://amaga2by.ru/n15-4.htm.- Дата доступа: 12.09.2006.

26 ???? ???????? ??????? ?. ???????? // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2007. — Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/AlaniaChurches.html — Дата доступа: 17.05.2007; The Right Reverend Bishop George of Alania // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ???????????[Электронный ресурс].- 2006. — Режим доступа: http:// www.synodinresistance.org/Dioikisi_en/ierarhiaenb.asp_id=13.html — Дата доступа: 15.11.2006.

27 Православные храмы Цхинвала: кафедральный собор Рождества Божией Матери (настоятель: иеромонах Арсений (Ярков)), храм святых равноапостольных Константина и Елены (настоятель: иерей Алексей Аристинов), храм Иверской иконы Божией Матери (настоятель: иерей Алексей Аристинов).

28 Дижоева Ульяна. Возрождение Православия // Амага [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://amaga2by.ru/n7-5.htm — Дата доступа: 23.01.2007.

29 Петров Александр. Церковь в Осетии // Cherksoft [Электронный ресурс].- 2006.- Режим доступа: http://cherksoft.narod.ru/.- Дата доступа: 20.06.2006.

30 Непризнанное православие. «Враги грузинского народа» // Allonston [Электронный ресурс].- 2006.- Режим доступа: http://www.allonston.info/content/category/1/5/6 — Дата доступа: 24.12.2006.

31 Церемония инаугурации новоизбранного президента Южной Осетии Александра Кокойты проходила с клятвенным возложением руки на Евангелие и государственную конституцию.

32 ?? ?????????? ??? ????????????? ?????????? ???????? ?. ???????? // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2005. — Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/- Дата доступа: 17.12.2007

Просмотрено: 30 раз.

Рекомендуем

Вышел четвертый номер церковно-исторического альманаха "ΧΡΟΝΟΣ"

2

Издание ориентировано на публикацию научных исследований и документальных источников по истории христианства и Православной Церкви.

На 82-м году жизни отошёл ко Господу архимандрит Феодосий (Повный)

2

Служение отца Феодосия проходилось во время притеснений на Церковь, пастыри были вынуждены терпеть скорби, чтобы сохранить свою паству, храмы и традицию духовной жизни.