Неканоническое Православие: Старокалендарный раскол на Святой Горе Афон

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде иночества Святой Афонской Горы. Насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («????? ????????? ???? ???????? ????????»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н ?????? ??????? ??????????») и ставивший своей основной целью сопротивление введению нового календарного исчисления в церковной жизни. В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы1 .

Митрополит Антоний (Храповицкий)
Фото 1. Митрополит Антоний (Храповицкий)

Заслуживает особого внимания тот факт, что в деле умиротворения афонских монахов-зилотов, готовых на разрыв с Церковью ради сохранения юлианского календаря, весьма позитивную роль сыграл Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий). Будучи убежденным противником календарной реформы, он вступил в переписку с некоторыми насельниками Святой Горы, постоянно призывая их к терпимости и убеждая в необходимости пребывания в каноническом единстве с церковной иерархией. Так, в одном из своих писем на Афон, датированном 1926 годом, митрополит Антоний пишет: «Я остаюсь при убеждении, что Вы напрасно терзаете свою совесть сомнениями о продолжении общения с Константинопольской Патриархией, предоставьте это дело суду архиереев, а пока он не состоялся (то есть может быть никогда), пребывайте спокойно в общении»2 . В другом письме содержится следующее указание: «Поминайте Патриарха, но служите по старому стилю. Отделение от Патриарха и непризнание его таинств достойно канонического осуждения»3 . После того, как к 1932 г. протест отдельных монашествующих достиг своего апогея и грозил вылиться в схизму, митрополит Антоний в своем письме резко обличал их, указывая на попранные ими церковные каноны и сравнивая смутьянов со старообрядцами-беспоповцами4 . «Новый стиль для меня противен не менее Вашего,- писал он,- но еще противнее откол от Православия и его иерархии самолюбивых иноков»5 .

Святейший патриарх Константинопольский Афинагор I (Спиру)
Фото 2. Святейший патриарх Константинопольский Афинагор I (Спиру)

История Афона второй половины ХХ ст. была отмечена резким всплеском всеобщего монашеского недовольства активной экуменической деятельностью патриарха Константинопольского Афинагора I (Спиру) (1948-1978). В 1964 г. многие афонские монастыри подписали «Воззвание к благочестивому греческому народу и всем верующим Православной Церкви», в котором высказали свое недоверие патриарху Афинагору и заявили о готовности к прекращению молитвенного поминовения его имени за богослужением6 . Однако эта акция не носила раскольнического характера, а явилась лишь средством выражения протеста и несогласия с внешнецерковной политикой Фанара. Тем не менее, насельники древнего монастыря Эсфигмену, во главе с игуменом Афанасием (Карапанагиоту), не ограничились бойкотированием патриарха Афинагора. Взбунтовавшимися святогорцами все Поместные Православные Церкви были объявлены еретическими в силу якобы бывшего их отступления от святоотеческих традиций. Последняя нить, связывавшая взбунтовавшийся монастырь со Вселенским Православием, была разорвана. В 1972 г. эсфигмениты вышли из юрисдикции Константинопольского Патриархата, присоединившись к раскольническому образованию, именуемому старостильным («флоринитским») Синодом Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, в юрисдикции которого пребывают и до сего дня. На момент ухода Эсфигмену в раскол «флоринитский» Синод возглавлял «архиепископ Афинский и всея Эллады» Авксентий (Пастрас)7 . В настоящее время данная раскольническая структура является самой многочисленной из десяти греческих старостильных раскольнических «Церквей» и возглавляется «архиепископом Афинским и всея Эллады» Хризостомом (Киюсисом).

«Архиепископ Афинский и всея Эллады» Авксентий (Пастрас) «Архиепископ Афинский и всея Эллады» Хризостом (Киюсис)
Фото 3. «Архиепископ Афинский и всея Эллады» Авксентий (Пастрас), Председатель «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции (1963-1985 гг.) Фото 4. «Архиепископ Афинский и всея Эллады» Хризостом (Киюсис), Председатель «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции (с 1985 г.)

С целью изучения сложившегося положения и разрешения кризиса Святую Гору посещали с 29 сентября по 11 октября 1972 г. митрополит Филиппийский Александр и с 29 сентября по 17 октября 1973 г. митрополит Ставрупольский Максим, носившие титул Экзархов (полномочных представителей) Константинопольского Патриарха8 .

Решительные меры по ликвидации возникшего раскола были предприняты Константинопольским Патриархатом в 1974 г., когда были приняты решения о лишении священного сана игумена Афанасия и выдворении его, совместно с эпитропами, секретарем и тридцатью насельниками монастыря, за пределы Святой Горы9 . Данные постановления четко очертили грань, переступив которую своим непослушанием, руководство Эсфигмену юридически и канонически лишилось занимаемых должностей и статуса святогорских монахов10 . За дерзкие протесты против священноначалия и открытую поддержку эсфигменитов в том же году были сняты с должностей настоятель монастыря Ксенофонт архимандрит Евдоким, настоятель монастыря святого Павла архимандрит Андрей и настоятель монастыря святого Григория архимандрит Дионисий11 . Священный Кинот принял решение о специальном обращении к насельникам обители и о временном исключении представителя Эсфигмену из своего состава.

«ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!»
«ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!»

Однако это не произвело на раскольников отрезвляющего воздействия. Из числа братии Эсфигмену был избран новый игумен Евфимий, возглавлявший монастырь в 1975-1999 гг. и продолживший курс прежнего настоятеля. Вывесив на фасаде монастырского корпуса громкий лозунг «????????? ? ???????!» («ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!»), эсфигмениты окончательно прервали даже административные контакты с высшим афонским органом власти12 . Впоследствии неоднократные призывы Кинота о делегировании представителя Эсфигмену для участия в совместном обсуждении проблемы всегда оставались игнорируемы.

Следует отметить, что прораскольнические настроения и нескрываемая симпатия к старокалендаризму являются достаточно распространенными на Афоне. Согласно статистическим данным, приводившимся в афинской газете «Акрополис», в 1974 г. число афонских монахов, открыто симпатизировавших старостильничеству, составляло приблизительно 300 (а по другим данным 400) человек, в то время, как общее количество святогорцев в то время исчислялось 1146 монахами13 .

Игумен Афанасий, настоятель Эсфигмену (до 1975 г.) Игумен Евфимий, настоятель Эсфигмену (1975-1999 гг.)
Фото 5. Игумен Афанасий, настоятель Эсфигмену (до 1975 г.) Фото 6. Игумен Евфимий, настоятель Эсфигмену (1975-1999 гг.)

Официальная позиция Константинопольского Патриархата, базирующаяся на Уставной Хартии Святой Горы, отрицает законность избрания настоятелей Эсфигмену, проводившихся раскольниками в 1975 и 1999 гг. Более того, незаконным считается и несанкционированное принятие новых членов в число братии, что на сегодняшний день, когда старые насельники уже упокоились, позволяет вполне справедливо утверждать то, что «канонических членов общежития братства Эсфигмену больше не существует»14 .

В 1995 г. эсфигмениты развернули широкую активность по достижению юридического признания и выплат экономической помощи от государства за все годы незаконного существования. Указанных выплат они добились уже в 1996 г. Наибольшего оборота их деятельность достигла после выбора в 1999 г. нового настоятеля обители архимандрита Мефодия, который в высокомерной и резкой форме заявил Киноту Святой Горы требование официального признания канонического статуса Эсфигмену и необходимости именования его самого «Игуменом Священной Эсфигменской обители»15 . Закрытость и нерасположенность к диалогу насельников бунтующего монастыря ярко продемонстрировали тупиковость ситуации, что естественным образом выразилось в отказе их юридического признания. После того, как раскольники не смогли удовлетворить свои амбиции, ими была предпринята агитационная акция, направленная на привлечение внимания общественности к проблеме Эсфигмену. При активной поддержке масс-медиа весь мир узнал о жестоких притеснениях, якобы совершаемых Кинотом и гражданской властью Греции по отношению к афонским старокалендаристам.

Игумен Мефодий, настоятель Эсфигмену (с 1999 г.)
Фото 7. Игумен Мефодий, настоятель Эсфигмену (с 1999 г.)

Изучением проблемы Эсфигмену занялась особая экспертная комиссия в составе наиболее крупных греческих специалистов в области права. Результат юридической экспертизы был рассмотрен на Внеочередном Заседании Священного Кинота, которое подтвердило противоправность действий насельников и руководства Эсфигменского монастыря. В ноябре 2002 г. каждый насельник обители получил официальное приглашение в Кинот для того, чтобы иметь возможность выразить все свои соображения относительно сложившейся ситуации. В ответ на приглашение принять участие в обсуждении проблемы эсфигмениты помимо дерзкого отказа развернули новую информационную атаку, громко заявляя о «гонениях на веру», осуществляемых на Святой Горе. В том же году последовало особое определение Священного Синода Константинопольской Патриархии, официально объявившее всех насельников обители раскольниками16 . На основании данного определения 15/28 декабря 2002 г. Священный Кинот принял решение о необходимости выдворения схизматиков со Святой Горы, для чего был предоставлен поименный список тех лиц, каждое из которых рассматривается не иначе, чем persona non grata17 . Особо было отмечено нежелание насильственного осуществления данного решения, для чего эсфигмениты призывались добровольно подчиниться определению и покинуть обитель в течение одного месяца. В ответ раскольники пошли на конфронтацию, прибегая к явной лжи и подлогу при освещении событий в средствах массовой информации. После истечения отведенного времени раскольники затворились в монастыре. На встречу к ним был направлен полицейский, который должен был заверить схизматиков в том, что никакого ожидаемого ими штурма монастыря не состоится. Однако эсфигмениты во всеуслышание заявили, что штурм якобы уже начался, монастырь окружен бронетехникой, подразделениями специального назначения, что якобы началась блокада обители, в которой насельники лишены самого необходимого18 .

В 2005 г. решением патриарха Константинопольского Варфоломея на Афоне была создана легитимная община монастыря Эсфигмену, состоящая в каноническом общении с Церковью и входящая в Кинот Святой Горы, но временно проживающая вне стен обители. Данное решение обусловлено надеждой на то, что при благоприятном стечении обстоятельств новая община сможет занять отторгнутые схизматиками монастырские здания19 .

В настоящее время на Святой Горе Афон имеются последователи и другой раскольнической старокалендарной группировки, именуемой «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Последователи данной юрисдикции объединены вокруг скита святого Василия20 .

 

Примечания:

1. ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? ???????? ???? ???????????????????? ????????? ???? ?? ???? ??????? ??? ???????? ?????? ?? ??????.- ’?????, 1981.- ?. 389; Lardas D. George. The Old Calendar Movement in the Greek Church: An Historical Survey.- Jordanville: Holy Trinity Orthodox Seminary, 1983.- Р. 28-30.

2. Антоний (Храповицкий), митрополит. Письма.- Джорданвилль, 1988.- С. 197.

3. Там же.- С. 201.

4. Там же.- С. 250.

5. Там же.- С. 251.

6. Киприан (Куцумбас), митрополит Оропосский и Филийский, Председатель Священного Синода Противостоящих. Православие и экуменизм. В 2 т.- Т. II: Святоотеческая позиция против межхристианского и межрелигиозного движения.- Фили, Аттика, 2001.- С. 108; ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? … ?. 392; Мосс Владимир. Православная Церковь на перепутье (1917-1999).- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 285.

7. ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? … ?. 393.

Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.

8. ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? … ?. 394.

9. ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? … ?. 395; Мосс Владимир. Указ. соч.- С. 286; Савва (Янич), иеромонах. Вероотступничество.- М.: Русская идея, 2004.- С. 90.

10. Священный Кинот Святой Афонской Горы. Правда о «гонениях» на зилотов, занимающих Монастырь Эсфигмен на Святой Афонской Горе.- М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2003.- С. 15.

11. Мосс Владимир. Указ. соч.- С. 286; Савва (Янич), иеромонах. Указ. соч.- С. 90.

12. ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? … ?. 395.

 

13. ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? … ?. 396.

 

14. Священный Кинот Святой Афонской Горы. Правда о «гонениях» на зилотов … С. 15.

15. Там же.- С. 16-17.

16. Там же.- С. 19.

17. Там же.- С. 20.

18. Там же.- С. 20-23.

19. Патриарх Варфоломей заложил на горе Афон новое представительство для «альтернативной общины» монастыря Эсфигмену, лояльной Вселенскому Патриархату // Портал.Credo.Ru. [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=48616&cf – Дата доступа: 16.01.2007.

20. Chrysostomos, bishop of Etna and Exarch in America for the Synod of Old Calendarist Greek Orthodox Bishops under Mitropolitan Cyprian of Oropos and Fili. The Old Calendar Greek Church: A Critical Evaluation / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- Р. 69.

Просмотрено: 17 раз.

Рекомендуем

В Жировичской обители прошли торжества по случаю праздника Жировичской иконы Божией Матери

180

Торжества возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении сонма архиереев Белорусской Православной Церкви.

Ректор МинДС совершил паломничество на Святую Гору Афон и Святую Землю

180

С 30 апреля по 14 мая 2017 года по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Павла ректор МинДС архиепископ Гурий совершил паломническую поездку на Святую Гору Афон и на Святую Землю.