Неканоническое Православие: Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ).

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

Публикацией данной статьи мы продолжаем изложение истории псевдоцерковных раскольнических образований, возникавших в Православной Церкви на протяжении ХХ столетия. Среди многочисленных схизматических группировок, получивших свое бытие в 1990-е годы, пожалуй, наиболее скандальную известность приобрела так называемая Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ).

Предпосылкой к возникновению раскольнической Российской Православной Автономной Церкви можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение явилось официальным провозглашением нового курса внешней политики Русской Зарубежной Церкви, направленного на учреждение параллельных церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР1 . Активизация деятельности РПЦЗ по «возвращению на родину» была во многом обусловлена ослаблением давления на религиозные организации в уже агонизировавшем советском государстве. Решение же о создании новых церковных структур, параллельных канонической Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), объясняется, в первую очередь, психологическим фактором. Культивировавшееся в Русском Зарубежье на протяжении нескольких десятилетий резкое неприятие церковной политики, осуществлявшейся Московской Патриархией в условиях тоталитарного государства, имело свою инерцию и в гораздо более позднее время. Отчасти такие настроения сохранились и в настоящее время, свидетельством чему служит отказ определенной части бывших священнослужителей и мирян Русской Зарубежной Церкви признать законность подписанного в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ.

Весной 1990 г., сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук).

Архимандрит Валентин (Русанцов
Фото 1. Архимандрит Валентин (Русанцов)

Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужио примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского2 . В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия Российской Православной Свободной Церкви3.

Последовательное увеличение активности РПЦЗ в процессе расширения Российской Православной Свободной Церкви привело к тому, что в 1992 г. с целью организации в Москве Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви в Россию был направлен епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Однако деятельность епископа Варнавы оказалась весьма скандальной, что напрямую связано с его активной поддержкой профашистского Национально-патриотического фронта «Память», готовностью признать каноничность раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и со стремлением всецелого подчинения РПСЦ собственной власти. Вышеперечисленные злоупотребления, а также честолюбивые претензии на лидерство, побудили епископа Валентина (Русанцова) вступить в открытый конфликт с главой Синодального Подворья.

Архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко
Фото 2. Архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко)

В ответ на острую критику епископ Варнава убедил Архиерейский Синод РПЦЗ вывести епископа Валентина за штат без права управления епархией. Последний не пожелал признать закулисной победы епископа Варнавы и на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 г., заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения. Новым шагом к дистанцированию Российской Православной Свободной Церкви от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви (ВВЦУ РПСЦ)4 . ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко), происходивший из среды Российской Катакомбной Церкви5 , а в 1982 г. вошедший в юрисдикцию РПЦЗ и тайно рукоположенный во епископа приезжавшим в СССР в качестве туриста епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым)6 . Заместителем Председателя ВВЦУ РПСЦ стал епископ Валентин (Русанцов), возведенный в сан архиепископа. Пожалуй, самым скандальным деянием ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии, и епископ Сухумский Серафим (Зинченко), викарий Суздальской епархии. В ответ на данные деяния Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а хиротонии новых иерархов не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского7 .

После отзыва епископа Варнавы (Прокофьева) из России, произошедшего в конце 1994 г., наметилось некоторое потепление отношений между РПСЦ и РПЦЗ. На Архиерейском соборе РПЦЗ, проходившем декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), состоялось подписание Акта о примирении между Архиерейским Синодом РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ. Согласно условиям примирения ВВЦУ РПСЦ было упразднено, а многие ранее принятые им решения теряли свою силу. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Синоду Русской Зарубежной Церкви. Весьма важным решением Лесненского собора была реорганизация духовного управления в России, на территории которой учреждались епархии Московская, Санкт-Петербургская и Северорусская, Суздальская, Сибирская, Одесская и Южнорусская, Черноморская и Кубанская. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ8 .

Епископ Ишимский Евтихий (Курочкин)
Фото 3. Епископ Ишимский Евтихий (Курочкин)

Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 г. Архиерейское Совещание потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его образа жизни и стиля церковного управления. Более того, епископ Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского Совещания, стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. Кроме того, к российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие, в результате чего для признания их архиерейского достоинства оказалось недостаточным принесение присяги Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви. Для удостоверения в благонадежности данных иерархов им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул «епископ Симферопольский и Крымский». Однако, несмотря на это, опасения епископа Евтихия оказались отнюдь не беспочвенными. В мае 2007 г., когда состоялось подписание Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ, епископ Агафангел (Пашковский) категорически отказался принять участие в процессе объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви и создал собственное Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), тем самым продолжив свою раскольническую и антицерковную деятельность. Архиепископ Лазарь (Журбенко) спустя короткое время также был принят в юрисдикцию РПЦЗ через покаяние. Однако уже в 2001 г. он отделился от Русской Зарубежной Церкви и провозгласил новую раскольническую юрисдикцию, именуемую «Русской Истинно-Православной Церковью».

Епископ Агафангел (Пашковский) Архиепископ Феодор (Гинеевский) Архиепископ Серафим (Зинченко)
Фото 4. Епископ Агафангел (Пашковский) Фото 5. Архиепископ Феодор (Гинеевский) Фото 6. Архиепископ Серафим (Зинченко)

 

Реагируя на происходящие события, епископ Суздальский Валентин (Русанцов) предпринял попытку созыва Российского Архиерейского Совещания, целью которого было осуждение решений Архиерейского Синода РПЦЗ. Однако из числа российских иерархов Русской Зарубежной Церкви его поддержали только епископ Борисовский Феодор (Гинеевский) и епископ Сухумский Серафим (Зинченко). Решением Архиерейского Совещания была возобновлена работа ВВЦУ, которое вскоре было переименовано в Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ). Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства9 . Весьма любопытной представляется позиция самого Первоиерарха РПАЦ относительно практически единовременных соборных решений обеих ветвей Русской Православной Церкви, высказанная им в интервью газете «Свобода слова»: «Корреспондент: Ваше Высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился»10 . Безусловно, комментарии к столь абсурдному высказыванию были бы излишни…

В 1998 г. Российская Православная Свободная Церковь была зарегистрирована с новым названием Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). Данная раскольническая юрисдикция обосновывает легитимность своего существования ссылкой на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г.11 Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии12 . Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362.

Цареконстантиновский кафедральный собор г. Суздаля. Духовный и административный центр РПАЦ
Фото 7. Цареконстантиновский кафедральный собор г. Суздаля. Духовный и административный центр РПАЦ

Практически в каждом случае возникновения церковного разделения ставилось под сомнение каноническое достоинство органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви и на этом основании провозглашалась новая раскольническая структура, легитимность которой якобы имеет свои основания в Указе № 362. Полная абсурдность такого рода апологий является самоочевидной. Святитель Тихон в упоминавшемся выше Постановлении оговаривает обстоятельства внешнего характера, сложившимися во вполне конкретной исторической обстановке, когда связь между епархиями и церковным центром могла быть разорвана линией фронта или большевистскими репрессиями против духовенства. Указ № 362 абсолютно не оговаривает (да это и вовсе невозможно!) допустимость оскандалившимся и находящимся под церковным прещением клирикам и иерархам создавать некие независимые от церковного центра сообщества. Святитель Тихон (Белавин) вошел в историю Русской Православной Церкви как поборник церковного единства, а не как апологет схизм и разделений.

Необходимость формирования независимой псевдоцерковной структуры, претендующей на правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, побудили руководство РПАЦ к проведению целого ряда архиерейских хиротоний. В 2001 г. Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой схизматической организации до митрополичьего округа. Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им юрисдикции, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом. В феврале 2002 г. в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. В частности, ему инкриминировались ст. 132 ч.2; ст. 133 и ст. 151 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшие ответственность за «насильственные деяния сексуального характера, неоднократно совершенные в отношении несовершеннолетних», «понуждение к действиям сексуального характера» и вовлечение «несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков». Весьма важно отметить, что материалы следствия формировались не только за счет показаний самих несовершеннолетних, но и благодаря информации, в избытке предоставленной бывшим секретарем Синода РПАЦ протоиереем Андреем Осетровым. Сенсационность происходившего была обусловлена не только тем, что на скамье подсудимых оказался священнослужитель с весьма представительным титулом. Судебному заседанию по делу митрополита Валентина придавало дополнительный общественный резонанс еще и то обстоятельство, что Первоиерарх РПАЦ представлял собой достаточно заметную и влиятельную фигуру в Суздале, являясь почетным гражданином города и депутатом Суздальского совета народных депутатов. Широкую огласку дело Валентина (Русанцова) приобрело во многом благодаря пристальному вниманию прессы. В многочисленных газетных публикациях и телевизионных репортажах на каналах «ТВ Центр» и НТВ сообщались шокирующие материалы журналистских расследований. Например, обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская в своей статье «В ПОСТЕЛИ С МИТРОПОЛИТОМ» предала огласке многочисленные факты личной жизни человека, именующего себя Первоиерархом Российской Православной Автономной Церкви и митрополитом Суздальским. Согласно утверждениям журналистки, Валентин (Русанцов) на протяжении всей своей жизни практиковал гомосексуальные отношения, регулярно втягивая в них несовершеннолетних.

Митрополит Валентин (Русанцов) в сослужении иерархов РПАЦ
Фото 8. Митрополит Валентин (Русанцов) в сослужении иерархов РПАЦ.

Именно из числа лиц, некогда совращенных Валентином (Русанцовым), сформировалась наиболее влиятельная и приближенная к главе РПАЦ группировка священнослужителей, в которую входят архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор (Гинеевский), епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), архимандрит Евфимий (Каракозов) и некоторые другие лица. Кроме того, Лариса Кислинская описывает множество случаев совращения подростков людьми, стоящими у власти в Российской Православной Автономной Церкви13 . В результате судебного слушания, состоявшегося в 2002 г., митрополит Валентин был приговорен к четырем годам условного заключения и уже в день вынесения приговора подпал под амнистию, в результате чего срок условного осуждения был сокращен до двух лет. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская утверждает, что на потерпевших и свидетелей неоднократно оказывалось физическое и психологическое давление, побуждавшее их к отказу от собственных показаний14 . Весьма примечательно, что в марте 2004 г. решением Суздальского районного суда состоялась отмена судебного решения 2002 г., а с митрополита Валентина была снята судимость.

В настоящее время в юрисдикции РПАЦ пребывает около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии15 .

Подготовка будущих священнослужителей РПАЦ проходит на Богословско-пастырских курсах, созданных в 2001 г. при Суздальском Епархиальном управлении.

Официальным органом Российской Православной Автономной Церкви является журнал «Суздальские Епархиальные Ведомости».

По состоянию на март 2008 г. епископат Русской Православной Автономной Церкви состоял из следующих иерархов:

  • 1. Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский, Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви;
  • 2. Феодор (Гинеевский), архиепископ Борисовский и Отрадненский;
  • 3. Серафим (Зинченко), архиепископ Сухумский и Абхазский;
  • 4. Виктор (Контузоров), архиепископ Даугавпилсский и Латвийский;
  • 5. Антоний, архиепископ Яранский и Вятский;
  • 6. Иларион, архиепископ Смелянский;
  • 7. Тимофей (Шаров), епископ Оренбургский и Курганский;
  • 8. Амвросий (Епифанов), епископ Хабаровский;
  • 9. Иринарх (Нончин), епископ Тульский и Брянский;
  • 10. Андрей (Маклаков), епископ Павловский.
***

9.jpg
Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (в миру Русанцов Анатолий Петрович) родился в 1939 г.

В ранней юности познакомился с известным камчатским миссионером митрополитом Нестором (Анисимовым). В монашество был пострижен в 1958 г. в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1960 г. Заочно окончил исторический факультет Дагестанского университета (1970 г.), Московскую Духовную Семинарию (1973 г.) и Московскую Духовную Академию (1979 г.). В 1973 г. направлен на служение в Суздаль. В апреле 1990 г. вышел из юрисдикции РПЦ МП и присоединился к РПЦЗ. 4 октября 1990 г. назначен Экзархом РПЦЗ в СССР. Во епископа Суздальского и Владимирского рукоположен 10 февраля 1991 г. По причине затяжного конфликта в 1995 г. окончательно разорвал отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1996 г. наделен титулом архиепископа, в 2001 г. титулом митрополита и Первоиерарха РПАЦ. В 1996 г. лишен священного сана Архиерейским Собором РПЦЗ, а в 1997 г. решением Архиерейского Собора РПЦ МП отлучен от Церкви. В 2001 г. Синодом РПАЦ возведен в сан митрополита.

 

Примечания:

1. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в ХХ веке.- М.: Республика, 1995.- С. 328.

2. Однорал А. А. История Церковных разделений. Россия-ХХ век.- Пятигорск, 2003.- С. 39-41.

3. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева; Сост. Иваненко С. И. и др. Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. — М.: Республика, 1996.- С. 69.

4. Религиозные объединения Российской Федерации … С. 71; Однорал А. А. Указ. соч.- С. 42-45.

5. Более подробная информация о Российской Катакомбной Церкви приводится в нашей статье «Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность», размещенной на официальном веб-сайте Минской Духовной Семинарии.

6. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1990.- № 3-4.- С. 114. Более подробная информация о Российской Катакомбной Церкви приводится в нашей статье «Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность», размещенной на официальном веб-сайте Минской Духовной Семинарии.

7. Однорал А. А. Указ. соч.- С. 45.

8. Там же.

9. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении священного сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)» // Журнал Московской Патриархии.- 1997.- № 4.- С.21; Религиозные объединения Российской Федерации … С. 72; Однорал А. А. Указ. соч.- С. 46-47.

10. Интервью Предстоятеля Российской Православной Церкви архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина газете «Свобода слова». 04.04.1997. // Российская Православная Автономная Церковь. Официальный сайт ?Электронный ресурс?.- 1997.- Режим доступа: www.roac.ru/interview4.htm — Дата доступа: 13.04.2005.

11. О каноническом и юридическом статусе Российской Православной Автономной Церкви. Доклад Архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора // РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/ – Дата доступа: 2.04.2008

12. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. № 362 // Церковные ведомости.- 1926.- № 17-18.- С. 6-7.

13. Кислинская Лариса. В постели с митрополитом // Совершенно секретно ?Электронный ресурс?.- 2002.- Режим доступа: http://sovsekretno.ru/app/image/2002/08/8/120.jpg» – Дата доступа: 25.02.2008; Однорал А. А. Указ. соч.- С. 50-51; В Суздале открылся судебный процесс над митрополитом Валентином // Новости мира религий ?Электронный ресурс?.- 2002.- Режим доступа: http://www.religio.ru/dosje/03/203.html target=_blank – Дата доступа: 25.02.2008.

14. Кислинская Лариса. В постели с митрополитом // Совершенно секретно ?Электронный ресурс?.- 2002.- Режим доступа: http://sovsekretno.ru/app/image/2002/08/8/120.jpg» – Дата доступа: 25.02.2008.

15. «О жизни Российской Православной Церкви и деятельности Архиерейского Синода с 1991 по 2008 гг.» Доклад Первоиерарха Российской Православной Церкви митрополита Суздальского и Владимирского Валентина // Российская Православная Церковь. Суздальская епархия ?Электронный ресурс?.- 2008.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/ – Дата доступа: 2.04.2008.

Просмотрено: 250 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).

В Минской духовной семинарии состоялся торжественный выпускной акт

Праздничные мероприятия возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В нынешнем году Минскую духовную семинарию окончило 74 человека.