Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле

Священник Димитрий Юха

Апробационная статья выпускника Минской духовной академии священника Димитрия Юхи. Научный руководитель протодиакон Павел Бубнов.

Существующая поныне как главное духовное учебное заведение Русской Зарубежной Церкви, Свято-Троицкая духовная семинария была открыта благодаря инициативе и трудам архиепископа Северо-Американского и Канадского Виталия (Максименко).

Василий Иванович Максименко родился 8 августа 1873 г. в семье диакона местечка Глафировка Таганрогского округа. В 1895 г. Василий окончил Екатеринославскую духовную семинарию, поступил в Киевскую духовную академию, из которой был отчислен без права восстановления за участие в студенческих беспорядках 1896 г. После отчисления он получил место сельского учителя в селе Прядивка Екатеринославской губернии и быстро поднял свою школу на высокий уровень.  О Василии узнал ректор Казанской духовной академии Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий) и под его поручительство Василий был восстановлен на втором курсе академии. В 1899 г. владыка Антоний постриг Василия в монашество с наречением имени Виталий и рукоположил в иеродиакон и иеромонаха и в том же году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в городе Ардон Владикавказской епархии. В 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен проповедником и начальником типографии в Почаевскую лавру по ходатайству Архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В Лавре способствовал развитию типографии обители, был редактором Почаевского листка, основателем и редактором журнала «Русский инок». Во время Первой мировой войны служил военным священником на фронте. В декабре 1918-августе 1919 арестован представителями украинской рады и заточен в униатский монастырь в Галиции, в 1921 г. арестован польскими властями и заключен в Демблинском каземате. Благодаря ходатайству сербского правительства освобожден и выслан в Сербию, затем переехал в Словакию, где в селе Ладомирово основал монастырь святого Иова Почаевского и типографию в юрисдикции РПЦЗ. Основал и был первым редактором журнала «Православная Карпатская Русь» (1928-1934). 6 мая 1934 года в Белграде хиротонисан во епископа Детройтского, управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке, с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк). Воссоздал в обители типографию. 3 сентября 1934 года возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В 1938 основал Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке[1]. После Кливлендского Собора 1946 г., когда Американская Митрополия митрополита Феофила (Булдовского) продолжила независимое от Русской Зарубежной Церкви существование, владыка Виталий покинул Свято-Владимирскую семинарию, оставшись в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.  С 1948 года был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Основал при монастыре духовную семинарию. С 1950 года — архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Скончался 8 (21) марта 1960 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле[2].

В декабре 1946 г. в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле приехали архиепископ Виталий (Максименко) с группой своих учеников, в числе которых был и будущий ректор семинарии, а затем и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр (Шкурла)[3].

13 октября 1948 г. Архиерейский Синод РПЦЗ своим указом №2670 благословил открытие Свято-Троицкой духовной семинарии в одноименном монастыре в Джорданвилле «для подготовки монашествующего и белого духовенства»[4]. Тогда же было получено разрешение от правительства штата Нью-Йорк[5]. Предполагалось, что курс обучения будет состоять из 5 лет: 2 года подготовительных, 3 года – на изучение богословских наук. Занятия для первых студентов начались 14 октября 1948 г. На первом курсе учились шесть человек: архидиакон Сергий, иеродиакон Антоний (Граббе), иеродиакон Серафим (Чижевский), монах Алипий (Гаманович), монах Герасим (Романов) и монах Лавр (Шкурла).

Ректором семинарии являлся ее основатель – архиепископ Виталий, деканом – профессор Н.Н.Александров, преподавателями – протоиерей Василий Демидов, игумен Иосиф. В 1949 г. семинария получила официальное признание американских властей как высшее учебное заведение. В связи с этим в сентябре 1949 г. было опубликовано первое объявление о приеме учащихся. В 1949 г. в  преподавательскую корпорацию вошли протоиерей Михаил Помазанский (Догматическое богословие, славянский и греческий языки), иеромонах Константин (Зайцев) (Православие и русская литература) и профессор И.М.Андреевский (преподавал патрологию и психологию), а в 1951 г. к ним добавился архимандрит Аверкий (Таушев) (Священное Писание), в 1953 г. – профессор Н.Д.Тальберг (Церковная история)[6]. В 1952 г. архимандрит Аверкий был назначен ректором Свято-Троицкой семинарии определением Архиерейского Синода РПЦЗ[7]. В слове на Торжественном акте семинарии в день престольного праздника Святой Троицы новоназначенный ректор так определил цель существования духовной школы в Джорданвилле: «Мы считаем, что наша главная цель – подготовка просвещенных пастырей для Русской Зарубежной Церкви – наилучшим образом может быть достигнута именно благодаря тому, что наша Семинария помещается в строгом общежительном монастыре и учащиеся в ней воспитываются в монашеском духе путем соответствующего образования ума, воспитания сердца и закала воли в ежедневных монастырских послушания… Но главная задача нашей семинарии – это подготовка кадров ученого монашества. Без таковых у Церкви нет будущего, ибо в ученом монашестве главная опора Церкви»[8]. Отец Аверкий в своем слове также подчеркнул, что Свято-Троицкая семинария – единственное духовное учебное заведение Русской Зарубежной Церкви, призванное восполнить острый дефицит образованных кадров для духовенства, поскольку лиц с дореволюционным духовным образованием оставалось все меньше, мало оставалось и тех, кто окончил богословские факультеты в Сербии и Болгарии, недоступные после окончания Второй мировой войны для верующих Русской Зарубежной Церкви, а вскоре и вовсе закрытые. Свое выступление отец Аверкий (Таушев) окончил следующим призывом: «…Все мы должны ценить нашу семинарию, дорожить ею, беречь и хранить ее всячески, как зеницу ока. Мы должны принять все зависящие от нас меры, приложить все наши старания, чтобы поднять ее во всех отношениях на максимальную высоту, дабы она могла с успехом выполнять свое высокое и ответственное назначение. Нал общи долг помнить, что от Свято-Троицкой духовной семинарии, как единственного нашего духовно-учебного заведения, в значительной мере зависит будущее нашей Русской Зарубежной Церкви, нашего многострадального русского народа, в рассеянии сущего, и самой нашей родины, которая так будет нуждаться в истинных достодолжно подготовленных пастырях .если Бог сподобит нас на нее вернуть; мало того решусь сказать с дерзновением – зависит будущее всего человечества, поскольку судьбы его, как это становится теперь совершенно ясно, самым тесным образом фактически и таинственно-мистически связаны с судьбами нашей родины»[9]. Праздничные богослужения и Торжественный акт в Семинарии возглавил первый ректор – архиепископ Виталий (Максименко), из рук которого студенты получили свои текущие годовые аттестаты[10].

С первых лет и до настоящего времени в Свято-Троицкой семинарии обучались и обучаются не только верующие Русской Зарубежной Церкви и представители русской церковной эмиграции, но и студенты со всего мира, в первую очередь из православных стран – Сербии, Албании[11].

По свидетельству современников первых лет существования семинарии, огромную роль в интеллектуальном развитии студентов сыграл ее первый декан, профессор Николай Николаевич Александров, который ранее работал в авиационной компании И.И.Сикорского и прибывший в Свято-Троицкий монастырь после смерти супруги[12]. Большое значение для семинарии имела библиотека Свято-Троицкого монастыря насчитывавшая в то время около 18 000 томов.  Выпускники семинарии получали признанный государством диплом бакалавра богословия, большинство из них принимали священный сан, а не принявшие его получали места преподавателей русского языка и других предметов в светских средних и высших учебных заведениях США[13].

C 1954 г. по инициативе первого ректора архиепископа Виталия (Максименко) особое значение для жизни семинарии приобретает день памяти трех вселенских великих учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые считаются небесными покровителями семинарии.

Материальное обеспечение студентов Свято-Троицкой семинарии в первые десятилетия ее существования целиком зависело от их личного труда и участия. Студенты вместе и братией монастыря лично обрабатывали монастырское хозяйство, в связи с чем летние каникулы составляли четыре с половиной месяца и были полностью заняты полевыми работами. Вместе с этим, в семинарии не было полноценных рождественских и пасхальных каникул: Рождество праздновалось три дня – затем шли учебные дни, не было занятий последние три дня Страстной седмицы и первые три дня Светлой седмицы. Как отмечал в частном письме ректор семинарии архиепископ Аверкий (Таушев), «…это чрезвычайно важная положительная сторона нашей семинарии и нашего монастыря. Мы ниоткуда, ни иот каких протестантских и сомнительных организаций не получаем никаких денежных пособий, живем исключительно трудом рук своих и этим обеспечиваем себе полную духовную свободу, что так важно и необходмо в духовной жизни и деятельности, особенно в наше лукаваое время, когда так легко за деньги покупаются и продаются человеческие души»[14]. Основатель семинарии, архиепископ Виталий считал, что семинаристы должны за время обучения получить «…иноческий закал воли в монастыре, живя все время в монастыре, подобно монахам, и исполняя все те послушания, какие исполняют в монастыре монахи. Лучшего духовного воспитания для будущего пастыря нельзя себе и представить, ибо вреднее всего и опаснее всего для пастыря – отсутствие крепкой воли, духовная расслабленность, расшатанность, отсутствие стойкости и готовности на полное самоотвержение и самоотречение»[15].

В 1971 г. на страницах издания «Православная Русь» была опубликована краткая статья одного из ведущих преподавателей семинарии – протопресвитера Михаила Помазанского «Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой»[16]. В этой публикации отец Михаил попытался раскрыть принципиальную важность существования семинарии в стенах монастыря и все преимущества такого положения. По его мнению, «…современная обитель призвана служить не только личному спасению инков, но и продолжать такое многовековое общественно-церковное служение прежних монастырей. Потому так естевственна тесная связь с монастырем духовной школы, подготовляющей к пастырству, как это осуществляется в нашей Свято-Троицкой обители и при ней Свято-Троицкой семинарии на территории США»[17].

В 1972 г. деканом семинарии являлся Е.Е.Алферьев[18].

На выпускном акте Свято-Троицкой семинарии 2003 г. в приветственном слове ее ректора, архиепископа Лавра, было отмечено, что Свято-Троицкая семинария «…всегда старалась сохранить и передать учащимся богословские знания и традиции духовных школ Царской России»[19].

В период подготовки восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церкви Свято-Троицкая духовная семинария неоднократно становилась местом проведения заседаний Комиссий по диалогу между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью[20].

6-7 октября 2006 г. в Свято-Троицкой духовной семинарии прошла международная конференция «Жизнь и деятельность митрополита Антония (Храповицкого), приуроченная 70-летию со дня кончины архипастыря, на которой выступили церковные и светские историки из США, Европы и России, представившие 15 докладов[21]. Конференция явилась уже четвертым ежегодным научным коллоквиумом Свято-Троицкой семинарии[22].

В 2005 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II совместно с Московской духовной академией при семинарии учреждён Центр изучения церковной истории русского зарубежья.

В 2006/2007 учебном году шесть студентов Московской духовной семинарии были направлены на учебу в Свято-Троицкую семинарию в рамках программы обмена студентами между двумя учебными заведениями[23]. Кроме того, в Свято-Троицкой семинарии проходят обучение студенты из России, приехавшие в Джорданвилль самостоятельно[24].

В 2008 г. ректором Свято-Троицкой семинарии, согласно решению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви был назначен архимандрит Лука (Мурьянка), являющийся также наместником Свято-Троицкого монастыря с 2001 г.[25]

С начала пятидесятых годов и по настоящее время срок обучения в Свято-Троицкой семинарии – 5 лет. Все предметы, за исключением предметов первого года обучения, преподаются на русском языке. Стоимость обучения и проживания в семинарии составляет 5500 долларов США в год. Эта сумма включает в себя $3000 за обучение, а также $2500 за проживание и питание. Стоимость проживания может быть отработана в течение учебного года выполнением монастырских послушаний.
За вступительные экзамены взимается плата в размере $25 долларов. С абитуриентов, прибывших в семинарию позже установленного срока регистрации, дополнительно взимается $25 долларов.  
Для вольнослушателей, желающих посещать избранные циклы лекций, стоимость одного курса составляет $375 в год. При этом общая стоимость обучения за год не будет превышать обычной стоимости обучения в размере $3000 долларов в год. Для студентов, испытывающих финансовые трудности, Свято-Троицкая семинария предоставляет стипендии в соответствии с нуждами и заслугами студентов. Размер стипендии покрывает часть или всю плату за обучение соответствующего семестра. Стипендии  распределяются администрацией семинарии в зависимости от финансового положения студента и его успеваемости. Как правило, стипендии выдаются студентам дневного отделения, проучившимся не менее одного года, с хорошей успеваемостью и безупречным поведением. Стипендии не выдаются наличными деньгами, а идут в счет оплаты за обучение[26].

Учебный год в Свято-Троицкой семинарии выглядит следующим образом. В начале сентября проходят вступительные экзамены, с 2-й декады сентября начинается первый семестр занятий. 21-25 ноября – осенние каникулы, связанные с Днем благодарения, в середине декабря заканчиваются занятия, в третьей декаде декабря – экзамены. Во втором семестре занятия начинаются после праздника Богоявления, Первая седмица поста, Страстная и Светлая седмицы – неучебные. Занятия продолжаются до начала мая, затем следуют экзамены и выпуск[27].

Семинарский день обычно начинается с утренних молитв и Божественной литургии в 6 утра. Занятия начинаются сразу же после завтрака в 8:00 и продолжаются до 12:00. После обеда студенты выполняют различные монастырские послушания или готовятся к занятиям. Вечером после ужина учащиеся и монахи собираются на вечернее богослужение. Оставшееся свободное время посвящается подготовке к занятиям. Семинарский день заканчивается в 22:00 отходом ко сну.

Типография Свято-Троицкого монастыря является крупным центром православного книгопечатания. Издательская деятельность осуществляется совместными усилиями братии монастыря, преподавателями и студентами семинарии. В монастырской типографии выходят в свет на русском и английском языках православные периодические издания, книги и брошюры. При этом студенты семинарии имеют уникальную возможность не только приобрести опыт работы с печатным станком, но также выступить в роли авторов и переводчиков статей, публикуемых в монастырских изданиях[28]. С 2005 г. существует отдельное семинарское издательство, 2 раза в году выходит газета «Листок Свято-Троицкой семинарии».


[1] Виталий (Максименко Василий Иоаннович), архиепископ / Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в западной и центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник / Библиотека-фонд «Русское зарубежье». М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. – 130-131.

[2] Архиепископ Виталий / Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D. Дата доступа: 08.01.2012.

[3] Митрополит Лавр вспоминал // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2008. №1(23). С.19.

[4] Бобров Н. Краткий исторический очерк строительства Свято-Троицкого монастыря. – Джорданвилль: типография преподобного Иова Почаевского, 1969. – С. 94.

[5] Митрополит Лавр вспоминал // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2008. №1(23). С.19.

[6] Православная Русь. – 1949. №18. С.2; 1950.№1. С.3; 1950. №2. С.1

[7] Бобров Н. Указ. соч. С. 97.

[8] Аверкий (Таушев), архимандрит. Свято-Троицкая духовная семинария – ее значение, цели и задачи // Православная Русь. – 1952. №11. С.10-15.

[9] Аверкий (Таушев), архимандрит. Свято-Троицкая духовная семинария – ее значение, цели и задачи // Православная Русь. – 1952. №11. С.15; См. также это выступление в: Аверкий, архиепископ. Современность в свете слова Божия. – К 25-летию служения в Америке в Свято-Троицком монастыре / Слова и речи. Т.1.1951-1960. Джорданвилль: типография преподобного Иова Почаевского, 1975. С.7-15.

[10] Торжественный акт в Свято-Троицкой семинарии // Православная Русь. – 1952. №11. С.8-15.

[11] Лохматов Виктор, протодиакон. Урок монастырской жизни длиною в 50 лет // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2007. №1(21). С.2.

[12] Лохматов Виктор, протодиакон. Урок монастырской жизни длиною в 50 лет // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2007. №1(21). С.2.

[13] Бобров Н. Указ. соч. С.98.

[14] О том почему не стоит уезжать домой до Пасхи и Рождества // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2008. № 1(23). С.2.

[15] О том почему не стоит уезжать домой до Пасхи и Рождества // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2008. № 1(23). С.2.

[16] Помазанский М., протопресвитер. Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой // Православная Русь. – 1971. — № 16. – С. 5-6. 

[17] Там же. С. 5.

[18] Лохматов Виктор, протодиакон. Урок монастырской жизни длиною в 50 лет // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2007. №1(21). С.3.

[19] Кин Г., протоиерей. Пятьдесят пятый годовой акт Свято-Троицкой Духовной Семинарии // Православная Русь. – 2003. – №14(1731). – С. 9-11.

[20] ROCOR-MP Roundtable // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2006. №2(20). Р.7.

[21] Кострюков А. Конференция памяти митрополита Антония (Храповицкого). // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2006. № 2(20). С. 3-5.

[22] Samuel (Nedelsky), monk. The Fourth Holy Trinity Seminary Colloquium // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2006. №2(20). Р.6.

[23] Семинаристы из Московской духовной семинарии поступили на обучение в Свято-Троицкую семинарию // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2007. № 1(21). С. 8-9.

[24] Новые семинаристы // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2007. № 2(22). С.6.

[25] Meet Holy Trinity seminary’s new rector, archimandrite Luke // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2008. №2(24). Р.2.

[26] Поступление / Официальный сайт Свято-Троицкой семинарии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hts.edu/seminary/front/ru/admissions_ru.html. Дата доступа: 08.05.2011.

[27] Calendar: Spring 2007 // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2006. №2(20). Р.11;  Calendar 2007-2008 // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2007. №1(21). Р.11.

[28] Свято-Троицкая духовная семинария // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hts.edu/seminary/front/ru/about_ru.html. — Дата доступа: 15.11.2009.

Просмотрено: 175 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоится XVII Семинар студентов высших учебных заведений Беларуси

Ежегодный научный форум белорусской молодежи пройдет 23–24 ноября 2018 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах.

В Минской духовной семинарии прошла VI открытая конференция «Духовность. Нравственность. Традиции»

В работе форума приняли участие преподаватели Минской духовных школ, Минского городского института развития образования, общеобразовательных средних школ Минской, Гродненской и Могилевской областей, клирики Минской и Новогрудской епархий.