История Минской духовной семинарии

История МинДС 1В начале 1785 года между Россией и Польшей состоялось соглашение о восстановлении в пределах Польши православной епископской кафедры. Киевский митрополит Самуил и Могилевский архиепископ Георгий (Конисский) предложили в качестве достойного кандидата на эту кафедру слуцкого архимандрита Виктора (Садковского). 27 марта 1785 года последовал Высочайший указ о бытии в Польше особого епископа, коадьютера Киевской митрополии, и о посвящении в сей сан архимандрита слуцкого монастыря Виктора. Другим высочайшим указом 15 мая предписано Святейшему Синоду учредить для просвещения православных в Польше семинарию.

В обширной епархии новопосвященного епископа, распространявшейся, по его словам, так широко, как широка была Польша и как далече отстоят Двина от Днепра и Днепр от границ Силезии, до этого времени вовсе не было высшей школы духовных наук, откуда могли бы выходить наученные истинам веры добрые пастыри Церкви, в которых была самая необходимая потребность. Отсюда понятна та ревностная забота, с которой Преосвященный Виктор принялся за устройство духовной школы.

При содействии митрополита Самуила из Киевской Академии были присланы в Слуцк наставники. 15 сентября 1785 года семинария была открыта, и в горнице монастырской трапезы началось учение. В начале существовали только два грамматических класса: низший и высший. Обучались 25 воспитанников-дети духовенства. По своему месту пребывания в Слуцке семинария стала называться Слуцкой. Это название она носила до 1793 года-учреждения Минской епархии-и в отличие от польских поветовых школ называлась «благочестивой семинарией» и «семинарией Его Преосвященства».

В апреле 1789 года в Варшаве, а затем в Вильно, Минске и Слуцке вспыхнуло польское восстание. Поляки жестоко преследовали православных. Преосвященный Виктор был схвачен и заточен в Бобруйскую крепость, а затем томился в казематах Ченстоховского монастыря. В июле 1790 года семинария, в которой обучалось около ста воспитанников, прекратила свое существование.

По освобождении из-под ареста в июле 1792 года Преосвященный Виктор еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников. 8 января 1793 года семинария была вновь открыта с прежним названием: «Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора семинария». В восстановленных пяти классах обучался 31 человек.

13 апреля 1793 года обширная епархия Преосвященного Виктора стала называться Минской. Соответственно изменила свое название и семинария, еще долгое время остававшаяся в пределах слуцкого монастыря.

Преемником Преосвященного Виктора, переведенного в 1796 году на Черниговскую кафедру, стал Преосвященный Иов (Потемкин) с титулом архиепископа Минского и Волынского. Он преобразовал Минскую семинарию «сообразно прочим великороссийским семинариям», как неоднократно высказывался сам в своих указах, строгими мерами укрепляя порядки в жизни семинарии. Из года в год стало увеличиваться количество воспитанников. Были открыты высшие классы-философский и богословский. Сообразно с этим возрастало и число преподавателей, в значительной степени пополнявшееся лучшими выпускниками семинарии, направляемых для дальнейшего совершенствования в Киевскую Академию.

Продолжив с успехом начатое Преосвященным Виктором дело устроения семинарии, архиепископ Иов в начале 1812 был переведен на Екатеринославскую кафедру. Преемником его в Минской епархии стал архиепископ Серафим (Глаголевский), впоследствии митрополит Петербургский и Новгородский. Этот милостивый архипастырь, с нежной отеческой заботливостью вникавший в нужды юной семинарии, с любовью продолжил ее совершенствование с целью «возвести ее на высшую ступень совершенства». Однако тяжкое бедствие-нашествие французов-прервало труды по благоустройству семинарии.

Преосвященный Серафим отбыл в Смоленск, а затем пребывал в других епархиях. Разгром, произведенный в городе захватчиками, не миновал и семинарии. И хотя деревянные здания уцелели, они были серьезно повреждены, значительная часть книг расхищена и сожжена.

По изгнании неприятеля семинария возобновила свою деятельность (20 февраля 1813 года), однако ученики собирались крайне медленно. В сентябре их насчитывалось лишь немногим более восьмидесяти. Принимая все возможные меры к скорейшему пополнению числа воспитанников, преосвященный Серафим предписал священникам отдавать своих детей в семинарию с 7-8 лет, чтобы они не проживали праздно.

В 1816 году Владыка Серафим был переведен на Петербургскую кафедру, а его преемником стал епископ Анатолий (Максимович). Минская семинария претерпела преобразования: состоявшая ранее из восьми классов, она разделилась на три учебных заведения: приходское училище объединило два начальных класса; уездное училище включило в себя низший и высший грамматические классы; собственно семинария с тремя отделениями-низшим, средним и высшим. Уездное и приходское училища находились при семинарии и входили в общую структуру духовной школы. Открытие Минской Духовной Семинарии по новым учебным планам последовало 20 сентября 1817 года. Так начался новый период в жизни школы. Став средним учебным заведением уже в ином, более совершенном и современном смысле, семинария после преобразования продолжала жить общей жизнью с двумя вновь образованными низшими училищами, объединяясь как общим управлением, так и средствами содержания.

Вместе с тем, стали сказываться чрезмерная теснота, ветхость и неприспособленность зданий к новым условиям существования духовной школы. Довольно длительное ожидание улучшений в этом важном вопросе, обширная переписка Правления семинарии с Комиссией духовных училищ затягивались, вероятно, потому, что Комиссия с первых дней преобразования Семинарии не оставляла мысли о перемещении учебного заведения в Минск при первом удобном случае. Такая возможность представилась лишь в конце 30-х годов прошлого столетия, когда по поручению Комиссии духовных училищ был образован Комитет по постройке новых зданий для семинарии. За сходную цену было приобретено недостроенное здание Минского благотворительного общества, в которое после завершения строительства семинария была переведена 1 сентября 1840 года, став Минской не только по титулу епархии, но и по месту своего пребывания. Открытие ее было совершено спустя две недели с особенной торжественностью.

В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня совершилось богослужение в домовой семинарской Крестовоздвиженской Церкви. В своей актовой речи инспектор семинарии Яков Скальский отметил, что выше всякой благодарности стоят попечительское внимание и отеческая заботливость о переводе семинарии из Слуцка в Минск Преосвященных Никанора и Антония, «из которых одному суждено было начать, а другому привести к окончанию дело ко благу воспитываемого здесь духовного юношества».

В порядке управления Минская Духовная Семинария была приписана к Киевской Духовной Академии. В лице Минского архипастыря Антония (Зубко), известного своими заслугами в духовном просвещении паствы и укреплении Православия в Белоруссии, школа имела мудрого, опытного и заботливого руководителя. Педагогический персонал семинарии находился на весьма высоком уровне.

Богословие в ту пору преподавал ректор духовной школы архимандрит Геласий. Человек строгого образа жизни, он был твердым администратором и поборником дисциплины среди воспитанников. Инспектор Яков Скальский, по многочисленным отзывам, человек очень даровитый, преподавал церковную историю. Наставников семинарии, имевших ученые степени, называли профессорами-это были люди зрелые, но не преклонных лет, достаточно много потрудившиеся на ниве духовного просвещения. Профессор философии Гавриил Кустов пользовался почтенной известностью как превосходный знаток своего предмета: по указанию Конференции Киевской Духовной Академии ему поручалось составление учебников по истории, философии, логике.

В курс обучения вводилось преподавание новых предметов-медицины, естествознания, сельского хозяйства. Агрономические науки преподавались, к примеру, не только в теории, но и на практике. На принадлежащем семинарии земельном участке испытывались разные новые сорта зерновых, выращивались образцы луговых трав, культивировались аптечные, фабричные, огородные и другие растения. Наставниками Минской Семинарии написано множество научных трудов в области сельского хозяйства, печатавшихся в специальных периодических изданиях.

Важное место занимало изучение истории родного края. В 1848 году семинарией было издано «Собрание древних грамот и актов городов, монастырей и церквей Минской губернии», в подготовке которого принимал активное участие архимандрит Геласий. В 1864 году издано составленное ректором архимандритом Николаем «Историко-статистическое описание Минской епархии».

Славная жизнь и многополезные труды многих воспитанников Минской Духовной Семинарии прославили это учебное заведение: И. А. Гошкевич по окончании Минской Семинарии и Петербургской Духовной Академии трудился в Китайской духовной миссии, десять лет прожил в Пекине, основательно изучил китайский язык, религии, нравы и обычаи народа этой страны. По возвращении в Россию участвовал во многих научных работах по описанию и изучению Китая. В качестве члена русского посольства в 1852-1853 годах он совершил путешествие в Японию на военном фрегате «Паллада» и был одним из ближайших сотрудников адмирала Путятина на переговорах с японским правительством о заключении торгового договора. Писатель И. Гончаров, описавший это путешествие в своем сочинении «Фрегат «Паллада», многократно упоминает о Гошкевиче как об ученейшем и многосторонне образованном человеке. Родной брат И. А. Гошкевича, преподававший в Киевской Духовной Семинарии, известен как составитель одного из первых учебников логики на русском языке.

И. И. Малышевский стал заслуженным ординарным профессором Киевской Духовной Академии, автором многочисленных исторических исследований. Известен немало потрудившийся на пользу исторической науки доцент Киевской Духовной Академии В. 3. Завитневич.

Профессором военно-медицинской академии стал Ф. И. Пастернацкий. Ректором Минской Духовной Семинарии впоследствии стал ее выпускник архимандрит Климент. Питомцы Минской Духовной Семинарии обучались в Петербургской, Московской, Киевской Духовных Академиях, в Варшавском и Томском университетах, в военно-медицинской и других светских академиях. Везде они показывали себя людьми труда, плодотворно работавшими на указанном им Богом поприще и взращивавшими семена правды и добра, посеянные в их душах заботливыми и любящими наставниками.

В 1918 году на основании Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Минская Духовная Семинария была закрыта.

Теперь коснемся пребывания духовной школы в стенах Свято-Успенской Жировицкой обители, ее значения в истории Белорусского края.

Без деятельности Литовской (Жировицкой) семинарии не могло бы совершиться дело воссоединения унии с Православной Церковью, или же сам процесс воссоединения прошел бы болезненным образом.

Литовская семинария была открыта стараниями Преосвященного Иосифа (Семашко) в 1828 году. Устройство семинарии и преподавание предметов велось по образцу Петербургской семинарии. Преосвященный Иосиф именно через литовскую семинарию связал лучшие годы своей жизни с Жировицким монастырем. Здесь он встречался с профессорами духовной школы и в долгих искренних беседах направлял их мысль к вопросу о Православии и унии, которая оторвала белорусов от России и лишила их национального достоинства.

Лучшие воспитанники Жировицкой семинарии отправлялись для завершения образования в Петербургскую и Московскую Духовные Академии. По планам архиепископа Иосифа (Семашко), униатская на тот период времени семинария призывалась подготовить новых деятелей, понимающих нецерковную суть самой унии, желающих вернуться к вере своих отцов, в родное Православие. Для достижения этой цели Преосвященный Иосиф вверил семинарию в испытанные и надежные руки: ректором был назначен широко образованный священник Антоний Зубко, впоследствии архиепископ Минский. «Никто не помогал мне столь добросовестно по униатскому делу, как Преосвященный Антоний»,-говорил позднее вспоминавший это время архиепископ Иосиф.

«Жировицы были оазисом в так называемых литовских губерниях. У нас вырабатывался и созревал независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, на Православие, на Римский католицизм и на нашу унию»,-так вспоминает этот период в Жровицкой обители тогдашний ректор Антоний Зубко.

Свои взгляды на Православие и унию наставники передавали не только учащимся, но и их родителям. «Наши убеждения сообщались духовенству, приезжавшему в Жировицы. В некоторых из них мы вселяли полное убеждение нашими доводами, другие же верили нам безусловно, как людям сведущим, и притом ничем не нарушившим их доверие к нам»,-пишет Преосвященный Антоний.

Архиепископ Иосиф высоко ценил и понимал то благотворное влияние, которое оказывала Литовская семинария на готовящееся воссоединение. Позже он так говорил об этом: «Премудрый Зиждитель, избравший смиренный вертеп Вифлеемский для рождения от Пречистой Девы Единородного Сына Своего, избрал и для обновления Литовской Церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находящийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной в чудотворной иконе Жировицкой. Здесь благодатью и предстательством Небесной Владычицы преобразовались мы верою, возвратясь к сообществу с родной нашей Матерью Всероссийской Церковью; преобразились сердцем, обновив чувства радостной любви к великому нашему русскому племени и Русскому Отечеству. И это было делом не более 10 лет».

Исторический акт возвращения к отеческой Православной Церкви чад ее, отторгнутых насилием в 1596 году и воссоединенных любовью в 1839 году.

Православная Духовная Семинария существовала в Жировицах до 1845 года. Ввиду образования Виленской губернии семинария и епархиальное управление были перенесены в Вильно. Вместо семинарии в Свято-Успенской обители было образовано духовное училище.

Ровно через сто лет, после освобождения Белоруссии от фашистской оккупации архиепископ Минский Василий (Ратмиров) добился от советских властей согласия на открытие в епархии пастырско-богословских курсов. Местом их пребывания был избран Жировицкий монастырь, руководство было поручено игумену Леонтию (Бондарю), впоследствии архиепископу Оренбургскому и Бузулукскому (+1999).

История МинДС 2В 1947 году архиепископа Василия сменил архиепископ Питирим (Свиридов), который почти двенадцать лет управлял Белорусской епархией. При его управлении пастырско-богословские курсы были преобразованы в семинарию, руководство которой возлегло на архимандрита Митрофана (Гутовского), возглавившего с 1947 года семинарию и монастырь. Владыка Питирим позаботился о строительстве нового просторного учебного корпуса, а немногим позже благословил начало строительства прекрасного трехэтажного здания, в котором с большими удобствами разместилась Минская Духовная Семинария. Строительство здания, замечательно вписавшегося в архитектурный ансамбль монастыря, было субсидировано Московской Патриархией. Труды архимандрита Митрофана по семинарии разделяли секретарь правления протоиерей Виталий Боровой, хозяйственными делами ведал эконом иеродиакон Пимен (Хмелевский), впоследствии архиепископ Саратовский и Волгоградский (+1993). В 1953 году архимандрит Митрофан был рукоположен в епископа Бобруйского, викария митрополита Минского. Следующим наместником монастыря был назначен архимандрит Леонтий (Бондарь), одновременно исполнявший обязанности инспектора семинарии. Ректором же был магистр богословия протоиерей Иоанн Сокаль.

Архимандрит Антоний (Мельников), впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, был назначен в 1956 году наместником монастыря и ректором семинарии и пробыл на этом посту до закрытия Минской Духовной Семинарии в 1963 году.

…И вот снова, как и древле, храня незыблемые традиции русского Православия, в 1989 г. возродила свою деятельность Минская Духовная Семинария. Возрождение ее в Белорусском крае войдет в историю нашей Церкви, и на скрижалях сердец воспитанников и всех труждающихся в стенах духовной школы навсегда будет начертано имя Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, много потрудившегося в деле возобновления семинарии.

Наша духовная школа находится в земном уделе Божией Матери. Я хочу напомнить слова митрополита Иосифа (Семашко) сказанные им в 1845 году и молитвенно обращенные к Божией Матери:

«О Пресвятая Дево Богородице, сохранившая нам драгоценный залог Своей благости в священной Твоей Иконе, уже столько веков присущей сей обители! Буди навсегда присуща обновленному ныне здесь под Твоим покровом духовному вертограду! Соблюди его цела, невредима, от всякого навета злаго свободна. Призирай, яко Матерь, юношей сих! Озаряй их разум светом истины, храни сердца их в неизменной чистоте и соделай их добрыми пастырями и непоколебимыми столпами Православной Церкви в здешнем крае. Аминь».

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

ИНТЕРВЬЮ: "Как бороться с депрессией — опасной реальностью нашего времени"

180

От расстройства психики страдают миллионы людей. Что это — психическое заболевание или духовная проблема? Об этом наша беседа с ректором МинДС, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

Народный артист и вера: Беларусь простилась с Александром Тихановичем

В день прощания с народным артистом Беларуси Александром Тихановичем священнослужители рассказали о глубокой вере в жизни любимого публикой исполнителя.