Дмитрий Гаврилович Булгаковский

Имя писателя Дмитрия Гавриловича Булгаковского, выпускника Минской Духовной Семинарии, по сути, является для нас открытием. До сегодняшнего дня о нем мало что известно в литературе, и жизнь его только становится объектом исследования. Многие публикуемые в настоящем очерке, хотя и краткие сведения о его жизни являются уникальными и доныне не известными.

Димитрий Булгаковский родился 12 сентября 1843 г. в городе Елец Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви, Гавриила и Екатерины Булгаковских. Свое духовное образование он начал в Орловской Духовной Семинарии, однако, лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, вынужден был оставить учебу. С этого времени начинаются его жизненные скитания. В 1864 г., в поисках средств к жизни, Димитрий прибыл по вызову Главного Начальника Северо-Западного края графа М. Н. Муравьева в Минскую губернию на должность наставника Зачистского народного училища. Это было время как раз после подавления в Западных губерниях польского восстания (1863-64 гг.). В целях укрепления православно-русского элемента в крае М. Н. Муравьев предпринял ряд мер, одной из которых было приглашение выпускников духовных семинарий из центральной России на преподавательские должности в Западные губернии. Вот именно по такому приглашению и прибыл в Белоруссию Димитрий Булгаковский.

Но Димитрий все же желал завершить духовное образование. После года преподавательской деятельности он, благодаря личному участию Минского архиепископа Михаила (Голубовича), продолжил учебу в Минской Духовной Семинарии, куда был принят на полное казенное содержание. Во время учебы в Семинарии Димитрий поступил в число иподиаконов Преосвященного Михаила, выполняя в течение двух лет обязанности «книгодержца». В 1869 г. Булгаковский благополучно окончил полный семинарский курс с почетным званием студента.

26 октября 1869 г. Димитрий обвенчался с выпускницей Минского училища девиц духовного звания — Ольгой, дочерью священника Василия Терравского (†1886). Венчание проходило на приходе отца невесты, в Георгиевской церкви местечка Романово Слуцкого уезда.

23 ноября 1869 г. Димитрий Булгаковский был рукоположен Преосвященным Александром (Добрыниным), епископом Минским и Бобруйским в домовой Архиерейской церкви во диакона, а 30 ноября в той же церкви в сан священника. Первым местом служения священника Димитрия стала Успенская церковь села Морочь Мозырского уезда, однако меньше чем через год он был переведен в Пинск.

В начале 70-х годов Булгаковский служил при Пинском Феодоровском соборе, состоя одновременно учителем подготовительного класса, а также преподавателем русского и церковнославянского языков в других классах Пинского духовного училища. За усердную службу по учительской должности ему была объявлена епархиальным начальством благодарность, а за усердие в пастырском служении он был награжден набедренником и благословением с грамотой от Святейшего Синода.

15 февраля 1874 г. отец Димитрий был переведен настоятелем в Купятичскую церковь Пинского уезда. В это время он уже начал публиковаться в периодических изданиях, в частности, появляются его статьи на злободневные темы в Петербургских газетах «Современность» и «Новости» за подписью «Д. Б-ковский».

Служа на Пинщине, Булгаковский посвящал свой досуг посильному собиранию памятников местного народного творчества. Именно во время этих занятий он серьезно увлекся изучением истории, народной культуры и быта белорусов. Результатом его исследований стал этнографический сборник «Пинчуки», изданный через много лет (в 1890 г.) в Петербурге, включавший в себя более 200 жанровых народных песен, примет, обычаев, поверий.

В конце 1875 г. отец Димитрий был переведен вторым священником в Воскресенский собор города Борисова и назначен законоучителем уездного училища. Перевод на новое место, видимо, был связан с конфликтом, который возник у него со смотрителем Пинского духовного училища Виктором Феодосиевичем Тарановичем. В сентябре того же года отец Димитрий перевелся в Литовскую епархию, однако вскоре вернулся на прежнее место в Борисовский собор. 3 августа 1876 г. он был перемещен на место законоучителя Свислочской учительской гимназии в Гродненскую губернию.

21 июня 1878 г. отец Димитрий вновь перевелся в Литовскую епархию, в которой прослужил 10 лет, исполняя кроме священнического служения обязанности законоучителя в различных учебных заведениях. Любопытно, что в своей педагогической практике он обращался непосредственно к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, что было известным новшеством в педагогике. Не оставлял Булгаковский и литературных трудов. За свою законоучительскую деятельность по представлению попечителя Виленского учебного округа он был награжден денежной премией, а за литературные труды по этнографии удостоен Императорским географическим обществом золотой медали.

В октябре 1888 г. отец Димитрий был переведен священником в военное ведомство и назначен «без жалования»: сначала к церкви 37-й артиллерийской бригады, а затем к церкви Чесменской военной богадельни в Петербурге, где, впрочем, прослужил всего 10 дней. 22 марта 1889 г. он был перемещен на священническую вакансию в 42-й драгунский Митавский «Его Королевского Высочества Принца Прусского Альберта» полк и назначен законоучителем полковой учебной команды. Через год, 5 апреля 1890 г., отец Димитрий по болезни вышел за штат с отчислением в Литовскую епархию. Известно, что к этому времени он уже овдовел.

Более десяти лет пробыл отец Димитрий заштатным священником. Где жил он, неизвестно, но по некоторым косвенным свидетельствам можно предполагать, что он часто бывал в Петербурге, а может быть, по-долгу жил там. В эти годы он все свои силы отдавал литературной деятельности. В этот период им были изданы книги: «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге: Историческое исследование» (СПб., 1891); «За веру, Царя и отечество»; «Царица добродетелей»; «Знамение Божией Матери»; «Храм Божий и его священная важность для христиан»; «Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания»; «Русский солдат на войне»; «Полезные советы нижним чинам, увольняемым в запас армии»; «Из области таинственного: рассказы о необыкновенных случаях» (1895); «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса» (СПб., 1896); «Нижегородские легенды» (2 изд., 1896); «Явление умерших из загробного мира. От глубокой древности до наших дней» (СПб., 1900); «Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством» (СПб., 1900); «Что такое пьянство и как избавиться от него» (СПб., 1899 — 1901); «Вино пить, беде быть» (СПб., 1902); «Вино в пословицах» (СПб., 1902); «Как отстать от вина?».

В 1902 г. отец Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Свой поступок он объяснял тем, что «оставаясь в продолжении последних двенадцати лет без места и священнослужения, он почувствовал внутренний разлад, нарушивший душевный покой и повлекший за собой решение отказаться от священства». Решение это было, видимо, итогом многолетней внутренней борьбы. Возможно, жажда более серьезной литературно-исследовательской деятельности и желание насовсем поселиться в Петербурге, где сосредоточены архивы и библиотеки — с одной стороны, а с другой — скудное материальное существование и невозможность для человека, облеченного в священный сан, поступить на светскую службу для поддержания себя материально заставили отца Димитрия решиться на этот трудный и болезненный шаг. В каком-то смысле отец Димитрий стал жертвой несовершенства российских законов, регламентирующих жизнь духовенства.

Осенью 1902 г. Святейший Синод удовлетворил его прошение. Вместе с тем ему было разрешено, минуя десятилетний срок, запрещающий лицам лишенным духовного сана вступать в гражданскую службу, вступить в таковую. Булгаковский уже официально смог переехать в Петербург, где вскоре получил «штатное место» в Министерстве финансов.

Продолжая свою литературную деятельность, Димитрий Гаврилович в это время опубликовал роман «Близнецы» (СПб., 1903), рассказывающий о московской жизни 70-х годов. В 1904 г. вышла его книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище». Это была в то время одна из лучших книг, посвященных блаженной Ксении Петербургской, имевшая большую популярность среди читателей и выдержавшая несколько изданий. Надо заметить, что многие книжки Булгаковского, особенно народные брошюры религиозно-нравственного содержания (брошюры по борьбе с алкоголизмом), выдержали много изданий.

В 1909 г. Булгаковский издал повесть «В стороне от жизни», в которой на основе личных переживаний описал драму священника, снимающего с себя сан.

Как уже было видно, одним из наиболее важных вопросов, которому Булгаковский уделял огромное внимание в своей литературно-просветительской деятельности, был вопрос о народной трезвости. Видимо, пастырский дух попечения о ближних продолжал в нем по-прежнему дышать. В 1910 г. Димитрий Гаврилович издал «Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования». Кроме того, ему принадлежит издание направленного против пьянства иллюстрированного альбома «Эхо». С 1912 г. Булгаковский выступил как редактор-издатель выходившего несколько лет журнала «Всероссийский вестник трезвости».

В 1912 г. вся Россия отмечала 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. Не остался безучастным к этому событию и Димитрий Булгаковский. К отмечаемому юбилею он издал «Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны» и «Наши ополченцы и партизаны в Отечественной войне».

К сожалению, нам неизвестна дальнейшая судьба Димитрия Гавриловича, неизвестно когда он умер, хотя предполагаем, что после 1918 г. Некоторые книги Димитрия Булгаковского переиздаются и в наши дни, что говорит об их актуальности и читательском к ним интересе.

 Гордей Эдуардович Щеглов, 
магистр церковной истории

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

Вышел четвертый номер церковно-исторического альманаха "ΧΡΟΝΟΣ"

2

Издание ориентировано на публикацию научных исследований и документальных источников по истории христианства и Православной Церкви.

На 82-м году жизни отошёл ко Господу архимандрит Феодосий (Повный)

2

Служение отца Феодосия проходилось во время притеснений на Церковь, пастыри были вынуждены терпеть скорби, чтобы сохранить свою паству, храмы и традицию духовной жизни.