Дмитрий Гаврилович Булгаковский

Имя писателя Дмитрия Гавриловича Булгаковского, выпускника Минской Духовной Семинарии, по сути, является для нас открытием. До сегодняшнего дня о нем мало что известно в литературе, и жизнь его только становится объектом исследования. Многие публикуемые в настоящем очерке, хотя и краткие сведения о его жизни являются уникальными и доныне не известными.

Димитрий Булгаковский родился 12 сентября 1843 г. в городе Елец Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви, Гавриила и Екатерины Булгаковских. Свое духовное образование он начал в Орловской Духовной Семинарии, однако, лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, вынужден был оставить учебу. С этого времени начинаются его жизненные скитания. В 1864 г., в поисках средств к жизни, Димитрий прибыл по вызову Главного Начальника Северо-Западного края графа М. Н. Муравьева в Минскую губернию на должность наставника Зачистского народного училища. Это было время как раз после подавления в Западных губерниях польского восстания (1863-64 гг.). В целях укрепления православно-русского элемента в крае М. Н. Муравьев предпринял ряд мер, одной из которых было приглашение выпускников духовных семинарий из центральной России на преподавательские должности в Западные губернии. Вот именно по такому приглашению и прибыл в Белоруссию Димитрий Булгаковский.

Но Димитрий все же желал завершить духовное образование. После года преподавательской деятельности он, благодаря личному участию Минского архиепископа Михаила (Голубовича), продолжил учебу в Минской Духовной Семинарии, куда был принят на полное казенное содержание. Во время учебы в Семинарии Димитрий поступил в число иподиаконов Преосвященного Михаила, выполняя в течение двух лет обязанности «книгодержца». В 1869 г. Булгаковский благополучно окончил полный семинарский курс с почетным званием студента.

26 октября 1869 г. Димитрий обвенчался с выпускницей Минского училища девиц духовного звания — Ольгой, дочерью священника Василия Терравского (†1886). Венчание проходило на приходе отца невесты, в Георгиевской церкви местечка Романово Слуцкого уезда.

23 ноября 1869 г. Димитрий Булгаковский был рукоположен Преосвященным Александром (Добрыниным), епископом Минским и Бобруйским в домовой Архиерейской церкви во диакона, а 30 ноября в той же церкви в сан священника. Первым местом служения священника Димитрия стала Успенская церковь села Морочь Мозырского уезда, однако меньше чем через год он был переведен в Пинск.

В начале 70-х годов Булгаковский служил при Пинском Феодоровском соборе, состоя одновременно учителем подготовительного класса, а также преподавателем русского и церковнославянского языков в других классах Пинского духовного училища. За усердную службу по учительской должности ему была объявлена епархиальным начальством благодарность, а за усердие в пастырском служении он был награжден набедренником и благословением с грамотой от Святейшего Синода.

15 февраля 1874 г. отец Димитрий был переведен настоятелем в Купятичскую церковь Пинского уезда. В это время он уже начал публиковаться в периодических изданиях, в частности, появляются его статьи на злободневные темы в Петербургских газетах «Современность» и «Новости» за подписью «Д. Б-ковский».

Служа на Пинщине, Булгаковский посвящал свой досуг посильному собиранию памятников местного народного творчества. Именно во время этих занятий он серьезно увлекся изучением истории, народной культуры и быта белорусов. Результатом его исследований стал этнографический сборник «Пинчуки», изданный через много лет (в 1890 г.) в Петербурге, включавший в себя более 200 жанровых народных песен, примет, обычаев, поверий.

В конце 1875 г. отец Димитрий был переведен вторым священником в Воскресенский собор города Борисова и назначен законоучителем уездного училища. Перевод на новое место, видимо, был связан с конфликтом, который возник у него со смотрителем Пинского духовного училища Виктором Феодосиевичем Тарановичем. В сентябре того же года отец Димитрий перевелся в Литовскую епархию, однако вскоре вернулся на прежнее место в Борисовский собор. 3 августа 1876 г. он был перемещен на место законоучителя Свислочской учительской гимназии в Гродненскую губернию.

21 июня 1878 г. отец Димитрий вновь перевелся в Литовскую епархию, в которой прослужил 10 лет, исполняя кроме священнического служения обязанности законоучителя в различных учебных заведениях. Любопытно, что в своей педагогической практике он обращался непосредственно к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, что было известным новшеством в педагогике. Не оставлял Булгаковский и литературных трудов. За свою законоучительскую деятельность по представлению попечителя Виленского учебного округа он был награжден денежной премией, а за литературные труды по этнографии удостоен Императорским географическим обществом золотой медали.

В октябре 1888 г. отец Димитрий был переведен священником в военное ведомство и назначен «без жалования»: сначала к церкви 37-й артиллерийской бригады, а затем к церкви Чесменской военной богадельни в Петербурге, где, впрочем, прослужил всего 10 дней. 22 марта 1889 г. он был перемещен на священническую вакансию в 42-й драгунский Митавский «Его Королевского Высочества Принца Прусского Альберта» полк и назначен законоучителем полковой учебной команды. Через год, 5 апреля 1890 г., отец Димитрий по болезни вышел за штат с отчислением в Литовскую епархию. Известно, что к этому времени он уже овдовел.

Более десяти лет пробыл отец Димитрий заштатным священником. Где жил он, неизвестно, но по некоторым косвенным свидетельствам можно предполагать, что он часто бывал в Петербурге, а может быть, по-долгу жил там. В эти годы он все свои силы отдавал литературной деятельности. В этот период им были изданы книги: «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге: Историческое исследование» (СПб., 1891); «За веру, Царя и отечество»; «Царица добродетелей»; «Знамение Божией Матери»; «Храм Божий и его священная важность для христиан»; «Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания»; «Русский солдат на войне»; «Полезные советы нижним чинам, увольняемым в запас армии»; «Из области таинственного: рассказы о необыкновенных случаях» (1895); «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса» (СПб., 1896); «Нижегородские легенды» (2 изд., 1896); «Явление умерших из загробного мира. От глубокой древности до наших дней» (СПб., 1900); «Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством» (СПб., 1900); «Что такое пьянство и как избавиться от него» (СПб., 1899 — 1901); «Вино пить, беде быть» (СПб., 1902); «Вино в пословицах» (СПб., 1902); «Как отстать от вина?».

В 1902 г. отец Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Свой поступок он объяснял тем, что «оставаясь в продолжении последних двенадцати лет без места и священнослужения, он почувствовал внутренний разлад, нарушивший душевный покой и повлекший за собой решение отказаться от священства». Решение это было, видимо, итогом многолетней внутренней борьбы. Возможно, жажда более серьезной литературно-исследовательской деятельности и желание насовсем поселиться в Петербурге, где сосредоточены архивы и библиотеки — с одной стороны, а с другой — скудное материальное существование и невозможность для человека, облеченного в священный сан, поступить на светскую службу для поддержания себя материально заставили отца Димитрия решиться на этот трудный и болезненный шаг. В каком-то смысле отец Димитрий стал жертвой несовершенства российских законов, регламентирующих жизнь духовенства.

Осенью 1902 г. Святейший Синод удовлетворил его прошение. Вместе с тем ему было разрешено, минуя десятилетний срок, запрещающий лицам лишенным духовного сана вступать в гражданскую службу, вступить в таковую. Булгаковский уже официально смог переехать в Петербург, где вскоре получил «штатное место» в Министерстве финансов.

Продолжая свою литературную деятельность, Димитрий Гаврилович в это время опубликовал роман «Близнецы» (СПб., 1903), рассказывающий о московской жизни 70-х годов. В 1904 г. вышла его книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище». Это была в то время одна из лучших книг, посвященных блаженной Ксении Петербургской, имевшая большую популярность среди читателей и выдержавшая несколько изданий. Надо заметить, что многие книжки Булгаковского, особенно народные брошюры религиозно-нравственного содержания (брошюры по борьбе с алкоголизмом), выдержали много изданий.

В 1909 г. Булгаковский издал повесть «В стороне от жизни», в которой на основе личных переживаний описал драму священника, снимающего с себя сан.

Как уже было видно, одним из наиболее важных вопросов, которому Булгаковский уделял огромное внимание в своей литературно-просветительской деятельности, был вопрос о народной трезвости. Видимо, пастырский дух попечения о ближних продолжал в нем по-прежнему дышать. В 1910 г. Димитрий Гаврилович издал «Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования». Кроме того, ему принадлежит издание направленного против пьянства иллюстрированного альбома «Эхо». С 1912 г. Булгаковский выступил как редактор-издатель выходившего несколько лет журнала «Всероссийский вестник трезвости».

В 1912 г. вся Россия отмечала 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. Не остался безучастным к этому событию и Димитрий Булгаковский. К отмечаемому юбилею он издал «Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны» и «Наши ополченцы и партизаны в Отечественной войне».

К сожалению, нам неизвестна дальнейшая судьба Димитрия Гавриловича, неизвестно когда он умер, хотя предполагаем, что после 1918 г. Некоторые книги Димитрия Булгаковского переиздаются и в наши дни, что говорит об их актуальности и читательском к ним интересе.

 Гордей Эдуардович Щеглов, 
магистр церковной истории

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.