О хорошем и плохом

О хорошем и плохом,
Перспективном и глухом
И куда нам дальше течь
Молодежь держала речь.

1 (1)В ходе работы семинара студентов Высших Учебных Заведений Беларуси, посвященного 180-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского наша редакция просила его участников ответить на некоторые актуальные вопросы. В числе респондентов были не только студенты, но также аспиранты и доценты. Мы предлагаем вашему вниманию ряд ответов, показавшихся нам наиболее интересными. При этом мы старались сохранить реальную пестроту взглядов и атмосферу искреннего и дружеского обмена мнениями, сопровождавшую наше общение.

—Какие тенденции в современной Православной Церкви Вы считаете положительными, а какие—отрицательными?

1. На сегодняшний момент Церкви необходимо иметь свое светское лицо. Нравоучительный, дидактический тон не актуален. Церковь мало занимается адаптацией святоотеческого наследия к восприятию современного человека.

2. Тенденции к диалогу Церкви и общества—положительное явление. Данный семинар уникален тем, что Православная Церковь обратилась к студентам ВУЗов не с целью пропаганды своего учения, а чтобы выслушать их мысли, чувства. Хотелось бы, чтобы такие встречи проходили регулярно, чтобы обсуждаемые темы касались проблем современного общества и Православной Церкви.

3. Положительным считаю стремление Церкви привлечь к себе внимание как к открытому институту общества (в отличие от недавней закрытости, таинственности). Отрицательным считаю слабую реакцию на распространение сект. Их деятельность должна вызывать активное противодействие Православной Церкви. Причем не только в проповедях. Ведь те, кто их слышит, приходят в храм, а, значит, вряд ли уйдут в секту. Пишите в газеты, журналы, выступайте на телевидении, издавайте листки и распространяйте их в массах. Но пишите только правду. И пусть об их вредоносном влиянии знают все.

4. Положительно то, что все больше людей воцерковляются, что контакты Русской Православной Церкви с другими Православными Церквями (Грузия, Греция и т.д.) проходят на высоком культурном уровне; издается много богословской литературы.

5. В священники рукополагают необразованных людей. Общины замыкаются внутри себя и не стремятся к «со-работе» с другими общинами и обществом в целом. Но, если мы будем работать по отдельности, то нас легко можно будет сломить.

6. Положительная тенденция заключается в том, что Православная Церковь стремится стать духовным стержнем общества. И то, что это осуществляется путем адаптации духовного знания к уровню образования и культуры граждан нашей Республики—очень правильный шаг.

7. Отрицательны, на мой взгляд, идеализация священников (культ духовного отца); пассивность верующих в делах Церкви; невежество большого процента верующих.

8. На современные вопросы Православная Церковь старается отвечать на современном языке. К сожалению, отсутствует социально-практическая работа. Огорчает фундаментализм некоторой части Церкви и то, что издается множество «духовных» брошюр с подозрительным содержанием, в то время как хотелось бы читать серьезную богословскую литературу, труды Святых Отцов.

9. Положительное: наличие духовной семинарии, которая воспитывает священнослужителей с высшим образованием. Они смогут нести веру в народ.

Отрицательное: Церковь еще далека от основной массы населения, особенно от молодежи. Виной, наверное, ее излишняя консервативность.

1 (1)—Какое, на Ваш взгляд, место в общественной жизни Беларуси занимает Православная Церковь, и каким, по-вашему, оно должно быть?

1. Молодежи не хватает информации и знаний, чтобы прийти в Церковь. В нормальном обществе Церковь должна окружать, опекать человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек должен иметь своего духовника, чтобы не раствориться в сложности и безумии современной жизни.

2. Православная Церковь должна главенствовать в государстве, мудро управлять им. Люди сейчас как никогда нуждаются в Боге, а, следовательно, и в Церкви как посреднике между «землей» и «небом».

3. К сожалению, сегодня Православная Церковь отделяет себя от общества, противопоставляет себя ему. Понятие «массовая культура», «массовая информация» рассматриваются Церковью как влияние Запада, то есть как нечто ругательное. И получается, что Церковь существует только для избранных, уже верующих, а не для массового человека. Но сегодня только Православная Церковь является оплотом нравственности и культуры нашего общества. Церкви нужно так поставить себя, чтобы она стала неотделимой частью каждого человека. А для этого не нужно отвергать современные технологии распространения информации.

4. По данным социологических опросов, проведенных в г. Гродно, на вопрос: «Куда, к кому Вы идете в тяжелых жизненных ситуациях?», «к священнику, в Церковь» ответило 2 человека из 400 опрошенных. Ситуация расценивается мной как крайне печальная.

5. Православные часто похожи на партизан: ничем не выражают себя во внешнем мире. Но они, тем не менее, являются неким облагораживающим стержнем всего белорусского общества.

И еще. Я считаю, что Церкви не нужно вмешиваться в политику государства, так как Церковь имеет свою особенную извечную «политику», проводимую в духовном мире.

6. Исторически мы—православные. Пусть же оно будет тем «заповедным местом», где мы всегда можем найти духовное успокоение.

7. В последнее время, слава Богу, место Православной Церкви в общественной жизни Беларуси заметно возвысилось, стало авторитетнее.

8. Церковь, к сожалению, в обществе стала данью моде. Модно носить крестик, ходить на службу и всем рассказывать об этом. Но главное: Церковь—это храм Божий. Бог должен быть в душе, и идти в Церковь надо по зову души, а иначе это бесполезно.

Что касается конкретно Православной Церкви, то она слишком монументальна, поэтому отделяется от людей. Как должно быть? Церковь—не армия. У человека должен быть выбор: верить—не верить, идти в Церковь или нет. Только тогда можно надеяться на искренность прихожан.

—Насколько успешно Православная Церковь выполняет сегодня свои функции в работе с молодежью?

1. Процентов на тридцать. Вы неплохо работаете со студентами ВУЗов, но большая часть молодежи вообще не соприкасается с Церковью. Надо «опуститься» до их уровня, чтобы «поднять» их на свой.

2. В идеале Православная Церковь должна ставить вопрос о преподавании Закона Божьего в школах, средних и высших учебных заведениях. Я понимаю, что по Конституции Церковь отделена от государства, но если правительство Республики заботится о будущем своей нации, ему придется подумать о том, чтобы дать возможность Православной Церкви более основательно работать с молодежью.

3. Мне кажется, что воспитание надо начинать с детского возраста, когда формируется духовный мир будущего человека.

4. В широком смысле, о такой деятельности я не слышал. По крайней мере, в наших университетских кругах.

5. В отдельных приходах созданы молодежные братства. Организуются паломничества.

6. Необходимо привлекать активных людей, предоставить им возможность зарубежных стажировок для обретения опыта организации работы с молодежью.

—Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Православной Церкви в будущем?

1. Общество и Церковь должны идти не параллельно, а вместе. Главный вопрос в том, в какую сторону склонятся души людей, ищущих веры: к маскульту Запада, или к внутреннему человеку, к богатым истокам Православия.

2. В лоно Церкви возвращается все больше людей. Но главное—это дети. Именно в них будущее Православной Церкви. Думаю, Православная Церковь будет играть более значительную роль в политической и культурной жизни страны. Не призывая к церковной цензуре, я считаю, что необходимо нравственно-этическое влияние Церкви на искусство.

3. Царствие Небесное.

4. По нашим наблюдениям именно дети ведут своих родителей в Церковь к Богу. И это прекрасно.

5. «По вере Вашей да будет Вам». Я убеждена, что вера прихожан поддержит Единую Православную Церковь.

6. Нельзя, чтобы православные замыкалась только в своей конфессии. Иначе наша Церковь загонит себя в культурное гетто. И тогда, либо весь народ окажется там же, либо Церковь перестанет влиять на общество.

7. Если все ваши выпускники будут такими же замечательными, понимающими, образованными людьми как отец Александр Болонников, а семинаристы—такими, как те, с которыми нам выпала честь пообщаться, то будущее у вас вырисовывается светлое. И у нас тоже.

Таковы взгляды современной молодежи на сегодняшнюю Церковь. Выражая благодарность участникам семинара за ответы, мы делаем на их основании некоторые выводы для себя.

Церковь должна заботиться не только о том, чтобы ее услышали, но и о том, чтобы услышать мир. В лице наших новых друзей общество свидетельствует о готовности воспринять Православие как собственный «духовный стержень». Для этого Православная Церковь должна развивать наметившиеся уже тенденции к открытости. В частности, нужно проводить семинары по проблемам, общим для Церкви и современного общества. Нужно серьезней работать над репрезентацией Церкви в СМИ, в интернете; адаптировать духовное наследие православия к восприятию современного человека.

Важной задачей сегодняшней Церкви является повышение уровня образованности как простых верующих, так и священства. Возможно, это приведет к более эффективной профилактической работе с сектами.

В качестве итога мы можем констатировать, что современное общество нуждается в сильной и открытой Церкви.

 Материал подготовил Мовсесян Армен,
студент I курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии продолжается дополнительный набор абитуриентов

В Минской духовной семинарии продолжается дополнительный набор на богословско - пастырское и богословско - педагогическое отделения заочной формы обучения, а также на регентское и иконописное отделения дневной формы обучения.

В музей Минской духовной семинарии передана ценная коллекция экспонатов

Новые экспонаты будут представлены в залах, посвященных истории Жировичского монастыря, истории духовного образования и просвещения на белорусских землях, православной литургической традиции.