Любовь и целомудрие: вместе или порознь?

1 (1)Адам, обладающий бессмертным телом, живущий в раю, господствующий над всеми животными, не находит полноты жизни один. И Господь, видя это, решает: «сотворим ему помощника, соответственного ему».

Почти каждая девушка и каждый юноша мечтают о любви. Даже самая удачная карьера не дает счастья, если жизнь не озарена светом любви. Так что же это за чувство любовь? Что говорит о нем христианство?

Говоря о любви, нередко подразумевают весьма различные, а иногда и прямо противоположные душевные состояния: «люблю ходить в кино», «люблю мороженое» и т.д. Словом «любовь» называют обычно то, что доставляет удовлетворение, удовольствия. Здесь на первое место выступает мое «Я», а предмет любви оказывается лишь средством удовлетворения моей потребности. Он, (она) всего лишь условие, средство, обеспечивающее мне удовольствие. Если он наскучил—его легко заменить другим—для разнообразия или большего удовольствия.

Любовь в христианском понимании—это чувство, отличающееся от эгоистического «влечения», «предпочтения», «интереса». Понятно, что интимные отношения связаны с сексуальным влечением. Но речь в данном случае идет не об их отсутствии в любви, а о том, что доминирует: обращенность к другому, или собственное удовольствие. Именно это различие имеется в виду при сопоставлении понятий «любовь» и «сексуальное влечение».

Преобладание в отношениях полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все душевные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Естественная иерархия личности оказывается перевернутой. Высшие психические и духовные потребности «вытесняются» низшими влечениями. Сами по себе правомерные, низшие влечения в таком перевернутом виде становятся извращенными и паразитирующими. Это путь распада личности.

Чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению. Таков психологический закон «насыщаемости». Любовь не насыщаема. Любимый человек не надоедает, он раскрывается все больше и больше. В русской агиографической литературе есть сказание о Петре и Февронии. В нем ничего не говорится о «пылкой страсти» князя Петра и мудрой девы Февронии. Тем не менее, они остались верны друг другу, несмотря на все усилия злых людей разлучить их. Такая любовь самодостаточна. Но если человек только берет, рано или поздно он обанкротится. В разнообразии удовольствий человек может потерять единство своего внутреннего «Я».

Христианская аскетика говорит в данном случае об утрате целомудрия. Понятие это, к сожалению, почти забыто и обесценено. Если вникнуть в его смысл, «реставрировать» его, то, согласно этимологии, «целомудрие» означает, во-первых, целостность, во-вторых, мудрость, то есть полнота мудрости. Человек, лишенный целомудрия теряет свою целостность. Христианское целомудрие не надо путать с общественными правилами приличия и благопристойности. Ошибочно отождествлять это слово с безбрачием. Целомудрие характеризует не столько физиологическое, сколько нравственное состояние.

Целомудрие—одна из самых непопулярных христианских добродетелей. Здесь нет исключений. Христианское правило гласит: «Либо женись и храни абсолютную верность супругу (супруге), либо соблюдай полное воздержание». Это настолько трудно и настолько противоречит нашим инстинктам, что сам собой напрашивается вывод: либо не право христианство, либо с нашими половыми инстинктами в их теперешнем виде не все в порядке.

В общественном сознании укоренен стереотип, что, с точки зрения христианства, тело, половые отношения, физические удовольствия дурны сами по себе. Эта точка зрения совершенно не верна. Христианство—едва ли не единственная из всех религий, которая считает, что материя—это благо, что Сам Бог облекся однажды в человеческое тело, что наше тело будет разделять вечное блаженство вместе с душой. Христианство возвеличило брак больше, чем любая другая религия. Если кто-нибудь говорит, что половые отношения—зло, христианство тут же возражает. Но когда люди одобряют и поддерживают современную аранжировку этих отношений, то надо признать, что сегодняшнее положение далеко не лучшее. Нет ничего плохого в еде: но было бы очень нехорошо для человечества, если бы половина земного шара сделала пищу главным интересом своей жизни и проводила время, глядя на ее изображения, облизываясь и пуская слюну.

Мы выросли под гром проповедей, призывающих к невоздержанию. Определенно, есть люди, которые ради прибыли или популярности хотят, чтобы наши половые инстинкты были постоянно возбуждены. Это одна из причин того, почему активно укореняется в сознание человека мысль о том, что все наши желания естественны, разумны, полезны. Сопротивление им есть своего рода ненормальность. Афиша за афишей, фильм за фильмом, роман за романом связывают склонность к половым излишествам с физическим здоровьем, естественностью, молодостью, открытым и веселым нравом.

Даже если оставить христианство в стороне, с точки зрения элементарной логики это лишено смысла. Ведь уступка всем желаниям ведет к болезням, ревности, лжи и всему тому, что никак не согласуется со здоровьем, веселым нравом и открытостью. Каждому здравомыслящему и цивилизованному человеку должны быть присущи какие-то принципы, руководствуясь которыми он одни свои желания осуществляет, другие отвергает.

Многих отпугивает сама мысль о том, чтобы всерьез принять христианское целомудрие. Они считают, что это невозможно. Но, испытывая что бы то ни было, нельзя думать о том, возможно ли это. Над экзаменационной задачей человек не раздумывает, возможна ли она, но старается сделать все, на что способен. Даже самый несовершенный ответ как-то оценят. Нет ответа—нет оценки. Не только на экзамене, но и на катке, в горах, когда мы учимся плавать или ездить на велосипеде, даже когда застегиваем тугой воротник замерзшими пальцами, мы часто совершаем то, что казалось невозможным.

 Юрий Рой,
студент II курса МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.