Православная Церковь в Словакии

1 (1)Мы, православные верующие Словакии, находимся в центре Европы. С православными балканскими народами нас связывает православная вера, церковная и святоотеческая традиция, принесенная нам святыми Кириллом и Мефодием. С их приходом связано возникновение первой в Словакии богословской школы. В 864 г. немецкий король Людовик с благословения папы Николая I организовал военный поход на Великую Моравию. В результате чего в 885 г. из Моравии были изгнаны ученики святых Кирилла и Мефодия, которые поселились на славянском юге, что стало основой для культурного развития южных и восточных славянских народов.

В Австро-Венгерский период Православная Церковь, называвшаяся в официальных документах «Греческой необъединенной», была лишь терпима. Пытаясь ликвидировать Православие на территории восточной Словакии и Закарпатья, графиня Анна Пругетова в 1646 г. созвала в Ужгороде собор. Этот собор составили лишь 63 из 1300 священнослужителей закарпатских епархий.

В конце XIX и начале XX веков начинается, прежде всего на территориях Восточной Словакии и Закарпатья, религиозное (православное) и национальное возрождение, что привело к ряду репрессий на православных со стороны государства.

После провозглашения Чехословакией самостоятельности православное движение в Словакии усилилось. В 1923г. архимандрит Виталий (Максименко) вместе с несколькими монахами основали в д. Ладомировой монастырь.

Во время Второй мировой войны Православную Церковь Чехии и Словакии постигли тяжелые испытания. В декабре 1942 г. в Междулаборцах состоялось собрание римокатолического духовенства, которое послало государственным органам меморандум с требованием поставить Православную Церковь Словакии вне закона.

После войны у народов, проживавших на территории Чехословакии, возникает большой интерес к Православной Церкви. Это связано, в том числе, с тем, что во время войны она была преследуема немецкими оккупантами и активно включалась в антифашистскую борьбу. 7 декабря 1949 г. в г. Прешове состоялось Епархиальное собрание духовенства, которое приняло Кодекс Православной Церкви в Чехословакии.

Еще до 1950 г. инициативная группа грекокатолических священников и верующих перешла из унии в Православную Церковь. И в итоге, 28 апреля 1950 г. в Прешове был созван собор грекокатолического духовенства и верующих, отменивший унию с Римом 1646 года.

Православная Церковь, постоянно принимая в свое число новых прихожан, остро нуждалась в увеличении штата священнослужителей. 17 октября 1950 г. бывший Пражский богословский факультет начал свою деятельность в Прешове в здании бывшей грекокатолической семинарии. В первый же год своей деятельности он принял 140 студентов.

После известных чехословацких событий 1968 г. правительственным декретом 70/68 была возобновлена деятельность грекокатолической Церкви, и государство взяло на себя задачу заново решить вопрос об отношениях Православной Церквии и грекокатоликов . А так как четких ориентиров для этого правительство не имело, то их усилия приводили к хаосу на местах. В результате Православная Церковь потеряла возможность вести богослужения в более чем половине своих церковных общин.

Имущественные вопросы с новой остротой встали после падения социалистического режима. В соответствии с приказом 211/90 от 29 мая 1990 г. имущество, перешедшее Православной Церкви в 1950 г., должно быть возвращено грекокатоликам. Но это было непросто по причине различных обстоятельств, возникших после 1950 г. Решение было найдено в том, что за каждый отданный грекокатоликам храм, государство возмещало православным 1.200.000 крон.

После разделения Чехословакии на два государства, Православная Церковь осталась единой, но с двумя центрами: митрополичий совет в Праге и митрополичий совет в Прешове. Православная Церковь в Словакии насчитывает около 100.000 верующих, а в Чехии около 30.000 верующих.

После падения коммунизма Православные факультеты были включены в структуру университетов. Кроме будущих священников они стали готовить преподавателей религиоведения и этики, которые имеют возможность работать в школах и в сфере социально-благотворительных услуг. Обучение религиозным дисциплинам гарантируется законом.

Церковь ведет воспитательную деятельность в школе, армии и тюрьмах. Таким образом, Православная Церковь актвно включается в процесс духовного возрождения нашего общества. Мы стараемся создать учебники для всех классов, организовать духовные встречи. Активно работает организация православной молодежи—Синдесмос, которая создает лагеря для детей.

Бог помнит о нас и в тяжелых ситуациях приходит к нам на помощь. Мы верим в Его помощь, потому что Православной Церкви есть что предложить современному человеку, есть чем обогатить его, т.к. православное богословие, усиленное духовностью, может изменить человека к лучшему.

 Ян Зозуляк, доктор богословия,

профессор, преподаватель Патрологии 
на православном факультете 
Прешовского Университета,Словакия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.