Православная Церковь в Словакии

1 (1)Мы, православные верующие Словакии, находимся в центре Европы. С православными балканскими народами нас связывает православная вера, церковная и святоотеческая традиция, принесенная нам святыми Кириллом и Мефодием. С их приходом связано возникновение первой в Словакии богословской школы. В 864 г. немецкий король Людовик с благословения папы Николая I организовал военный поход на Великую Моравию. В результате чего в 885 г. из Моравии были изгнаны ученики святых Кирилла и Мефодия, которые поселились на славянском юге, что стало основой для культурного развития южных и восточных славянских народов.

В Австро-Венгерский период Православная Церковь, называвшаяся в официальных документах «Греческой необъединенной», была лишь терпима. Пытаясь ликвидировать Православие на территории восточной Словакии и Закарпатья, графиня Анна Пругетова в 1646 г. созвала в Ужгороде собор. Этот собор составили лишь 63 из 1300 священнослужителей закарпатских епархий.

В конце XIX и начале XX веков начинается, прежде всего на территориях Восточной Словакии и Закарпатья, религиозное (православное) и национальное возрождение, что привело к ряду репрессий на православных со стороны государства.

После провозглашения Чехословакией самостоятельности православное движение в Словакии усилилось. В 1923г. архимандрит Виталий (Максименко) вместе с несколькими монахами основали в д. Ладомировой монастырь.

Во время Второй мировой войны Православную Церковь Чехии и Словакии постигли тяжелые испытания. В декабре 1942 г. в Междулаборцах состоялось собрание римокатолического духовенства, которое послало государственным органам меморандум с требованием поставить Православную Церковь Словакии вне закона.

После войны у народов, проживавших на территории Чехословакии, возникает большой интерес к Православной Церкви. Это связано, в том числе, с тем, что во время войны она была преследуема немецкими оккупантами и активно включалась в антифашистскую борьбу. 7 декабря 1949 г. в г. Прешове состоялось Епархиальное собрание духовенства, которое приняло Кодекс Православной Церкви в Чехословакии.

Еще до 1950 г. инициативная группа грекокатолических священников и верующих перешла из унии в Православную Церковь. И в итоге, 28 апреля 1950 г. в Прешове был созван собор грекокатолического духовенства и верующих, отменивший унию с Римом 1646 года.

Православная Церковь, постоянно принимая в свое число новых прихожан, остро нуждалась в увеличении штата священнослужителей. 17 октября 1950 г. бывший Пражский богословский факультет начал свою деятельность в Прешове в здании бывшей грекокатолической семинарии. В первый же год своей деятельности он принял 140 студентов.

После известных чехословацких событий 1968 г. правительственным декретом 70/68 была возобновлена деятельность грекокатолической Церкви, и государство взяло на себя задачу заново решить вопрос об отношениях Православной Церквии и грекокатоликов . А так как четких ориентиров для этого правительство не имело, то их усилия приводили к хаосу на местах. В результате Православная Церковь потеряла возможность вести богослужения в более чем половине своих церковных общин.

Имущественные вопросы с новой остротой встали после падения социалистического режима. В соответствии с приказом 211/90 от 29 мая 1990 г. имущество, перешедшее Православной Церкви в 1950 г., должно быть возвращено грекокатоликам. Но это было непросто по причине различных обстоятельств, возникших после 1950 г. Решение было найдено в том, что за каждый отданный грекокатоликам храм, государство возмещало православным 1.200.000 крон.

После разделения Чехословакии на два государства, Православная Церковь осталась единой, но с двумя центрами: митрополичий совет в Праге и митрополичий совет в Прешове. Православная Церковь в Словакии насчитывает около 100.000 верующих, а в Чехии около 30.000 верующих.

После падения коммунизма Православные факультеты были включены в структуру университетов. Кроме будущих священников они стали готовить преподавателей религиоведения и этики, которые имеют возможность работать в школах и в сфере социально-благотворительных услуг. Обучение религиозным дисциплинам гарантируется законом.

Церковь ведет воспитательную деятельность в школе, армии и тюрьмах. Таким образом, Православная Церковь актвно включается в процесс духовного возрождения нашего общества. Мы стараемся создать учебники для всех классов, организовать духовные встречи. Активно работает организация православной молодежи—Синдесмос, которая создает лагеря для детей.

Бог помнит о нас и в тяжелых ситуациях приходит к нам на помощь. Мы верим в Его помощь, потому что Православной Церкви есть что предложить современному человеку, есть чем обогатить его, т.к. православное богословие, усиленное духовностью, может изменить человека к лучшему.

 Ян Зозуляк, доктор богословия,

профессор, преподаватель Патрологии 
на православном факультете 
Прешовского Университета,Словакия

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.