Летува — золотое имя

Литва — TERRA INCOGNITA? — удивитесь вы. Да, наш непосредственный сосед, страна, которую объединяет с Беларусью единая многовековая история, сегодня в религиозном отношении далека от своих исторических корней. Гражданин Литовской Республики, студент МинДС Александр Костюченко исследует историческое прошлое своей Родины.

1 (1)Литовские ученые убеждены, что слово «Литва» пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка. Они считают, что это слово происходит от названия небольшой речки Летаука, а первоначальная Литва—это небольшой район между реками Нерис, Вилия и Неман.

В энциклопедическом словаре «Россия» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона упоминаются литовцы, «живущие главным образом по Вилии и нижнему течению Немана» и разделяемые на собственно литовцев и жмудь.

В отличие от Киевской Руси, где после принятия Крещения в 988 году началось постепенное распространение Православия, в литовских землях языческие традиции были более развиты и устойчивы. Кроме того, ко времени проникновения христианства в литовские пределы произошло разделение Церкви на Православную и католическую. Исторически сложилось так, что христианство шло в Литву именно из этих двух Церквей—из православной Руси и из католических Польши и Ливонии. Это в значительной мере повлияло на дальнейшую судьбу Православия в Литве.

Литва впервые упоминается под 1009 годом в одной из средневековых западных хроник—анналах Кведлинбурга. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь их быт перестраивается на военный лад. До ХIII века Литва была раздроблена на отдельные земли, управляемые князьями, нередко враждовавшими друг с другом. Этим пользовались немецкие и тевтонские рыцари, подчинившие большую часть литовских земель. В этой ситуации незавоеванные племена поспешили объединиться в единое государство, чтобы совместными усилиями отстоять свою независимость. Основателем объединенного Литовского государства стал великий князь Миндовг. На захваченных землях проживало славянское население, уже давно принявшее Православие. В покоренных городах были многочисленные православные храмы и свои епископы. Это обстоятельство способствовало распространению Православия в Литве. Сам великий князь Миндовг в 1246 году принял Православие. Скорее всего, сделано это было из-за выгоды, чтобы сблизиться с русскими князьями и найти в их лице союзников в борьбе с Тевтонским орденом. В дальнейшем, когда нужнее стала поддержка тевтонцев, великий князь принял католичество, оставаясь в то же время язычником.

Сын Миндовга Войшелк в молодости прославился своей жестокостью, но, познакомившись в городе Холме с игуменом Григорием, стал христианином. Новая вера вскоре преобразила сурового язычника в смиренного монаха. В 1261 году, основав в Лавришево на берегах реки Неман православный монастырь, стал проводить строгую аскетическую жизнь. Обстоятельства в стране потребовали, чтобы в период с 1264 по 1267 год он покинул монастырь и занял великокняжеский престол.

В 1316 году великим литовским князем становится Гедимин. После присоединения к Литве значительной части белорусских и украинских земель она стала называться «Великим Княжеством Литовским, Жмудским и Русским», а правитель—«князем Литвы и многих русских земель». Русское население, исповедовавшее Православие, составляло примерно две трети этого княжества. В течение всей своей жизни Гедимин оставался язычником, однако проявлял терпимость в отношении Православия: разрешал строить православные храмы в своих владениях, дозволял креститься своим сыновьям, выдавал своих дочерей замуж за русских князей и сам во втором и третьем браке был женат на русских княжнах Ольге и Еве. Следует отметить, что довольно часто такие браки способствовали переходу из язычества в православную веру.

Сыновья Гедимина Ольгерд и Кейстут собрали под свою власть практически всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества татар. Великий князь Ольгерд (1345—1377) расширил пределы Великого Княжества Литовского, создав тем самым возможности для контактов литовцев с православным населением присоединенных территорий. Есть предположение, что в Витебске он принял святое Крещение с именем Александр. Возвратившись в Вильно и став великим князем Литовским, Ольгерд благосклонно относился к Православию. Заботами его супруги Марии Ярославны был построен православный храм святой Параскевы-Пятницы, в котором ее погребли после смерти.

После смерти Марии Ярославны Ольгерд поддается настоянию языческих жрецов и предает смерти своих придворных Кумца, Нежило и Круглеца, в святом Крещении—Антония, Иоанна и Евстафия. Они открыто исповедали христианство. Придворные язычники и жрецы, видя в новой религии угрозу своим верованиям и положению при дворе, потребовали сурового наказания исповедников. Темничное заточение поколебало веру Иоанна, но покаявшись и исповедав Христа, он, также как и его брат, принял мученическую смерть через повешение. В скором времени еще один приближенный князя, Евстафий, без боязни объявил о том, что он—христианин. Это, уже третье обращение придворных в новую веру, привело Ольгерда в негодование. Он отдал праведника жрецам, которые подвергли его жестоким пыткам. Князь, видя, что никакие мучения не могут заставить Евстафия отречься, повелел повесить его на том же дубе, на котором приняли смерть святые Антоний и Иоанн. Казнь состоялась в 1347 году в дубовой роще, находившейся в южной части города Вильно.

Проповедь исповедников во время страданий, а также их мученическая смерть обратила многих язычников в истинную веру. С этого времени христианство стало распространяться еще быстрее в Великом Княжестве Литовском. Нетленность тел святых виленских мучеников, а также чудеса и исцеления, которые совершались при их гробе, привлекали множество людей, которые находили помощь и утешение. Канонизация литовских мучеников была совершена в Константинополе патриархом Филофеем в период между 1354 и 1374 гг., при Киевском митрополите Алексии. В настоящее время нетленные мощи святых почивают в храме Свято-Духова монастыря, в Вильнюсе.

В целом во время правления Ольгерда православная вера не испытывала особых притеснений. В столице было построено несколько православных храмов, православные святые—мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, святитель Кирилл, епископ Туровский, преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, литовская княжна Евпраксия Псковская—почитались даже среди литовского населения.

Отношение к Православию изменилось в худшую сторону при сыне Ольгерда Ягайло (1377—1392). Будучи с детства православным, но стремясь получить корону польского королевства, он принимает католичество и вступает в брак с польской королевой Ядвигой. С этого времени всех литовцев, к какому бы вероисповеданию они не принадлежали, насильно обращали в католичество. Ягайло стал строить костелы и учредил две латинских епископии, одну—в Вильне, другую—в Киеве. В своей грамоте, данной первому Виленскому епископу, объявил, «что он решился дать обет и клятву—призвать, привлечь, даже принудить к повиновению Римской Церкви всех литовцев всякого пола, и звания, и состояния, к какой бы вере или секте они ни принадлежали». Чтобы оградить литовцев-католиков от уклонения в Православие, он запретил им вступать в браки с русскими, кроме тех случаев, когда сами русские принимали католичество. В 1387 г. объявил о крещении Литвы в католическую веру. Появились законы, стесняющие положение православных в Литве. Все это вело к тому, что некоторые русские вельможи принимали католичество, а преданные Православию лишались должностей, права заседать в сенате и многих других привилегий. Верный интересам Рима, Ягайло писал в 1416 г. на Константский Собор, что «если бы он не был занят многими войнами, то давно бы обратил в католичество русинов и всех держащихся греческого обряда». «За ревность по вере, труды и в пример другим государям» он был произведен папой в викария, или наместника, своих владений.

Став королем польским, Ягайло уже не мог непосредственно управлять литовским княжеством, поэтому он назначил наместником со званием великого князя своего брата Скиргеллу. Удельные литовские князья добились того, что великим князем стал сын Кейстута Витовт. Некоторая зависимость от Ягайло не помешала ему быть полновластным государем и вести самостоятельную политику. Он присоединил Смоленское княжество и границы Литвы достигли небывалых пределов. Время его правления считалось эпохой расцвета и могущества Литвы. Для того, чтобы учредить самостоятельную Литовскую митрополию, Витовт созывает в 1414 г. в Новогрудке Собор западнорусских православных епископов, на котором митрополитом был избран болгарин Григорий Цамблак. Основав таким образом отдельную митрополию, Витовт пожелал соединения Литовско-Православной церкви с Римом. Однако во время проведения Константского собора вопрос о соединении был отвергнут. После смерти Григория Витовт снова признает митрополита Московского Фотия и обе Церкви вновь объединяются.

После смерти Витовта, при его преемнике Свидригайло, положение православных на короткое время улучшилось, но вскоре против князя был организован заговор, и он лишился правления. Известно, что заговорщики обвиняли его в распространении Православия.

Тяжелые для Православия времена наступили после Люблинского сейма 1569 г., когда Литва и Польша объединились в одно государство. Вновь, как и после Городельской унии, стал подниматься вопрос о церковном объединении.

Церковная уния была провозглашена на соборе в Бресте в 1596 году. Она предполагала объединение Православной и католической Церкви с признанием главенства Римского папы и католических догматов. Уже в первой половине XVII века все православные церкви в Вильно были закрыты, а Свято-Троицкий монастырь отдан униатам. В 1597 году Свято-Троицкое братство получило от короля Сигизмунда III разрешение построить новую церковь на Большой улице, почти напротив Троицкой обители. Церковь была передана в собственность братству, которое стало возле нее возводить свои учреждения—училище, типографию, богодельни.

К концу XVIII века Вильнюс, по словам современников, стал «столицею католицизма в северо-западном крае».

Многие люди, став по принуждению униатами, хранили привязанность к православной вере и были готовы при возможности вернуться к ней. Попытки обращения предпринимались неоднократно, но окончательный уход из унии был осуществлен после изменения политической ситуации. Только в одном 1839 году в Православие возвратилось более полутора миллиона униатов. Инициатором этого воссоединения был выходец из самих униатов, митрополит Иосиф (Семашко).

Православие в Литве с момента его возникновения и до упразднения унии имеет очень глубокие корни и в прошлом было довольно широко распространено в литовских землях. Можно убедиться в том, что оно не навязывалось насильственным путем, а пленяло сердца светом Христова учения. Несмотря на 250-летнее испытание, Православие в Литве возродилось и продолжает миссионерскую деятельность.

Православные в Литве составляют меньшинство. Официально по числу верующих Православная Церковь находится в Литве на втором месте.

В Литве сейчас около пятидесяти православных приходов. В Вильнюсе действуют восемь храмов, также Свято-Духов мужской монастырь и приписанная к нему Пятницкая церковь, в которой принял святое Крещение прадед Пушкина Ганнибал. Существует женская монашеская община, которая расположена в одном из корпусов Свято-Духова монастыря. В небольшом городе Висагинасе существует две православные общины, строится собор. В этом году в Паланге был освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Активно развивается православное Братство Литвы, деятельность которого включает различные виды служения: помощь православным приходам, религиозно-духовное просвещение и воспитание, заботу о сохранении и развитии православных культурных традиций, разные формы социального служения. С самого начала своей деятельности Братство особенно активно стало проводить работу с детьми и молодежью. С 1996 года в г. Паланге и в посёлке Ужусаляй около Каунаса, а с недавнего времени в деревне Михново ежегодно организуются летние лагеря, в которых за несколько смен отдыхает до 500 человек.

Если вас заинтересовала миссионерская деятельность православных литовцев, вы можете посетить сайты наиболее активных приходов и узнать намного больше об истории и современном положении Православия в Литве:

Православный приход г.Висагинаса. http://orthodox.tts.lt. Разделы: новости, статьи, фотографии, богослужения, вопросы, календарь, храмы Висагинского благочиния.

Православный приход храма Всех русских святых (г.Клайпеда). http://www.vsehsviatyh.w3.lt. История прихода, храмы Клайпедского благочиния, фотоальбом, воскресная школа, гостевая книга.

Каунасский Благовещенский собор. http://blagovest.kovno.ru. Информация о деятельности прихода, воскресной школы, программа преподавания в школе, православный форум.

Православное братство Литвы. http://www.pbl.lt. Устав братства, краткая история и деятельность, летние лагеря, святыни литовского края, история Православия в Литве.

Храм прп. Евфросинии Полоцкой ( г.Вильнюс). http://www.cerkvica.lt.

Храм Иверской иконы Божией Матери (г. Паланга). http://www.palanga.ru. Новости, история, фотоархив, гостевая, Паланга, ссылки.

  Александр Костюченко,
студент I курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.