Мы вечны: с нами—Бог!

Да, с нами Бог, не там—
в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, 
Средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог,
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло! Мы вечны: с нами—Бог!

                               Владимир Соловьев

1 (1)Мы стоим в преддверии великого христианского праздника—Рождества Христова. Сколь много сказано и написано про него! И может быть, кто-то посчитает ненужным говорить о давно известных событиях. Зачем же это? Затем, что человек быстро забывает то хорошее или плохое, что происходило с ним совсем недавно. Церковь неоднократно призывает нас голосом Священного Писания: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся… Вспомни, что ты принял и слышал» (Отк. 2,5; 3,3). Да, память нужна. Тем более о таком великом событии в истории человечества—Рождестве Христовом.

Говорим мы еще и потому, чтобы люди знали истину. С горечью в сердце можно слышать по телевидению, радио или читать в газетных сообщениях о празднике Рождества. Люди не только не понимают, что такое Рождение Спасителя, но и примешивают к празднику элементы язычества. «Сегодня великий праздник Православной Церкви,—говорят они,—и православный люд в этот день гадает, ворожит, заводит по старинным преданиям игрища и устраивает пляски ряженых». Молчать, слыша такое, невозможно. Ведь все это никак не согласуется с церковной жизнью христианина.

Да, действительно, Рождество Христово—великое христианское торжество, которое называют второй Пасхой. Начало его установления восходит к первым временам христианства. Но первоначально, раньше чем Рождество Спасителя, Церковь стала праздновать Его Крещение. Это было вызвано тем, что еретики-гностики самое большое значение в жизни Иисуса Христа придавали Его Крещению. Вот тогда Церковь установила и у себя торжественный праздник в честь Крещения Господня и назвала его Богоявлением. В самом названии была мысль, что в этот день Христос не стал (как учили гностики) впервые Богом, а явил Себя Богом, предстал как Бог. Чтобы яснее подчеркнуть истину о Боговоплощении, Церковь присоединила к Крещению праздник Рождества Христова. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день (6 января) под общим названием Богоявления. В первой половине IV века в Римской Церкви, по преданию, при папе Юлии, впервые был отделен праздник Рождества от Крещения. Это было связано с тем, что в Риме с особой торжественностью 25 декабря отмечался праздник в честь зимнего солнцеворота и назывался днем непобедимого солнца, которое не смогла одолеть зима. Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и было перенесено с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова—Рождения духовного незаходимого Солнца. Вскоре и Восточные Церкви стали праздновать Рождество 25 декабря.

Первые упоминания о Рождественском посте мы находим в V веке. Число дней поста было разным. Но со временем сложилась практика сорокадневного поста. Он имеет и другое название—Филиппов пост, так как начало его совпадает с днем памяти апостола Филиппа.

Именно Рождественский пост является подготовительным периодом перед самим праздником. По своей строгости он уступает Успенскому посту и приравнивается к Петрову. Но с 20 по 24 декабря уставом предписывается усугубить пощение. Последний же день поста, 24 декабря, известный как сочельник, является кульминационным моментом всего подготовительного периода. Само название «сочельник» указывает на то, что в этот день в пищу употребляется сочиво или коливо—сладкая каша из рисовой, пшеничной или другой крупы. Вкушать эту небогатую пищу положено в сочельник только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Следовательно, часть сочельника (24 декабря) проходит в полном воздержании. Этим Церковь побуждает нас задуматься о Том, Кто должен родиться и каково будет Его служение. Невольно вспоминаются слова Спасителя: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12,24). Значит, в Младенце мы должны увидеть Спасителя, Которому «надлежит много пострадать и быть униженным» (Мк. 9,12).

Но ограничение в пище—лишь только одна сторона поста и причем менее существенная. Более важной стороной поста является духовное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку телесного воздержания. Все наши внешние действия—это только результат того внутреннего процесса, который должен происходить глубоко внутри нас. Пост—это внешний символ. Но если за символом, за внешней оболочкой нет ничего, то пощение превращается в голодовку, а символ теряет свой смысл. Вот что говорит Господь о посте: «Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58,6-7).

И поэтому задолго до праздника Церковь как бы предуготовляет человека внутренне к пришествию на землю Спасителя. Она является Предтечей, голосом вопиющего в пустыне. Своими богослужебными текстами она побуждает нас задуматься. Церковь зовет нас к тому, чтобы мы не просто вспоминали о событиях того времени. Она желает, чтобы мы сами, всем своим существом вошли в праздник Рождества Христова.

За пять недель до него Церковь возвещает нам первую весть о грядущем Спасителе: «Христос раждается,—славите!» По мере приближения к дню Рождества мы все чаще начинаем слышать песнопения праздника. Церковь представляет светлый сонм пророков, которые были провозвестниками этой радостной вести: Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков. Она научает нас ожидать пришествие Христово, как ждали они. Ибо в этом чаянии, в этом ожидании—вся радость, вся красота их жизни и веры. В недели святых праотец и святых отец Церковь вспоминает их жизнь, побуждая нас к подражанию. Она соединяет нас с теми святыми лицами, которые в Ветхом Завете составляли из себя как бы столпов Церкви Христовой. Указывает на отличительные черты их служения и характера и возносит от нашего лица молитву к ним. Повествуя о неверии и упорстве живших во время Рождества Христова фарисеев и книжников, обличает и нас за наше самодовольство и позерство. Чем ближе к празднику, тем все более и более мы вводимся в мир раздумий и помыслов Пресвятой Девы и Иосифа Обручника. Мы чувствуем движения их души.

Вот мы приближаемся к Навечерию Рождества. В древности в этот день оглашенные принимали святое Крещение во время ветхозаветных чтений. Церковь призывает нас мысленно поставить себя в разряд тех людей. Они в период оглашения тщательно готовились к Таинству Крещения. Но как мы сегодня готовимся к великому Таинству Богоявления? Как бы мы себя готовили к встрече царя земного? И вот, здесь больше, чем царь. Господь Вселенной сходит к падшему человечеству. И наш ответ должен выражаться не только словами, а еще и делами веры.

Вот раздается ликующее: «С нами Бог!» Какой восторг для каждого истинного христианина заключается в торжественном извещении Церкви! Он здесь, Он рядом! Он с нами через принятие естества нашего. Мы видим крайнюю степень смирения, простоты и бедности Всемогущего Творца. В этот момент мы способны лишь благоговеть и удивляться. «И беспрекословно—великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3,16). Чем больше мы рассуждаем об этой тайне, тем меньше находим в себе способности изобразить ее в подобающем виде. Слово оставляет нас и «язык прильпе гортани нашей». «Таинство странное вижу и преславное: Небо—вертеп, Престол Херувимский—Деву, ясли—вместилище, в нихже возлеже Невместимый—Христос Бог»,—слышим мы в богослужении на Рождество Христово. Но одно с предельной ясностью открывается перед нами: «Он—сама надежда и жизнь, само спасение, сама благость, залог Царства Небесного»,—говорил святитель Григорий Чудотворец. Перед нашим взором—лежащий Младенец, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Здесь уже нет никаких гаданий и недоразумений. Церковь передает нам одну абсолютную истину. «Во яслех нас ради бессловесных положился еси… слава и хвала на земли рожденному и обожившему земнородных существо Христу Богу нашему»,—возвещает Церковь гласом богослужения.

Великолепно описал торжество праздника святитель Григорий Чудотворец: «В великий день, ныне празднуемый, сокрушены оковы: посрамлен сатана, все демоны обращены в бегство, всеразрушающая смерть заменена жизнью, открыт рай разбойнику, проклятия превращены в благословения, все грехи прощены, изгнано зло, пришла истина, речи, исполненные благочестия и любви к Богу, огласили весь мир, насаждены нравы чистые и непорочные, добродетель водворилась на земле, ангелы с людьми вошли в общение и люди дерзают беседовать с ангелами, оттого, что Бог снисшел в мир и человечество вознесено до небес».

Эта радость должна коснуться сердца любого православного христианина. Ее мы должны понести в свои дома, должны бережно охранять, как сокровище, носимое в глиняных сосудах (2 Кор. 4,7). И потому Церковь празднование Рождества Христова продолжает двенадцать дней, включая праздник Богоявления, или Крещения Господня. Эти дни названы Святками, то есть святыми (отделенными и посвященными Богу). В этот период, кроме Крещенского Сочельника, не полагается постных дней, отменяются коленопреклонения. Древние христиане эти дни посвящали прославлению Господа, делам милосердия и благочестия. Какое тут место гаданию, мирским развлечениям и ряженым маскарадам? Вспоминаются слова святого апостола Павла: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6,14-15). Христианство не воспрещает радости и веселья, только они должны быть чистыми. Рождество—это тот праздник, который объединяет нас. Дни праздника очень уместно провести со своей семьей или посвятить их на встречу с родственниками и друзьями.

Непременный атрибут Святок—рождественская елка. Это прекрасное украшение дома доставляет особенно много радости детям. Было бы хорошо, если бы члены христианской семьи научились собираться около елки и читать рассказы о Рождестве Спасителя, дарить подарки друг другу, устраивать семейные конкурсы и игры. И тогда этот праздник будет действительно святым. Потому что он будет нести радость, ласку и любовь. В нем мы будем чувствовать близость нашего Господа Иисуса Христа и сможем сказать: «Да, с нами—Бог».

  Сергей Шевченко,
студент IV курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.