Обретенное поколение

1 (1)Молодость—пора расцвета активности человека. О том, что значит для Церкви молодежь и что может привести молодых и независимых в церковный двор, размышляет архимандрит Геннадий (Гоголев), участник III Миссионерского съезда Русской Православной Церкви, прошедшего в г.Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года.

Молодежь в церкви… Когда мы говорим о проповеди в молодежной среде, то должны иметь в виду, что современная молодежь—это те, кто родился в начале 80-х и пошел в школу в конце 80-х годов, а образование получал уже в 90-х, на постсоветском пространстве во времена ниспровержения всех и всяческих авторитетов. Эти молодые люди открыты к восприятию любой религии и любой идеологии, они уже не станут православными только потому, что выросли на берегах Волги, у них нет комплекса покаяния перед Православной Церковью, который еще живет в сердцах их родителей, а потому нам предстоит длительная и напряженная борьба за их души.

Наша молодежь выросла в безбожной, в безрелигиозной среде. И в силу этого миссионер, имеющий с ней общение, должен сочетать в себе сразу несколько выдающихся талантов: вести чистый и непорочный образ жизни (ведь к любой фальши молодые люди так чувствительны), иметь навыки миссионера и обладать педагогическим даром. Отсутствие одного из этих трех качеств неизбежно обрекает все дело христианской миссии в молодежной среде на неудачу.

И еще: говоря словами прославленного русского подвижника, самого выдающегося миссионера XIX столетия, преподобного Макария (Глухарева), «миссионер не может иметь опечаленное лицо».

Вообще, христианину быть миссионером так же естественно, как душе—христианкой. Трудно представить себе человека, который, будучи охвачен любым увлечением, не стремился бы приобщить к своим интересам близких, знакомых. Тем более, когда речь идет о высоких духовных переживаниях.

Если христианин не стремится свидетельствовать окружающим о своей вере, а болезненно замыкается в себе,— значит, в духовной жизни у него что-то происходит не так. Стремиться проповедовать свою веру так же естественно, как сердцу разгонять кровь, а легким—дышать. Свидетельство о своей вере—это всегда радость.

А посмотрите, каким неиссякаемым оптимизмом, какой светлой верой в будущее человечества наполнены строки из письма другого нашего прославленного миссионера, архиепископа Николая (Касаткина), просветителя Японии: «Жизнь отдельного человека, тем более, каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма—совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма. Правда Божия сего требует, Истина Христова всею своею силою должна войти в человечество и произвести полное свое действие». И это было сказано в 1909 году, уже после кровавых событий первой русской революции, в эпоху распространения безбожных учений и накануне новых страшных потрясений в Европе!

Увы, до сих пор в Русской Православной Церкви так мало тех подвижников, которые достигли успехов в православном молодежном служении. Тем больше мы должны ценить их опыт.

Конечно, в деле христианской молодежной миссии, как и везде, нужна крайняя рассудительность. Миссионера подстерегает множество опасностей, одна из которых—метать бисер перед свиньями, другая,—близко общаясь с зараженным грехами миром, оскверниться самому. К жару сердца необходимо прибавлять доводы рассудка, необходимо воспитывать в себе определенные умение и навыки. Времени у нас остается все меньше и меньше. Если мы проиграем битву за молодежь—мы потеряем Россию. Убежден, что дело духовного образования и воспитания должно быть громогласно, соборно провозглашено в Русской Православной Церкви приоритетным направлением. Первым приоритетом после совершения Божественной Евхаристии.

На съезде православной молодежи в мае 2001 года мы выразили надежду, что молодежь наша все-таки является не «потерянным», а «обретенным» поколением. Прошло полтора года. Насколько оправданными оказались наши надежды? Многочисленные социологические исследования показывают, что, несмотря на определенное улучшение ситуации, негативные тенденции в молодежной среде сохраняют силу.

Кризис семьи засвидетельствован в социологических данных: более 95% молодых людей считают возможным совместное проживание партнеров до заключения брака. Да и количество регистрируемых браков за последние несколько лет сократилось более чем на треть. В некоторых Российских регионах в 2000 году количество внебрачных рождений достигало 30%. Растет число разводов, и примечательно, что более половины молодых людей допускают распад своей будущей семьи и развод уже в момент вступления в брак.

Сегодня очень важно разумно, доходчиво объяснить обществу одну простую и ясную, как день, вещь: спасти и укрепить семью могут только религиозные традиции. Никакой другой модели крепких семейных отношений для нас не существует. Но покажите мне хоть один яркий, запоминающийся художественный фильм, документальный очерк о здоровой православной семье, о красоте христианских семейных отношений!

Другой проблемой является рост экстремизма в молодежной среде. Сегодня многим очевидно, что в значительной мере это явление провоцируют средства массовой информации.

Совершенно очевидно, что сегодня чтение и учителя оказывают все меньшее влияние на молодежь. Это не значит, что наши дети и подростки не учатся. Учатся, но не тому и не у тех.

И все-таки, обнадеживающие тенденции в молодежной среде существуют. Одной из отличительных черт молодого характера является стремление к общению и объединению. Это стремление неуничтожимо как сама молодость. Шестьдесят процентов молодых людей выражают стремление участвовать в деятельности какого-либо из молодежных объединений.

Объединения, выражающие традиционный российский менталитет, к которым мы относим все увеличивающееся число православных молодежных организаций, чрезвычайно важны в деле миссионерского служения в молодежной среде. Ведь нецерковные юноша и девушка более восприимчивы к свидетельству о христианском образе жизни от своих сверстников, нежели от взрослых.

Социологи отмечают, что у подавляющего большинства молодых людей присутствует желание участвовать в общественно-полезном труде. Вот где сокрыт потенциал нашего миссионерского служения. В более широком смысле можно сказать, что объединить и воспитать молодежь можно в любом совместном деле. Тем более, что в системе организованной досуговой деятельности от общего числа детей и подростков занимаются менее 10% российских детей. Возьмите любого батюшку на любом приходе. Как правило, у священника помимо служения в храме есть свое собственное увлечение, так сказать, хобби, которому он посвящает свободное время. Знаю батюшку, который исходил в туристических походах все тропы нескольких российских областей. Знаю священников, один из которых гоняет на мотоцикле, другой—во дворе в футбол. Знаю батюшку, которого не оторвешь от компьютера, и такого, которого не разлучишь с рубанком и верстаком. Некоторые проводят все свободное время в саду и на грядках. А если каждый священник привлечет к такому занятию группы из трех-пяти детей? Увлечет их и одновременно будет не торопясь, ненавязчиво рассказывать о Христе, беседовать о духовной жизни? Так постепенно и произойдет воцерковление.

Приходилось часто слышать возражения: мол, священник, вышедший из стен храма и увлеченный, пусть даже ради миссионерских целей, мирским делом, унижает свой сан. Уверен, что за этими рассуждениями скрывается самая простая ленность, неумение и нежелание работать. Освящать рестораны, банки и «мерседесы», сидеть за нескромными трапезами с власть имущими можно, а организовать футбольный турнир для детей приходской школы—нельзя? Какая странная логика!

Сегодня мы начинаем понимать, что в свободном цивилизованном обществе все социальные и возрастные группы важны и представляют ценность. Общество может благополучно развиваться только в тесной взаимосвязи всех своих возрастных групп и поколений. Поэтому наше невнимание к проблемам молодежи приводит к печальным последствиям.

«Отсутствие воспитания есть корень всякого зла»,—писал великий Пушкин.

Несмотря на груз накопившихся проблем, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все смотрим в будущее, как и подобает миссионерам, с надеждой и оптимизмом.

  Архимандрит Геннадий (Гоголев)

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.