Память святой мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших

1 (1)Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти святой мученицы Татианы и с нашим престольным храмовым праздником. Пожалуй, нет такого месяца в году, как январь, который был бы настолько исполнен радостными событиями, праздниками и торжествами. В самом начале, на рубеже нового века и тысячелетия, мы с вами просили у Бога, молились, чтобы Господь благословил начинающийся год, продлил свою милость и щедро излил на нас свои благодеяния. Прошла неделя, и вся полнота Православной Русской Церкви радостно приветствовала рождающегося в Вифлееме Спасителя восклицанием: «Христос раждается—славите, Христос с Небес—срящите!» Быстро пролетели святки, и вот мы с вами запели тропарь Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» И вот сегодня, 25 января, вся верующая Москва, все московское студенчество (успешно, можно надеяться, преодолевшее очередную сессию), празднует день святой мученицы Татианы, своей небесной покровительницы. В этом году празднество подкрепляется еще юбилейной датой—исполняется 1775 лет со дня мученической кончины Татианы, которая была усечена мечом в Риме в 226 году. Давайте задумаемся об этой дате—1775 лет. Что должен сделать в своей жизни человек, чтобы его помнили через 1775 лет? Почему мы с вами сегодня вспоминаем скромную девушку-римлянку, которая была усечена мечом в столь далекие времена? Почему мы не просто ее вспоминаем, почему мы молимся ей, мы просим ее помощи, ее поддержки, мы возлагаем на нее свои упования? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: она была мученицей. Давайте себе зададим другой вопрос: а почему же Церковь так почитает подвиг мучеников? Почему в древности Божественная Литургия совершалась только на гробах мучеников, и отголосок этой традиции мы сейчас встречаем в каждом православном храме, когда в каждом антиминсе, который лежит на Престоле и без которого невозможно совершение Божественной Литургии, вшита маленькая частичка мощей, мощей мучеников,—не преподобных, не праведников, не святителей, а именно мучеников. Почему Церковь так почитает подвиг мученичества? Видимо, есть что-то особенное, что-то невыразимое, великое и важное в том явлении, которое мы называем мученичеством.

Так получилось, что русское слово «мученик» не имеет того же значения, что и греческое слово «мартис». В древности это слово имело еще одно, на первый взгляд, странное значение: «мартис» переводится как «свидетель». Какая же связь между мученичеством и свидетельством? И вот здесь открывается глубочайший смысл такого почитания Церковью святых мучеников. Оказывается, мученик—это свидетель, это человек, который своей жизнью, а главное, своей смертью свидетельствует о Христе. Что же заставляет его претерпевать жесточайшие мучения, пытки, издевательства и в конце концов лютую смерть и не отрекаться от Христа? Ответом на этот важнейший вопрос являются слова апостола Павла, которые он произнес в своем послании к Римлянам: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отвратить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 38-39).

Любовь—вот что дает силы и мужество терпеть пытки, вот что совершенно преображает человека, вот что является высочайшей христианской добродетелью, вот на чем зиждется весь закон и пророки, вот то, что называется «союзом совершенств». Тот же апостол Павел говорит: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,—то я ничто. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,—нет мне в том никакой пользы…» (1 Кор, 13, 1-3)

Святые мученики осуществили в себе идеал христианской жизни, приобретя величайшую степень любви к Богу. И именно за это, за их любовь, которая больше и веры, и надежды, Церковь так их почитает. Ведь любовь как главнейшая христианская добродетель дает человеку полноту Богообщения, в чем и заключается смысл всей человеческой жизни. Именно поэтому Церковь прославила в лике святых мучеников даже тех людей, которые формально не являлись ее членами, то есть они не принимали в своей жизни Таинство Крещения. А теперь давайте, братья и сестры, подумаем, кому свойственно любить, кто способен на такую жертвенную любовь, кому свойственна даже некоторая горячность в любви, кто не идет ни на какие компромиссы в любви, кто презирает любую теплохладность в этом чувстве, кто может бросить все и пожертвовать всем ради любимого. Глядя на величайших христианских мучеников, на святую великомученицу Варвару, на святых мучеников Сергия и Вакха, на ныне почитаемую мученицу Татиану, мы с удивлением обнаруживаем одну странную особенность: большинство мучеников первых веков христианства были молодыми. Этот удивительный феномен объясняется, по-видимому, тем, что молодость обладает вышеперечисленными свойствами, которые, к сожалению, с возрастом утрачиваются или заглушаются заботами, обязанностями, грузом проблем, отрицательным жизненным опытом и т.п. Оказывается, молодежь по сути может быть ближе к идеалам христианской любви, чем более старшее поколение. Именно поэтому приобретает особенное значение сегодняшний праздник, ибо этот день является днем памяти святой мученицы Татианы, Небесной покровительницы всех студентов. Именно поэтому приобретает особенное значение среди всех московских храмов и наш храм, потому что это храм святой мученицы Татианы, которая является действительно покровительницей всех православных христиан и особенно молодых студентов. Наш храм, безусловно, открыт для людей всех поколений, всех возрастов. Но особенным образом собирает под своими святыми сводами прежде всего православную молодежь. Именно поэтому, отцы, братья и сестры, будем стараться хранить молодость духа, не стареть сердцем, хранить в себе огонь Божественной любви по примеру святой мученицы Татианы, еяже молитвами Господь наш Иисус Христос да помилует и спасет всех нас. Аминь.

  Иерей Иоанн Лапидус, 21 января 2001 года

ВСЕМОСКОВСКИЙ КАРНАВАЛ

Щепетильные моралисты при воспоминании о московской «Татьяне» делают гримасу и сейчас же начинают говорить о пьянстве и безобразиях. Но довольно же упираться мыслью в одни только черные тени былого, не замечая света!

Праздник начинался богослужением в Университетской церкви, за которым следовало университетское действие. Эта официальная часть обыкновенно была довольно томительной. Актовая зала Университета наполнялась почтенными гостями из официального мира, и разные именитые старцы обрекались на немалую жертву науке: им предстояло выслушать очередную актовую речь, всегда очень длинную, очень ученую и нередко наводившую на размышления не столько о сладости плодов науки, сколько о горести ее корней. Только Тихонравов в бытность свою ректором умел сдобрить скуку официального акта. Тогда все наверняка знали, что за длинную актовую речь они будут вознаграждены мастерской заключительной речью ректора, в которой непременно будет пущена меткая ядовитая стрела по адресу цитадели Страстного бульвара и ее главного бойца Каткова—принудительного арендатора университетской типографии, и стрела эта будет оперена убийственной иронией, облеченной в блестящую и остроумную литературную форму. И потом в течение всего дня крылатое словечко ректора будет переходить из уст в уста и послужит темой для многих застольных речей.

Застольные речи лились в этот день во всевозможных уголках Москвы. Ведь то был поистине всемосковский праздник: и молодежь, и пожилые люди, и старцы,—все чувствовали себя в этот день студентами: одни—празднуя праздник своей молодости, другие—молодея душой от воспоминаний о минувших годах. Это был праздник общего радостного возбуждения, ибо каждому приятно было хоть раз в году почувствовать себя членом обширной группы культурных людей, связанных общностью воспоминаний, единством настроения. В сторону отбрасывались всякие перегородки: служебные, партийные, возрастные,—и какой-нибудь маститый ученый, уже близкий к концу земного поприща, хотел в этот день быть таким же веселым, возбужденным, даже таким же легкомысленным, как иной птенец, только что перелетевший с гимназической скамьи под сень старого дома на Моховой.

Товарищеские обеды в честь Татьянина дня справлялись в многочисленных компаниях, но затем эти тесные интимные компании мало-помалу перетекали в главный общий центр, в громадную залу Большого Московского трактира. Громадная зала битком набита. Кого-кого тут нет! На густом фоне давних и недавних студентов всех поколений выделяются всем знакомые лица славных профессоров, и не только московских,—с приветом старшему Университету приезжали и иногородние гости. Много-много речей сменяют друг друга под звон бокалов. Но вот обед кончен, десерт убран, скатерти сняты. В это время тройки уже скачут из Москвы за город, розвальни с бубенцами несутся, «бразды пушистые взрывая», по аллеям Петровского парка, между дерев с освещенными луною снежными шапками. Розвальни и саночки устремляются к «Яру». Обычные посетители сегодня отсутствуют, пускают только тех, кто справляет «Татьяну». Все залы переполнены. Всюду звучит «Gaudeamus»…

Что же это за однодневный всемосковский карнавал? Только забава, разгул и больше ничего? Нет, это—торжество сознания единства культурной России. Раздирается эта культурная Россия многими распрями, все разбиты на взаимно враждующие «приходы». Но в Татьянин день вдруг над всеми этими будничными распрями вспыхивает чувство принадлежности к общей alma mater. Это-то чувство бодрит и оживляет сердца. Из всех концов России неслись в этот день телеграфные приветствия Московскому университету. Москва бывала в этот день сердцем России, снова и снова выполняя свою изначальную функцию «собирания Руси».

 Из книги А. А. Кизиветтера «На рубеже двух эпох»

Не так давно студентам напомнили о том, что у них, оказывается, есть свой праздник, который теперь называется Всероссийским днем студента.

ДЕНЬ СТУДЕНЧЕСТВА

Теоретически его приурочили к окончанию сессии и решили праздновать если не с размахом, то просто на широкую ногу. А в итоге получился очередной повод выпить, закусить и попрыгать. Конечно, ничего другого от праздника ожидать и не приходится, на то он и праздник, но… Ну, что значительная часть студентов вообще не знает, на какое именно число приходится Татьянин день и почему он так называется, это ладно. Существует мнение, что Татьянин день отмечается независимо от календаря, когда кончается отдельно взятая сессия отдельно взятого студента. Праздновать Татьянин день, как выяснилось, решили далеко не все, вспомнив, очевидно, про то, что Международный день студента вообще-то приходится на 17 ноября.

«Осенний» День студента (появился при советской власти) обычно проходит более бурно, чем Татьянин день: обычно он отмечается в общежитиях, а после зимней сессии иногородние студенты могут разъехаться по домам, и «горожанам» остаются только ночные клубы, охрана которых настроена решительнее, чем «общежитская милиция», которая иногда «входит в положение» и закрывает глаза на шалости мелкой и средней тяжести. «Зимний» праздник пока все еще не прижился окончательно. Дело тут, пожалуй, не в «седой старине» поднятого из архивов праздника. Просто времена меняются, и вместе с ними меняются студенты.

Что такое студент какой-нибудь Сорбонны в средние века? Существо анархичное и склонное к нарушению общественного порядка всеми доступными способами. А российский студент века, так, девятнадцатого? Автоматически каждый студент попадал на учет как потенциальный «внутренний враг». Революционеры всех мастей вышли не столько из народа, сколько из студенческой среды.

Об аполитичности нынешнего студенчества впору слагать анекдоты. И дело тут не в «социальной инертности» или еще каком-нибудь заумном определении политической пассивности. Нынешние политики, управленцы и прочая—наследство предшествующей эпохи, к которой теперешнее поколение не относится. «Осенний» День студента молодежи предложило старшее поколение, но поколение той же эпохи строительства социализма, к которой принадлежало тогдашнее студенчество.

А теперь проведение Татьяниного дня (в ночном клубе «Колизей») как административно запланированного мероприятия напоминает странную смесь отчетного собрания комсомольской организации и среднестатистической дискотеки времен строительства капитализма, когда каждому присутствующему угодить не получается, но пиво примиряет всех. Социалистический День студента (как и Первое мая, кстати), успешно продолжает праздноваться в силу инерции традиций. А у Татьянина дня такой инерции еще нет. Конечно, со временем она появится, потому что повод для веселья отличнейший, а что еще человеку надо для полного счастья?

Так что порадуемся, что на наших с вами глазах происходит становление (вернее, воскрешение, стряхивание пыли и придание товарного вида) Татьянина дня как праздника российского студенчества, за которым, будем надеятся, последуют перемены не только общестуденческого, но и общероссийского масштаба. Начали с возрождения праздников—закончат переделкой будней?

 «ТД-Инфо»

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Татьянин день, равно как и всякий другой праздник, имеет свои особенности. И у него тоже есть свои традиции.

Ныне Татьянин день хоть как-то празднуют практически все. Так что, если ваши преподаватели забыли какие-либо традиции, исправьте это дело сами. В актовом зале необходимо произнести пару речей и обязательно стихи собственного сочинения. В промежутках нужно устроить халявное мороженое и прочие вкусности.

Со второй половины дня вся Москва принадлежит студентам. Собираться необходимо большими толпами и старательно захватывать весь центр города. Песни следует орать изо всех сил—надо же как-то самоутверждаться. Ваши предки-студенты не могли обойтись без «Дубинушки», как известно, политически неблагонадежной. Если вы ее не помните, спойте хотя бы старый советский гимн или на худой конец хулиганскую частушку про Путина. Раньше полиции предписывалось в Татьянин день студентов не трогать. Возможно, и нынешняя милиция будет к вам снисходительна. В конце концов, царская полиция была куда реакционней!

Все возрастные и классовые различия в Татьянин день должны отменяться. Так и объясните преподавателям, буде они не захотят разделить с вами веселье!

Хозяевам ресторанов 25 января надо заменить роскошную мебель на попроще и убрать из залов зеркала. Готовьтесь, что на ваших столах сегодня будут плясать, не препятствуйте этому. Подавать в этот день принято только холодные закуски, водку, пиво и дешевое вино.

И напоследок тихонько, шепотом советуем утром побывать в церкви и помолиться, братья и сестры, святой мученице Татьяне о даровании разума, ибо не для диплома, а для себя мы учимся.

 Федор Ирочкин

С Татьяниным днем связано прошлое и настоящее просвещения, в котором мы видим залог лучшего будущего… И мы желали бы, чтобы этот праздник был осмысленнее, чтобы общество, которое его празднует, глубже прониклось сознанием того, что, собственно, оно имеет в университете, какою великою и светлою культурно-общественною силою он может и должен стать в России.

  С.Н. Трубецкой, ректор Московского университета, 1904 год

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.