Прославим Христа

1 (1)Праздник Рождества Христова всегда привлекал особое внимание церковных писателей, проповедников. Многие слова, проповеди на этот великий день так касались человеческих сердец, что произведения эти пережили своих авторов и сегодня, через века, обращают людей к Богу. Святой Амфилохий, защитник веры и поэт, был во второй половине IV века епископом города Иконии в Малой Азии. «К чему обязывает нас Рождество»,—тема его слова на этот праздник.

Сей духовный и светлый сад, испещренный красотою небесных цветов и благоухающий апостольскими и пречистыми приношениями, как мне кажется, имеет образ божественного рая. Ибо как то чувственное и нетленное место светлеется нетленными же деревьями и бессмертными плодами и иными неисчетными пресветлыми красотами, так и сие боговиднейшее собрание священнолепной Церкви мысленными и неизреченными сияет таинствами, из которых сегодняшний празник святого Рождества Христа—истинного Бога нашего—является несокрушимым для нас фундаментом, твердым основанием, началом спасения и всечестной вершиной. Ради этого праздника и древнее было предсказано образами, и новое определено и по всей вселенной проповедано, ради него небо открылось и земля воспарила на божественную высоту, ради него опять возвращается людям рай и упраздняется смерти держава, ради него попирается сила тления и прекращается пагубное почитание диавола, ради него человеческие страсти умерщвляются, жизнь ангельского владычествия обновляется, ради него заблуждение бесовское изгоняется, Божия премудрость и пречистое пришествие возвещается. Ибо ни ангел,—говорится,—ни посредник, но сам Господь придет и спасет их. О, какое невыразимое богатство божественных благовестий! О, какой неисповедимый разум премудрых таинств! О, какое неистощимое богатство божественных и неизреченных даров! О, какая неисчислимая благодать промыслительного человеколюбия! Ибо сказано: «Сам Господь придет и спасет нас». Каким же образом, о божественный пророче, придет к нам проповедуемый тобою Господь? Говорю дерзновенно в этом месте к тебе, воспринимая лицо древних мужей, которые ни праздновали это всепетое празднество, ни знали о новом и всечистом Рождестве Пречистой Девы, ни видели небесного проповедника,—говорю о боговиднейшей звезде,—ни видели взыграния святых ангелов, ни слышали божественные гласы, которые были возвещены священным пастырям, возгласившие о Рожденном Спасителе ликующими небесными силами, ни уразумели о дарах волхвов и о божественном поклонении. Итак, их лицо восприняв, хотел бы спросить тебя о способе пришествия.

Ибо ясно, что весьма удивило их это слово и множеством страха чуть было не приводило их к исступлению ума. Ибо они не понимали, что бессмертный Бог приходит к привязанным к земле людям, Неприкосновенный—к чувственным и Невидимый—к видимым. Ибо если приходит Бог, то как Его они могли представить, и как Он может быть видимым? Некоторые думали прежде, что это может быть так, как Он явился Аврааму в виде ангелов или опять же, как явился Моисею в горящей купине, или таким же образом, как явился Исаии в виде серафимов или Иеремии в виде херувимов. Все свидетельствуют, что Бога можно видеть только посредством одного из этих образов. Какой же из этих образов достоин, чтобы увидетьБога? Ясно, что ни один.

Как же лучше в этом убедиться? От иного пророческого гласа, говорящего: «И посем нам виден бысть и с человеки поживе». Ибо то было доказательством видения, но не того, что Бог живет с людьми. Как говорит: «Сей Господь придет и спасет нас»? Может быть, поведаешь нам, о блаженный, как Безобразный принимает образ, Недвижимый опять подвигается от небесных престолов к земле. Может быть, скажет, отвечая им, сей божественный муж, что вы слышали и другие слова о пришествии, зачем же слишком любопытствуете здесь об этом слове? Или вы забыли сказанное, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: С нами Бог» (Мф. 1,23; Ис. 7,14). Или не слышали написанного, что «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается Имя Его: велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог Крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века». Из этих слов узнайте образ пришествия. Ибо Нетленная Дева родит телесный Светильник нетленный, потому что до плоти надлежит снизойти к нам всечестному божественному Слову, чтобы сотворённых Им—бесплотным Божеством—и обветшавших через грех обновить через воплощение и соделать нетленными через подобие тленного тела.

Слыша все это, сказанное им пророком, скажем и мы: «О небесное Отроча древнее! О треблаженный Сыне, Который приходит, неся на своих плечах начальство и не требуя ни от кого иного подать Ему Его начальство! О великоименитое Рождество! Ибо «Великого Совета,—говорит,—Ангел» и «Бог Крепок» называется. О всесильное владычество! Ибо Он есть «Чуден, Советник» и «Начальник мира». Итак, как же прославим сегодняшний праздник? Как ублажим нынешнее таинственнейшее торжество? Ибо кто сможет исследовать бессмертное этого дня? Какими великогласными и высочайшими глаголами сможет проповедать это всепетое и победоносное таинство нетления? О достойный бесчисленных гимнов день, в который воссияла нам Звезда от Иакова и Небесный Человек, происшедший от Израиля, и в который пришёл к нам «Крепкий Бог», и правды взошло «Солнце», и божественных добродетелей открылось сокровище, и вечной жизни насаждение человекам прозябло, и восток с высоты воссиял, и Владыка небесных и земных из девического чрева пришёл в тленный мир для избавления этого мира! «Ибо родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк. 2,11), который является светом народов и спасением дома Израилева. О, какое чудо! В яслях, как дитя, водворялся Неописуемый небесами, в женских объятиях согревался все Устроивший кратким словом и питался молоком от чистых сосцов Святой Девы Даровавший бытие всем премирным Силам. «Когда же они были там,—как свидетельствует Евангелие,— наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было Им места в гостинице» (Лк. 2,6-7).

Что за сие новое и преславное таинство? Что за всемогущее и нетление подающее благосердие божественного промышления? Что за страшное и премудрое ополчение против диавола? Через Деву получил освобождение мир, который прежде через Еву упал в грех. Через девственное Рождение низвержены в ад многочисленные чины невидимых демонов. Сообразен рабам стал Владыка, чтобы рабы опять стали сообразны Богу. О Вифлеем, граде освященный и соунаследованный людьми! О ясли, сопричастницы хервувимов и серафимов! Ибо Вечный, божественно носимый тех (ангелов) престолами, ныне в вас телесно водворяется. О Мария, приобретшая первородного Сына—всех Создателя! О человечество, давшее бытие вечному Богу-Слову и предпочтенное в этом Небесным и разумным Силам! Ибо не благоволил Христос стать сообразным ни виду архангелов, ни неизменным образам Начал, и Сил, и Властей, но благоволил к тебе, ниспадшему в изменение и уподобившемуся бессловесным животным. Ибо здоровые не имеют нужды во враче, долгой же болезнью одержимое человечество получило такого Врача, что удостоилось, когда болезнь обратилась в бегство, того, что больше здравия,—спасения. Но где ныне несчастный и не- забывающий нечестие всескверный змий, восхотевший вознести свой престол на высоту?

Поэтому, братья, блаженного «звания небесного причастницы», призванные к усыновлению и братству, мы должны быть благодарными призвавшему нас, и должны соделать себя быть достойными Подавшего нам братство и быть достойными сынами Даровавшего нам сыновство и Принявшего нас в усыновление. Добровольно и от любви поработаем Ему, будучи готовыми ко всякому постижению, праведности, украшаемы чистотою, достигая нестяжательности, прилежа словам Божиим, предавая себя святым молитвам и божественным гимнам, преображая себя от века сего, забывая земные и тленные пожелания, побеждая «добром зло, никому же злом за зло воздавая», считая самих себя не на земле пребывающими, но на небесах имеющими жительство, сообращающимися с ангелами, предстоящими престолу Небесного Царствия. Таковы священных апостолов повеления, которые нам завещал Христос в блаженном и вечном Завете. Иудеи видят новый и избранный народ, который украшен такой духовной красотой и такой светлостью сияет миру. Ибо потому Бог оставил нас смешанными с народами, чтобы мы были как светила для мира, были как семя спасения, чтобы все окружающие видели нас и обращались от своих злых дел. Берегитесь, чтобы кто-нибудь из язычников не похулил из-за вас Бога, да прославляется вами Тот, Кто вас призвал, и освятил, и спас. Притеснитель и наглый да удивится вашей кротости и умеренности, ругающий вас да устыдится вашим молчанием. Стремящийся к богатству и хотящий судиться с вами да обрящет вас безмятежными в отношении к богатству как не считающих себя имеющими имущество на земле, но владеющих небесным богатством. Пригласивший и дружественно принимающий вас да найдёт вас в мирских удовольствиях скромными, непеременчивыми, желающими целомудрия, а не прельщающимися удовольствиями. Чтобы все они узнали, как много может вселение Духа Святого, умерщвляющего природу плоти. Быстрый на клятву да найдёт вас не позволяющими себе даже божиться, но боящимися произносить имя Божие в разговорах о малозначимых вещах.

Ибо так мы все будем учителями во всякой вещи для тех, кто рядом с нами. Так проводя жизнь, воистину станем закваской святой, и через нас весь мир заквасится во спасение, и мы принесем много плода, и прославится Бог в нас, по сказанному Господом: «В сем прославится Отец, да вы плод мног принесете и будете Мои ученицы». Прославленный же нами Господь прославит и нас вечною славою во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже слава во веки веков.

  Перевел с древнегреческого преподаватель МинДС 
иеромонах Иоасаф (Морза).
Публикуется впервые.

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.