Cегодня все по-честному

Чем сегодняшнее студенчество отличается от студентов прошлых десятилетий? В чем разница их мировоззрения и жизненных целей? На вопросы нашего журнала отвечают те, кто еще недавно были студентами и сегодня воплощают в жизни свои студенческие мечты: Вахтанг Ахвледиани (президент компании «Белкантон»), Елена Подгорная (директор рекламной фирмы «Tiro»), священник Сергий Лепин (преподаватель МинДАиС).

–Что из ваших интересов, увлечений студенческой поры принесло пользу в самостоятельной жизни?

Вахтанг Ахвледиани. Я был самостоятельным—это научило меня планировать свою жизнь, рассчитывать только на себя. Я много общался, занимался спортом. После армии я получил новый жизненный толчок. Узнал, что могу сделать такое, о чем ранее не подозревал, например, пробежать 10 километров в кирзовых сапогах и в полной выкладке. Пришло понимание того, что такое дружба. После армии началась студенческая жизнь: в 20 лет я уже смотрел на вещи совсем по-другому.

Елена Подгорная. Я была самой обыкновенной студенткой. В детстве много полезного было заложено, а из студенчества — воспоминания и диплом.

1 (1). Всегда понимаешь, что весь твой опыт, все, что со тобой случалось в жизни, так или иначе может принести пользу позже: во всяком случае, Бог хочет, чтобы все, что с тобой случалось в жизни, принесло пользу. Я достаточно много читал, увлекался литературой, писал стихи (пишу их и сейчас), занимался активной общественной работой, и эта работа приносила мне удовольствие и радость. Мне нравилось общаться с людьми, кому-то возражать, с кем-то соглашаться, с кем-то спорить. Мои детские увлечения способствовали тому, чтобы мои взгляды сегодня по целому ряду вопросов были более глубокими и осмысленными. Сегодня я могу сказать, что я выбрал христианство. Этот выбор был во многом предопределен моими хобби— это литература и музыка.

–Как отличались Ваши взгляды на жизнь в студенческие годы от сегодняшних?

Вахтанг Ахвледиани. В студенческие годы ты имеешь возможность расширять свои взгляды. Тогда я считал, что лучше журавль в небе, чем синица в руках. Но со временем успокоился. Начал понимать, что наше время ограничено. Когда я был студентом, то очень часто просто прожигал жизнь. Может в этом и заключается юношеский максимализм. Сегодня я живу еще и завтрашним.

Елена Подгорная. В отличие от юности, где я жила как все—школа, институт, работа—у меня появилась цель. Точнее, она на меня свалилась. Однажды зазвонил телефон и мне сказали: «Лена, мы делаем фирму, хотим предложить тебе пост директора». Я всегда была очень логичным человеком, все подвергающим анализу причинно-следственной связи. И, будучи очень далекой от религии, искала связи в материальном мире. Но трудно было не заметить логичность и последовательность событий, происходящих со мной. И в материальном мире объяснений я не находила. Поэтому в студенчестве жизнь представлялась этакой прогулкой по лесу, бредешь по травке среди деревьев, ориентируясь на голоса спутников, чтобы не оторваться от них, теперь же это осмысленный путь по проложенной Кем-то дороге.

Отец Сергий Лепин. Честно говоря, я еще не совсем ощущаю в себе это противопоставление. Я иногда думаю, что становлюсь старым, когда вижу, как одеваются современные люди и какую музыку они слушают. Насколько я лоялен и либерален в отношении эстетических течений, музыки, моды, но многое здесь сегодня не только не эстетично, но и не оригинально, и самое нехорошее, что может быть—безвкусно и пошло. Пошлость—это достаточно опасно, потому что это надолго. Многие ощущения со временем притупляются. К примеру, первая любовь—самое интенсивное чувство, но и самое поверхностное. Зрелая любовь—самое глубокое чувство, но в нем меньше экспрессии. Чем дальше, тем жизнь воспринимается менее интенсивно, но, как мне кажется, я воспринимаю ее глубже.

–Ваша оценка современной молодежи. Чем сегодняшняя молодежь не похожа на молодежь прошлых десятилетий?

Вахтанг Ахвледиани. Когда я шел в армию, то видел, что у многих моих сверстников был патриотизм. У сегодняшних такого патриотизма уже нет, во что-то он трансформировался. Но по большому счету, человек каким был, таким и остался. Сегодняшняя молодежь более прагматична.

1 (1)Елена Подгорная. Беда современной молодежи—общий недостаток воспитания. Все хорошо в гармонии—душа, тело, ум. Существует культура поведения—ее закладывает родной дом, культура ума воспитывается в школе, культура души—в Церкви и т.д. Все вместе это называется культурой жизни. Сегодня родители озабочены финансовыми проблемами, из школы разбежались сильные педагоги, к государственным ценностям интерес утерян, к религиозной культуре только стали обращаться. Потому молодость и плохо читает «книгу жизни», т.к. чтению плохо обучена. Но жизнь одна—и если ждать пока стабилизируется положение в стране, то можно стать дедушкой. Учиться надо, развивать себя—только разносторонне, гармонично, читать, слушать музыку, ходить в церковь, дружить, любить, трудиться. Жить в полную грудь, радостно и мудро. Хотя, по сравнению с нами, юные менее эрудированны и более сластолюбивы, что ли, но при всем этом они и посильней нас в энергичности, в целеустремленности. Мы были задумчивые, мечтательные и неконкретные. Сейчас ребята дальше смотрят, четче видят, более гибкие и выживаемые.

Отец Сергий Лепин. Современная молодежь абсолютно безыдейная. Я и мои сверстники мечтали быть космонавтами, летчиками, но не потому, что там платят много денег. Материальные интересы никогда не брались в расчет—у молодежи был определенный потенциал энтузиазма. И современная молодежь, как мне кажется,—это те люди, которые не умеют мечтать, у которых, по-моему, уже нет шанса научится мечтать. Сейчас очень редко можно встретить мечтателя.

Что делает молодежь такой, какая она есть? Это игрушки, с которыми она играла в детстве. Во что играли мы? Мы могли взять просто палку в руки и считать, что это автомат. Сейчас продаются игрушки, которые внешне почти ничем не отличаются от настоящего оружия. В результате у детей просто не развивается воображение. Игра—это процесс, в котором ребенок готовиться быть взрослым. Мальчики всегда готовились быть воинами. Девочки раньше готовились быть матерями—они играли с куклами-младенцами—малыши-голыши и все, что на них похоже. Что же сейчас? Барби—не куклы-дети, а взрослые дамочки, которых надо расчесывать, для них продается косметика, одежда и т.п. И в результате—что в девочке воспитывается этой игрушкой? Она и вырастет такой же Барби.

Что касается положительных черт современной молодежи, среди них могу назвать это самостоятельность. Дети, по сути, очень быстро становятся взрослыми. С одной стороны, это специфика экономических отношений, в которых мы живем, и с другой,—доступность информации. Сейчас дети рано понимают, что им никто не сможет помочь: ни государство, ни родители, и, с одной стороны, в этом—корень нехорошего меркантилизма, с другой стороны,—это рано делает человека взрослым, правда в этом тоже есть очень много плохого—у человека должно быть детство. В древности было очень длинное детство, и канонический возраст для принятия сана связан с этим: человек жил медленно и соответственно медленно взрослел. Еще чуть-чуть и, наверно, дети будут рождаться с сединами, морщинами и всезнающими. Все меньше и меньше евангельский образ «будьте просты как дети» является понятным для наших современников и один из русских святых отцов говорил, что настанет время, когда дети своим коварством превзойдут бесов. Это обратная сторона прогресса. У любого процесса здесь на земле существуют обратные стороны.

-От чего, на Ваш взгляд, зависит жизненный успех современного молодого человека (личные качества, знания, навыки, стиль жизни)?

1 (1)Вахтанг Ахвледиани. Очень часто мы не умеем делать жизненный выбор. Каждый из нас талантлив, но мы не умеем формулировать свои жизненные цели. Надо знать, как хорошо жить. Успех— это, в первую очередь, внутренняя удовлетворенность от того, что происходит с тобой, вокруг тебя и от того, куда ты идешь. Для кого-то это может быть ослепительный успех, для кого-то—просто везение, а другой скажет: «Да я в его годы добился бы в десятки раз больше». Успех начинается задолго до студенчества. Знание иностранного языка, владение компьютером, поддержание хорошей физической формы—все это нужно делать вовремя. Для того, чтобы быть образованным, иметь широкое мировоззрение, ты должен читать, общаться, а не прожигать жизнь.

Елена Подгорная. Для меня основная проблема в общении с молодежью на работе состоит в том, что молодые люди ничего не хотят. Успех все-таки зависит от желаний. Если человек ничего не хочет—ему идти некуда. Сначала необходимо желание, поставленная цель, а ее достижение и есть успех. А если что-то не получается—не надо искать оправдания, ссылаться на обстоятельства, которые помешали нам достичь успеха. Тот, кто хочет—ищет способы. Кто не хочет—ищет причины. Вообще, успешность—это просто качественная характеристика какого-то события, которое совершилось: успех или неуспех. Например, человек успешно сдал экзамен. Но рассуждать, что у человека жизнь успешная, потому что у него есть квартира, машина и зарплата больше, чем у меня—с этим я не согласна. Успех—это состояние внутреннее. Есть люди, у которых нет квартиры и машины, но у них есть состояние внутренней гармонии и радости. Такой человек успешный: он радуется и любит жизнь. Сегодня, к сожалению, для большинства наших людей успех—это благосостояние. К сожалению, потому что благосостояние—лишь следствие успеха в профессии и признанности ее людьми. Сегодня не только бизнесмен может иметь благосостояние. Сегодня есть немало примеров, когда хороший врач, который умеет лечить, или педагог, который действительно умеет учить, а не просто приходит в школу стоять у доски, могут заработать не меньше бизнесмена. Сегодня говорят: «ах, какое время тяжелое, врачи и учителя бедно живут». Может, надо подумать не о том, что они врачи и учителя. Можно сказать лежа на диване: «Я хочу жить хорошо и быть успешным» . А можно сказать: «Для того, чтобы жить хорошо и успешно, я подберу профессию, которая соответствует моим способностям, и у меня хватит сил, чтобы добиться в ней успеха. Я получу образование, я пойду работать по этой профессии. Я буду много и усердно трудиться для того, чтобы достигнуть квалификации специалиста и иметь и признание, и удовольствие от того, что что-то в этой жизни сделано моими руками». Хороший специалист всегда хорошо зарабатывает. Сегодня мы можем сказать, что каждый человек стоит столько, сколько он заслуживает. Если ты хороший специалист, но ты абсолютно неактивный человек, ты боишься риска и поэтому, владея профессией, ты не совершаешь никаких действий,—ты будешь мало зарабатывать. Сегодня в жизни все по-честному: сделай все сам—не завидуй никому. Никаких проблем, только сначала просто захоти. Потом сделай это своей целью. А после этого, применяя все свои личные качества, навыки, знания и, формируя свой стиль жизни по достижению цели, достигай результата. Имей успешный результат воплощения своей цели. А сначала просто захоти чего-нибудь.

Отец Сергий Лепин. Все зависит от того, какую цель поставил перед собой человек. Чем ближе цель, чем она приземленнее, тем больше гарантия успеха. И если подразумевать под словом «успех» достижение каких-то жизненных идеалов, то у современной молодежи больше шансов, потому что идеалы становятся все проще и проще. Процент тех, кто хочет стать космонавтом, все меньше и меньше. Все больше тех, которые хотят стать адвокатами, бизнесменами. Говоря о качествах, то самостоятельность и целеустремленность это те качества, которые нужны независимо от того, кем ты хочешь стать. Можно предположить, что все больше и больше в нашем обществе будет играть роль фактор образованности и профессиональной подготовленности. Если человек поймет, что не прикладывая усилий он не достигнет ничего,—человек захочет учиться. Это будет единственный способ к увеличению потенциала.

   Беседовал Андрей Пугач,
студент I курса МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.