Гости из будущего

1 (1)У всех нас есть сильное желание заглянуть в будущее. Но ни у кого нет возможности. Мы усиленно пытаемся узнать, что «день грядущий нам готовит», и не знаем, что будущие события отбрасывают назад свою тень. Их отблеск—это молодежь. Социальный портрет учащейся молодежи—картина будущего.

Само слово «молодежь» мне казалось всегда официальным и неживым, словом, которое нельзя использовать в разговоре с близкими. От частого использования в советское время оно приобрело бронзовый оттенок памятника соцреализма, напоминая сегодня о комсомоле (коммунистическом союзе молодежи), гимне демократической молодежи («Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»), всемирных слетах молодежи и тому подобных проявлениях навязчивой опеки КПСС над теми, кто еще не вступил в ряды ее членов по причине недостатка возраста.

Со временем часть политической шелухи отпала от этого слова, и оказалось, что синонимов у него не так уж и много и заменить его нечем. А само понятие «молодежь» необходимо, ведь раз есть предмет, то он должен иметь какое-то название. Поэтому попробую дать определение столь часто повторяющемуся в этой статье в частности и в номере вообще слову. Итак, молодежь—это совокупность людей 16-30-летнего возраста, объединенных общностью эмоционально-психического стереотипа поведения и одинаковыми ценностными ориентациями.

Проще сказал нобелевский лауреат физик Петр Леонидович Капица: «Человек молод, когда он еще не боится делать глупости».

Молодежь—наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%. Студенчество вообще олицетворяет особенности всей молодежи, ведь именно в студенческой среде формируется молодежное сознание, специфическая культура, нормы поведения, которые затем заимствуются остальной молодежью и воспринимаются обществом как свойственные новому поколению в целом. Поэтому студенчество наиболее показательно с точки зрения демонстрации интеллектуально-духовной перспективы нашего завтрашнего дня.

Тезис о том, что молодежь—будущее нации, существовал, видимо, всегда.

Поэтому на вопрос: Что ждет нацию в будущем?—можно смело ответить: Там ее ждем мы, молодежь.

Если же попытаться быть чуть более серьезным, то в будущем нацию ждет то, чем сегодня живет юношество—его беды и успехи. Ведь мировоззрение и нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.

«Миром правят молодые—когда состарятся»,—сказал Джорж Бернард Шоу.

Чем же все-таки сегодня живет новое поколение? Социологи не перестают задавать себе этот вопрос, и задают вопросы по этому поводу и нам, молодым.

Более трети всех социологических исследований так или иначе связано с молодежной проблематикой. При их проведении возникают большие сложности, так как новое поколение только ищет свое место в обществе, и поэтому оно наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. У людей этого возраста часто сочетаются раннее взросление по одним показателям с длительным сохранением инфантильности по другим.

Уже так хочется управлять министерством или собственной яхтой, снимать (-ся в) кино, стать богаче Била Гейтса и т.д., в общем быть «владычицей морскою» и папой римским в одном лице. В то же время, если нашкодничал, ответственность за совершенное нести не очень-то и хочется.

Именно в молодости должно происходить повышение личной ответственности за свою судьбу, за выбор ценностей, за выбор своей профессии. Однако сегодня утрата надежных мировоззренческих, нравственных ориентиров, распад традиционных институтов социализации—пионерской, комсомольской организации, невысокий авторитет вновь возникающих молодежных объединений, превращение товарно-денежных отношений в главный критерий человеческих интересов, вызывают рост бездуховности и углубление процесса маргинализации молодежи.

Маргиналы—ведущие асоциальный образ жизни, не участвующие в материальном и духовном производственном труде, эгоистически и потребительски относящиеся к другим людям, к обществу.

А отсюда—один шаг к противоправному образу жизни. Социологами отмечается увеличение криминализации подрастающего поколения, первые признаки которой—скука, апатия, иждивенческие настроения, утрата смысла жизни, нарастающая агрессивность. И если не так давно молодежь верила в «светлое будущее», в комсомол, партию, то сейчас верят только в себя 38% опрошенных студентов, в друзей—17%, в родных—13 %.

1 (1)

Тем не менее, в настоящее время в Республике Беларусь насчитывается несколько десятков различных молодежных организаций, отстаивающих интересы юношей и девушек. Действуют они разрозненно. Наиболее влиятельной является Белорусский союз молодежи (правопреемник ЛКСМБ и Белорусского патриотического союза молодежи, объединявшего учащихся и студентов). Он пользуется покровительством и материальной поддержкой Президента и правительства страны, имеет государственные помещения, автомобили, денежную и информационную поддержку, например через СМИ, органы официальной печати, издательства. В стиле его работы, к сожалению, сохранилось многое из бюрократической организации ВЛКСМ: та же заорганизованность, вертикаль, увлеченность броскими «массовыми мероприятиями», собраниями, заседаниями.

События политической и общественной жизни в личных беседах обсуждают только 3% студентов. Наиболее же предпочтительными в межличностном общении названы другие интересы:

музыка, любимые музыканты—61%;
книги, фильмы, телепередачи—50%;
мода—44%;
любовь—35%;
учеба—29%;

А теперь плохая новость.

На вопрос: «Есть ли у Вас увлечение, которому Вы с удовольствием посвящаете свободное время?» около 45% студентов ответили отрицательно, причем к искусству оказались равнодушны 46%, к литературе—27%.

Преобладающие же виды занятий (в большинстве своем пассивные) в свободное время:

просмотр ТВ и видео—51,8%;
занятие спортом—30%;
прослушивание музыки—80%;
чтение литературы—50%;
политика—5%;
посещение театров, кино—18%;
общение с родственниками, друзьями—84%;
посещение дискотек—26,2%.

Говоря о причинах сегодняшнего кризиса социализации молодежи необходимо учитывать, что он возник и протекает на фоне общемирового социального кризиса, связан с «контркультурой» Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации современной цивилизации. Вообще наша современная молодежь оказалась в уникальной исторической ситуации: на ее глазах разрушился Советский Союз, и на смену политическому тоталитаризму пришел плюрализм мнений, иногда доходящий до анархизма, плановое хозяйство вымирает, вытесняемое рыночной стихией, мораль видоизменяется до неузнаваемости…

В советский период пропаганда общественных ценностных ориентиров занимала доминирующее положение. Теперь же молодые люди при опросах на первые места ставят личные потребности, а не общесоциальные. В вузовской среде, например, в 90-е годы ценности, связанные с личным счастьем и благополучием (любовь, семья, дети) стали доминирующими (97% ответов из опроса студентов 17 вузов), тогда как в середине 80-х на первое место ставились служение общественному долгу, патриотизм, профессиональные интересы.

Кризис социализации молодежи связан и с изменением социальных функций семьи: на первом месте у молодых не продолжение рода, не экономическая стабильность, а реализация потребности в духовной близости, эмоциональном комфорте. В ранговой шкале системы жизненных ценностей молодежи на первом месте—здоровье, на втором—счастливая семейная жизнь, на третьем—любовь.

Студенческая семья, когда муж и жена—студенты дневных отделений (своеобразный семейный экстрим) — считается одной из самых прочных (только 3% из них сомневаются в удачности брака). Демократическими признали свои отношения 82% таких супружеских пар, авторитарными—5%, анархическими—3%. Любовь как принцип супружества отметили свыше 75%. Имеют детей 55%, в том числе 2%—по двое.

41% мужей и 35% жен стали учиться лучше после вступления в брак: сказалась не только товарищеская взаимопомощь супругов, но и боле рациональная организация свободного и учебного времени, душевная успокоенность и эмоциональное равновесие.

Многие студенты Минских Духовных Академии и Семинарии также женаты (статистики по этому поводу нет, но женатых более 10%), причем некоторые — на студентках Регентской Школы или Духовного Училища. Уникальность же Духовных Школ в том, что около 1-2% студентов становятся монахами.

Общественные изменения вызвали изменение сознания студенчества в сторону терпимости к таким явлениям как свободный секс, проституция, злоупотребление спиртным. Свободу сексуальных отношений нормой признают 53% опрошенных, а 7% готовы оказывать сексуальные услуги за плату.

А теперь хорошая новость.

Постепенно изменяется к лучшему отношение к верующим студентам. Их перестали считать неблагополучными в нравственно-мировоззренческом плане, с ними перестали «работать комсомольские активисты», над ними меньше насмехаются сокурсники. Доля убежденно верующего студенчества сегодня составляет 10% (девушек вдвое больше чем парней). Конфессионально безразличны более 85% опрошенных. Никогда не причащались 57% опрошенных. Среди неверующих студентов (которых 27%) немало крещеных и тех, кто эпизодически посещает храмы, участвует в религиозных праздниках (до 25%). Они признают существование «сверхъестественных сил»—34%, перевоплощение душ—18%, космический разум—37%. 21,5% отмечает наличие у себя веры в загробную жизнь, 23%—потребности в исповеди, 12%—необходимость участия в обрядах по убеждению, 37%—безразличное отношение к обрядности, систематическое посещение храмов—3,2%, только по большим праздникам—22%.

Основная сложность для молодежи связана с проблемами «жизненного старта»—с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д.

По результатам опросов месячный доход студента складывается из различных источников: стипендии (93%), подработки (зарплаты) (15%), помощи родных (65%), предпринимательской деятельности (8%) и др. По мнению опрашиваемых, в основной массе (90%) они малообеспеченные и живут за чертой бедности. Хотели бы подрабатывать 46%, а 20% полагают, что главный труд студента—учеба, поэтому не следует искать работу. Совмещают учебу и работу 25% опрошенных (9%—по специальности). Среди семинаристов процент работающих гораздо выше, так как каждый несет какое-либо послушание.

Самостоятельность—способность к самостоянию, как говорил Александр Сергеевич Пушкин, это одно из определяющих стремлений молодежи, позволяющее обеспечить себя средствами существования, быть независимым от родителей, получить статус взрослого. Труд сегодня перестает занимать важное место в структуре ценностей молодежи, в этой среде усиливаются потребительские установки. А недостаточная материальная обеспеченность и использование материальной помощи родителей нередко формируют у части молодежи социальный инфантилизм.

Поэтому, извините, каждому человеку нужно стараться встать на задние лапы, оторвать глаза от земли и посмотреть в небо.

А то можно опоздать на всю жизнь…

   Сергей Орлов,
студент III курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.