Малую жертву Богу

1 (1)Очень часто можно услышать мнение, что организованная жизнь молодежи на приходах—это нечто вроде клубного интереса, она может быть, а может и не быть! Такое утверждение основывается на представлении, что главное в приходской жизни—молитва, а общение и сотрудничество лишь рассеивают ее. Но, во-первых, «уход в себя» не содействует молитве, потому что суть церковной молитвы—соборность. «Там где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18,20), заповедал Господь. Во-вторых, как писал апостол Иаков: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2,20) А много ли дел совершает молодежь на приходах? Жаль, но пока немного. Однако несомненно: нынешнее время—время свершений, время трудов на благо Церкви—и кому же еще, как не молодым, их совершать?

В апреле 2002 года в Бобруйске было создано молодежное объединение, которое приняло название Православного молодежного Центра святого апостола Иоанна Богослова. Особенность его состоит в том, что членами его стали выпускники старших классов существующей уже более 10 лет Воскресной школы при Свято-Георгиевском храме. Поэтому молодежный Центр продолжил труды настоятеля и преподавателей воскресной школы. Следствием этого явилось то, что Центр начал свою работу без длительного организационного периода и раскачки.

Началом летней работы Центра с полным основанием можно считать состоявшееся еще весной, 10 мая, молодежное паломничество в лесной храм в Проще. Тогда более 30 юношей и девушек с палатками отправились в лесные угодья между Глушей и Осиповичами, где расположен удивительный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Помолившись на службе и проведя вечер за общением у костра, на Божественной литургии в следующий день молодые люди молились о покрове Божией Матери над нашей многострадальной землей, о преодолении нынешних тяжелых времен, о светлом будущем, которое отражается в глазах нашей молодежи. И молитва эта была услышана. В июне месяце Православный молодежный центр развернул самую обширную деятельность. Каждое воскресенье молодежь собирались на духовные вечера, где проводились викторины, концерты, образовательные игры. За чаепитием, в совместном пением духовных песен молодые люди знакомились, лучше узнавали друг друга, общались—одним словом, закладывали фундамент православной соборности и единомыслия, на которых строятся все благие дела и свершения Церкви. По вторникам мы встречались на традиционных еженедельных собраниях Центра святого апостола Иоанна Богослова, где планировались дела предстоящей недели. По пятницам ребята участвовали в работе группы милосердия, где помогали больным. В течении июня состоялись паломничества в Свято-Никольский храм поселка Телуша, Свято-Ильинский храм в шестом микрорайоне. В Свято-Иверском храме в Киселевичах мы также участвовали в строительных работах—разгрузке кирпича.

1 (1)

С наступлением июля работа молодежного Центра еще более активизировалась. Молодые люди практически не расставались, каждый день приносил все новые и новые дела и направления деятельности. С первого июля начал свою работу молодежный стройотряд по возведению Свято-Иверского храма. Юноши и девушки участвовали в проведении работ по наведению порядка на территории, складировании кирпича, покраске забора. В свободное время ребята играли в волейбол, купались и загорали на близлежащем озере, предпринимали и более далекие экспедиции—на Березину.

В рамках стройотряда молодежный Центр совершил паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру с посещением храма Христа Спасителя в Москве. В стройотряде ребята своими силами готовили себе трапезу, чем приобрели очень важный навык для дальнейшего автономного существования. Работа стройотряда закончилась 13 июля. И уже на следующий день, в воскресение 14 июля, мы отправились на Всебелорусский молодежный крестный ход из Речицы в Лоев.

Прибыв в Речицу на автомобилях, юноши и девушки присоединились к паломникам из разных городов Белоруссии, которые должны были пройти с трехметровым деревянным поклонным крестом 70 км, разделяющих Речицу и Лоев. На пути предстояло сделать два ночлега, совершить три дневных перехода в 30, 31 и 9 километров, раздать на пути следования православные листовки, газеты и иконы. В храмах по пути следования паломники совершали молебны о дожде —в ту пору стояла чрезвычайно засушливая погода. И по милости Божией следом за крестным ходом начали идти и дожди.

Многие местные жители со слезами на глазах встречали крестный ход, говорили о том, что только от дедов своих слышали о таком. Встречали паломников не только хлебом-солью, но и целыми горами разнообразных продуктов! В некоторых храмах навстречу паломникам выходили свои крестные ходы: и когда православные встречались, с хоругвями, крестами, пением молитв,—слезы стояли в глазах не только бабушек, но и молодых людей. Это были незабываемые минуты. Поклонный крест, принесенный из Речицы, был установлен у въезда в город Лоев. При этом присутствовали руководители города, множество православных верующих. Много теплых слов было сказано в адрес паломников на торжественной встрече в Свято-Троицком соборе города Лоева. Молодые люди делились своими впечатлениями, причем главным наблюдением было осмысление важности подобных крестных ходов в наше неспокойное время. В прежние времена крестные ходы проводились ради объединения народа перед лицом предстоящей беды—нашествием врага, голодом, мором, засухой. Не так ли и в наше время нас атакует разврат, наркомания, преступность, другие общественные недуги, которые можно победить только всенародным единением? 16 июля бобруйские паломники вернулись домой.

И уже на следующий день, 17 июля, молодежный Центр переехал на новое место жительства—летний лагерь отдыха в селении Голынка. Три деревянных домика без труда вместили двадцать пять человк, которые решили совместить преимущество летнего отдыха с духовным образованием, молитвой. В первый день была устроена кухня, причем ребята сами организовали дежурство на ней методом нарядов: каждый день четыре человка брали на себя все заботы об организации трапезы молодежного лагеря. Дни пребывания в лагере были насыщены до предела. В распорядке дня находилось время и на изучение Священного Писания, и на проведение лекций по интересующим ребят вопросам, и на спортивные игры, и, конечно же, на отдых. Особое внимание уделялось подготовке к Слету православной молодежи Беларуси, который должен был пройти с 29 июля по 1 августа.

В программе слета было много мероприятий, к которым нужна была самая внимательная подготовка: это и турнир по волейболу, и конкурс КВН, и лекции по проблемам развития и существования молодежного движения в современном обществе. Очень нелегко было подготовить интересную и наполненную смыслом программу КВН—учитывая особую специфику православного мировоззрения, когда не всякая шутка или пародия может быть принята и понята зрителем. Несколько дней ребята работали над сценарием, прежде чем появилась цельная программа, соответствующая правилам игры КВН: приветствие, конкурс капитанов, домашнее задание. А потом еще нужно было это все отрепетировать! В общем, времени на бесцельное шатание и леность практически не было. А когда от умственной перегрузки ничего нового придумать не удавалось, наступала пора волейбола. Таким образом, пребывание в лагере проходило под знаком надвигающегося важнейшего события в жизни православной молодежи этого года. Несмотря на некоторую оторванность от мира, ребята не забывали о православном благочестии: попостившись и подготовившись ко Причастию, они все вместе отправились в Космо-Дамиановский храм близлежащего селения Любоничи. В воскресный день там была отслужена Божественная литургия, где юноши и девушки из молодежного Центра исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Время пролетело незаметно, и вот уже 27 июля молодежный лагерь завершил работу.

Уже через два дня мы отправились в окрестности Столбцов, к известной деревне Николаевщина—родине белорусского поэта Якуба Коласа. В этих красивейших местах проходил Слет православной молодежи Беларуси. Около 130 человек из всех уголков нашей страны собрались здесь, чтобы в течение четырех рабочих дней Слета узнать друг друга, обменяться информацией о работе, проводимой молодежными центрами и братствами на местах.

Благословляя работу Слета, епископ Гродненский и Волковысский Артемий отметил, что в наше время решаются судьбы нашей страны и народа на долгие времена: если удастся нам восстановить некий духовный стержень, которым многие века держалась наша земля—и, возможно, славянское сообщество восстанет в прежнем величии и славе. Если же нет—кто знает, может быть, мы будем рассеяны и растворены безличным и безнравственным обществом, сконструированным исходя из вкусов потребителей западной промышленности и идеологии.

На общих лекциях и в группах участники обсуждали возникающие в наше время проблемы: о преодолении скептицизма по отношению к Церкви; об организации досуга церковной молодежи; о привлечении в церковь учащейся молодежи; о молитвенной жизни современного человека. Вечера были посвящены волейболу, песням и непрекращающемуся общению.

Летом 2002 года прошло паломничество по храмам Бобруйского благочиния. Ребята сами составляли маршрут следования, а он был непростым. За три дня паломники прошли около 70 километров.

Тем же летом мы прошли еще одним крестным ходом: из селения Борколабово в город Быхов. Между ними всего около десяти километров: но замысел состоял в том, чтобы провести три дня на месте ныне разрушенного Борколабовского женского монастыря. Приехав сюда в пятницу 23 августа, ребята по силам попытались возобновить здесь ныне угаснувшую духовную жизнь: читали молитвы, проводили духовные беседы, возжигали свечи, принося малую жертву Богу от нынешнего прозревшего поколения. В воскресенье утром крестный ход направился в Быхов. Многие из паломников в этот день исповедались и причастились, и все с благоговением поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Борколабовская», находящейся в Свято-Троицком храме г.Быхова. Вечером этого же дня ребята вернулись домой.

С наступлением осени, которая традиционно знаменует начало учебы, молодые лица можно было увидеть на Православном вероучительном лектории, где читаются экзегетика Священного Писания, история Белорусской Церкви, литургика; на библейских курсах, которые проводятся в Гарнизонном Доме офицеров; в ежедневной работе группы милосердия при Центре, и, конечно же, на собраниях, за чаепитиями, викторинами и беседами. Не закрыл свои ворота и лагерь отдыха в Галынке: сюда молодежь выезжает, чтобы самостоятельно растопив печь и приготовив трапезу, проводить вечера в обсуждениях насущных тем нашего времени. Участвовала молодежь из Бобруйска также в проводимой Синдесмосом акции «День молитвы о Божием творении», встрече с руководителем Православного молодежного движения Кипра, отцом Георгием Антониу; съезде Объединения православной молодежи Беларуси.

Впереди же у молодежного Центра—участие в самой насыщенной летней программе Объединения православной молодежи Беларуси, участие в восстановлении переданного городскими властями здания, организация летнего лагеря отдыха. Как много нам еще предстоит!

   Дмитрий Первий

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.