Малую жертву Богу

1 (1)Очень часто можно услышать мнение, что организованная жизнь молодежи на приходах—это нечто вроде клубного интереса, она может быть, а может и не быть! Такое утверждение основывается на представлении, что главное в приходской жизни—молитва, а общение и сотрудничество лишь рассеивают ее. Но, во-первых, «уход в себя» не содействует молитве, потому что суть церковной молитвы—соборность. «Там где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18,20), заповедал Господь. Во-вторых, как писал апостол Иаков: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2,20) А много ли дел совершает молодежь на приходах? Жаль, но пока немного. Однако несомненно: нынешнее время—время свершений, время трудов на благо Церкви—и кому же еще, как не молодым, их совершать?

В апреле 2002 года в Бобруйске было создано молодежное объединение, которое приняло название Православного молодежного Центра святого апостола Иоанна Богослова. Особенность его состоит в том, что членами его стали выпускники старших классов существующей уже более 10 лет Воскресной школы при Свято-Георгиевском храме. Поэтому молодежный Центр продолжил труды настоятеля и преподавателей воскресной школы. Следствием этого явилось то, что Центр начал свою работу без длительного организационного периода и раскачки.

Началом летней работы Центра с полным основанием можно считать состоявшееся еще весной, 10 мая, молодежное паломничество в лесной храм в Проще. Тогда более 30 юношей и девушек с палатками отправились в лесные угодья между Глушей и Осиповичами, где расположен удивительный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Помолившись на службе и проведя вечер за общением у костра, на Божественной литургии в следующий день молодые люди молились о покрове Божией Матери над нашей многострадальной землей, о преодолении нынешних тяжелых времен, о светлом будущем, которое отражается в глазах нашей молодежи. И молитва эта была услышана. В июне месяце Православный молодежный центр развернул самую обширную деятельность. Каждое воскресенье молодежь собирались на духовные вечера, где проводились викторины, концерты, образовательные игры. За чаепитием, в совместном пением духовных песен молодые люди знакомились, лучше узнавали друг друга, общались—одним словом, закладывали фундамент православной соборности и единомыслия, на которых строятся все благие дела и свершения Церкви. По вторникам мы встречались на традиционных еженедельных собраниях Центра святого апостола Иоанна Богослова, где планировались дела предстоящей недели. По пятницам ребята участвовали в работе группы милосердия, где помогали больным. В течении июня состоялись паломничества в Свято-Никольский храм поселка Телуша, Свято-Ильинский храм в шестом микрорайоне. В Свято-Иверском храме в Киселевичах мы также участвовали в строительных работах—разгрузке кирпича.

1 (1)

С наступлением июля работа молодежного Центра еще более активизировалась. Молодые люди практически не расставались, каждый день приносил все новые и новые дела и направления деятельности. С первого июля начал свою работу молодежный стройотряд по возведению Свято-Иверского храма. Юноши и девушки участвовали в проведении работ по наведению порядка на территории, складировании кирпича, покраске забора. В свободное время ребята играли в волейбол, купались и загорали на близлежащем озере, предпринимали и более далекие экспедиции—на Березину.

В рамках стройотряда молодежный Центр совершил паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру с посещением храма Христа Спасителя в Москве. В стройотряде ребята своими силами готовили себе трапезу, чем приобрели очень важный навык для дальнейшего автономного существования. Работа стройотряда закончилась 13 июля. И уже на следующий день, в воскресение 14 июля, мы отправились на Всебелорусский молодежный крестный ход из Речицы в Лоев.

Прибыв в Речицу на автомобилях, юноши и девушки присоединились к паломникам из разных городов Белоруссии, которые должны были пройти с трехметровым деревянным поклонным крестом 70 км, разделяющих Речицу и Лоев. На пути предстояло сделать два ночлега, совершить три дневных перехода в 30, 31 и 9 километров, раздать на пути следования православные листовки, газеты и иконы. В храмах по пути следования паломники совершали молебны о дожде —в ту пору стояла чрезвычайно засушливая погода. И по милости Божией следом за крестным ходом начали идти и дожди.

Многие местные жители со слезами на глазах встречали крестный ход, говорили о том, что только от дедов своих слышали о таком. Встречали паломников не только хлебом-солью, но и целыми горами разнообразных продуктов! В некоторых храмах навстречу паломникам выходили свои крестные ходы: и когда православные встречались, с хоругвями, крестами, пением молитв,—слезы стояли в глазах не только бабушек, но и молодых людей. Это были незабываемые минуты. Поклонный крест, принесенный из Речицы, был установлен у въезда в город Лоев. При этом присутствовали руководители города, множество православных верующих. Много теплых слов было сказано в адрес паломников на торжественной встрече в Свято-Троицком соборе города Лоева. Молодые люди делились своими впечатлениями, причем главным наблюдением было осмысление важности подобных крестных ходов в наше неспокойное время. В прежние времена крестные ходы проводились ради объединения народа перед лицом предстоящей беды—нашествием врага, голодом, мором, засухой. Не так ли и в наше время нас атакует разврат, наркомания, преступность, другие общественные недуги, которые можно победить только всенародным единением? 16 июля бобруйские паломники вернулись домой.

И уже на следующий день, 17 июля, молодежный Центр переехал на новое место жительства—летний лагерь отдыха в селении Голынка. Три деревянных домика без труда вместили двадцать пять человк, которые решили совместить преимущество летнего отдыха с духовным образованием, молитвой. В первый день была устроена кухня, причем ребята сами организовали дежурство на ней методом нарядов: каждый день четыре человка брали на себя все заботы об организации трапезы молодежного лагеря. Дни пребывания в лагере были насыщены до предела. В распорядке дня находилось время и на изучение Священного Писания, и на проведение лекций по интересующим ребят вопросам, и на спортивные игры, и, конечно же, на отдых. Особое внимание уделялось подготовке к Слету православной молодежи Беларуси, который должен был пройти с 29 июля по 1 августа.

В программе слета было много мероприятий, к которым нужна была самая внимательная подготовка: это и турнир по волейболу, и конкурс КВН, и лекции по проблемам развития и существования молодежного движения в современном обществе. Очень нелегко было подготовить интересную и наполненную смыслом программу КВН—учитывая особую специфику православного мировоззрения, когда не всякая шутка или пародия может быть принята и понята зрителем. Несколько дней ребята работали над сценарием, прежде чем появилась цельная программа, соответствующая правилам игры КВН: приветствие, конкурс капитанов, домашнее задание. А потом еще нужно было это все отрепетировать! В общем, времени на бесцельное шатание и леность практически не было. А когда от умственной перегрузки ничего нового придумать не удавалось, наступала пора волейбола. Таким образом, пребывание в лагере проходило под знаком надвигающегося важнейшего события в жизни православной молодежи этого года. Несмотря на некоторую оторванность от мира, ребята не забывали о православном благочестии: попостившись и подготовившись ко Причастию, они все вместе отправились в Космо-Дамиановский храм близлежащего селения Любоничи. В воскресный день там была отслужена Божественная литургия, где юноши и девушки из молодежного Центра исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Время пролетело незаметно, и вот уже 27 июля молодежный лагерь завершил работу.

Уже через два дня мы отправились в окрестности Столбцов, к известной деревне Николаевщина—родине белорусского поэта Якуба Коласа. В этих красивейших местах проходил Слет православной молодежи Беларуси. Около 130 человек из всех уголков нашей страны собрались здесь, чтобы в течение четырех рабочих дней Слета узнать друг друга, обменяться информацией о работе, проводимой молодежными центрами и братствами на местах.

Благословляя работу Слета, епископ Гродненский и Волковысский Артемий отметил, что в наше время решаются судьбы нашей страны и народа на долгие времена: если удастся нам восстановить некий духовный стержень, которым многие века держалась наша земля—и, возможно, славянское сообщество восстанет в прежнем величии и славе. Если же нет—кто знает, может быть, мы будем рассеяны и растворены безличным и безнравственным обществом, сконструированным исходя из вкусов потребителей западной промышленности и идеологии.

На общих лекциях и в группах участники обсуждали возникающие в наше время проблемы: о преодолении скептицизма по отношению к Церкви; об организации досуга церковной молодежи; о привлечении в церковь учащейся молодежи; о молитвенной жизни современного человека. Вечера были посвящены волейболу, песням и непрекращающемуся общению.

Летом 2002 года прошло паломничество по храмам Бобруйского благочиния. Ребята сами составляли маршрут следования, а он был непростым. За три дня паломники прошли около 70 километров.

Тем же летом мы прошли еще одним крестным ходом: из селения Борколабово в город Быхов. Между ними всего около десяти километров: но замысел состоял в том, чтобы провести три дня на месте ныне разрушенного Борколабовского женского монастыря. Приехав сюда в пятницу 23 августа, ребята по силам попытались возобновить здесь ныне угаснувшую духовную жизнь: читали молитвы, проводили духовные беседы, возжигали свечи, принося малую жертву Богу от нынешнего прозревшего поколения. В воскресенье утром крестный ход направился в Быхов. Многие из паломников в этот день исповедались и причастились, и все с благоговением поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Борколабовская», находящейся в Свято-Троицком храме г.Быхова. Вечером этого же дня ребята вернулись домой.

С наступлением осени, которая традиционно знаменует начало учебы, молодые лица можно было увидеть на Православном вероучительном лектории, где читаются экзегетика Священного Писания, история Белорусской Церкви, литургика; на библейских курсах, которые проводятся в Гарнизонном Доме офицеров; в ежедневной работе группы милосердия при Центре, и, конечно же, на собраниях, за чаепитиями, викторинами и беседами. Не закрыл свои ворота и лагерь отдыха в Галынке: сюда молодежь выезжает, чтобы самостоятельно растопив печь и приготовив трапезу, проводить вечера в обсуждениях насущных тем нашего времени. Участвовала молодежь из Бобруйска также в проводимой Синдесмосом акции «День молитвы о Божием творении», встрече с руководителем Православного молодежного движения Кипра, отцом Георгием Антониу; съезде Объединения православной молодежи Беларуси.

Впереди же у молодежного Центра—участие в самой насыщенной летней программе Объединения православной молодежи Беларуси, участие в восстановлении переданного городскими властями здания, организация летнего лагеря отдыха. Как много нам еще предстоит!

   Дмитрий Первий

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.