Найди свой путь

1 (1)«Всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Эти странные слова Евангелия от Матфея завершают притчу о талантах(Мф. 25, 14-30). Как же узнать, что же мне дано, и что у меня может быть отнято? Как определить в себе талант и что с ним дальше делать?

Для объяснения понятия «талант» приведу аналогию дороги. Дорога, по которой идет человек, имеет особенность увлекать его в том направлении, в котором проложена. В отличие от передвижения по травке, среди деревьев. Когда идешь, и тебе абсолютно все равно, в какую сторону пойти, ни одно из направлений не отличается от других. Очень важно здесь то, что такой путь, в конечном итоге, определяется по спутникам—куда они, туда и ты.

В моей профессии талант—категория не просто важная, а необходимая для работы. Та деятельность, которой мы занимаемся, связана с творческими специальностями, в которых, как бы ты не старался изучить техники, методики и т. п., без таланта, без способностей достигнуть выдающихся результатов практически невозможно. Конечно, можно освоить профессию, можно изучить закономерности, можно очень много работать и выполнять поставленные задачи, и решения эти будут правильными, грамотными. Но в нашем продукте важна новизна, оригинальность, степень эмоционального воздействия. А это и есть критерии талантливого произведения.

Трудно сформулировать различия между словами и вложенными в них смыслами: способность, талант, гений. Попробуем начать со способности.

Способность—это интуитивное знание. Человек, рождаясь, ничего не умеет и с самого раннего детства всему учится. Он учится говорить, ходить, писать, читать. Эти знания даются не так тяжело, потому что в человеке присутствуют способности к обучению языку, письму, движению и т.д., все что мы не ценим и считаем само собой разумеющимся. Это способности общие, общечеловеческие, они как будто часть человека, от рождения. Потому мы и не задумываемся о них.

Другое дело способности специфические. К музыке, языкам, математике. Представьте себе на минуту, что сейчас Вы возьмете скрипку и начнете на ней играть. Вы, скорее всего, скажете: «Нет, я не могу на ней играть, я не обучен этому». Вы и не задумались, а есть ли у Вас к этому способности? Вы подумали только о том, что вы НЕ НАУЧЕНЫ. Как же определить способности? Человек, который не умеет рисовать—дай ему в руки кисть и масло—он начнет ставить мазки, просто мазки. И как-то это видно. И понятно. И обучение у него идет тяжело. Трудно ему понять. Трудно запомнить. Трудно повторить. А другой—берет кисть, и у него не сразу, но тем не менее получается. И лучше, чем у других. И понятнее. И учится он как-то необыкновенно легко, говорят: «На лету все схватывает». Откуда это? Мудрые люди говорят: нравится, когда получается, а получается, когда нравится.

Достаточно ли утверждение, что у человека только тогда есть способность или талант, когда работа, которой он занимается, дается ему легко? Нет, это не так. Талант или способность—это всего лишь возможность более эффективно обучаться для достижения того или иного умения. Это не значит, что способности позволяют человеку не учиться, не трудиться, а все делается само собой. За 10 лет работы в фирме у меня были примеры, когда люди, имеющие очень небольшие способности, поставив перед собой цель и достаточно много и грамотно трудясь для достижения этой цели, получали результаты гораздо большие тех, которые были у людей более одаренных. Только дело в том, что хотя небольшие, но СПОСОБНОСТИ у них были. Они упорно и целенаправлено их развивали.

Иногда мне кажется, что талант—это своего рода испытание. Что это значит? У нас работала одна девушка. Она действительно была очень одарена. В школе легко и талантливо занималась музыкой, и учителя пророчили ей очень большое будущее. Но, закончив школу, она не приложила дальнейших усилий, не пошла по этой линии. Она неплохо рисовала, родители хотели отдать ее в какую-нибудь специальную школу, но ей не хотелось заниматься и этим. У нас она работала с текстами. Через год интерес к работе у нее пропал. Она нашла уважительную причину, прежде всего для себя самой, почему она не хочет дальше работать в этой области. А на мой взгляд, все было очень просто. Если другому необходимо было потратить много часов, дней, испортить много листов бумаги и чернил, чтобы найти одну красивую фразу, ей это давалось сразу же. Но это было лишь первое соприкосновение с профессией. А дальше необходимо было обучаться, выходить на следующий уровень. А она этого не захотела. За год она израсходовала тот ресурс, который был ей дан от природы, и для собственного развития она больше ничего не сделала.

1 (1)

Таких примеров не мало. Поэтому иногда кажется, что в некоторых людях очень яркий и сильный талант мешает им. Они не прошли испытание своим талантом, они не только его не использовали, но еще, по большому счету, испортили свою жизнь, потому что значительного результата в своей жизни не достигли, обманываясь легкостью, не прикладывали усилий, не развивались, ни к чему не стремились.

Возвращаясь к началу, талант—это дорога, которую тебе дают от рождения, по которой ты идешь в каком-то направлении, причем эта дорога проложена, она существует, она есть, и твоя задача—только почувствовать, что она под твоими ногами, а потом очень внимательно отслеживать, не сошел ли ты с пути. Эта дорога только твоя и прислушиваться нужно к себе, а не к голосам спутников, перекликающихся среди леса. Здесь надо быть очень чувствительным и очень внимательным к тому, что с тобой происходит.

Когда дорога есть, по ней нужно идти, и тогда, во-первых, есть вероятность, что ты достигнешь цели, ведь ее проложил Кто-то мудрый, и во-вторых, идти по дороге легче и приятнее, чем просто идти по лесу, по буеракам. Но ведь идти должен ты сам. Никто не пойдет за тебя. Важно, чтобы человек, имея эту возможность, ее еще и использовал, и не просто использовал, но использовал эффективно. Говоря языком аналогий, идти можно медленно или быстро, умно или нет. Можно сначала долго бежать, устать и пройти только треть пути. А можно грамотно распределить свои усилия. Прошел часть пути, в высоком темпе, бодро, потом отдохнул, опять пошел. Это уже называется культурой труда, которая пока, к сожалению, тоже не является достоянием нашей молодежи. Но это вовсе не значит, что культуру труда человек не может освоить сам. Стоит только задуматься об этом, понять, что это необходимо, а потом еще поискать способы, приемы, методики, как же организовывать свой труд, свою учебу для того, чтобы не просто поучиться, а научиться, для того, чтобы не просто потрудиться, а получить от работы результат. И не любой, а классный.

У человека размышляющего часто возникает вопрос, почему у одних людей—очень яркие способности, но они не развиваются? А другие люди свои способности полностью подчиняют своему таланту и служат ему по полной программе. Кажется, что служение своему призванию—это тоже талант, это тоже дано, это не воспитывается дома, в школе. Человек также служит своему призванию, интуитивно подчиняясь воле, а не совершая над собой насилия, хотя независимо от этого, любой талант, способности, гений—это труд. А труд—это от слова «трудно». Даже для очень талантливых людей, которые и обучены неплохо, и условия для труда у них есть, и цель они ясно видят, регулярно напряженно трудиться—это трудно.

Когда-то меня сильно потрясло то, что я прочитала в «Ступенях», в статье Юрия Роя, главного редактора. Всегда казалось, что грех,—это когда ты делаешь что-то плохое, нарушаешь какой-то закон, придуманный кем-то другим. И к тебе он отношения не имеет. Юра написал, что греческий эквивалент слова «грех» в переводе значит «пройти мимо цели». Своей цели. Т. е. причинить вред себе самому. И вот, мне кажется, что не использовать свой талант—это грех. Все в мире промыслительно. И если человек создан таким образом, что в нем существует этот талант, если он ему дан, то дан он для него самого. Именно тогда, когда он занимается делом, в котором он талантлив, он действительно живет в радости, получает удовольствие от самого процесса, от достигнутых выдающихся результатов, от признания их.

Сегодня талант в приложении к молодежи—немаловажная тема. Молодые пренебрегают этим даром во имя сегодняшних социальных идеалов. Они понятны, эти сегодняшние ценности жизни. Они порождены неустроенностью, бедностью, неясностью возможностями реализации для молодежи. Сегодня переходное время, в которое всегда трудно ориентироваться. И в это время вдруг на поверхность всплыли ценности, которые очень материальны, и очень утрированны. Не потому что материальное не нужно. Жизнь хороша в гармонии. Для того, чтобы человек себя хорошо чувствовал, он должен быть в чистой одежде, ухожен, не голоден, не болен, а для этого нужны те же самые деньги. Деньги—это часть жизни и не надо кокетничать, отказываться от них, и говорить, что это плохо. Деньги так же нужны, как хлеб, вода, жилье, это необходимая вещь. И для этого надо работать и хорошо зарабатывать, содержать свою семью, тратить деньги на культуру, на театры, кино, поездки, здоровье—все это необходимо, но не стоит делать это единственной ценностью. Не редко молодые во имя этой ценности отказывается от своего таланта, который им дан и выбирает занятия, идет учиться в учебные заведения, как им кажется, конъюнктурные, которые им позволят богато жить.

Еще один прекрасный пример. Мы проводили собеседование с молодым человеком, получившим образование по специальности бухгалтер. В беседе выяснилось, что больше всего он любит писать стихи, читать, у него огромная библиотека, друзья все поэты и художники, и сам он—человек невероятно творческий. Мы задали ему вопрос: «Молодой человек, а вы никогда не задумывались о том, что по складу вы не бухгалтер, что у Вас ярко проявленные творческие способности?» Он сказал: «Задумывался, но я отгонял эти мысли». «А почему же Вы пошли в бухгалтеры?». «А родители сказали, что профессия эта кормит». Конечно, он может стать хорошим бухгалтером, и наверное будет заниматься творчеством, как хобби. Но его ли это судьба, его ли это дар, его ли это путь—вот в чем вопрос? И как радостно он будет идти, ведь идти нужно не только когда учишься, а всю жизнь, и там в конце дороги чего достигнет?

   Е.М. Подгорная,
директор рекламной фирмы «TIRO»

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.