Слышал звон…

Неотъемлемой частью Пасхального богослужения является колокольный звон. Целую неделю после Пасхи каждый желающий может подняться на колокольню и сам попробовать «благовестить», «трезвонить» и просто обращать внимание прохожих на то, что праздник Пасхи продолжается. Каково же значение колокольного звона? И что вообще значит колокол в жизни Церкви?

 Звони мой колокол, звони,
Зови людей к себе, зови,
Лети, лети, благая весть,
Что Храм открыт и служба есть.

1 (1)

Святой Божий Храм! Нельзя представить его без креста над куполом, без икон, теплых огоньков свечей. А как долго для всех нас, славян, он был без колокольного звона, без «молитвы в бронзе», неотъемлемой части Богослужения.

Сколько их, больших и малых колоколов, было варварски сброшено с колоколен, разбито, переплавлено в звонкую монету в 20-30-е годы. Бессмысленным уничтожением бесценных произведений колокольного искусства большевики, видимо, хотели закрепить победу нового строя над народной верой. Новому безбожному правительству колокольный звон был страшен.

Молитва сопровождает колокол с самого рождения, т.е., например, когда мастера нашего Минского предприятия «Отменное литье» начинают отливать колокол, служится молебен прямо в помещении цеха завода. А когда колокола готовы, доставлены в храм, прежде чем их подвесить, их освящают и даже нарекают имена, например: Праздничный, Царь-колокол, Успенский, Козел, Голодарь. Служится специальный «Чин освящения кампана». А какие удивительные слова молитвы звучат во время этого богослужения: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его, или во дни, или в нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего… О еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных Своих, глас звука его слышащих, и к деланию заповедей своих возбудятя». Так же как и человека, колокол освящают миропомазанием. Согласно параграфу Требника, епископ освящает внутренность его чаши семью крестообразными помазаниями освященным маслом. Освященный благодатью Святого Духа металл получает силу своим звоном очищать воздух от инфекций, успокаивать бури. Это выражается в словах молитвы: «О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ветром зельным, вредным безведриям и злорастворенным воздухом, Господу помолимся».

Поэтому удивительно, но факт, что звонят звонари и звоном врачуют землю. Сегодня врач А.В.Гнездилов, ныне работающий в хосписе в Санкт-Петербурге, где раковые больные находят свой последний приют, проведя ряд исследований, пришел к выводу, что колокольный звон дает обезболивающий эффект. Боль для страдающего недугом на это время уходила, и он о ней как бы забывал, словно отдыхал. По данным ученого, лучше всего облегчаются костные боли, снимаются приступы астмы, лечатся язва и язвенный колит. Интересно, что аудиозапись колокольных звонов ни разу не дала подобного эффекта.

А ученые Института литосферы окраинных и внутренних морей РАН, заинтересовавшись чудесными целительными действиями колокольного звона в периоды эпидемий, тщательно исследовали колокольный звук. В частности, академик Ф.Я.Шепунов, занимавшийся этой проблемой в 80-е годы, отмечал, что колокол излучает огромное количество ультразвуковых волн. В природе существует звук и шум. Первый—целителен для всякой живой клетки, второй—разрушителен. Шум накапливается в живой клетке и может разрушить не только клетку, но и весь организм, а звук способствует жизнедеятельности клетки. В той шумосфере, которая существует в нашем мире, человеку выжить очень трудно. И здесь важную роль играет колокольный звон. Ученые подсчитали, что суммарное излучение всех российских колоколов в ультразвуковом диапазоне до 30-х годов XX века (1270 монастырей и примерно 30 тысяч церквей) по большим праздникам был таков, что баллистическая ракета средней дальности действия отклонила бы свою траекторию. Таким образом, фактически Россия находилась под звуковым колпаком. И все это было уничтожено. Что касается всех вирусных инфекций, то под воздействием ультразвука они гибнут. Энергия звуковой волны колокола действительно врачует человека и окружающую природу. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и др., в несколько секунд уничтожает тифозную палочку и другие инфекции. А если Вы в комнате повесите многооктавные колокола, то происходит стерилизация, белки свертываются в клетках вирусов. Вот что такое колокольный звон. Неверующие ученые удивляются: откуда все это знали много веков назад наши предки, круглые сутки звоня в колокола, пока не сгинет болезнетворная напасть. А верующие ученые отвечают: без сомнения, эти знания от Бога. А вот какой интересный случай произошел в Свято-Успенской Почаевской Лавре несколько лет назад. Приехала сюда женщина с пятилетней девочкой, которая после падения в трехлетнем возрасте перестала слышать. Несчастная мать водила ее по врачам, истратила много средств на лечение, но все безрезультатно. От православных верующих она узнала о чудесных исцелениях от различных недугов колокольным звоном в этой обители. Знаете ли Вы, что молитва матери творит чудеса? Помолившись перед Чудотворным Образом Почаевской Божьей Матери, испросив благословение у наместника, поднялись мать с дочерью на колокольню. Перекрестившись, монах-звонарь ударил в Благовест к началу вечерней службы. Первый, второй, третий удар колокола… и вдруг малышка как подскочит и закричит: «Мамочка! Я слышу!» Мать, обливаясь слезами, вцепилась в неё руками и кричит: «Повтори!» «Мамочка! Я слышу, слышу—это правда!» Материнскому счастью не было предела! О произошедшем исцелении было сообщено наместнику и сразу по окончании Всенощного Бдения был отслужен благодарственный молебен Спасителю. Об этом чуде, дорогой читатель, поведал мне послушник-экскурсовод, когда я посещала Почаевскую Лавру. А сколько таких исцелений происходит в наши дни в Полоцком Спасо-Евфросиниевском, Свято-Успенском Жировичском и других монастырях Беларуси и в наших соборных и приходских храмах.

1 (1)

Да, колокола издревле, в народных представлениях считались святыми. Целебные, исцеляющие свойства приписывались и звону и даже веревкам. Исследователь колоколов С.Старостенков пишет, что люди становились под колокола для избавления от немоты, глухоты и дефектов речи. Садоводы трясли под колокольный звон деревья, чтобы они лучше плодоносили. А на Пасхальной, или как ее на севере называют, «звонильной» неделе он лично наблюдал как верующие становились под еще гудящий колокол, держались за его край, веруя в исцеление, хлестали друг друга веревкой от его языка по больным местам, а семинаристы Троице-Сергиевой Лавры прислонялись сразу после звона лбом к гудящему колоколу—«мозги прочистить».

Интересно, что если сегодня к возрождающемуся колокольному звону многие относятся как к фольклору, то, как писал С.В.Смоленский в 1907 году, «в то далекое время колокольни чуть ли не заменяли нынешние газеты в области приходских событий». По звону соседних церквей умели узнавать, где и какой престольный праздник, откуда выехал и куда направляется епископ, по венчальному трезвону—откуда жених и невеста, по погребальному—из какой деревни и кто такой покойник. А у нас в Беларуси существовало интересное выражение «давать на позвонные» т.е. заимодавец, если ему не возвращали долг, давал деньги звонарю с просьбой исполнить в определенное время погребальный звон по своему должнику, естественно, еще живому. Должник и вся деревня об этом извещались. Долг после звона очень быстро возвращался. Кому приятно слушать его при жизни? Эта мудрая традиция позволяла обходиться без судов.

На больших колоколах мастера пишут имена жертвователей и прошение: «О здравии раба Божия Сергия», или если человек умер, а родные и близкие скорбят и хотят облегчить его участь, то «За упокой раба Божия…(имя)». И мы, православные, верим, что Вселюбящий Господь не оставит. Ведь каждый удар колокола—это прошение, это молитва.

На Руси никогда не было школ колокольного звона. «Рождались» звонари на Светлой седмице, когда каждый от мала до велика допускался позвонить на колокольню (по Уставу колокольного звона—звон в эти дни начинается после Божественной Литургии и продолжается до вечерней службы). Конечно, звонарь наблюдал за всеми, подсказывал, помогал и самых смышленых приглашал на звон в дальнейшем. А поэтому в учениках недостатка не было. Ах, какая радость звонить в колокола! «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних»—говорит псалмопевец Давид. Как благодатно слышать звон на Вечерней службе во время пения 33-го псалма «Благословлю Господа на всякое время»! И того, кто хоть раз позвонил в колокола и ощутил необъяснимую радость, зовет и манит колокольня. Сегодня этому искусству профессионально учат в Москве, Ростове на Дону, Саратове и др., а у нас, на Беларуси,—в Минской школе звонарей при храме «Всех скорбящих Радость».

Хочется закончить стихами, которые я слышала от 5-летней Ирины—внучки звонаря минского храма Владимирской иконы Божией Матери Василия Крамара:

 Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола
Чтобы праздник был раздольный,
Чтоб душа запеть могла.
Как будто Ангельское пенье
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Прозвучал со всех сторон.

   Новгородская Елена

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.