Вечерний звон

1 (1)Почти каждый, кто приезжает в Жировичи чувствует, как будто что-то особенное касается его души, как с ней происходит что-то, чего не бывало ранее. О собственных переживаниях немногие из призжих задумываются, а что же переживают те, кто живет здесь с рождения?

Голос человека, поющего славу Божью много значит для простого христианина и оставляет в душе его неизгладимый след. Хотя это было давно, но живой голос до сих пор звучит над святым местом. Это было в 30-е годы прошлого века, самого страшного в истории человечества. В Германии приходит к власти Гитлер, в СССР торжествуют богоборцы, гибнут ни в чем не повинные люди, разрушаются храмы, церковные ценности продаются за рубеж, сжигаются церковные книги. Не миновала сия горькая чаша и Жировицкую обитель. По решению католического суда Крестовоздвиженская церковь была отдана католикам (ее захватили католики под видом экскурсии из слонимской гимназии), церковь переоборудовали под костел и ворота монастыря открыли для прохода и проезда торжествующим католикам. В то время их было в окрестностях много, в самих Жировичах—сельскохозяйственная школа с преподавателями поляками, а в урочище Басины—жили осадники. Было страшно наблюдать, как они с гиканьем и улюлюканьем проезжали через территорию монастыря к костелу и с какой радостью они там находились. В местной школе Закон Божий читали дьякон и ксендз, который старался перетянуть побольше детей к себе. Этому воспротивился дьякон Памфамир (в миру—Яблонский), обладавший чудным голосом.

Чудный голос отца Памфамира божественно звучал в храме и прихожане всегда спешили попасть на его службу.

Мирная жизнь текла своим естественным ходом и по вечерам, особенно летом, вечером часто звучала музыка. С одной стороны это была дудка сторожа сада Шарковского—еврея Цука, с другой стороны—скрипка студента сельскохозяйственной школы, играющего на балконе четвертого этажа произведения Огинского и Шопена. Прихожане любили спать под эту музыку. Но вот однажды всех словно ветром вынесло на дворы и улицы. Над Жировичами раздался колокольный звон и под его звуки раздалась широкая как река мелодия и звуки песни «Вечерний звон». Это пел отец Памфамир и его чудный голос с колокольни оглашал окрестности. Была тихая лунная августовская ночь и народ стоя на улице слушал чудесную песню под звуки колокола.

Диакон Памфамир позже был настоятелем Крестовозвдиженской церкви в Мизгирях, где и скончался, и был похоронен.

Воистину дивны дела Твои Господи!

   Н.А. Цвикевич

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.