Верное знание

1 (1)Гость рубрики «Семинария в лицах»—Алексей Дмитриевич Белоножко, преподаватель Минских Духовных Академии и Семинарии. Алексей Дмитриевич окончил Минскую Духовную Семинарию, богословский факультет Фессалоникийского университета (Греция), богословский факультет Тюбингенского университета (Германия), Минскую Духовную Академию. За диссертацию на тему «Учение святого апостола Павла об отношении человека к тварному миру» удостоен степени кандидата богословия (1999). Сегодня Алексей Дмитриевич преподает Новый Завет в Семинарии и на богословском факультете ЕГУ , византологию в Академии и на богословском факультете ЕГУ.

-Как Вы пришли к вере?

-Я из нормальной советской семьи, и детство мое, к сожалению, было лишено церковных впечатлений. Мы жили на Урале, в закрытом военном городке, где не то что храма не было, но, как сейчас вспоминается, на огромном кладбище редкие, единичные могилы имели кресты, а так— стелы с пятиконечными звездами. Конечно, какое-то неосознанное чувство присутствия Бога, как и у каждого человека, было и у меня. В детстве, когда мы с родителями куда-нибудь выезжали, мое внимание своей необычной архитектурой всегда привлекали храмы, наши безмолвные благовестники, всегда хотелось зайти туда. Но вот, мы переехали в Бобруйск, как известно еще со слов Ильфа и Петрова, «место прекрасное и высококультурное», куда хотят все. Там в годы учебы в медицинском училище духовный голод мой обострился, я пришел в церковь, познакомился со священниками, к которым я поначалу присматривался с настороженностью, т.к. каждый школьник знал, что попы обманывают, охмуряют народ и т.д. Мои опасения не оправдались. Я встретил замечательных, искренних в своей вере добрых пастырей, которые окружили меня вниманием и любовью. Меня тянуло в церковь, как магнитом. Иеромонах Илиодор (Комар) крестил меня, и так начался мой путь в Церкви. Паломничество в Жировичский монастырь привело меня в семинарию, на удивление родителей, однокурскников и знакомых.

-Вы учились в разных странах Европы. Насколько отличается приход к вере в наших, постсоветских странах, и за рубежом?

-У нас целые поколения выросли вне Церкви, вне христианских традиций, и сейчас идет процесс возвращения людей к потерянным, забытым ценностям. Наши западно-европейские соседи часто, наоборот, покидают свои церкви. В Германии две крупнейшие христианские церкви теряют до 1% своих членов в год. Люди не хотят платить положенный там церковный налог и выходят из церкви—она столь мало значит для них. Хотя здесь не все так однозначно, каждая страна уникальна, о каждой следовало бы говорить отдельно.

-Насколько верующему человеку необходимы знания своей веры и окружающего мира? Какие опасности Вы видите в знании без веры и в вере без знаний?

-Должен ли каждый верующий разбираться в христологических тонкостях, я не знаю. Хотя бы пастырь в наши дни был в курсе этих проблем. Но интерес христианина к Священному Писанию—Слову Божию, богослужению, истории Церкви естественен. Это наша жизнь. Религиозное невежество приносит порой страшные плоды. Люди становятся жертвами тоталитарных сект, разрушают себя и приносят несчастье своим близки. Незнание истории Церкви, основ канонического права и экклезиологии приводит к расколам, различным проблемам в приходах, слепому консерватизму, или другой крайности—легкомысленному и безответственному либерализму. Знания об окружающем мире также важны христианину и пастырю, ведь нужно знать аудиторию, которой мы стремимся донести Слово Божие, иначе оно просто не будет услышано. Что касается знаний без веры, без любви, то таковые не приносят утешения человеку, не разрешают проблему смысла жизни и перед лицом смерти они не устоят.

-Как Вы можете оценить состояние образования в духовных школах Белорусской Православной Церкви (семинария, богословский факультет)? Какие Вы видите в этом образовании недостатки и перспективы?

-Наши духовные школы очень молоды, и проблемы роста избежать невозможно. Самое главное, что дело пошло, будем работать, и результаты долго себя ждать не заставят. Особенно хочется отметить нашу возрождающуюся церковно-историческую школу. Появляются действительно высокого качества дипломные работы и кандидатские диссертации. Но кроме постепенного развития богословской науки, реальные плоды наших Духовных Семинарии и Академии уже видны. Во многих уголках Беларуси трудятся жировичские выпускники. И радуешься, когда слышишь о своих однокурсниках или уже и студентах добрые слова как о замечательных, преданных своему делу, активных и самоотверженных молодых священниках. Пару слов о факультете теологии ЕГУ. Значение его велико—это богословие в светском престижном вузе, миссионерский выход за церковные врата. В последнее время мы видим здесь очень хороших абитуриентов: верующую молодежь, понимающую цель своего образования, и далеко не серых троечников. Но когда студенты не знают, зачем они изучают богословие, когда во время лекции по Новому Завету вдруг замечаешь за последней партой девушку в наушниках, слушающую музыку, то думаешь, если так будет продолжаться, то этот поезд зайдет в тупик. Однако, судя по абитуриентам последних лет, наступили, как говорит известный телевизионный мэтр, другие, надеюсь, лучшие времена.

1 (1)

-Сегодня по-прежнему Церковь и общество недостаточно открыты друг другу. Мы остаемся за заборами предрассудков и страхов. Что, по Вашему мнению, включает в себя понятие лаика, верующего мирянина? Есть ли в миссионерской деятельности направления, которые Вы могли бы обозначить как приоритетные?

-Ваш вопрос обращен ко мне как к мирянину. Но я, вообще-то, не планирую оставаться мирянином вечно, если, конечно, будет благословение и воля Божия на изменение моего статуса. Православной Церкви, действительно, не свойственен клерикализм. Роль мирян у нас всегда была и остается очень высокой. В Греции, например, абсолютное большинство преподавателей богословия в средней школе, а также профессоров на факультетах теологии Афинского и Фессалоникийского университетов—миряне. Есть чувство большой ответственности, ведь преподаешь будущим священникам, ответишь за каждое слово. Вы правильно сказали, что Церковь и общество еще недостаточно открыты друг другу. Но не все так плохо. В эти пасхальные дни я был переводчиком и сопровождающим лицом одного гостя нашей Церкви из Кипра. Я как бы его глазами, как бы со стороны посмотрел на нашу церковную жизнь. Прекрасная пасхальная выставка в стенах БНТУ—ведущего технического вуза республики, инициатива, исходившая именно оттуда, разве это не открытие Церкви и общества друг другу? Огромная социальная работа наших сестер в Новинках, где им удается найти общий язык в том числе с людьми, которых еще вчера держали за решеткой и охраняли с собаками, а теперь хрупкие женщины возвращают их к нормальной, достойной человеческой жизни. Дом милосердия с массой разворачивающихся там социально значимых проектов—уникальное место для развития диалога с обществом. Таким образом, сама жизнь указала нам на два актуальных приоритета в современной миссии Церкви—на образование и социальную деятельность. Ваш тоже журнал вносит неоценимый вклад в дело православного свидетельства в обществе, думаю, особенно он интересен для молодежи.

От души приветствую всех сотрудников редакции и желаю дальнейших успехов!

   Беседовал Армен Мовсесян, студент II курса МинДС

Внутренний голос

«И вот однажды как-то просыпаюсь я с мыслью: пойду-ка я схожу в церковь… Там я впервые встретил Алексея Белоножко. Он буквально пару дней назад пришел в церковь первый раз… Началась моя пономарская эпопея. Я учился раздувать кадило, учился читать шестопсалмие вместе с Алексеем Белоножко… У нас образовалось такое общество: Белоножко, Акимов, я, потом еще и Вачугов Сергей присоединился, Лобода Сергей… Все мы решили поступать в семинарию. И поступили—каждый в свое время».

  Священник Сергий Лепин, преподаватель МинДАиС. «Любящему Бога все способствует ко благу» // «Ступени». 2002. № 3(8). С. 9.

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.