Кто они православные поляки?

hramКазалось бы, странно помещать впечатления от двухдневного путешествия в Польшу в рубрику TERRA INCOGNITA. Однако это не прихоть редактора, а лишь желание поделиться впечатлениями. Автор статьи на опыте убедился, что известное убеждение «Польша—не заграница» можно подвергнуть сомнению, несколько часов промозглого ноябрьского утра ожидая приема в польское консульство в Минске. Введение визового режима с Россией, Украиной и Беларусью, вступление в НАТО, грядущее вступление Польши в Евросоюз—все эти процессы, кажется, приносят в жизнь нашего ближайшего западного соседа что-то новое, неизвестное нам, снова делают эту страну TERRA INCOGNITA. Но то, что действительно неизвестно многим нашим соотечественникам—это существование Польской Православной Церкви.

История

Для человека, мало знакомого с жизнью Православия во всем мире, странно было бы услышать словосочетание «Православная Польша». В современной ситуации это звучало бы почти как «Православный Ватикан». И действительно, Польша—страна с сильнейшими позициями католической церкви, влияние которой на политическую жизнь страны трудно переоценить. Чувство национальной гордости за папу-поляка усиливают и без того высокую самооценку польских католиков.

История Православия в Польше уходит своими корнями в глубокую древность. Христианство в польских землях впервые появляется во второй половине IX века благодаря деятельности миссии святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. В правление князя Мечислава I восточное христианство становится господствующим, соседствуя с проповедью и латинских миссионеров, которым удалось получить господство при следующем князе Болеславе Храбром, который в обмен на признание главенства папы стал первым польским королем. Однако воинственный Болеслав завоевал часть земель Киевской Руси, где жили православные и с этого момента Православные всегда присутствовали на территории Польского Королевства.

Часть восточных областей современной Польши входила с XIV в. в состав Великого Княжества Литовского, население которого было преимущественно православным. История Православия в Великом Княжестве Литовском—это история общая для Польши и Беларуси. В 1303 г. образуется независимая от Московского митрополита Киевская митрополия. Экспансионная политика католической Польши увенчалась Люблинской государственной унией 1569 г., благодаря которой Великое Княжество Литовское окончательно подпало под власть польских королей и католической церкви. Начавшееся в XVI веке массовое окатоличивание аристократии усугубилось введением Брестской церковной унии 1596 г., когда Православная Церковь была объявлена вне закона и все православные храмы и монастыри в течение XVI в. стали униатскими. По своей идее уния предполагала сохранение восточного православного богослужения, но с исповеданием католического вероучения и полным признанием папской власти. На деле за все время существования унии православное богослужение в униатских церквях подвергалось сильной латинизации, униатское духовенство и простой народ были презираемы католиками и подвергались различным унижениям. Наличие такой нестабильной религиозной институции, как униатская церковь стало одной из причин исчезновения с политической карты Европы Речи Посполитой в конце XVIII века. В 1839 г. перестала существовать и сама униатская церковь, так и не выполнившая своей основной задачи по обращению бывших православных в католичество. На бывших землях Великого Княжества Литовского начинается возрождение православной церковной жизни.

Политические потрясения начала XX века воскресили польскую государственность. На вошедших в состав Польши современных территориях Западной Белоруссии, Западной Украины и Восточной Польши проживали несколько миллионов православных, существовало несколько православных епархий, входивших ранее в состав Русской Православной Церкви. Новое польское правительство также не было благосклонно к Православной Церкви. За межвоенный период в Польше было разрушено около 150 православных храмов, подверглись преследованию священнослужители.

После второй мировой войны свидетельством возрождения польского Православия стало дарование Русской Православной Церковью автокефалии Польской Церкви. В советский период Польская Православная Церковь сохраняла свои позиции. Новый этап развития польского Православия начался в первой половине 1980-х годов, когда сталистроиться новые храмы, возникли новые проявления церковной жизни. Сегодня в Польской Православной Церкви 6 епархий, 8 епископов, 8 монастырей, богословская академия и духовная семинария, школы иконописцев и регентов, множество благотворительных инициатив, братств, существует православное радио, православные передачи на ТВ, интернет-сайты, журналы, газеты.

Взгляд современника

krest-suprasl22-23 ноября 2003 года в городе Белостоке прошла встреча православных журналистов Польши, России, Беларуси, Украины и Финляндии. Организатором встречи выступила редакция православного журнала «Православное обозрение» (Przeglad Prawoslawny). Этот ежемесячник начал издаваться в 1985 г. и сейчас в редакции работают профессиональные журналисты, которые пытаются непредвзято рассказать о жизни Православия в Польше. Журнал не является официальным органом Польской Церкви, однако все сотрудники редакции—православные и подавляющее большинство читательской аудитории составляют православные.

Журналистский форум начался встречей с епископом Иаковом, главой православной Белостоцко-Гданьской епархии. Один из самых молодых епископов Польской Церкви, владыка Иаков возглавляет епархию, на территории которой проживает значительная часть православного населения Польши. Владыка закончил Московскую Духовную Академию, что позволяет ему говорить на русском языке без акцента, в чем убедились участники встречи, с каждым из которых владыка общался в ожидании опоздавших. Рассказав о современной жизни Белостокской епархии, владыка пожелал успеха в совместной работе православных журналистов.

О благотворительности в Польской Православной Церкви рассказали директор церковного центра милосердия «Елеос» Марек Масальски, руководитель бюро по делам Восточной Европы Всемирного Совета Церквей Мирослав Матренчик, представитель братства преподобномученика Афанасия Брестского Евгения Литвинчик, которая уже много лет организует паломничества из Белостока в Жировичи, с которыми привозят собранные братством продукты и одежду для студентов Минских Духовных Школ.

Особого внимания заслуживает архитектура православных церквей Польши. Из построенных за последние 20 лет храмов почти каждый представляет собой нечто уникальное. Можно говорить о сложившейся традиции современной православной храмовой архитектуры Польши, в которой органично сочетаются традиционное содержание с новыми формами. Этой теме была посвящена богато иллюстрированная слайдами лекция архитектора Ежи Устиновича, автора нескольких проектов уже построенных православных храмов. Но организаторы, понимая всю справедливость пословицы «Лучше один раз увидеть…» предложили участникам непосредственно посетить уникальные церкви Святого Духа, Агиа София, Свято-Георгиевскую. Не менее уникальные рассказы об их строительстве, которое, как правило, ведется силами прихода (к примеру, церковь Святого Духа строили 20 лет), приводят к убеждению, что православные Польши являются сплоченным сообществом, которое может строить такие храмы, и, что главное, наполнять их верующими. Особенное впечатление на всех произвел визит в Супрасльский Благовещенский монастырь. Основанная в конце XV века обитель сегодня активно возрождается. Восстановлен (1982-2002 гг.) разрушенный немцами во время Второй мировой войны Благовещенский собор—уникальный образец православной оборонной архитектуры (подобно белорусским храмам в Сынковичах и Мало-Можейкове). Настоятель обители архимандрит Гавриил, кроме своих прямых обязанностей, занимается траволечением, принимая людей всех вероисповеданий со всей Польши, из Беларуси. Уже много лет монастырь пытается вернуть небольшой участок земли, на котором находятся остатки храма-усыпальницы, где за века были похоронены около 200 братий обители. В храме Иоанна Богослова замечаю икону белорусских святых, среди которых—изображение преподобномученика Серафима, архимандрита Жировицкого. «Во время войны он приезжал в Супрасль,—поясняет отец Гавриил,—и после его мученической смерти местное население его почитало и с радостью узнало о канонизации его Белорусской Церковью». Иконы и настенные росписи с изображением преподобномученика Серафима и других белорусских святых мы встречали в каждом храме, что свидетельствует о глубоком почитании этих святых православными Польши.

В стенах Центра Православной Культуры в Белостоке православные журналисты обсудили возможности и формы сотрудничества. Все признали, что на огромном пространстве Польша-Украина-Беларусь-Россия у нас есть много общих задач и решать их в одиночку—значит решать наполовину. Обсуждение продолжилось и в уютном охотничьем домике в Беловежской Пуще, где гостеприимные организаторы предложили участникам праздничный ужин.

Воскресный день начался для нас заменой колеса, пробитого при выезде с места ночевки в одном из пансионатов в Пуще. После Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе города Гайновка, настоятель храма, протоиерей Михаил Нигеревич рассказал о проводящемся в Гайновке уже боле 20 лет ежегодном Фестивале православной церковной музыки. Не раз в этом празднике церковной музыки с успехом участвовал хор Минских Духовных Школ, и не раз это участие было отмечено различными наградами.

Наше знакомство с Православной Польшей продолжилось на Святой горе Грабарке, где в 1947 г. был основан женский монастырь в честь евангельских сестер святых Марфы и Марии. Это место издавна было известно чудесами исцелений, которые происходили от воды источника у подножия горы. Также чудесно сложилась традиция паломничества на Грабарку с различных размеров деревянными крестами, которые паломники устанавливали вокруг деревянного храма. С разных концов Польши идут православные пешком, с крестами в руках, так свидетельствуя о своей вере. В ночь с 12 на 13 июля 1990 г. церковь Преображения Господня на Грабарке полностью сгорела в результате поджога. В этот период сгорело 7 православных церквей. Однако боль в православных сердцах стала призывом к восстановлению святыни. Новый храм был отстроен и освящен в 1998 г. Сегодня сестры начали строительство гостиницы для паломников, которые во множестве собираются на праздник Преображения Господня 19 августа. «Гора крестов и молитвы»—так называется книга, рассказывающая об истории монастыря. Здесь чувствуется: это место—символ исповеднического подвига Польского Православия. Крест исповедания Православной веры во враждебном обществе и молитва, сплачивающая души воедино.

По дороге с Грабарки мы посетили храмы города Бельска Подляшского, и удивительный монастырь в местечке Саках, по дороги из Бельска в Белосток. Главное и единственное монастырское здание—это бывшая деревенская школа (знамение урбанизации—деревни без детей). Настоятель монастыря—игумен Варсонофий (Дорошкевич) получил образование в России, Греции, Франции, США, многие годы нес пастырское служение в Варшаве, однако, по собственному признанию, «устал от городской жизни» и поселился в совершенно глухой деревне, куда никакой вид общественного транспорта не ходит. Основание монастыря отец настоятель связал с находящимся в десяти минутах ходьбы храмом великомученика Димитрия Солунского с чудотворной иконой этого святого. На небольшом участке земли братья обители (шесть человек) возделывают огород.

Воскресный вечер мы провели в редакции Przegladu Prawoslawnego («Православного обозрения») в Белостоке. Несмотря на обилие впечатлений и усталость, обсуждение проблем и задач православной журналистики продолжилось в дружеской (два дня на колесах очень сплотили), но дискуссионной атмосфере. Единодушное решение о создании международной организации православных журналистов было принято принципиально. Было решено собраться в расширенном составе в следующем году.

Лучше один раз увидеть

Всего словами не выскажешь. Но есть что-то наиболее важное. Отличительная черта польского Православия—это особое горение людских сердец, твердое стояние в вере и принятие жизни Церкви как личной жизни со всеми радостями и бедами. И еще: здесь во всех проявлениях церковной жизни заметно участие молодежи. И где бы вы не встретили молодого человека или девушку—в храме, на встрече с епископом, в монастыре или на турнире православных баскетбольных команд—вы не увидите равнодушных лиц: здесь все серьезно. В современной Польше быть православным—значит свидетельствовать о своей вере, а это—удел мужественных душ.

Павел Бубнов

Мнения

«Впервые я попал в Польшу в восьмом классе. Я жил в православной польской семье около месяца и вместе с ними ходил на службы в православный храм. Меня поразило обилие молодежи в храме и слова проповеди священника. Это совершило в моей душе переворот и значительно определило мой дальнейший путь в Церкви».

   Владимир Асадчий,
студент III курса МинДА

«Летом 2002 года я участвовал в семинаре православной молодежи в Супрасльский монастырь. Почти неделю я провел в монастыре, участвуя в пении монашеского хора и разделяя с братией и труд, и трапезу. Эти дни навсегда останутся в моей памяти».

 Сергей Орлов,
студент IV курса МинДС

«У поляков живое ощущение Православия. Для них это действительно нечто особенное. Им приходиться прилагать деятельные усилия, чтобы сохранить свою веру в окружении католического большинства».

    Дмитрий Курапенок,
студент V курса МинДС

Читайте в «Ступенях» №3(11) 2003 г. о канонизации Польской Православной Церковью Собора новомучеников Холмских и Подляшских; в №3(8) 2002 г.—о визите Предстоятеля Польской Православной Церкви Митрополита Саввы в Беларусь; в №3(8) 2002 г. о Супрасльском монастыре—в статье «Вандроукi па сучасных ваколiцах».

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошел XVII Семинар студентов ВУЗов Беларуси

В нынешнем году межвузовский форум был ориентирован на осмысление роли и значения Православной Церкви в истории становления белорусской государственности и культуры. В его работе приняли участие 141 человек, представлявшие 37 высших учебных заведений Республики Беларусь.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVI Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включен 131 доклад участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, девяти тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.