Митрополит, которого мы знаем

1 (1)Митрополит Филарет—иерарх, глава Белоруской Православной Церкви, церковный и общественный деятель. Глядя на таких людей, всегда хочется рассмотреть за их общественным образом простые человеческие качества. Что думают, например, о митрополите Филарете его коллеги-иерархи, друзья? Каким был Кирилл Вахромеев в студенческие годы? Строг ли Патриарший Экзарх к своим подчиненным? За ответами на эти вопросы мы обратились к самым разным людям, которые знали владыку в разные периоды его жизни.

Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II:

Исторические заслуги Патриаршего Экзарха всея Беларуси—как плод напряженного труда, преданности долгу своего церковного послушания, подвига веры—это не только восстановление разрушенных, поруганных, закрытых и строительство новых храмов и монастырей; это—воссоздание Минской Духовной Семинарии и придание ей статуса высшего учебного заведения; это—впервые в пределах Белорусской земли—создание Духовной Академии и принципиально новой для Церкви формы образования—богословского факультета в Европейском гуманитарном университете; по существу, впервые в истории Белой Руси построение завершенной системы подготовки кадров Церкви. Особо же подчеркну роль Митрополита Минского и Слуцкого Филарета в том, что на благословенной Белорусской земле между Церковью и государством стало возможным и во многом сложилось плодотворное сотрудничество, знаменуя собой принципиально новые в истории взаимоотношения государства и Церкви.

Владимир Нестерович Дражин,
заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь:

За время работы в Парламенте мы все узнали владыку Филарета как человека высокой души, патриота, который очень много сделал для того, чтобы о Беларуси заговорили как о государстве, где межконфессиональные отношения являются примером толерантного, цивилизованного отношения людей разных идеологических и политических взглядов. Я часто задавал владыке вопрос: «А как у Вас с кадрами?» Он всякий раз отвечал: «Как у Вас проблемы, так и у нас проблемы. Хороший священнослужитель—великая и редкая драгоценность».

Протопресвитер Виталий Боровой:

Высокопреосвященнейший Филарет прежде всего—Человек. Для него ни сан, ни звание, ни титул, ни митра и облачение, ни «Исполла эти деспота» не важно, а то важнее всего, что он—Человек, и все люди для него—человеки, творения Божии. Это проявляется в его отношениях к другим в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах.

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков):

Помню такой случай. Мы уже были на IV курсе Московской Духовной Академии. Один из наших однокурсников избрал для написания сочинения тему о святых равноапостольных Мефодии и Кирилле. Как выяснилось, ею давно интересовался Кирилл Вахромеев, еще с семинарской скамьи подбирая необходимую литературу. Когда он узнал, что облюбованная им тема «занята», он не стал ходить по кабинетам и просить начальство, чтобы ее оставили за ним, а просто узнав, кто избрал ее (это был Тимофей Фомин), положил на его стол толстые тетради с исчерпывающим списком литературы и материалами по данной теме. Своим благородным поступком он заставил не только уважать себя, но, я бы сказал, благоговеть перед ним всех студентов IV курса.

Архимандрит Алексий (Поликарпов),
наместник ставропигиального Московского
Свято-Данилова монастыря:

Всегда покоряет свойственное владыке Филарету чувство меры, которое позволяет возглавляемым им богослужениям быть величественными, но не театрализованными, являть собою органическое соединение, сплав благочиния и красоты. Этому впечатлению в немалой степени способствует, я бы сказал, врожденная музыкальность Владыки.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан):

Следуя традиции своего великого соотечественника, русского Златоуста—святителя Кирилла Туровского,—владыка Филарет тонко и чутко откликается на все, что тревожит Церковь и мир. Но о чем бы ни шла речь—об актуальной во все времена проблеме взаимоотношений церковной и светской власти, о состоянии богословской науки или о современной культуре,—он не устает напоминать своим современникам о том главнейшем принципе, на котором строится всякая человеческая жизнь: «Никакой внешний, даже самый справедливый порядок не сделает нас счастливыми, пока не будет порядка в нас самих, в нашем отношении к Богу и ближним».

Николай Иванович Чергинец,
председатель Постоянной комиссии Совета Республики
по международным делам и национальной безопасности,
генерал-лейтенант, писатель:

Владыка обладает необыкновенным даром от Бога—достучаться, дотронуться до сердца и ума каждого человека. В прошлом году у меня был юбилей. Владыка приехал в Белорусский театр, где проходило торжество, тепло поздравил меня, вручил в подарок ценную церковную книгу; после вечера мы вместе встречались с артистами. Ведь они до этого на сцене проникновенно играли, читали отрывки из моих книг—владыка внимательно слушал. Потом мы с артистами ненадолго зашли в буфет. Я, почти не надеясь на согласие (ведь он чрезвычайно загружен работой), пригласил владыку пообщаться с артистами. И он пошел. Все были просто поражены. Столпились вокруг него и долго не выпускали из этого живого кольца,—всем хотелось хоть словом с ним обменяться. И владыка нашел теплое слово для каждого… Это качесто и позволяет ему всегда быть услышанным,—не потому, что его сан так высок, а потому, что его хочется услышать. Люди тянутся к нему, как растения к свету, где бы он ни был… Вся моя семья каждый раз после встречи с ним приобретает новое дыхание, силы, даже маленькие внуки испытывают это.

Сурен Гургенович Арутюнян,
посол Армении в Республике Беларусь:

Как-то на одной из встреч владыка сказал: «Я не перестаю благодарить Бога за ту паству, которую Он мне вручил». Все эти годы владыка Филарет не только верой и правдой служит своей пастве, но и способствует консолидации белорусского общества в целом, выступает за то, чтобы верующие активно включались в процесс духовного обновления страны, и прежде всего там, где они могут принести наибольшую пользу,—в сферах просвещения, культуры, искусства, благотворительности и милосердия.

Архимандрит Леонид (Филь),
ректор Минских Духовных
Академии и Семинарии:

С первого учебного года по настоящее время Его Высокопреосвященство работает в Семинарии штатным преподавателем Священного Писания Нового Завета. Подобная практика, когда правящий архиерей—Митрополит, Патриарший Экзарх—штатный преподаватель семинарии, сегодня уникальна для Русской Православной Церкви. Владыка был инициатором создания в семинарии отделения заочного обучения, которое было призвано давать богословское образование священнослужителям, не имевшим возможности получить его до принятия священного сана. Оно открылось в 1991 году. Тогда же по инициативе и под руководством митрополита Филарета была начата подготовка по переводу полного курса обучения в Минской Духовной Семинарии с четырехлетнего на пятилетний и разработка стандарта степени бакалавра богословия.

Епископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко):

Молодежи среди прихожан в Минске в «наше» время (1967-1969 годы) было раз-два и обчелся. Нынешний митрофорный протоиерей о. Анатолий Ковалев был самым частым прихожанином Кафедрального собора, и я старался периодически посещать собор, было еще несколько молодых людей, и весь приход знал их не только в лицо, но и по именам. Когда же я приезжал из семинарии после 1978 года, было очевидно, что молодежь в соборе стала численно возрастать, более того, появились молодые чтецы и прислужники. С появлением Митрополита Филарета в Минске всем стало ясно, что он занял активную позицию и дремать никому не даст. Через недолгое время поняли и еще одно: Митрополит умеет постоять за церковное дело, не ссорясь при этом с властями. Наш иерарх постепенно как-то «приучал» власти считаться с интересами верующих, а значит—с Церковью. Это дало возможность молодежи безбоязненно приходить в храмы не только в качестве прихожан, но и пополнять ряды клира. Ведь юридически-то, формально у нас была свобода совести, так что всякое своеволие властей было нарушением законодательства. Несомненно, владыка все это не только понимал, но и в нужном ключе преподносил в соответствующих инстанциях, что дало ему возможность оживить церковную жизнь.

Иеромонах Серафим (Белоножко),
помощник декана факультета теологии ЕГУ,
преподаватель Минских Духовных Академии и Семинарии:

В качестве научного руководителя дипломных работ и кандидатских диссертаций Владыка, не жалея времени, вычитывает сотни страниц текстов, помогает с литературой и ведет шаг за шагом своих диссертантов к успешным защитам сочинений. Соискатель, правда, часто чувствует себя неловко, ведь он отнимает у всегда перегруженного человека время или от ответственной работы, или от краткого отдыха.

Игумения Гавриила (Глухова),
настоятельница Гродненского ставропигиального
Рождество-Богородичного монастыря:

Рабочий день Владыки всегда расписан по минутам. Удивляешься иногда: как его хватает на всех и на все? Будучи Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, владыка уезжал в Отдел рано утром и возвращался домой иногда далеко за полночь. Однако вместо того, чтобы отдохнуть, владыка, как правило, продолжал трудиться до 3-4 часов утра. Чувство долга, ответственность за возложенное на него Матерью-Церковью послушание для владыки всегда превыше собственного покоя и здоровья. Бывали случаи, что, жалея владыку, я выворачивала электрические пробки, чтобы он не работал ночью. Но утром, проводив его в Отдел, заходишь в кабинет, а там—гора свечных огарков. По своей интеллигентности владыка не устраивал «разборок» по поводу моего «хулиганства», а просто, как бы не замечая его, работал при свечах.

Римма Пашко,
кандидат философских наук,
зам. декана факультета теологии
Европейского Гуманитарного Университета:

Как-то владыка Филарет, выйдя из своего кабинета декана богословского факультета Европейского гуманитарного университета, увидел студента, которого должны были исключить за академическую неуспеваемость по современному иностранному и латинскому языкам. Студент давно и терпеливо ожидал владыку. Растерянное лицо вчерашнего школьника выдавало смятение чувств, непонимание самого факта исключения. «Почему из-за какого-то английского языка,—наверное, думал студент,—я должен покинуть родной мне богословский факультет? Ведь экзамены по всем богословским дисциплинам успешно сданы…»—юноша чуть не плакал. Владыка подошел к горе-студенту и строго произнес: «Мы не язычники, но языки знать обязаны!» Этот шутливый афоризм врезался в память и студенту, и мне, ставшей невольной свидетельницей этой встречи. Молодой человек, справившись с академической задолженностью, был восстановлен и успешно окончил богословский факультет, проявляя прилежание не только в области богословия и религиоведения, но и по отношению к иностранным языкам и светским предметам.

Протоиерей Адрей Лемешонок,
духовник Минского
Свято-Елисаветинского монастыря:

Литургия—центр христианской жизни, центр нашего духовного стояния. И когда литургисает владыка—молится перед престолом, стоит перед Святыми Дарами,—видишь, что Митрополит стоит перед Самим Христом, и никто и ничто не может оторвать его от этого великого Таинства. Он остается как бы один на один с Богом. Это видно внешне, это чувствуется внутренне: совершается молитва, молитва за Церковь, за мир. И это удивительно. Многие церковные люди замечают, что во время своей проповеди владыка иногда даже закрывает глаза,—видимо, чтобы ничто его не отвлекало. И от такого сосредоточенного стояния пред Богом, наверное, и дается слово нашему архипастырю. Слышишь и видишь, что его слово идет не от ума, а от сердца. Это слово, в котором действительно есть благодать врачующая. Любой внимательный собеседник владыки Экзарха может свидетельствовать: когда предстоит разрешить какую-то проблему, он, прежде чем принять решение, молится. И, конечно, не видимым для стороннего глаза образом, а как бы «войдя в клеть» сердца своего. У меня в таких случаях всегда возникает впечатление (это трудно выразить и точно описать!), что не от ума идут его слова о том, как нужно поступить, какое решение принять, а—от сердца, от молитвы. Это видно, это чувствуется.

Епископ Полоцкий и Глубокский
Феодосий (Бильченко),
магистр богословия:

Однажды спешит Митрополит на службу в храм, опоздать нельзя. А тут подходит к нему пожилая женщина и сквозь слезы начинает говорить о своих бедах: с мужем проблемы, сын пьет и т.д. Владыке и слушать уже некогда, и пройти мимо слез невозможно. Он приобнял женщину, приголубил: «Ну, мать, крепись, не отчаивайся». И плачущей этого оказалось достаточно, она ушла совсем другим человеком, утешенная и обрадованная несколькими теплыми, искренними словами, сыновним жестом. И я понял, что часто человеку для поддержки только этого и не хватает.

Леонид Павлович Гуляко,
Министр культуры
Республики Беларусь:

Никогда не слышал от Владыки слова «я». В нашем «чиновничьем» быту мы без него не можем, обязательно должны отчитаться: «Я организовал, я сделал, я поручил, я выполнил, я добился» и т.п. А у него все «по воле Божьей и с Божией помощью», как будто сам он и ни при чем. Это-то и удивительно: при таком огромном многообразии дел отсутствует слово «я». Он и не говорит так,—и даже не смеет так думать!..

 По материалам книги
«В послушании преданный»
(Минск, 2003)

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.