«Образование—не просто выгодное вложение сил и капитала, а поиск призвания»

1 (1)В августе 2003 года на пост министра образования Республики Беларусь был назначен Александр Михайлович Радьков. Сегодня министр образования гость нашего номера. Редакционный совет журнала и наши читатели поздравляют Александра Михайловича с ответственным назначением и желают ему успехов в руководстве и реформировании образовательной системы Белоруссии.

—Александр Михайлович, вполне естественно для нашего издания начать наш разговор с вопроса о том, как Вы оцениваете роль Православной Церкви в духовном возрождении белорусского народа?

—Ответ на этот вопрос кроется, вероятно, в понимании глубокой взаимосвязи понятий христианства и духовности.

Ведь именно христианство раскрыло миру всю глубину духовной жизни, позволив человеку подняться над материальным, выйти за пределы своего «Я». Именно христианство заставило человека со всей остротой ощутить полноту личной свободы и безграничную ответственность за смысл своего бытия, трагичность своего несовершенства.

Это дало невиданный ранее импульс стремлению человека подняться к вершинам духовного совершенства и, как следствие, развитию научного знания, сферы образования. Достичь этой вершины, не обращаясь к кладезям христианской мудрости—задача невыполнимая.

Православие пришло на Беларусь не вчера. История белорусского народа тысячами нитей связана с Православием. И сегодня большинство проживающих на территории Беларуси граждан считают себя православными (по вере, крещению, вере своих родителей и предков).

Именно Православие оказало определяющее влияние на формирование духовности и культуры нашего народа. За тысячелетие совместного существования произошло то, что мы можем назвать созвучием интересов Церкви и народа. Уверен, что Православная Церковь не видит своего будущего вне благополучия и процветания белорусского народа. Самой судьбой определено, что по пути возрождения духовности и нравственности нам идти вместе.

—В связи с этим какие, на Ваш взгляд, формы и объемы взаимодействия Церкви и государственных образовательных учреждений должны быть на современном этапе?

—Рассматривая этот вопрос с позиций университетского образования, можно сказать, что важнейшей задачей этого взаимодействия на данном этапе является восстановление объективности и полноты академического знания.

Сегодня нельзя говорить о серьезной гуманитарной подготовке учащихся и студентов вне рассмотрения вопросов истории религий, достижений религиозной философии, культуры и искусства. Поэтому одним из приоритетов сотрудничества между системой образования и Православной Церковью является работа по возвращению этих знаний в сферу образования.

В рамках Соглашения, заключенного между Министерством образования и Церковью, разработаны стандарты по специальностям «Теология» и «Религиоведение», примерная программа по религиоведению для вузов, программы факультативных курсов по религиоведческому образованию для общеобразовательной школы. Совместно с Белорусской Православной Церковью создан учебно-методический комплекс факультативного курса по преодолению влияния деструктивных сект, который в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь рекомендован для высших и средних специальных учебных заведений. Кроме того, ведется подготовка курсов «Православная культура», «Православная этика», «История Православной Церкви».

Серьезных совместных усилий светских и православных ученых требует преодоление односторонней ориентации содержания социальных и гуманитарных наук. Эта работа тем более актуальна, что развитие этих наук на постсоветском пространстве идет с явным креном в сторону индивидуалистической и прагматической парадигм, концепции глобализма.

Без этого мы не сможем коренным образом изменить ситуацию в вопросах духовно-нравственного возрождения общества.

Идет последовательный поиск наиболее эффективных путей взаимодействия учреждений образования и религиозных организаций в сфере воспитания, социальной поддержки детей, учащейся и студенческой молодежи. Подготовленный Министерством образования совместно с представителями традиционных для страны религиозных конфессий проект Положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования в вопросах воспитательной деятельности с религиозными организациями предусматривает следующие направления взаимодействия и сотрудничества учреждений образования и Церкви. Это:
— духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся;
— милосердие и благотворительная деятельность;
— ознакомление с историческим и культурным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
— забота о захоронениях родных и близких, павших воинов;
— поддержка семьи, материнства и детства;
— организация досуга и оздоровления детей и подростков;
— работа с неблагополучными семьями, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми;
— профилактика правонарушений, девиантного поведения учащихся и студентов;
— пропаганда здорового образа жизни;
— деятельность по охране окружающей среды.

Учитывая возрастающую социальную опасность деятельности деструктивных сект, резко активизировавших свою деятельность в последние годы, недостаток опыта работы учреждений образования по преодолению их влияния в молодежной среде, Министерство образования большое внимание уделяет развитию сотрудничества с Белорусской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями в этой области.

Уверен, расширение взаимодействия, укрепление сотрудничества учреждений образования и Церкви в указанных направлениях позволят нам приблизиться в воспитании и жизни к истинным идеалам добра, любви, справедливости.

—В качестве важнейшего условия гармоничного формирования личности Церковь признает принцип единства воспитания и образования. Как этот принцип должен осуществляться в государственных учреждениях образования и могут ли светские школы использовать опыт православной педагогики?

—Как известно, этот принцип был ведущим в дореволюционной российской и советской школе. Краеугольным камнем реформы белорусской школы, которую мы сейчас осуществляем, является преемственность, опора на существующие традиции. Поэтому такое пристальное внимание уделяется активизации воспитательной работы, восстановлению ведущей роли принципа воспитывающего обучения в общеобразовательной, да и в высшей школе.

Используется ли при этом опыт православной педагогики? Но ведь именно он лежал в основе российской школы. Несмотря на все запреты, он широко использовался и советской педагогикой. Вспомним только имена Ушинского К.Д. и Рачинского С.А.. Но главное, он был сохранен в традициях подготовки школьного учителя.

Если попытаться определить, в чем сущностное отличие нашего учителя, не в смысле профессионального или методического уровня подготовки, а в глубинном отношении учителя к своему делу, то мы увидим, что таким отличием—надеюсь, вы со мной согласитесь— является любовь к детям, подвижничество. Эта характерная черта нашего учительства берет свое начало от великих первоучителей наших—Кирилла и Мефодия, Кирилла Туровского и Евфросинии Полоцкой, от учительства церковноприходской и земской школы.

Она сохранилась и в советском учительстве (наиболее ярко эта черта проявилась в педагогическом творчестве В.А. Сухомлинского). А что, как не совестливое служение, самопожертвование во имя будущего и общего дела ведет сегодня учителя в школу?

В обществе, лишенном духовного воспитателя—священника, народное сознание передало миссию духовного, нравственного воспитания учителю. Родители, как правило, относились к учителю не только как к человеку, обязанному передать детям определенную сумму знаний, но как к духовному наставнику. И эту миссию наш учитель воспринял как призвание.

Это позволило формировать у детей восприятие мира через любовь: любовь к учителю, к школе, к Родине. Не поэтому ли у огромного большинства выпускников осталось светлое воспоминание о школе. И не в этом ли одна из причин того, что наше общество не очерствело до конца, что оно нашло в себе силы вновь обратиться к христианским ценностям.

Поэтому одна из важнейших задач реформы—сделать все для сохранения этих традиций, снять те путы и преграды, которые мешают свободному служению учителя, освободить его, ребенка и школу от всего того, что мешает жить по законам добра и любви.

Это позволит решить задачу, которую не смогла решить прежняя школа—дать позитивный опыт встречи школьного мира с внешним миром, миром труда и нравственного подвига. Решение этой задачи требует от общества усилий, направленных на возрождение семьи, возрождение союза школы и семьи, союза семьи и Церкви.

—В дореволюционной России, а также во многих университетах Европы (Великобритания, Италия, Греция и др.) существовали и существуют университетские храмы. В современной России эта традиция уже возрождена (храмы при МГУ, МГИМО, СПб Академии Искусств и др.). Каковы перспективы создания в нашей стране университетских храмов?

—Вы сами отметили, что в перечисленных странах существует многовековая традиция деятельности университетских храмов. Более того, именно христианская церковь находится у истоков западного университетского образования. Поэтому если российское вузы (например, МГУ) при воссоздании храмов, как правило, могут опираться на историческую преемственность, восстанавливая ранее незаконно нарушенные права, в том числе и имущественные, то у вузов Беларуси такой возможности нет. Наша система высшего образования сформировалась в советский период и сформировалась как система государственных высших учебных заведений светского государства.

Именно эта система досталась нам в наследство. В нашем законодательстве сохранены и принципы отделения Церкви от государства и светскости образования. Поэтому создание храма в учреждении, где все имущество является государственной собственностью, и право распоряжения которым ограничено даже у Министерства образования, потребует принятия ряда решений на уровне законодательных актов.

Что касается частных вузов, то здесь возможности шире. Главное здесь—позиция учредителя и университетского сообщества. Как вам хорошо известно, православный храм создан на территории Европейского гуманитарного университета; тесно сотрудничает с Православной Церковью и Женский институт «Энвила».

—Между студентами Минских Духовных Академии и Семинарии и некоторых государственных вузов установились добрые отношения, сформировавшие традицию студенческих культурных встреч и научных конференций. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество государственных высших и средних учебных заведений с Белорусскими Православными Духовными школами?

—Многое зависит от условий, уже сложившихся связей, традиций. Но думаю, наибольшую значимость должно иметь сотрудничество в сфере студенческой науки. Министерство приветствует также максимальное расширение сотрудничества в сфере социального служения, восстановления культурных традиций.

—Как вы оцениваете состояние белорусской студенческой периодики?

—Практически каждое высшее учебное заведение республики имеет свои печатные издания. В основном для них характерна научно-теоретическая, профильная (прикладная), развлекательная направленность. Выгодно в содержательном плане отличаются издания БГУ, БНТУ, Гомельского государственного медицинского университета, Гродненского университета, Брестского государственного технического университета.

В то же время большинство студенческих изданий значительно уступает молодежным республиканским печатным СМИ по таким критериям, как содержание публикуемых материалов, тираж, качество печати, широта освещения вопросов государственной политики, культуры, финансово-хозяйственная деятельность. В целом в этой сфере высшим учебным заведениям, да и Министерству образования есть над чем работать.

На судьбе студенческой периодики также сказывается интенсивное развитие информационных технологий. Нельзя сказать, что молодежь сегодня не читает, но снижение интереса к молодежным печатным изданиям продолжается. Причина этого и в том, что молодежь не занимает сегодня такой активной жизненной позиции, как в предыдущие годы.

—И наконец, что бы Вы пожелали сегодня белорусскому студенчеству?

—Неугасимого стремления к истине, убежденности в том, что, несмотря на весь прагматизм современной эпохи, высшее образование—это не просто выгодное вложение времени, сил, капитала, а поиск своего призвания, смысла жизни, поиск того, что, может быть, не всегда приводит к внешнему благополучию, но позволяет человеку жить в гармонии с самим собой и миром, позволяет сохранить интерес к вечному поиску, творчеству, стремлению делать добро. И конечно же, мира, здоровья и радости.

      На вопросы «Ступеней» отвечал
Министр образования Республики 
Беларусь Радьков А.М.

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоится XVII Семинар студентов высших учебных заведений Беларуси

Ежегодный научный форум белорусской молодежи пройдет 23–24 ноября 2018 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах.

В Минской духовной семинарии прошла VI открытая конференция «Духовность. Нравственность. Традиции»

В работе форума приняли участие преподаватели Минской духовных школ, Минского городского института развития образования, общеобразовательных средних школ Минской, Гродненской и Могилевской областей, клирики Минской и Новогрудской епархий.