Прибыльные таланты

kapustaПочему учеба нам кажется неинтересной, лекции—скучными и мучительно длинными, сессии—невыносимо тяжелыми? Плохие преподаватели? Неудачное расписание? Низкая стипендия? Возможно, причина в другом. Давайте лучше уделим внимание самим себе и попытаемся узнать свои таланты и способности. Евангелие призывает нас к выгодным приобретениям. Надо лишь найти в себе стартовый капитал и рискнуть им, вложив его в дело.

Евангелие от Матфея, глава 25

13 Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Стартовый капитал

Во время Христа талантом называлась весовая мера серебра (около 30 кг), которая могла составлять годовой заработок наемного работника. Даже один талант был огромной суммой.

Притчу о талантах мы читаем в 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой святой апостол Матфей передает содержание пророческой беседы Иисуса Христа на горе Елеонской. Приближается час, когда Христос будет предан и распят. Поэтому перед Своей смертью Он говорит ученикам самое важное.

Что хотел сказать этой притчей Христос?

В притче о талантах описан случай из области, как бы сегодня сказали, инвестиционного бизнеса. Однако этот пример имеет самое непосредственное отношение и к нашему личному состоянию—уму, способностям, наконец, талантам.

При чтении притчи сразу возникает ряд вопросов. Как господин мог доверить свое состояние слугам? Почему каждый слуга получил разную сумму? Чем в глазах хозяина определялся статус каждого из слуг? Как показал результат, господин отлично знал своих слуг, знал их возможности, и каждый слуга получил долю имущества, с управлением которой он мог справиться.

Слуга, получивший один талант, видел, что его коллега получил в пять раз больше его, и зависть совершенно лишила его способности разумно мыслить. Мы часто бываем недовольны тем, что имеем, что заложено в нас изначально, с рождения. Низкие завидуют высоким, безголосые—голосистым, неспособные—способным и так до бесконечности. Причина такого положения в том, что от нас ускользают разумные причины, почему в нас заложено именно то, что мы имеем.

Выгодное приумножение

Слуги, получившие пять и два таланта «употребили их в дело», а получивший один—«закопал в землю, и скрыл серебро господина своего». В любом деле, конечный результат которого зависит от многих факторов, есть риск, что вложенный капитал может быть потерян.

В притче не говорится прямо, что господин предполагает возможные убытки. Он дает слугам право ошибиться, потерять эти деньги. Но он не позволяет им одного единственного права—эти деньги зарыть.

Попытаемся понять, что двигало третьим, «бесприбыльным» слугой в его нежелании приумножать свою долю. Все, чем мы обладаем, дано нам Богом не для бесполезного самолюбования, а для развития, и вполне конкретного использования. Все наше—для нас. И именно прагматическим назначением таланта обусловлена его величина. Пять талантов получил тот, кто смог с ними справиться—пустить их в дело. Тот, кто получил два таланта—не смог бы справиться с пятью.

Суд

Когда господин возвращается и оценивает усилия каждого слуги, последний из них, объясняет свое бездействие страхом потерять то, что ему было дано. Обратите внимание: образ господина, сложившийся в представлении третьего раба, вызывает в нем страх. Казалось бы, боишься—так трудись, чтобы избежать наказания, если господин таков, что «жнет, где не сеял». Но страх распространяется дальше и приводит к боязни рисковать, страх лишает свободы и парализует. Бог дал нам личную свободу, в том числе свободу проявлять инициативу, Он дает нам авансом разнообразные дары для их преиумножения—так, чтобы их было больше, чем нам нужно, чтобы мы могли ими делиться с другими.

Если мы соединим все указанные черты ленивого и лукавого раба в один образ и приложим его к той нравственной среде, в которой нам приходится жить и действовать, то нам не трудно будет угадать, какой разряд людей обличает Спаситель в образе ленивого раба. Это люди, отличающиеся иногда строгой правильностью внешнего поведения, но в то же время не имеющие внутри себя, в душе своей, никаких возвышенных стремлений, не ставящие себе в жизни никаких задач, кроме выполнения своих прямых, непосредственных обязанностей: точное исполнение последних—это для них идеал совершенства. Это люди, быть может, и без крупных недостатков, зато и без каких-нибудь положительных качеств. Общее же между всеми такого рода людьми остается то, что они всячески избегают трудов, которых можно избежать. Сама жизнь наказывает таких людей за то, что они не жили, а лишь проживали отпущенное им время и богатства личных талантов.

В Евангелии от Матфея это последняя притча Иисуса Христа. Дальше Он уже не употребляет притчи в своей речи, но говорит прямо. И то, что Он говорит дальше, имеет самое непосредственное отношение к нашей теме. Он говорит о суде. Господин, персонаж притчи, возвращается и производит суд: награждает и наказывает. И вот, окончив притчу, Христос сразу же говорит о Судье, перед которым однажды предстанут все люди. Однако, что же страшного в Страшном Суде?

Суд состоит не в том, что он придет и нам всем станет страшно, а в том, что нам будет так больно, что мы прошли жизненный путь, так и не став людьми: по трусости, сонливости, себялюбию или просто забывчивой беспечности, не заметив, что обладаем несметными сокровищами, сокрытыми в нас самих.

Господь дает каждому дарование в меру его сил и призывает принести плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего с этими дарованиями не делаем: нам дается ум—но этот ум мы не обогащаем ничем; нам дается чуткое сердце—но это сердце остается только как возможность чуткости, а на деле дремлет в себялюбии, коснеет; дается нам воля, порой сильная, которая остается бесцельной. Много нам дается, что мы храним в том виде, как Бог дал, а плода—никакого.

Таланты зарываются в землю, когда человек смотрит в ту сторону, где, по его мнению, пахнет большими деньгами, а в результате остается ни с чем.

Павел Бубнов

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоится XVII Семинар студентов высших учебных заведений Беларуси

Ежегодный научный форум белорусской молодежи пройдет 23–24 ноября 2018 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах.

В Минской духовной семинарии прошла VI открытая конференция «Духовность. Нравственность. Традиции»

В работе форума приняли участие преподаватели Минской духовных школ, Минского городского института развития образования, общеобразовательных средних школ Минской, Гродненской и Могилевской областей, клирики Минской и Новогрудской епархий.