Литургия—неизменность в меняющихся обстоятельствах

1 (1)Православие, говорят многие,—это обрядность. Да, богослужебные обряды занимают в жизни Православной Церкви важную роль. Но Православие—это не обряд, а то, что этот обряд наполняет. В рубрике «Ликбез» мы представляем вашему вниманию материал, в котором рассказывается о значении и смысле тех обрядов, действий и песнопений, которые составляют самое главное богослужение Православной Церкви—Литургию.

«Литургия»—это греческое слово, которое дословно переводится на русский язык как «общее дело». Относительно поздно оно приобрело исключительно церковное значение. Еще до появления христианства греческие философы и поэты использовали слово «литургия», а христиане лишь постепенно усвоили этот термин.

Условно Литургию можно разделить на 2 основные части.

Первая часть–Литургия Оглашенных. Оглашенными в древности называли людей, готовящихся к принятию Крещения, или тех, кто были подвергнуты за свои грехи церковному дисциплинарному наказанию. Оглашенные не имели права оставаться до конца Литургии и причащаться. Некоторые из этих людей, неся наказание за грех, в знак своего раскаяния надевали нищенские одежды, посыпали голову пеплом и буквально рыдали на улице вне храма о своих грехах. Это зрелище, вероятно, поражало наших предков, посещавших страны христианского Востока. Отсюда берет свое начало выражение «вопить как оглашенный».

Эту часть Литургии называют также «Литургией Слова», поскольку во время нее читается отрывок из посланий апостолов и отрывок из Евангелия; кроме этого, священник произносит проповедь.

Чтениям из Библии предшествует так называемый Малый Вход: из боковых дверей алтаря в храм торжественно выносится Евангелие.

Эта традиция имеет своим основанием мученическую и исповедническую память древнехристианских общин. Христиане во времена преследований были вынуждены совершать богослужения в пещерах и прятать свои священные книги в тайниках. Священные книги вносились в храм только во время богослужений. Теперь об этих обстоятельствах в наших церквях напоминают, например, свечи. Во время Малого Входа младшие церковнослужители несут свечи перед Евангелием. Теперь это имеет символическое значение, а в христианских катакомбах свещеносцы должны были освещать путь священникам.

1 (1)

Вторая часть Литургии называется «Литургией Верных». В древности «верными» назывались христиане, принявшие крещение и не находящиеся под церковным наказанием. Литургия Верных начинается пением древнехристианского гимна «Иже Херувимы».

Для того, чтобы читатель мог оценить смысл и значение этого песнопения, приведем один из вариантов его перевода на современный русский язык.

«Мы, Херувимов таинственно изображая и Животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, чтобы принять Царя всего, Ангельскими полками невидимо сопровождаемого. Аллилуия, аллилуия, аллилуия».

Под пение этого гимна совершается Великий Вход. В алтарь торжественно вносятся хлеб и вино, приготовленные для освящения.

Примечательно, что за Литургией могут собираться и полноценно принимать в ней участие только единомышленники, братья и сестры. Священнослужитель призывает всех: «Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать»,—и народ отвечает: «Отца и Сына и Святого Духа—Троицу единосущную и нераздельную». Чтобы засвидетельствовать свое единомыслие, все присутствующие в храме совместно поют «Символ веры»—гимн, составленный христианами на Вселенских, или, как бы мы теперь сказали, на Всемирных Соборах в IV веке. В нем сформулированы самые важные вероучительные догматы христианства. Священнослужители в алтаре (а в первые века—все верующие в храме) обращаются во время исповедания веры друг ко другу со словами: «Христос посреди нас»,—и отвечают: «И есть, и будет»,—свидетельствуя тем самым, что между ними нет никаких обид, зла и разномыслия.

После пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Молитвы, которые произносит священнослужитель, проникнуты благодарностью и славословием Господу.

«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные, победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля Славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Евхаристический канон—кульминация Литургии. Священник читает молитву, во время которой хлеб и вино освящаются и становятся Телом и Кровью Христа: «Еще приносим Тебе это словесное и бескровное служение, и просим Тебя, и молим, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего. А то, что в чаше сей,—драгоценной Кровью Христа Твоего».

С точки зрения Православной Церкви невозможно привести никаких прямых доказательств и объяснений, как, например, это делается при исследованиях какого-либо явления в физике, как именно хлеб и вино становятся Телом и Кровью Бога. Ведь и после освящения мы видим и, причащаясь, употребляем Хлеб и Вино. Поэтому Евхаристия называется таинством. Однако с помощью веры понять и в каком-то смысле объяснить Таинство все же возможно. Прежде всего, необходимо рассмотреть, какие вообще существуют точки зрения в христианском богословии на то, что же происходит с хлебом и вином.

1. Католическое понимание—это пресуществление (или, точнее, «превеществление»), то есть превращение сущности хлеба в сущность Тела Христова с обманом человеческих чувств, поскольку человек не может есть мяса и крови.

2. Трудно говорить о протестантской точке зрения на Евхаристию, поскольку каждое протестантское движение имеет свое учение. Чаще всего протестанты считают, что хлеб и вино являются лишь символами плоти и крови Христа. Евхаристия для них—не реальное соединение человека с Богом, а лишь воспоминание Христа и Его страданий.

3. Православное учение в корне отличается как от католического, так и от протестантского. По православному учению, Бог соединяет со своим Божеством хлеб и вино, не изменяя их материальной сущности, их природные (естественные) свойства. Хлеб не превращается невидимо, обманчиво для чувств в Тело Христово, а соединяется с Ним. Именно поэтому освященные хлеб и вино на Литургии по-прежнему называются Хлебом и Вином. Православные, в отличие от католиков, используют в этом случае термин «преложение»—по гречески «метаволи», по латински «conversio»—а не превеществление, «transsubstantiatio».

В общем, можно сказать, что вопрос о том, как именно хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, не особенно волновал православное богословие. Гораздо больше христиан волновало то, какое значение Таинство Причащения имеет для достижения человеком Вечной Жизни и как достойно принять это Таинство. В данном случае действенно лишь одно доказательство: Прииди и виждь!

   Юрий Рой,
студент III курса МинДА

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.