На поле битвы

1 (1)Вооруженные конфликты преследуют человечество на протяжении всей его истории. К сожалению, они до сих пор нередко остаются одним из главных способов разрешения разногласий между представителями разных цивилизаций и религий. Почему это страшное и негуманное, по всеобщему признанию, явление не исчерпало себя? Ради чего один народ пытается навязать свою волю другому таким бесчеловечным способом?

История демонстрирует, что войну начинают не армии, а чаще всего люди, не имеющие никакого отношения к непосредственным военным действиям и страданиям. Когда-то Черчилль высказал мысль о том, что «война слишком серьезное дело, чтобы доверить его военным». Для того, чтобы человек отказался от гуманности и предпочел убийство себе подобного мирному сосуществованию, заинтересованные лица находят хитроумные поводы, которые понравятся массам. Война—явление коллективное. Мы не будем обращаться к анализу политических мотивов войны, не станем исследовать справедливость того или иного вооруженного конфликта. Мы заглянем в сознание человека, оказавшегося в этой чуждой и враждебной для него обстановке.

Войны бывают разные: наступательные, оборонительные, религиозные, освободительные, за ценные ресурсы и территории. Но их неизменно роднит то, что в них, как в бездонной воронке, теряется человеческая личность. Война уничтожает не только тело, но и внутреннее нравственное содержание, которое губится самым древним чувством на земле—страхом. Человек живет с ним в течение столь долгого эволюционного периода, что отказаться от него ему практически невозможно. Простые солдаты, в большинстве своем, идут в бой не по своей воле, не из желания застрелить другого, а в силу приказа. Скорее всего, они не испытывают личной ненависти к противнику и не желают причинить ему страдания, а лишь пытаются остановить врага, понимая подсознательно, что только так можно спастись. Судя по всему, этим объясняются случаи нежелания подчиниться приказу, «братания» на поле боя и другие акты, которые считаются преступными с точки зрения права. Военное командование видит только карту местности с нарисованными на ней условными знаками, которые обозначают десятки, сотни, тысячи человеческих жизней. Даже если они находятся близко от поля битвы, все равно существует большая разница между ними, наблюдающими издалека, и солдатами, находящимися на передовой позиции.

Что же может испытывать человек, осознающий, что между ним и неприятельским солдатом считанные метры? Наверное, это чувство глубокого напряжения моральных сил. Человеческая жизнь на поле боя в одночасье дешевеет, если не обесценивается вообще. С течением времени, каким бы современным оружием ни обладало государство, какие бы совершенные средства защиты ни использовало, опасность потерять жизнь остается главной опасностью войны. Каждую минуту участникам сражения, средневекового либо современного, угрожает смертельная опасность. Каждая секунда может оказаться последней из-за высокой степени непредсказуемости безумия, творящегося на поле боя. Человеку приходится мириться с той мыслью, что сложные условия, в которых он находится, могут оказаться последней и не лучшей вехой в его жизни. Со временем, конечно, опасность перед смертью приглушается, и человек свыкается с мыслью о возможной гибели. Однако страх, подстегиваемый природным инстинктом самосохранения, остается. Во время вооруженного столкновения, когда одна пуля пролетела совсем рядом, а другая сразила товарища, с которым человек не так давно рассуждал о возвращении домой и с которым прошел в строю не один десяток километров, трудно, если вообще возможно, сохранять спокойствие. Даже доброволец понимает, что обладание ценной высотой или захват важного объекта не стоит того, чтобы разрушить жизнь свою и своих близких. Но понимание это приходит даже к самым вдохновленным бойцам слишком поздно, когда они уже подвергли себя смертельной опасности.

Подвиг солдата бессмертен, независимо от того, каков был его вклад в боевые действия. Мы должны помнить о тех невольных героях, которые проявили стойкость в этой безумной акции, название которой «война». Память не позволит повторить ее, по крайней мере, тем, кто знает о жестокой фатальности этого явления.

    Алекса Е. В.,
аспирант Института государства и права
НАН Беларуси

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.