Партизанский пастырь

1 (1)Беларусь во время Второй мировой войны пережила ужас нацистской оккупации. Сейчас приходится задумываться о том, где же брали моральные и душевные силы люди, оставшиеся в оккупации и стремившиеся не только выжить, но и бороться. Без сомнения, важная роль в моральной поддержке населения принадлежала Православной Церкви, которая в годы оккупации была единственным местом, где человек мог обратиться к Богу. Данная статья посвящена памяти протоиерея Василия Копычко—священнослужителя, который не только утешал и помогал своей пастве во время оккупации, но и сам активно боролся с захватчиками. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.

Отец Василий родился 22 июня 1905 года в д. Домашицы Пинского района, в семье простых крестьян. Родители трудились с самого раннего утра до позднего вечера. Видимо, это наложило свой отпечаток и на маленького Василия, так как отец Василий отличался огромной работоспособностью. Первоначальное образование Василий получил в г. Речица Гомельского уезда, куда семья Копычко эвакуировалась во время Первой мировой войны, там он окончил школу и учился в гимназии. После возвращения в 1919 году в г. Пинск, Василий Копычко завершил образование в реальном училище—по тем временам это было серьезное образование. Затем он вступил на путь церковного служения—стал псаломщиком в храме села Лясковичи Ивановского района, иподиаконствовал у архиепископа Пинского Александра (Иноземцева).

В 1934 году Василий Копычко при Полесской духовной консистории успешно сдал экзамены за курс Духовной Семинарии и 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, был рукоположен во диакона, а 26 декабря—во пресвитера. Отец Василий был назначен в деревню Одрижин, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы Ивановского района Брестской области. Именно здесь отца Василия и его семью застала Великая Отечественная война. Все тяготы того времени пришлось разделять отцу Василию со своей паствой. В первый же месяц войны через подпольную группу партизанского отряда было передано из Москвы послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) к верным чадам Русской Православной Церкви, с которым отец Василий ознакомил своих прихожан.

Отец Василий был свидетелем несправедливостей, издевательств со стороны захватчиков, и именно ему, как священнику, приходилось выслушивать и в то же время утешать тех, кто пострадал. Он сопереживал человеческому горю, помогал, кому чем мог. И не стал сидеть сложа руки, а решил сам стать на защиту Родины, на защиту своей семьи и вверенной ему паствы. Понятно, что сам он не пошел и не стал убивать людей, но начал активно помогать партизанам. Также по возможности стал привлекать на сторону партизан и своих прихожан. В храме во время молебнов или где-нибудь на крестинах он обязательно говорил: «Что вы сидите дома? Почему терпите супостатов? Нужно брать оружие и идти к партизанам»,—вспоминает командир партизанской бригады И. Шубитидзе в книге «Полесские были». Далее он продолжает: «Мы шутя называли его своим агитатором и однажды пригласили в лагерь. Он приехал в сопровождении партизан. Копычко долго присматривался к нашей жизни, к порядкам, обошел около десяти землянок и за ужином, который мы приготовили специально для него в штабе, разговорился: «Вот и верь этим немцам! Дикари, безбожники, бандиты. Я же вижу, все вы православные, дай Бог вам здоровья! Я так и говорил своим прихожанам». Было видно, что Копычко полюбил нас, радовался, что не ошибся в своих представлениях, обещал молиться за нас и помогать, чем может. Отправили мы его из лагеря торжественно, на тачанке, с охраной. С того времени Копычко стал нашим связным. Он сдержал свое слово: помогал не только молитвами, но и материально—собирал продукты, медикаменты для раненых, по возможности присылал оружие».

Но самым главным «оружием» отца Василия в борьбе с немцами была усердная молитва, которая помогала и укрепляла его как священника и, конечно же, давала силы и воодушевляла людей на борьбу. Отец Василий любил и часто совершал богослужения в храме. Во время войны приходилось делать это ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Многие из них знали, что священник был связным у партизанского отряда. Отец Василий знакомил прихожан со сводками Совинформбюро, рассказывал о положении на фронтах, вновь и вновь призывал противостоять захватчикам.

Народ знал о том, как жестоко расправлялись фашисты с теми, кто имел хоть какую-нибудь связь с партизанами: их расстреливали вместе с семьями, не щадя даже маленьких детей, перед согнанными односельчанами, для их, так сказать, «вразумления». Знал об этом и отец Василий, но любовь к родине, к страдающим и ни в чем не повинным людям побеждала страх. Дом отца Василия был местом, где проходили встречи с руководителями партизанских отрядов. Там проходил сбор и обмен сведениями о противнике. Конечно же, такая деятельность священника не осталась незамеченной со стороны немцев. Когда еще только существовали догадки о связи священника с партизанами, было совершено одно из первых покушений на жизнь отца Василия. «Дело было после окончания богослужения,—вспоминает дочь отца Василия,—когда папа закрывал храм». Следует отметить, что в годы войны священнику приходилось исполнять обязанности и старосты, и казначея, и пономаря. «В то время выпал первый снег,—продолжает Мария Васильевна.—Выйдя на крыльцо храма, он заметил немецкий самолет, который кружил в небе. Человеку, искушенному в войне, стало ясно, что он ищет цель. И тут стали слышны падающие бомбы. Впереди—поле, лишь вдали виднеется лесок, в котором можно укрыться. Когда отец Василий бежал к лесу, бомбы падали то справа, то слева, приходилось прыгать подобно зайцу. Человек в черном подряснике, на фоне белого снега—конечно же, это прекрасная мишень. Спасло отца Василия только чудо, Промысел Божий, который бережно хранит своего служителя».

Когда связь отца Василия с партизанами была окончательно раскрыта, немцы, придя в деревню, демонстративно сожгли храм и дом священника. Убили бы и его, но он вместе с семьей успел спрятаться. И вновь только чудо спасло жизнь отца Василия и его семьи. На некоторое время священника приютил староста деревни, но было ясно, что пока отец Василий жив, то немцы не успокоятся. И батюшка вместе со своей семьей переезжает жить в партизанский отряд. Здесь к отцу Василию относились с большим уважением, он поддерживал моральный дух партизан и выполнял специальные задания. Жили как все, недоедали, очень мерзли, у матушки потом до конца жизни болели суставы. На церковные праздники отец Василий уезжал из отряда в храм, для совершения богослужения.

1 (1)

После освобождения г. Пинска летом 1944 года отец Василий переезжает туда, его назначают настоятелем пинского храма во имя великомученицы Варвары. В 1949 году его возвели в сан протоиерея. Вклад протоиерея Василия Копычко в дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками отмечен наградами Родины: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «Партизану Великой Отечественной войны», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими. Но жизнь от этого не стала легче, ведь после военной разрухи наступивший мир требовал затраты огромных сил для восстановления нормальной жизни, хозяйства. Отцу Василию и его семье пришлось своими силами восстанавливать храм, заниматься натуральным хозяйством, содержать свой скот.

В 1957 году отец Василий переезжает в Гомель, где назначается настоятелем Свято-Петропавловского собора. В течение трех лет он ревностно нес пастырское служение, организовал и сплотил вокруг себя священников. Но в 1960 году по распоряжению властей собор закрывают. Отца Василия назначают настоятелем Свято-Никольского храма и благочинным Гомельской епархии. Опытный духовный руководитель, ревностный пастырь, талантливый организатор приходской жизни, отец Василий Копычко личным примером учил прихожан и собратьев-сослужителей исполнять заповеди Христовы.

Отца Василия знали и любили даже советские власти. «Однажды мы с ним возвращались с погребения,—вспоминает протоиерей Федор Харик,— была зима, холодно, автобусы ходили плохо. Вдруг останавливается проезжающая машина, и водитель предлагает нас подвезти. Мы, конечно же, соглашаемся, ведь еще неизвестно, сколько придется мерзнуть на улице. Довезли нас до самого храма, и, выходя из машины, отец Василий поинтересовался, кто же такой добрый человек, и услышал в ответ: «А мы ваши соседи, я начальник КГБ». (Здание КГБ находится рядом с храмом)».

Священноначалие Русской Православной Церкви высоко оценило пастырские труды протоиерея Василия Копычко. Он был награжден митрой, вторым крестом с украшениями, правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш», а в 1984 году, в ознаменование 50-летия служения в священном сане, Святейший Патриарх Пимен наградил протоиерея Василия Копычко правом ношения Патриаршего креста. «Я,—сказал отец Василий,—дорожу тем, что являюсь гражданином нашего миролюбивого Отечества, что являюсь священником Русской Православной Церкви, которая по сущности своего спасительного служения есть провозвестница и глашатай мира, а мы, ее чада, считаем себя призванными к достижению мира, ибо Сам Господь, по слову Евангелия, пришел на землю для того, чтобы направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1, 79).

Отец Василий, как человек, который пережил войну, знал, что такое мир и ценил его, знал он также, что такое мир душевный. Батюшка постоянно призывал прихожан прилагать все усилия для созидания мира во всех сферах жизни, каждодневно направлять свои усилия на доброделание, на созидание мира во всех доступных областях и всеми доступными средствами. С верующими он возносил горячие молитвы о мире. Неоднократно Советский комитет защиты мира и Советский фонд мира выражали протоиерею Василию Копычко свою благодарность. Он был удостоен высокой награды—серебряной медали Советского фонда мира. «Я твердо верю,—сказал отец Василий,—что объединенные благой общей идеей люди доброй воли достигнут поставленной благородной цели: сберегут священный дар жизни для нынешнего и последующих поколений. Над этим нам предстоит неустанно трудиться, ибо миротворец—это не тот, кто пассивно ожидает мира, но тот, кто имеет мир в себе и трудится над созиданием мира для всех людей».

Земной путь пастыря оборвался среди его обычных трудов и забот. Накануне он осматривал храм, в котором близились к завершению реставрационные работы, принимал клириков благочиния, беседовал с прихожанами, вечером совершил воскресное всенощное бдение, сказал молящимся слово назидания. А за Божественной литургией на следующий день паства уже молилась об упокоении души своего пастыря.

22 октября 1985 года Митрополит Филарет в сослужении клириков совершил в Никольском храме г. Гомеля заупокойную Божественную литургию и чин отпевания. В своем слове перед отпеванием Владыка сказал: «Мы верим и знаем, что душа его во благих водворится, лучшей же памятью о почившем будет наше подражание его житию, наше постоянное стремление к высокому христианскому идеалу, которое всегда имел отец Василий».

Погребен протоиерей Василий Копычко на городском кладбище г. Гомеля рядом с могилами супруги и сына. Память о протоиерее Василии Копычко, истинном пастыре, верном сыне Матери-Церкви, патриоте и поборнике мира, навсегда останется в сердцах знавших его.

     Алексей Мороз, 
студент III курса МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоится XVII Семинар студентов высших учебных заведений Беларуси

Ежегодный научный форум белорусской молодежи пройдет 23–24 ноября 2018 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах.

В Минской духовной семинарии прошла VI открытая конференция «Духовность. Нравственность. Традиции»

В работе форума приняли участие преподаватели Минской духовных школ, Минского городского института развития образования, общеобразовательных средних школ Минской, Гродненской и Могилевской областей, клирики Минской и Новогрудской епархий.