Где дышит Дух Святой

1 (1)С самых первых минут после Пятидесятницы народ услышал необыкновенную проповедь Апостолов. Необразованные рыбаки с детской простотою и доступностью доносили до глубины сердец слушающих слово Божие на понятном каждому языке. Спустя непродолжительное время труд Апостолов явил дивные плоды — тысячи разных людей из разных народов поверили проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Что же явилось причиной этого исторического переворота?

В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов. Но еще из Ветхого Завета известно, что от начала мироздания не было такого времени, когда бы в мире не существовало Святого Духа. С самых первых стихов книги Бытия мы видим созидающее и оживотворяющее действие Святого Духа. Третье Лицо Святой Троицы действует во всем универсуме и на протяжении всей человеческой истории. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» — восклицает псалмопевец. Святой Дух — Господь вездесущий и все наполняющий.

Но если это так, что же тогда совершилось в день Пятидесятницы? Сошествие Духа на апостолов явилось совершенно новым и небывалым пришествием Духа в мир. В этот день человек, как никогда ранее, причастился Богу. В Пятидесятнице Дух — не просто Божественная Сила, поддерживающая и наполняющая Собой бытие видимого мира, а сила, созидающая нового человека. Святой Дух сходит для того, чтобы продолжить начатое на земле Христом — спасение и освящение человечества. Бог Отец возжелал спасение человечества. Бог Сын осуществил его и Своим искупительным подвигом подтвердил Отчее домостроительство спасения. Бог Дух Святой вдохновляет и освящает Церковь, тем самым продолжая и управляя Отчее домостроительство спасения в истории человечества до ее славного эсхатологического конца.

Первыми причастниками Духа стали апостолы. Еще перед Своими Крестными Страданиями Христос объяснил ученикам цель послания им Духа: «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Хотя апостолы и были самовидцами Христа, ближайшими учениками Спасителя и свидетелями Его славного Воскресения, но у них еще недоставало силы и разумения для осуществления великого Христова поручения. Даже после Христова Воскресения апостолы остаются немощными и ветхими людьми. О слабости и неразумении апостолов свидетельствует в частности тот вопрос, который они задают Своему Учителю перед Его славным Вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Царство Израилю?»

Иудеи, вспоминая предсказания великих пророков, ожидали того, что в мессианские времена народы сами, видя чудеса Господни, устремятся в Иерусалим для поклонения Богу Израилеву. Подобными ожиданиями жили и апостолы. Они верили, что Воскресший Иисус есть истинный Мессия, и ожидали исполнений ветхозаветных пророчеств, в их слишком приземленном понимании. Но Господь посылает Духа, и не язычники устремляются в Иерусалим, а апостолов-иудеев Дух ведет до края земли.

В момент Пятидесятницы рождается христианское миссионерство. Ожидание ветхозаветных священников у алтаря Иерусалимского храма заменяется миссией Божьих глашатаев, которые, идя от поселения к поселению, от одного народа к другому призывают людей соединиться с Богом. Единственное в мире место для истинного богопоклонения — Иерусалимский храм — заменяется новозаветной Церковью. Так начали исполняться слова, сказанные Христом самарянке: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 21-23). Воскресение обновило и укрепило веру учеников, Пятидесятница же побудила их начать всемирную проповедь. На Пасху ученики уверовали, а на Пятидесятницу стали апостолами.

Апостол Лука в книге Деяний Апостольских дал самое первое толкование Божественного действия Духа Святого в деле христианской миссии. Дух Святой предстает Вдохновителем и Побудителем всех самых значительных миссионерских начинаний. Поэтому книгу Деяний иногда называют «Евангелием Духа Святого». Дух указывает апостолам направление их миссионерской деятельности.

Вдохновляемые Святым Духом, апостолы переступают границы национальности и идут к инородцам: Филипп сначала идет к самарянам, затем обрашается с проповедью к евнуху царицы эфиопской (Деян. 8, 29). Как только апостол Филипп совершил крещение, так на новокрещенного сошел Дух, с тем, чтобы и он проповедовал Евангелие (Деян. 8, 39). Не кто иной, как Дух ведет Петра и в дом язычника Корнилия (Деян. 11, 12). Святой Дух избирает Павла и Варнаву для миссии у язычников (Деян. 13, 2).

Божественный Дух дарует Своим слугам особым образом, в силе и безбоязненно, проповедовать слово Божие во время и не во время. Исполненный Святого Духа Петр говорил перед Синедрионом (Деян. 4, 8). После освобождения Петра и Иоанна из-под стражи благодарная община молилась Богу: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слова Твое… и, по молитве их… исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4, 31).

Святой Дух укрепляет апостолов в самых тяжелых ситуациях и гонениях. Он поддерживает их в мученичестве. Стефан был «мужем, исполненным веры и Святого Духа» (Деян. 6,5), образ миссионера, каким он должен быть: полный жизни, горящий, духоносный и безбоязненный. Поэтому не могли его слушатели «противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 10). О помощи Духа в безбоязненном свидетельствовании веры говорил и Сам Христос: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но, что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Mк. 13, 11; ср. Mф. 10, 20). Этот стих безусловно относится к миссионерскому деланию апостолов, так как в предыдущем стихе говорится, что «во всех народах должно быть проповедано Евангелие» (Mк. 13, 10).

Современные историки могут находить тысячи естественных объяснений успеха первохристианской миссии, но действительная причина кроется вне материального мира. Она духовна. Самое существенное, важное и определяющее часто упускается из вида, а именно — действие и сила Святого Духа в совести и душах апостолов и первохристиан.

В последующие века Церковь также осознавала решающее действие Святого Духа в деле миссии. В богослужебных текстах Пятидесятницы содержатся многочисленные подтверждения этому. «Спасовы рачители радости исполнишася, и дерзновение прияша, прежде боящиися: яко Дух Святый свыше сниде на дом ученический…» — читаем мы в одной из стихир. Проповедь веры Христовой совершается в радости. Духовное ликование, которого были преисполнены апостолы, явилось движущей силой первохристианской миссии.

Но если главная заслуга в деле миссии принадлежит Духу, то каково участие человека?

Христианин, вдохновляемый Святым Духом, становится осознанным и ответственным соработником и помощником Святой Троицы в деле спасения человечества и универсума. Человек более, чем просто инструмент. Христианин есть сын и свидетель Божий, который осознанно, целенаправленно и свободно борется за Божью правду и спасение человечества. Апостол Павел говорит о себе, как о рабе. Но он не есть раб в человеческом понимании, который невольно и под принуждением исполняет приказанное ему. Апостол Павел горит Духом Божиим и себя полагает за дело Христово. Он — посланный, апостол Иисуса Христа! «Мы соработники у Бога», — говорит он (l. Koр. 3, 9).

Дух Святой вдохновляет и ведет, но исполняют волю Божию призванные Господом люди — апостолы, миссионеры. Как в таинстве Евхаристии освящение даров происходит по силе и действию Духа, но через человека, священника, так и в миссии человек присоединяется к Телу Церкви Духом, но при помощи другого человека — миссионера.

 Рой Г. В.,
преподаватель МинДАиС,
кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

Расписание вступительных экзаменов на Отделение церковных искусств Минской духовной семинарии

Вступительные испытания проводятся с 8 по 12 августа (заезд абитуриентов 8 августа до 17:00).

Расписание вступительных экзаменов на Богословско-пастырское и Богословско-педагогическое отделения Минской духовной семинарии

Вступительные испытания проводятся с 8 по 12 августа (заезд абитуриентов 8 августа до 17:00).