Небо-жители Турова

Туровская епархия с ее тысячелетней историей имеет своих небесных покровителей. Они были людьми разных сословий и каждый по-своему стремился к святости. Туровские святые жили в средние века, но и в наше время пример их жизни может послужить руководством того, как нужно проводить свою жизнь.

Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский

1 (1)

Родился святой Лаврентий в 30-е годы XII века в Турове. Будущий святитель чувствовал в своей душе стремление к подвигам ради Христа и принял монашество. Первые аскетические опыты он совершал в Борисоглебском монастыре. Как раньше, так и теперь монастыри отличаются друг от друга строгостью жизни монахов. Со временем Лаврентий заметил, что его душе чего-то недостает, и он решил, что устав Борисоглебского монастыря не для него. Он поехал в Киево-Печерскую Лавру, которая всегда славилась своими подвижниками и строгим уставом.

Здесь святой Лаврентий хотел повторить подвиг, который многие монахи-подвижники совершали до него—пожелал в затворе молиться Богу. В этом же монастыре незадолго до прихода Лаврентия двум монахам-затворникам явился бес в виде ангела и смог их искусить. Зачастую люди берут на себя подвиги ради собственной славы, и такого человека дьяволу легче всего искусить. Смиренный же человек будет всегда осознавать свою греховность и недостоинство перед чудесным явлением ему святых, ангелов, тем более, Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы. Гордый же человек примет это за должное, считая себя уже святым. Завышенная самооценка чаще всего является причиной духовного падения. О духовном падении двух затворников еще хорошо помнили в Киево-Печерском монастыре, поэтому настоятель монастыря не благословил Лаврентия на затворничество. Когда нам в чем-то отказывают, то мы обычно начинаем возмущаться, что нас лишают возможности себя проявить. Причиной таких возмущений служит опять же наша гордость. Однако святой Лаврентий отказ настоятеля принял без ропота и тем самым проявил свое смирение.

Но отказ настоятеля не смог погасить того пламени, которым горело сердце Лаврентия. Чтобы не принимать на себя подвига без благословения, будущий святитель удалился от Пещер и затворился в келии соседнего монастыря Святого Великомученика Димитрия Солунского. В новой обители Лаврентий пребывал в затворе, и за благочестивую жизнь Господь наделил его даром чудотворных исцелений и силой, которой он изгонял бесов.

Позже святой Лаврентий возвратился вновь в Печерский монастырь, пребывание в котором ему было более по душе. Святой Лаврентий всегда мечтал угодить Богу в недоступной постороннему взору монашеской келье, но Господу было угодно другое. «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» (Лук. 11, 33). Господь не желал, чтобы святой Лаврентий оставался в тени, и явил его миру. В Печерском монастыре Лаврентия рукоположили в епископа и поставили на кафедру в его родном городе Турове. Вот так святитель Лаврентий по промыслу Божьему «где родился, там и пригодился». Именно святой Лаврентий стал в 1184 году преемником святителя Кирилла. Святитель Лаврентий, со смирением приняв должность епископа, мудро управлял вверенной ему Туровской епархией.

После своей смерти Лаврентий был погребен в пещере Киево-Печерской Лавры, где и теперь пребывают его нетленные мощи. Жизнь Святителя Лаврентия служит хорошим примером для всех нас, учит нас подлинному смирению. Празднование памяти святителя Лаврентия 29 января (11 февраля по н. ст.).

Преподобный Мартин, затворник Туровский

1 (1)

Святые всегда прославляют Бога своей жизнью и служением Ему. Господь всех нас призывает к святости. Он желает, чтобы каждый стремился к ней. Только достигнуть какого-либо христианского совершенства удается не каждому. Одним из путей достижения святости является то, что человек обретает в своем сердце любовь к Богу и ради этой любви готов пойти на любой подвиг. Преподобный Мартин, имея в своем сердце любовь к Богу, не спешил уходить в монастырь или совершать какие-либо другие подвиги, он просто хранил эту любовь в своем сердце. Нам осталось неизвестным происхождение и родословная преподобного Мартина. Известно лишь то, что он занимался такой работой, которой занимаются очень многие и в наше время. До того как принять монашество, преподобный Мартин был поваром у Туровских епископов Симеона, Игнатия и Иоакима. Приготовляя различные блюда, преподобный Мартин одновременно молился Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Никто не замечал за ним никаких проявлений святости. Только Всезнающий Господь видел, как в сердце Мартина зарождалась любовь к своему Творцу.

Преподобный Мартин, уже состарившись и чувствуя, что силы его оставляют, не спешил уходить на покой, а ждал на это благословения. От работы повара Мартина освободил по причине старческой немощи преемник преосвященного Иоакима—епископ Георгий. Освобожденный от своей должности, преподобный Мартин не стал долго раздумывать, чем он будет заниматься, как ему жить дальше. К поздним годам своей жизни душа святого Мартина созрела для подвигов ради Христа, и святой Мартин решил остаться жить в Борисоглебском монастыре, размещенном неподалеку от города. В монастыре легче всего найти время для длительной внимательной молитвы и обратить все свое сердце и весь свой ум к Богу. Но душа преподобного Мартина жаждала большего. «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3, 8). Так и святой Мартин отказался от всего, когда принял решение пойти на подвиг затворничества.

До XIV века монахи в обителях жили не в одном здании (общежительно), а каждый жил отдельно в особой комнате (келии). Однажды весной, в день празднования памяти своего небесного покровителя, святителя Мартина Исповедника, Туровскому старцу было чудесное явление двух святых угодников Божиих. За три дня до этого преподобный Мартин очень сильно заболел, так что у него не было даже сил подняться с постели и оставалось только звать на помощь. В наши дни это очень распространенное явление, когда престарелый одинокий больной человек лежит в постели и ему некому помочь. Он рад будет любому, кто зайдет к нему и хотя бы просто подаст воды, чтобы утолить жажду. Преподобный Мартин понимал: помощи от близживущих монахов ждать бесполезно, так как сильный паводок на Припяти прервал пути сообщения по суше. Святому Мартину оставалось только одно—надеяться на милость Божью. Вдруг к преподобному в келию вошли два человека в княжеских одеждах. Это были святые страстотерпцы Борис и Глеб, они явились в том виде, как их изображают на иконах, но Мартин не узнал, кто пришел к нему на помощь. Расспросив о болезни старца, святые братья подали страдающему от боли и жажды Мартину ковш воды. Преподобный Мартин предложил гостям поесть, попросив прощения за то, что сам не может им ничего подать. Святые, благословив гостеприимного старца, стали невидимы. Лишь тогда понял блаженный, кто посетил его в болезни, и восславил Господа и святых страстотерпцев. После этого чудного явления преподобный Мартин исцелился.

Преподобный затворник Мартин Туровский скончался 27 июня, через год после исцеления. За проведенную жизнь, подобную ангельскому чину, Церковь почитает Мартина святым угодником Божьим. Празднование памяти 27 июня (10 июля по н. ст.).

Благоверный Борис Юрьевич, князь Туровский и Пинский

1 (1)

Туровская земля славилась не только святителями и преподобными. Среди Туровских святых есть и благоверный Борис Юрьевич, князь Туровский и Пинский. Некоторые спросят: «Да разве спасешься в нашем мире, где столько всего греховного?» Ответ на этот вопрос может быть только положительным, и благоверный князь Борис Туровский подтвердил это своей жизнью. Он не уходил в затвор или просто в монастырь, он как и большинство людей жил в миру вместе со всеми его соблазнами, но сохранил в своей душе мир и любовь к Богу.

Святой Борис был сыном князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха, младшим братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Почти вся жизнь Бориса Юрьевича прошла на фоне борьбы его отца за Киевский престол. В эту борьбу были вовлечены и все дети Юрия Владимировича, прозванного Долгоруким. Потому благоверному Борису приходилось неоднократно участвовать в военных действиях под начальством своего отца. Отказ от участия в военном деле означал бы для князя Бориса проявлением трусости, свидетельствовало бы о его недостоинстве носить титул князя. Также это воспринималось бы как неповиновение своему отцу, но благоверный Борис не мог нарушить Божью заповедь о почитании родителей. Таким образом святой Борис показывал свое уважение и покорность родному отцу. Хотя князь Борис и участвовал в военных походах против неприятеля, тем не менее, он хранил мир в своей душе. Различные жестокости войны и политические интриги не смогли затмить сердечной чистоты святого князя, которую благоверный Борис сохранил до конца своих дней. Кроткий и миролюбивый князь Белгородский, а затем—Туровский и Пинский Борис своей деятельностью не вызывал у древних летописцев ни особой любви, ни особой неприязни. Летописцы не выделили особо благоверного князя Бориса из чреды других государственных деятелей той эпохи. Не получив никакой временной земной славы, князь Борис получил от Бога вечную Небесную славу.

Умер князь Борис 4 мая в 1158 году и был погребен в церкви Святых Мучеников на Нерли в Кидекши, которую создал его отец.

Празднование памяти святого благоверного князя Туровского и Пинского Бориса Юрьевича 23 июня (6 июля по н. ст.).

  Александр Карпук, 
студент I курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошел XVII Семинар студентов ВУЗов Беларуси

В нынешнем году межвузовский форум был ориентирован на осмысление роли и значения Православной Церкви в истории становления белорусской государственности и культуры. В его работе приняли участие 141 человек, представлявшие 37 высших учебных заведений Республики Беларусь.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVI Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включен 131 доклад участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, девяти тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.