Богословие в гласах

1В православном богослужении существует удивительное единство между повторением и оригинальностью. Необычная система восьми гласов используется в Православной Церкви более полутора тысяч лет. Восемь гласов сменяют друг друга в течение каждых восьми недель. Новая неделя—новый глас, начинающийся на церковной службе каждую субботу вечером.

«Глас»—это, в первую очередь, напев, мелодия, на которую распеваются тексты стихир, тропарей, ирмосов. Гласовая система касается именно этих богослужебных текстов, которые практически ежедневно используются в православном богослужении. Все они содержатся в книге, называемой по-гречески «Октоих», а по-славянски «Осмогласник», или «восьмигласник». Число восемь, восьмой день—символ Царства Христова, последнего дня, который завершит земную историю и исполнит все. Богослужение—начало этого дня и этого Царства Христова, его явление в нашей земной жизни. О чем говорят нам тексты Октоиха? Чему посвящены дни недели, на которые разделен богослужебный круг Октоиха? Какой смысл имеют все эти молитвословия для каждого из нас?

ГЛАС ПЕРВЫЙ

Вечер субботы, утро воскресенья

Торжественные мелодии первого гласа находятся в гармонии с текстами, выражающими чувство благодарения человека Иисусу Христу. Тексты субботней вечерни и воскресной утрени светятся светом Воскресения Христова, исполнены радостью мироносиц, которые первые узнали, что Христос воскрес. Мы также стоим перед пустым гробом и славим Христово Воскресение.

«Дерзайте, божьи люди»,—слышим мы в богородичном догматике, потому что рождением, смертью и воскресением Христа всем нам открыты двери Его Царства! «Пусть рукоплещут народы с веселием,—слышим мы в стихире на стиховне,—потому что Христос умертвил смерть и даровал нам жизнь». В седальне по второй кафизме мы радостно утверждаем: «…Христос пленил ад, единый Крепкий и Сильный, и с Собой воздвиг всех, подверженных тлению, разрушив Крестом страх осуждения».

Особо Таинство спасения человечества Христом воспевается в воскресном каноне на утрени. «Тот, Который пречистыми руками создал меня из праха, распростер руки на кресте, взывая от земли мое тленное тело… Христос воплощаясь обожает меня, Христос смиряясь возносит меня, Христос страдая плотью делает меня бесстрастным, … Христос умирая совоскрешает меня, Христос дарует мне жизнь, поэтому я с веселием рукоплещу, поя Спасителю победную песнь…», «Крестом Твоим мир благовестив…»

Вырываясь из нашей будничной суеты, мы взываем: «Ты Единственный, Кто знает слабость человеческого существа, и милостивно ее восприняв (в Воплощении), препояшь меня силой с высоты, чтобы взывать Тебе, Святой!». «Нас окружает бездна и никто не поможет, нас обвиняют во всем, спаси Твоих людей, Боже наш, ведь Ты—сила слабых и избавление».

Мы прославляем также особо Матерь Божию, послужившую Тайне Боговоплощения: «Какую достойную песнь можем мы Тебе принести? Только ту, которой нас научил архангел Гавриил: Радуйся Богородице Дево, Матерь Неневестная!».

«Ад стонет и смерть рыдает, а мир веселится и все с ним радуются, потому что Ты, Христос, всем подал Воскресение!»

«Твой Крест, Господи, прославился Твоей неизреченной силой, и Твоя слабость всем явилась больше чем сила, потому что сильные были низложены, а слабые возводятся на небо». Радость о Воскресении Христа—это радость о спасении каждого человека от греха и смерти. Это радость приобщения Христу Богу.

Вечер воскресенья, утро понедельника

Тема понедельника—покаяние грешника и прославление бесплотных служителей Бога—ангелов и святых мучеников за веру в Бога.

«Познай твое, окаянная душа, божественное благородство и нетленное отечество… Христос, Ты Врач, исцели страсти моего сердца и омой меня от всякой скверны, да пою и величаю Твое благоутробие… В древности Даниил укротил львов живя вместе с добродетелью; соревнуй ему, душа, и рычащего льва, который хочет тебя схватить, сделай бессильным своим постоянным обращением к Богу».

Ангелы—«святые зрители вечной премудрости Бога», «поют Тричисленную Единицу Божества троическими непрестанными голосами серафимы, являя пречистое таинство богословия и научая православной вере». Мученики—«страдания похвалой, достоинством венцов, славные страстотерпцы одеялись Тобой, Господи: и терпением ран победили беззаконных, и божественной силой с неба приняли победу». Вы—действительно драгоценные камни, побиваемые камнями, но не отвергшиеся Камня Жизни, и каменным идолам не принесли жертвы, славные и венценосные Господни мученики…»

Вечер понедельника, утро вторника

Смиренное покаяние и прославление Иоанна Крестителя—тема этого богослужебного дня.

«Христос, Ты, будучи богатым, стал нищим и обогатил людей бессмертием и светом. Так и меня обогати добродетелями, освобождая меня от богатства мучения ада»,—призываем мы.

Мы исповедуем важное значение Иоанна Крестителя в жизни каждого из нас: «Твоим голосом мертвым благовестился Свет от Света воссиявший на земле и мы, находящиеся во тьме, просветились. Просвети и меня мрачного! Вот светильник, светящий во тьме жизни, вот ласточка, всем возвещающая весну, Христов великий Предтеча…» Прославление мучеников—это пример для нашей повседневной жизни: «Ваше свидетельство о Христе перед судьями оплевало силу демонов и освободило людей от прельщения… Терпение премудрых Христовых страстотерпцев светило больше, чем солнечное сияние, и поэтому погубило благодатью начальника тьмы (Диавола), и разрушило ночь безбожия, и просветило сердца верных».

Вечер вторника, утро среды

День Креста и страданий Христовых, день прославления Божией Матери.

«Ты распростер на Кресте ладони Свои, Щедрый, собрал народы, которые были далеко от Тебя (не знали Тебя)…». «Твоим Крестом, Христе, одно стадо стали ангелы и люди, и в едином соборе небо и земля веселится вопия: Господи, слава Тебе!». Богородица,—взывает каждый из нас,—«меня, уснувшего духовной смертью, лежащего в гробе отчаяния, скованного кандалами прегрешений, воздвигни Твоей молитвой..!»

Вечер среды, утро четверга

День святых апостолов и святителя Николая

Апостолы—«премудрые ловцы вселенной», «богогласные Христовы трубы, кони, возмутившие воду безбожия и привлекшие как из глубины людей к божественному пристанищу спасения». «Облаки, пролившие воду жизни, напойте мою душу, иссохшую бездождием страстей, чтобы она возрастила колосья добродетели». «Будучи лозы божественного мысленного винограда, вы, апостолы, возрастили божественные гроздья, источающие спасительное вино, потому и меня избавьте от пьянства страстей».

Святитель Николай всегда помогает обращающимся к нему: «Тебя, великого пастыря, и во всем подражателя первому Пастырю Христу, прилежно молим, Николай: упаси твоих рабов с высот священных, избавляя всегда от всех житейских напастей».

Вечер четверга, утро пятницы

День Распятия и смерти Иисуса Христа

«Ты простер пречистые Твои руки на Кресте, призывая тех, кто был далек от Тебя, приближая их к Себе».

Обращаемся с молитвой к Божией Матери: «ИзбавWь меня от бесплодия мысли, и помоги моей душе плодоносить добродетелями, Пречистая Богородица».

Вечер пятницы, утро субботы

День молитвы за умерших и прославление всех святых

В этот день мы духовно размышляем о жизни и смерти: «Какая жизненная сладость остается без печали? Какая слава непреложна на земли? Все это слабее тени, и призрачнее сна, в мгновение все это забирает смерть. Но в свете Твоего лица и в наслаждении Твоей красоты, покой тех, кого Ты избрал, Христе!». «Мертв был, и мертвым даровал Твою божественную жизнь и бессмертие, так и в вере покинувших тленную жизнь, сделай причастниками Твоего царствия».

 Бубнов П. В.,
преподаватель МинДАиС,
кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии пройдут IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состоятся выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.