Есть мнение

1 (1)По поводу будущего планеты Земля написано много книг и снято сотни километров киноленты. Ученые и исследователи разрабатывают программы, о том, что делать и как быть дальше… А что же думают сегодняшние студенты, о том, что человек в мире должен быть как священник в храме?

Дымовская Дарья, студентка II курса БГУ:

—Когда мы слышим слова «священник в храме», в нашем сознании возникает образ благочестивого, доброго и любящего духовного отца, который искренне радеет о спасении своей паствы, поучает, наставляет и советует. Он бережет имущество храма, следит там за чистотой и порядком, призывая к этому и прихожан, которые так же несут послушание на пользу храму.

Так каким же должен быть человек в современном мире, пусть даже далеком от идеала? Во-первых, несомненно, верующим, ибо человек без веры сегодня подобен кораблю, который, будучи увлекаем волнами житейского моря и гоним ветром страстей, плывет неведомо куда… Вера, прежде всего, укрепляет, дает надежду и отчетливо указывает ориентир наших стремлений, помогает понять, зачем мы рождаемся, для чего мы живем и почему вынуждены неизбежно умереть.

Деятельность человека по отношению к природе должна обладать по сути теми же чертами, что и поведение священника в храме: благоговение, бережное отношение, соблюдение чистоты и порядка, разумное использование природных ресурсов. Человек также должен соблюдать гигиену собственного тела, быть опрятным и аккуратным, ибо тело есть храм души. Но и это не должно доходить до крайности и переходить в страсть, так называемый «культ собственного тела», когда уже душа и дух телу подчиняются. Православный христианин, на мой взгляд, должен быть умеренным во всем.

В заключение хотелось бы провести еще одну очень важную параллель между поведением священника в храме и деятельностью человека в современном мире. Человек в мире должен быть целиком подобен благочестивому священнику в храме, что делает эти два понятия фактически тождественными. Ведь оба они горячо любящие своего Господа христиане, терпеливо претерпевающеие скорби и разумно принимающие радости, искренне кающиеся и идущие за Христом по жизни со словами: «Слава Богу за все!».

Власик Алеся, БГУ:

—«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»,—с этих слов начинается первая Литургия священника и будут начинаться все последующие. Священник возносит молитву Создателю, в ней прославляет не только Имя Господа, но и Царствие Его, Его господство над людьми и Вселенной. Эту славу возносит человек, посвятивший себя служению Богу, которое станет главным делом всей его жизни. Священник—это постоянный носитель Евангельского Слова и дела. Он прославляет Бога, исповедует, словом Божьим он просвещает людей и Божественной кровью питает жаждущие души. Священник в храме ведет себя благоговейно, понимает, что находится в присутствии Божьем и Ангелов.

Благоговейность в поступках, памятование о присутствии Божьем—это всегда должно иметь место в сознании человека. Человек добрый бережно, с любовью относится к природе, животным, орудиям своей деятельности, средствам своей жизни. При отсутствии бережных отношений сердце человека может огрубеть. Жаление животных и оберегание природы служит средством для душевного совершенствования человека. Любовное отношение человека к природе не должно ограничиваться одной бесполезной чувственностью, но должно отражаться в деятельности. По сотворении первых людей Бог сказал им: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле» (Быт.1,28). Природа живет и развивается, поэтому человек обязан содействовать ее развитию, сам нравственно совершенствоваться, оберегать землю от опустошения, насаждать лучшие растения, не отравлять атмосферу, не засорять мировой океан, не убивать птиц и животных ради потехи и пустого времяпрепровождения. Некоторые люди безжалостно истребляют полезных животных и нерасчетливо опустошают землю. Даже дети заражаются духом хищничества, разоряя гнезда, мучая насекомых и домашних животных. Наш Искупитель искупил вместе с человечеством всю тварь поднебесную (Кол.1,23), потому наше Евангелие есть Евангелие всей твари, наша надежда избавиться от суеты есть чаяние всей вселенной. Вся тварь воспевает явление Господа! «Вся тварь воспевает Тя явльшагося»,—произносится за первой молитвой на освящение воды при св. Крещении.

Относиться к миру внешнему по вере, жалеть и щадить все, что нас окружает—значит проповедовать Евангелие.

Адаменко Дмитрий, студент I курса машиностроительного факультета БНТУ:

—В сознании человека, в его идеологии «человек—властелин мира». Но это отнюдь не так. С религиозной точки зрения человек—всего-навсего раб Божий. Но, безусловно, человек на земле имеет какие-то права и цели. Человек может править животным миром, зачастую забывая о том, каково все-таки его предназначение. А священство и Церковь в целом помогают поставить человека на путь истины.

Ханцевич Ольга, студентка II курса машиностроительного факультета БНТУ:

—В природе существуют различные блага: солнце, чистый воздух, вода, растительный и животный мир. Но кроме всего этого существуют и негативные факторы, которые можно объединить одним словом—грязь. Это слово несет в себе двоякий смысл: для материалиста—грязь природы, а для человека духовного грязь—это зло. Он стремится разрушить зло, преодолеть, ему хочется чувствовать вокруг себя чистоту, сохранить чистоту во всем. Как священник в церкви старается помочь людям сохранить духовную чистоту, люди за гранью церкви стараются сохранить чистоту в природе.

Павел Юрченя, студент IV курса МинДС:

—Первое, на чем хотелось бы заострить внимание, так это на том, что священник, войдя в храм, осознает то, куда он вошел и с какой целью. Храм мы называем домом Божиим. Мы приходим в гости к Богу и от нас самих зависит, какими мы уйдем. Второе—необходимо посмотреть, как действует священник в храме, как совершает священнодействия. Таинства Церкви совершаются с благоговением, с любовью. Священник осознает, что он—только орудие в руках Божиих. Третье—какие великолепные у нас храмы: полно икон, росписей, цветных облачений, и все имеет свой смысл, все гармонично. Красота богослужения, красота пения разве не оставят хорошего впечатления?

Тогда почему бы нам не относится так и к миру? Ведь мир создан Богом, мир—Его дом. Любовь к природе, к животному миру я бы назвал молитвой к Богу. Хочется одного: чтобы человек был в мире, а не против него.

Библия повествует нам о шести днях творения. С какой любовью Бог создал мир. Мир создавался постепенно, по определенным промежуткам времени. Он был прекрасен! («Все было добро зело».) В новосозданном мире не было тех проблем, какие мы имеем сейчас: не было озоновых дыр, не было нефтяных пятен и т.д. Наш теперешний мир покалечен. И кто всему виной? Ответ один—человек. Сейчас, к сожалению мы не можем сказать, что у нас все «добро зело».

Иван Шибеко, студент IV курса МинДС:

—Человек был создан Богом, чтобы стать венцом творения, его вершиной в силу воспринятого божественного образца и возможности уподобления Творцу. Первозданный Адам, обладавший совершенной волей, разумом, чувствами, способный к доброделанию, был поистине священник в храме-мире, сотворенном Богом. После грехопадения положение изменилось. Сохранение изученного мира стало не только обязанностью человека, но и способом его спасения. Не секрет, что созерцание окружающего им мира есть один из важнейших методов богопознания, ведь в некоторой мере, познав творение, можно познать и Творца. Гармония в мире таинственна и священна, ее нарушение приводит к непоправимым катастрофическим последствиям. Природа отражает человеческую сущность.

Живая природа, имея живую душу, чутко реагирует на любые негативные проявления человеческой деятельности. Не только учеными, но и простыми людьми замечено, что в домах, где часто ссорятся и враждуют, комнатные растения начинают чахнуть, вянуть, в итоге погибают.

Денис Фенюк, студент IV курса МинДС:

—Если человек уничтожит все живое, сможет ли он жит1 (1)ь в чистом поле, или в лесу из небоскребов и сплошных асфальтных улиц и аллей. Я думаю—Господь дал этот мир не для того, чтобы мы уничтожали все естественное, природное и вместо этого сделали искусственное. Может быть, Господь терпит, пока человек не дошел до какой-то критической точки. Потом люди осознают смысл своей деятельности, но будет поздно. Человек в мире не может быть, как священник в храме! Потому что священник созидает храм, созидает приход, он делает все для спасения людей, для спасения окружающих. Человек же в мире убивает себе подобных ради наживы, а священник вообще не убивает людей, к нему наоборот приходят люди, чтобы он спасал души убитых в той мирской войне.

Михаил Данилов, студент IV курса МинДС:

—Все то, что окружает нас, создано Творцом, создано настолько красиво, настолько масштабно и продуманно, что многие люди, внимая всему созданному, пытаясь понять, как устроен окружающий нас мир, приходят в итоге к убеждению, что должен быть Некто, Кто все это создал и всем этим управляет. Будь то биолог или астроном, или физик, да любой ученый, если он не карьерист, не пишет диссертаций для «отмазки», но именно исследует, то, думаю, рано или поздно он все равно придет к этому вопросу:Кто Он, Который все устроил так дивно?

В Библии мы читаем, что и Соломон—величайший и богатейший—не одевался так, как созданы цветы полевые. И сам Соломон говорит, что нет человеку занятия интересней на земле, как изучение всего, что под небом. И здесь действительно он прав. Когда человек занимается изучением законов природы, у него возникает еще больше вопросов. И здесь некогда скучать и унывать.

Андрей Миронов, студент IV курса МинДС:

—Окружающая нас природа—это творение Божие. Через нее мы узнаем Творца. Здесь можно для наглядности привести в пример то, как христиане относятся к Священному Писанию: священнослужители при совершении служб кадят Его, отдавая тем самым почесть и уважение; миряне почитают Его как некую святыню, понимая, что это Слово жизни, которое приводит нас к жизни вечной. Но само по себе внешнее проявление уважения к Священному Писанию еще не дает человеку права быть причастником жизни вечной. Надо изучать, познавать, беречь то учение, которое содержит в себе Библия. Так происходит и с окружающим нас миром. Людям свойственно изучать, исследовать окружающий нас мир для того, чтобы лучше узнать и понять Его Творца. Тварный мир—это тоже Священное Писание.

Давайте представим, что священник, который благоговейно готовится к службе в храме, придет в храм просто, как на работу: быстрей бы отработать и домой. Поведение во время службы священника далеко от благоговения и уважения ко святыни. Он приступает к службе в грязном облачении, не вымыв руки, не прочитав положенных молитв; в храме у этого священника грязно и неуютно. Я думаю, что люди на этом приходе скоро станут «пасти самих себя» и вместо соли земли станут гнилью. Так и с окружающим нас миром: варварское, бездушное и безумное отношение людей просто убьет его.

Анатолий Гнатюк, студент I курса МинДА:

—Каждый человек, живя в мире, оставляет в нем свой след. По мере значимости и по величине этого следа остается и память о человеке. Одни оставляют после себя хороший след, другие плохой, не задумываясь о последствиях, которые принесет их деятельность.

Значение и задание человека в мире очень схожи со служением пастыря, который должен ухаживать, взращивать каждую личность, стараться помочь человеку найти свой путь к Свету. Он должен благоговеть перед каждой душой. Но ни в коем случае пастырь не должен перестраивать свое чадо на собственный манер и лад. Один из величайших пастырей нашего времени митрополит Антоний (Блум) сказал поразительные слова: «Мы должны научиться помогать ближним так, чтобы они сами этого не замечали, легонько поддерживая их, и при этом не требовали от них самоотдачи, благодарности». Не знаю прав я или нет, но думаю, что подобно такому отношению пастыря и прихожанина каждый человек должен благоговеть перед окружающей средой, должен заботиться и охранять ее. Но ни в коем случае не должен исправлять и подстраивать под себя, использовать нещадно ее ресурсы. Природа не требует от нас много забот о себе, она может существовать и без нашей помощи и потому мы должны хотя бы не мешать ей, а просто чуть-чуть поддерживать ее. Используя ее, но не уничтожая.

Игорь Волошин, студент I курса МинДА:

—Если священник в будет вести себя не так, как предписывают ему правила и каноны Церкви, то его приход долго не устоит, и обязательно распадется. Так и у природы есть свои правила и «каноны», нарушая которые человечество расстраивает дивную гармонию мироздания. Теперь часто случаются какие-то стихийные бедствия, которые уносят множество человеческих жизней. Эти стихийные бедствия—своеобразный призыв к человечеству, природа как бы говорит: «Относитесь ко мне бережней». Через каких-то пару десятков лет последствия могут стать уже непоправимыми, и тогда какой ответ мы сможем дать нашим детям, внукам?

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии пройдут IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состоятся выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.