Молитвы о небесном и земном

1 (1)Однажды простой человек, наблюдая за цветущим садом, понял тайну Воскресения Христова. «Умершая» природа возрождалась, при этом наполняя серый мир красотой и неповторимыми запахами. Церковь дорожит твореньем и всегда возносит Господу молитве о Земле, живущих на ней людях, животных и природе.

Человек с самых древних времен пытался понять один из самых сложных мировоззренческих вопросов: гармония или хаос, закономерность или случайность составляет основу существования мира. Если представить, что во Вселенной доминирует хаос, тогда у человека действительно нет никаких шансов достигнуть устойчивой гармонии.

Не может быть сомнения в том, что все, существующее в мироздании, подчиняется гармонии, причем вселенская гармония не мертва, не бездушна, не механична, а свидетельствует о Творце. Человек же—венец Творения, созданный по образу и подобию Всесовершенного Творца, наиболее разумное живое существо.

Для раскрытия этой мысли обратимся к богослужебным текстам Православной Церкви, которая всегда придавала исключительное значение богослужению. Lex orandi est lex credendi («Закон молитвы есть закон веры»)—на этом основополагающем принципе построена жизнь Православия. «Кто молится—тот богослов»,—утверждал один древний подвижник.

Через все литургические действия Церкви проходит мысль о гармоничном сосуществовании человека и творения. В своей поэзии Церковь выражает восторг и восхищение человека перед поражающим его воображение делом творения мира и через это—перед силой и величием Творца.

Поэтическая красота и богословская глубина песнопений достигают своего апогея в великих событиях Божественного домостроительства, таких как Рождество Христово, Распятие и Воскресение, поэтому прежде всего рассмотрим песнопения этих праздников.

Центральной темой гимнологии Рождества Христова является единство человека и творения, а также перспектива их совместного спасения. Событие Рождества Христова означает обновление всего мира. Рождение Творца—это и рождение для творения, и его воссоздание, об этом так говорится в каноне праздника: «Тварь вся новосотворися, радуйся и ликуй…».

Таинство Боговоплощения вместе с человеком празднует все творение: «Да веселятся горы, и удолия, и холмы, реки, море и вся тварь Господа ныне рождшагося величает». Автор песнопения олицетворяет, одушевляет творение и призывает его наряду с человеком играть главную роль в радостном торжестве о Рождении Христа. В этой связи усматривается ответственность и обязанность человека обеспечить их гармоническое сосуществование.

В церковных песнопениях Рождества Христова мы видим, что неодушевленная природа и человек показаны великими, их объединяет радость в связи с событием Рождения Избавителя. Пришествие Христа в мир, в историю и во время изменило их ход и сориентировало их к вечному спасению и славе.

Далее в богослужении, посвященном страданиям Господа на кресте, прослеживается также мысль, утверждающая, что весь видимый и невидимый мир скорбит о Божественном Распятии и Смерти Христа. В стихире из последования Страстей Христовых говорится: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся». Настроение песнопений Страстной Седмицы печальное, но в то же время множество церковных песнопений рассматривают страсти Христовы в свете Воскресения, и поэтому печаль, плач обращаются в оптимистическое свидетельство обновления и спасения всего творения: «Содержай вся на крест вознесся, и рыдает вся тварь, Того видящи нага висяща на древе, Солнце сокры, и звезды отложиша свет: земля же со многим страхом поколебася. Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен».

Воскресение Христово—это удостоверение и запечатление свидетельства спасения, которое принес Сам Христос. Православная Церковь прославляет событие Воскресения Христова с особой поэтической красотой, придает его празднованию исключительно торжественный характер. Богослужение праздника Воскресения Христова опять же указывает на участие в торжестве по этому случаю всего творения: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». В пасхальных песнопениях показано вселенское участие творения в торжестве Воскресения, которое воспевается как великое таинство с огромными последствиями для всего человечества и всего мира.

Многие гимны Рождества, Страстей и Воскресения Христова, обращаясь к теме избавления человека и всего творения, говорят об этом столь решительно и уверенно, что представляются как события, которые переживаются в настоящем.

Таким образом, Рождество, Распятие и Воскресение Христовы положили начало обновлению человека и вместе с ним всего творения, а также преображающему движению всего мира к совершенному бытию. Полное спасение человека и всего окружающего мира—это постоянное содержание надежды Церкви.

Другая важная часть церковной жизни, где также можно проследить теснейшую связь человека и всего окружающего мира,—это молитвы для общественных богослужений, таинств и различных моментов нашей жизни.

Многие молитвы, выражая близкую связь человека и творения, предусматривают освящение твари, чтобы она тем самым стала помощником и сотрудником человеку в его повседневных трудах. Эта связь обнаруживается и в том факте, что Церковь, освящая творение, параллельно использует его как освящающее средство, то есть сообщает человеку через видимый мир божественную благодать. Это мы часто видим в богослужебной практике Церкви, что показывает тесную связь человека и твари, а также многообразные услуги тварного мира человеку. Ведь даже в самом общении человека с Богом есть необходимость в участии творения.

Например, в чине Великого Водоосвящения в праздник Крещения Господня одна из молитв завершается такими словами: «И сподоби нас исполнится освящения Твоего причащением воды сия, и да будет нам, Господи, во здравие души и тела». Освященная тварь действует для исцеления всего человека: души и тела. Использование творения человеку необходимо, так как на нем базируется введение человека в новую действительность, отложение ветхого человека и облачение в нового. Далее испрашивается действие Святого Духа для освящения: «Ты убо, человеколюбче Царю, приди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотворю ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление…»

Снова и снова мы приходим к выводу, что человек нераздельно связан с творением, потому что он сам материально являет собой часть твари. Без участия творения общение человека с Богом не будет полным. Тем более христианские добродетели без их реализации в материальном мире останутся отвлеченными и мертвыми понятиями.

Исходя из этого, многие церковные молитвы, относящиеся, главным образом, к материальным нуждам человека, имеют окончанием надежду будущего наследия и жизни как цель сосуществования человека и творения.

В одной молитве из последования таинства Елеосвящения (Соборования) Церковь взывает: «Низпосли Святого Твоего Духа и освяти елей сей, и сотвори и помазующемуся Твоему рабу в совершенное избавление грехов его, в наследие Царствия Небесного». То же можно проследить и во всех молитвах церковного общения и благословения: начальное прошение молитвы—материальное благословение, а завершающее—вечное спасение, что и является целью всех молитв Церкви.

Таким образом, путь человека и его конечная цель теснейшим образом связаны с природой и этот путь во многом зависит от природы, потому что она движется вместе с ним и имеет те же чаяния, следовательно, всякое действие человека в его ежедневной деятельности, позитивное или негативное, отражается и на окружающей нас среде.

Удаление человека от Бога стало следствием дистанции и между самими людьми, а также—с прочим творением. Это явилось причиной пустоты в бытии человеческой личности, против чего решительно выступило богословие Нового Завета, учение святых отцов, богослужебное предание и церковное искусство.

 Александр Пальчевский,
студент III курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.