Одно творение

1 (2)Учение Нового Завета об отношениях человека и творения уходит своими корнями в Ветхий Завет. «Но только христианство породило невиданную ранее влюбленность в тварь,—пишет священник Павел Флоренский.—«Чувство природы»,—если разуметь под ним отношение к самой твари, а не к ее формам,—это чувство всецело христианское».

Отношения человека и творения в библейской истории заключены в условиях сосуществования и взаимовлияния. В других представлениях древнего мира, его философских воззрениях, человек не ставится ни перед какой ответственностью по отношению к творению, оно существует само по себе. Положение человека здесь исключает его полную независимость, так как человек замечает, что часто он находится под властью твари.

Таким воззрениям древнего мира о происхождении вселенной, об отношениях человека и творения решительно противостало Священное Писание. Базовому тезису философии о том, что из ничего не может стать ничего, было противопоставлено учение Ветхого Завета о творении Богом мира из ничего. В Новом Завете творение и человек ставятся в совершенно иную перспективу. Их связь строится на пришествии в мир Христа и имеет спасительное продолжение.

Богословские идеи Ветхого Завета переходят в Новый Завет и вдохновляют его писателей, которые, однако, следуют своему пути. Священное Писание Нового Завета часто обращается к событиям творения мира и использует при этом ветхозаветную терминологию. Новое в Новом Завете составляет тот факт, что он расширяет позиции Ветхого Завета. Новозаветное богословие использует Ветхий Завет вспомогательным источником достижения новозаветных целей. Творение человека в Новом Завете рассматривается в перспективе спасения человеческого рода. Поэтому новозаветные отношения между человеком и всем прочим миром, соответственно, ориентируются на пришествии в мир Спасителя.

В Новом Завете тема «Бог—человек—тварь» особенно ярко представлена в богословии апостола Павла. Апостол исповедует, что Бог—Творец всего, и человек не должен заблуждаться и обращаться к природным элементам творения с надеждой на свое спасение, так как и сама тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божьих (Рим. 8, 19). Таким образом, поклонение надлежит принести Сотворившему, а не твари (Рим. 1, 25).

Косвенные ссылки на отношения человека и твари делаются в Новом Завете с точки зрения факта, что Бог—не только Творец природы, но и человека. Человек, согласно Новому Завету,—творение Божие, наделенное преимуществом в сравнении с прочим творением. Отличие человека от других творений выражается в характеристике человеческих отношений с Богом. Для этого в Писании используются образы из повседневной жизни, такие как отец—сын, строитель—строение, господин—раб и т. д. Эти образы применимы и к отношениям человека и творения в новозаветном учении о спасении человека от рабства греху, ветхозаветного проклятия и смерти.

Рабство греху—состояние вражды по отношению к Богу. Оно отражается на всей деятельности человека и в окружающем мире. Сама по себе тварь не рассматривается в Священном Писании как нечто негативное. Человек, используя ее неправильно, сообщает ей негативный характер, проецируя на нее свои настроения, духовное состояние и вину. При этом изменяются и сами отношения человека с Богом и миром. Греховные настроения человека материализуются в тварном мире и часто обращаются против него. Однако мир, как и человек,—творение Божие и существует для служения человеку. Поэтому он должен использоваться разумно, а не стать поводом для поиска в нем обеспечения вечности. Мир и человек находятся в неразрывном единстве. Непослушанием первого человека вся природа невольно подчинилась закону тления и смерти. Однако в новой действительности, с присутствием Христа в мире, творение имеет надежду, что оно—рядом с человеком и вместе с ним освободится от гибели. В Новом Завете человек—«новое творение», а в лице человека обновляется и весь мир, ожидая свою будущую славу.

Таким образом, новозаветные принципы об отношениях человека и всего творения повторяют и продолжают ветхозаветные. Сотворенный Богом мир—это творение любви Божьей, и лишь любовью человека он может быть сохранен и может исполнить свое назначение.

 Мачан К. К.,кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.