Царь зверей—друг людей

Когда мы в цирке смотрим на дрессированных животных, то любуемся, как умело справляются с ними дрессировщики. Им надо много поработать, прежде чем выпустить животных на арену. В истории Православной Церкви есть множество примеров, когда дикие животные без какой-либо дрессировки при всей своей дикости покорялись святым людям.

Когда в Раю Бог повелел человеку дать имена животным, для Адама это не составило особого труда. Находясь в тесном общении с Богом и живя в совершенной гармонии с творением, праотец видел и понимал сущность каждого зверя. В данных именах зверей полностью отражены их характер, повадки, образ жизни, внешние особенности… Первозданная гармония достигала того, что в Эдеме животные были безопасны друг для друга, не говоря о человеке, хранителе Сада. Но все изменилось с грехопадением: на земле стали произрастать сорняки, а среди животных появились хищники, которые перестали видеть в человеке образ Божий. Но со временем и человек научился охотиться на животных, некоторые были приручены и стали «кормильцами семей». Вот только держать их нужно было обязательно на привязи или в загоне. Иначе они могли разбежаться, ощущая в себе некогда потерянную свободу…

Приручить оказалось возможным и дикого зверя—дрессированные животные в цирке тому подтверждение. Но без плетки и клетки этого не удается даже самому одаренному дрессировщику.

Святой же Герасим Заиорданский смог приручить дикого льва. Однажды, во время прогулки по берегу реки Иордан, Герасим увидел громко рычащего льва. Зверь был необыкновенно большой, и его страшный рев распугал все живое в округе. Увидев святого, огромными прыжками лев бросился к нему и упал у ног старца. С плачущим ревом зверь протянул Герасиму распухшую лапу. Она гноилась и кровоточила от глубоко вонзившегося острого тростника. Старец промыл рану и обвязал ее чистым куском полотна. Пока шла операция, лев не шелохнулся а после нее он уже не отходил от своего исцелителя.

В лавре святого Герасима был осел, возивший воду из Иордана, которого охранял лев. Старцы привыкли поручать льву охрану осла, которого огромный зверь послушно сопровождал к реке. Как-то раз случилась беда: осла угнали погонщики верблюдов. Святой Герасим решил, что лев растерзал животное, и в наказание повелел льву самому носить на себе воду для монастыря до тех пор, пока братия не сможет купить другого осла. Спустя время осел нашелся, и святой Герасим понял, что лев не виновен в убийстве, и в утешение, а может в награду дал хищнику имя Иордан.

Когда преподобный Герасим умер, лев Иордан был в пустыне. Вернувшись, он, как обычно, стал искать своего авву. Ученик старца Герасима пытался объяснить Иордану, что старец покинул их навсегда, но лев все равно ревел, метался по монастырю, разыскивая святого Герасима. Когда Иордана привели на могилу старца, то лев страшно взревел, ударился головой о землю и скончался.

Нечто подобное можно увидеть и в житиях многих других святых. Так, например, преподобный Сергий Радонежский, ведя отшельнический образ жизни, часто делился куском хлеба с медведем. Святой Герман Аляскинский кормил птиц сушеною рыбою, и они во множестве обитали около его келий. Под келией у него жили горностаи. Эти маленькие зверьки, когда ощенятся, недоступны, а отец Герман кормил их из рук. Когда старец умер, птицы и звери удалились. Многие посетители Саровского леса наблюдали, как святой Серафим из рук кормил огромного медведя. Святой Макарий Египетский (IV в.), однажды помолившись, исцелил слепого детеныша гиены. В благодарность за это на следующий день гиена принесла преподобному шкуру овцы. Увидев шкуру, святой Макарий ответил гиене: «Я не возьму эту шкуры, потому что ты растерзала у кого-то овцу». Но гиена не хотела уходить, она стала на колени и держала протянутую шкуру. «Поклянись, что больше не будешь убивать овец у бедных». Животное склонило голову, как бы в знак согласия. Когда епископ г. Фрайзинга Корбиниан направлялся в Рим, на лесной дороге медведь загрыз его вьючное животное. Тогда епископ приказал косолапому везти его в Рим.

Эти примеры дают нам некое представление о том, какое согласие было в Раю между человеком и природой. Адам был сотворен Богом по образу и подобию Своему. Святые угодники, стремясь к совершенству, восстанавливают в себе этот первоначальный образ, бывший у Адама. И если нам стремиться к этому, то взаимоотношения с окружающим миром наладятся не только для каждого лично, но и для всего человечества.

 Александр Карпук,
студент II курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.