Школа любви

1В одной древней рукописи, не вошедшей в текст Евангелия, есть замечательное место. Однажды Христа спросили, когда же придет Его Царство. Господь ответил, что Царство Небесное, на самом деле, уже пришло, и оно там, где двое—уже не двое, а одно. Это удивительное единство мы именуем браком—школой Божественной Любви.

Проблема семейных взаимоотношений стоит перед большинством из нас, ведь все мы сталкиваемся с ними с первых дней нашей жизни. Как счастливы семьи, в которых родители всегда с любовью относятся друг ко другу, умеют забывать себя ради других и просто любить, не взирая ни на что! Наверное, именно поэтому молодоженам чаще всего желают взаимопонимания и любви (это я сужу не понаслышке, а по собственным, еще весьма свежим воспоминаниям).

Для меня вопрос о том, какими должны быть взаимоотношения супругов, в связи с недавней женитьбой стал весьма насущным. Естественно захотелось узнать, что об этом говорит Священное Писание и творения Отцов.

Первыми супругами, как известно, были Адам и Ева. Их история является ключом к пониманию сути брачных отношений, даже если не касаться грехопадения.

Итак, согласно Книге Бытия, Бог создал весь видимый мир за шесть дней. Рассказ о каждом дне творения заканчивается повествованием о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Он сотворил первого человека, то через некоторое время сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника по нему» (Быт.2:18). Удивительный контраст—до сих пор все было хорошо, но … вот Адам не нашел полноты жизни в своем человеческом одиночестве! И Господь, увидев это, сотворил ему в помощники жену. Это было необходимостью, так как без жены бытие человека не было целостным, оно не было «добро зело». У любознательных людей сразу возникает вопрос: почему? Почему Адаму было плохо жить на земле в одиночестве? Неужели ему для полноценного существования не было достаточно общения с Богом?

Всю глубину Божественного замысла при сотворении жены раскрывают нам Святые Отцы. Они учат, что основной целью брака является достижение богоподобного единства, причем не только единства плоти, но и души и духа. «Любовь такова,—пишет святитель Иоанн Златоуст,—что любящие составляют уже не два, а одного человека, чего не может сделать ничего, кроме любви … Когда муж и жена соединяются в брак, они не являются образом чего-то неодушевленного, но образом Самого Бога». О том же говорит и святитель Феофил Антиохийский: «Бог, чтобы показать таинство единства Божия вместе сотворил жену и Адама, и для того, чтобы между ними была большая любовь».

Оказывается, в браке нам может открыться тайна Пресвятой Троицы—единой по существу и троичной в Лицах. В подлинном христианском браке всегда присутствуют трое: муж, жена и Бог—объединяет же их всех взаимная любовь. Такой брак на самом деле являет собой начало Царства небесного на земле. Верующая семья должна стремиться в своей жизни осуществить этот идеал. Ведь каждый из нас желает достигнуть Царства небесного, вечной жизни. Я убежден, что по-настоящему любящий человек не сможет быть счастливым без своей любимой даже в Царстве небесном. В подтверждение этого приведу слова великого Златоуста: «Брачная любовь есть сильнейшая … —пишет святитель.—Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости».

Помните, у апостола Павла в «Гимне любви» есть похожие по смыслу слова: «Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8). «Сказать человеку: „Я тебя люблю“— то же самое, что сказать ему: „Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь“,—так прекрасно и глубоко раскрыл смысл этого изречения французский писатель Габриэль Марсель.

Конечно же, звучит это все очень красиво и замечательно, но как это осуществить в нашей жизни, не всегда понятно. Просто любить? Но ведь любовь бывает очень разной: это и юношеская влюбленность, и страстное вожделение … но бывает и тихая светлая Любовь, слышимая в «гласе хлада тонка».

В таких раздумьях я вдруг вспомнил послание апостола Павла к Ефесянам, а именно вторую часть пятой главы, где как раз и говорится о супружеских отношениях. Апостол приводит весьма интересный образ брака. Он сравнивает отношения супругов с отношениями Христа и Церкви. Непонятно, на первый взгляд, как такой образ может быть приложим к реальной семейной жизни. Давайте просто внимательнее прочтем этот отрывок: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель … Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. … Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22-33).

Что касается слов «жена да боится своего мужа», я думаю понятно, что здесь имеется ввиду не животный или рабский страх, а страх обидеть или чем-то расстроить любимого. А вот по поводу апостольской фразы «жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу» у многих представительниц прекрасной половины человечества (пускай даже и не относящих себя к разряду феминисток) наверняка появятся возражения. Хорошим мужьям «повиноваться» даже приятно, но что делать, когда муж перестает быть «хорошим» в понимании жены. Не будем, однако, забывать, что эти слова предназначались и для тех христианок, чьи мужья являлись язычниками (такая ситуация была весьма распространенной в то время). Впрочем, и в нашем XXI веке очень часто бывает, что у верующей жены муж либо вовсе неверущий, либо относится к религиозной жизни жены как к позволительной слабости. Как же быть в таком случае?

По единодушному мнению большинства толкователей, эти слова апостола Павла следует понимать буквально, то есть и в такой ситуации также следует повиноваться. Посмотрим, что говорит по этому поводу такой весьма авторитетный толкователь Священного Писания, как блаженный Феофилакт Болгарский: «Повинуйтесь, зная, что служите Богу, то есть если и не для мужа собственно, но, по крайней мере, для Господа. Ибо, если противящийся высшей власти противится повелению Господа, то тем более противящаяся мужу. И напротив, повинующаяся мужу повинуется Господу». Да и как не повиноваться из любви супругу, который охраняет свою жену и старается заботиться о ней. А если не охраняет и не только не заботится, но и постоянно обижает, расстраивает и всячески унижает? Как поступать в такой незавидной ситуации?

Как бы не тяжело было это делать, но подчиняться, слушаться и очень терпеливо относиться к мужу следует и в этом случае. Ведь если жена любит мужа, даже такого, то и он будет иметь надежду на спасение по слову апостола: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1Кор. 7:16). Чуть раньше он пишет, что «неверующий муж освящается женою верующею» (1Кор. 7:14).

Для мужей апостол Павел дает очень верный и на самом деле практичный образ христинаского отношения к жене. Мужа он сравнивает со Христом, а жену—с Церковью. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что апостол призывает мужей любить своих жен в такой мере, как Христос возлюбил Церковь. «Если бы нужно было пострадать и даже умереть за нее, не отказывайся. Ибо ты, как уже соединенный с нею любовью, сделаешь это…». Возникает закономерный вопрос и в отношении жен: всякую ли жену нужно любить, или только хорошую? «Он [Христос] совершил это, когда находилась она [Церковь] во вражде к Нему и была прелюбодейцей. И как Он уклонившуюся от Него возвратил к Себе не угрозами и насилием, так и сам ты, если бы заметил, что жена удаляется от тебя и ищет разгула, постарайся привлечь ее к себе большей любовью и попечением. И если бы ты потерпел что-нибудь ради нее, не упрекай; потому что и Христос не упрекает Церкви…».

Однажды некий благочестивый юноша поинтересовался у старца Паисия Святогорца: «Батюшка, найду ли я красивую девушку, чтобы с утешением жениться?», на что он, улыбаясь, ответил: «Если все найдут себе красивых девушек, тогда что с остальными будем делать? Солить?». Такой вопрос вполне характерен для молодых людей. Действительно ли телесная красота девушки (парня) является столь важным условием для создания семьи? Святитель Иоанн Златоуст наставляет христианина по этому поводу: «Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю; и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным. Ищи красоты души, подражай Жениху Церкви».

Любая телесная красота временна и очень скоро увядает, а душевная—переходит с человеком в вечность. Со временем в хорошей христианской семье она становится все более заметна окружающим. Отец Александр Шмеман в своей книге «Таинство любви» приводит замечательный пример такой семьи: «Однажды в погожий осенний день я увидел в сквере парижского рабочего предместья на скамейке престарелую и, очевидно, бедную пару. Они сидели молча, взявшись за руки, и так явно наслаждались бледным светом и теплом осеннего дня. Они молчали, все слова были сказаны, страсти изжиты, бури утихомирены. Жизнь была позади, но она была сейчас и здесь—в этом молчании, в этом свете, в этом тепле, в этих безмолвно соединенных руках. Это была жизнь, готовая для вечности, созревшая для радости. И это навсегда осталось для меня образом брака, его поистине небесной красотой…».

 Владимир Долгополов,
студент 4-го курса МинДС

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.