В этот день закрывались пабы

1В наше время многие традиции, вызревавшие веками, упрощены, извращены и подогнаны под требования сегодняшнего дня. И публика совсем не догадывается, что иногда даже самые антихристианские культурные феномены возникли именно из христианства. Теперь содержание их поменялось коренным образом. Осталась только вывеска…

Что за бренд?!

Специалисты из рекламных агентств, работающих на просторах бывшего СССР, очень любят пополнять свои лексические закрома терминами из западных языков.

«Обязательно напиши рекламную статью про этот новый бренд нашего клиента…»,—сказал мне как-то знакомый рекламщик. Прямо-таки помешались они на этих брендах! Но это не удивительно. Рынок постепенно перенасыщается схожими товарами, вот все и борются за потребителя, создавая некую эмоциональную связь с ним посредством бренда (то есть, если говорить коротко, образа марки товара или услуги). Во многих сегментах рынка идут брендовые войны за покупателя. Но есть такие бренды, создание которых выгодно практически всем игрокам одного или даже нескольких секторов.

Речь идет о праздниках, которые искусственно вводятся в наш календарь (относится сюда и модернизация уже существующих). Чего стоит одно только «модернизированное Рождество» (не путать с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа). Даже жители Китая все больше привыкают к тому, что 25 декабря нужно покупать подарки, елочные игрушки и т.д. Ясно, что эта западная традиция, в которой Спаситель, бывший когда-то центральной фигурой праздника, отсутствует, лишь номинально остается христианской. В качестве главного персонажа нам предлагается старичок Санта-Клаус—довольно сильно трансформированный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Пожалуй, нет ничего дурного, когда он или наш Дед Мороз (бывший славянский бог Зюзя) поиграют в массовика-затейника на детских утренниках и снова уезжают в свои ледяные хоромы. Однако коммерческой санта-клаусовской подделке мы можем противопоставить наши православные традиции, которые пока еще крепко держатся в массовом сознании. Но по-другому обстоит дело с другим христианским праздником—Днем Святого Патрика.

Зеленые реки, чикагские берега…

Чего только не творят в США под лозунгом «Saint Patrick’s Day» (День Святого Патрика отмечается 17 марта). В Чикаго, например, недавно вошло в моду красить в зеленый цвет… реку. Для этого используется особое, экологически безопасное вещество (как утверждается), которое ранее применяли для выявления заторов в канализации или каких-то других водопроводных изысканий. Вслед за столицей Иллинойса эту моду пытаются подхватить другие города. Возможно, скоро производители специальной краски смогут неплохо заработать, хотя это пока под вопросом. Совсем по-другому обстоит дело с пивоваренными компаниями, барами и другими участниками закусочно-алкогольной индустрии. Им прямо в руки текут реки зеленой валюты. Производителям волынок, наверное, тоже кое-что перепадает. Ведь американцы ирландского происхождения установили в США обычай устраивать в День Святого Патрика праздничные шествия, во время которых народ что есть силы трубит в эти самые волынки.

В последние годы такие традиции стали интенсивно распространяться и в Европе. И вот уже в Москве начинают проводить парады, пить пиво и т.д. в честь Saint Patrick’s Day. Элементы ирландской культуры используются все большим количеством пивных дилеров не только из Москвы и других регионов России, но и бывших советских республик. Пивбары заменяются стилизованными пабами. Через какое-то время эта тенденция может усилиться. Ведь придав такому до боли знакомому напитку как пиво экзотический ирландский облик, можно еще более успешно продвигать этот продукт на рынке.

Как же относиться православным христианам к подобной маркетинговой стратегии? Наверное, нужно просто ознакомиться с христианской традицией почитания святого равноапостольного Патрика, просветителя Ирландии и попытаться донести ее до окружающих. Этим, собственно, и занимаются члены православного молодежного клуба «Трилистник» из Санкт-Петербурга (www.trilistnik.ru). Двое из них, Денис Самойлов и Сергей Смирнов, дали мне интервью.

— Почему вы решили популяризировать у нас кельтских святых?

— Наш клуб миссионерский, поэтому мы постоянно ищем точки соприкосновения со светской молодежью в тех областях, где можно заговорить с ними о Христе. Увлечение молодежи кельтской фольклорной музыкой и танцами как раз дает такой повод. Ведь почти никто из тех, кому интересно кельтское музыкальное творчество, не знает о том, что традиционная кельтская культура получила мощное развитие в связи с просвещением Ирландии и Шотландии светом Христовым, также, как это было у нас на Руси. И мы решили создать в нашем клубе оазис кельтики, где можно и поиграть музыку, потанцевать, обменяться опытом и в непринужденной форме поговорить об истории Ирландии, Шотландии и самобытной Кельтской Церкви. Это тем более важно сейчас, когда кельтская тема активно эксплуатируется различными оккультными течениями и сектантами. Косвенно наша деятельность была благословлена руководителем нашего епархиального отдела по делам молодежи отцом Артемием Скрипкиным. Он взял икону святого Патрика на первую православную миссию на Грушинском фестивале авторской песни в 2003 году и даже поставил её в алтарь походного храма. После этого и возникла идея создания нашего миссионерского клуба. Кроме этого, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил нас проводить День Святого Патрика в 2004 и 2005 годах в клубе при университетском храме святых апостолов Петра и Павла Российского государственного педагогического университета имени Герцена.

— Кто написал икону равноапостольного Патрика, которую можно увидеть у вас в Питере? Есть ли также иконы других кельтских святых?

— Ее написал наш друг—иконописец Дионисий, который живет в Питере на Васильевском острове. На ней, как клейма, вписаны иконы святых Коламбы Айонского и Брендана Мореплавателя. Иконы кельтских святых есть еще в клубе «Имрам» в Хабаровске, а также в русской православной общине в Бретани (Франция). У них есть еще иконы семи отцов-основателей Бретонской Церкви, которая была частью древней Кельтской Церкви.

— Встречали ли вы непонимание со стороны других православных?

— Непонимание—это первая реакция, связанная со стереотипом: «если западное, то католическое, а это плохо». Также нам задавали вопросы: «Что вам русских святых не хватает? Зачем вам кельтские?». Но если у вопрошающего достаточно терпения, чтобы выслушать аргументацию, то все становится на свои места. Тогда он понимает и про миссию этих святых, и про неразделенную древнюю христианскую Церковь.

— Как вы относитесь к современной светской традиции празднования Дня Святого Патрика?

— Американская традиция, включающая в себя подчас чрезмерное употребление пива и виски, своим существованием обязана ирландской диаспоре в Америке. И некоторые ее проявления иной раз весьма оскорбительны для христианского религиозного чувства. Мероприятия типа «похмелье святого Патрика» разрушают не только религиозную сферу, но и являют собой культурную катастрофу. В Ирландии праздник традиционно всегда приходился на пост и был весьма аскетичным—закрывались все пабы и другие питейные заведения.

— Наверное, помимо «апостола Ирландии» есть еще ирландские подвижники благочестия, о которых вам хотелось бы рассказать?

— Это святые Коламба Айонский и Брендан Мореплаватель, про которых мы уже упоминали, а также святая Бригитта Килдарская и святой Айдан.

— Что сделали эти святые для распространения христианства у кельтов?

— Святой Коламба Айонский был наследным принцем Ирландии, потом—монахом и аббатом в монастыре на острове Айона, но позже стал просветителем Шотландии. Кроме того, он явился великим реформатором Кельтской Церкви, будучи основоположником так называемого «зеленого мученичества»—странствия ради Христа с целью обогащения духовной мудростью у подвижников веры и просвещения язычников. Странствующие кельтские миссионеры сыграли огромную роль для просвещения Северной Европы и Скандинавии. Так, норвежская княжна Ингегерда была крещена с именем Анна странствующим кельтским епископом. Теперь мы знаем ее как святую Анну Новгородскую. Кроме того, когда Северная Европа (особенно Германия) после падения Римской империи стала стремительно падать во тьму язычества, то странствующие ирландские миссионеры активно препятствовали этому процессу, активно благовествуя, тем самым они как бы просвещали Европу заново, но только уже с севера. «Плавание святого Брендана» является одновременно памятником литературы и ярким агиографическим произведением, элементы которого можно встретить в житиях шведских, норвежских и даже русских святых.

— Святой Патрик, неся учение Христово в Ирландию, наверняка сталкивался с язычниками-друидами. Как это отразилось на местном христианстве?

— Это можно увидеть на двух примерах из проповеди равноапостольного. В одном из споров с друидами он спросил их: «Чему вы покланяетесь?». Они ответили: «Мы покланяемся Солнцу», и нарисовали на земле круг. Тогда святой перечеркнул его крестом и сказал: «Мы тоже покланяемся Солнцу правды—Христу, Богу нашему». Так возник так называемый «Кельтский крест», который можно увидеть и в Новгороде, Изборске и Старой Руссе. Кроме того, у друидов были смутные представления о языческом триедином божестве, сущность которого они объясняли своим адептам на примере листка клевера с тремя лепестками. Равноапостольный Патрик с помощью растения объяснял язычникам тайну Пресвятой Троицы, то есть побеждал друидов их же оружием.

Так появились два символа Ирландии, которые одновременно являются символами благодатного домостроительства Церкви, в котором не только сокрушаются идолы, но и создается христианская символика на основе лучшего, что есть в язычестве.

— Патрик и другие кельтские святые, как я понимаю, не вошли в наши святцы (я нашел только Патрикия). Почему?

— Дело в том, что святцы составлялись во время, когда Западная Церковь уже отпала от Православия, поэтому в них были включены святые из византийских Миней и наши русские святые. В январе 2005 года отец Стефан Платт из Сурожской Епархии РПЦ подал в комиссию Священного Синода по канонизации список святых Кельтской Церкви для внесения в русские святцы. Среди них был и святой равноапостольный Патрик, просветитель Ирландии. Комиссия предложила рассмотреть этот вопрос после того, как пройдет вся работа по подготовке материалов житий и богослужебных текстов. А прошлым летом мы узнали, что Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры уже готовит материалы для издания житий некоторых кельтских святых.

 Материал подготовил
Василий Малашенков (Витебск)

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.